Приглашение на казнь. Сократись, Сократик!
Главный герой романа, Цинциннат Ц, молодой воспитатель умственно больных детей, осуждён за преступление, наказуемое высшей мерой наказания, то есть казнью. Хотя его преступление зовётся «гносеологической гнусностью», смысл его заключается в том, что Цинциннат не такой, как другие обыватели. Практически всё действие в романе происходит в крепости-тюрьме, где Цинциннат ожидает казни. Он сидит в камере, ведёт дневник и размышляет о своей участи.
Его посещают тюремщик Родион, адвокат Роман и начальник тюрьмы Родриг Иванович, чья маленькая дочка Эммочка тоже время от времени заходит в камеру заключённого. Она является своего рода куколкой, из которой позже выйдет не то гусеница, не то бабочка — Лолита. В соседней камере будущий палач Цинцинната, Пьер, играет роль его товарища по несчастью, чтобы подружиться с будущей жертвой по странной традиции этой страны.
Роман «Приглашение на казнь» во многом сюрреалистичен. И сама тюрьма, и общество, представленное через неё, — всего лишь карикатура, жалкая декорация, которая рассыпается в конце подобно карточному домику.
Но я не буду на этом задерживаться, поскольку сегодня мне хотелось бы остановиться на образе главного героя. Тем более что, на мой взгляд, основная тема произведения — судьба художника в широком смысле этого слова.
Цинциннат — начинающий писатель, и на протяжении всей книги он раскрывает свой талант.
Даже несмотря на то, что мучительно боится не успеть, боится, что не хватит времени завершить работу.
Вот как он сам пишет об этом:
«Но как мне приступить к писанию, когда не знаю, успею ли, а в том-то и мучение, что говоришь себе: вот вчера успел бы, — и опять думаешь: вот и вчера бы...»
Но, даже несмотря на страх, именно литература помогает ему прийти к познанию самого себя через творчество.
Итак, перед нами человек с особым видением мира, который по-своему пытается передать это видение другим. Его жизнь как бы заключена в парадокс: у него есть личный язык, единственно пригодный для выражения его видения мира, но он непонятен его простоватой аудитории. Таким образом, тюрьма Цинцинната как бы раздваивается. На более поверхностном уровне он сидит в реальной тюрьме за совершение преступления против мира победившей пошлости. На более глубоком уровне он заключён в темницу языка.
Как мне кажется, образ Цинцинната соответствует архетипу Отшельника. Неслучайно он производит впечатление тёмного, непроницаемого. Цинциннат аскетичен и отстранен, он любит уединённость и склонен к размышлениям, хотя бывает излишне погружён в себя.
Его отвергает и не понимает общество, но и сам он не стремится быть его частью. Это и многое другое роднит главного героя «Приглашения» с архетипом Отшельника.
Так или иначе фигура Цинцинната показывает нам «последнего поэта». Он становится последним творцом в бездуховном мире, если угодно, козлом отпущения, которого прозрачные, проницаемые люди, или недочеловеки, решили принести в жертву. Да, на мой взгляд, единственный настоящий человек в романе — Цинциннат Ц. Неслучайно героя одолевают подобного рода мысли:
«Хочу поделиться с вами некоторыми своими умозаключениями. Я окружен какими-то убогими призраками, а не людьми. Меня они терзают, как могут терзать только бессмысленные видения, дурные сны, отбросы бреда, шваль кошмаров — и все то, что сходит у нас за жизнь. В теории — хотелось бы проснуться. Но проснуться я не могу без посторонней помощи, а этой помощи безумно боюсь, да и душа моя обленилась, привыкла к своим тесным пеленам».
Тюремный мир Цинцинната — только один из миров романа, так как в воображении он рисует совсем иной, идеальный мир, в котором он — свободный гражданин, живущий среди людей, говорящих на его языке.
Цинциннат пишет:
«Он есть, мой сонный мир, его не может не быть, ибо должен же существовать образец, если существует корявая копия».
Однако любые попытки попасть в этот мир, проще говоря, сбежать, приводят его обратно в крепость. Таким образом, стремясь выбраться из тюрьмы своего «я», герой ввергает себя в ещё большую несвободу.
И только в конце романа Цинциннат понимает, что спастись он может, только если отвергнет этот насквозь пошлый и фальшивый мир.
Обратите внимание, как начинает разваливаться и рассыпаться этот мир театральных декораций и фарса в конце романа. Этот процесс ускоряется, когда Цинциннат поднимается на плаху и кладёт голову на колоду.
Он считает до десяти, тень топора пробегает по доскам пола, причём: «один Цинциннат считал, а другой Цинциннат уже перестал слушать удалявшийся звон ненужного счёта…».
Затем Цинциннат встаёт и уходит от эшафота, не обращая внимания на протесты бывших тюремщиков и толпы, которая становится всё более прозрачной.
И, хотя есть намёк на то, что казнь состоялась, конец неоднозначен. Кто умирает? Цинциннат или весь мир?
«Цинциннат пошёл… направляясь в ту сторону, где, судя по голосам, стояли существа, подобные ему».
Эта, завершающая, строка романа показывает освобождение главного героя. Освобождение от страхов и сомнений, от пошлости и фальши, от кукол и марионеток. Цинциннат, который на протяжении всего романа так боится смерти, боится «проснуться», побеждает этот страх. Он наконец свободен.
Приглашение на казнь. Сократись, Сократик! (эссе)
Свидетельство о публикации №122121102673