Как правильно подготовиться к Рождеству Христову?

ПРОПОВЕДИ ПРАВОСЛАВНОГО СВЯЩЕННИКА
недавно расшифрованные из аудиофайлов

Проповедь на Божественной Литургии в Казанском Храме
посёлка Октябрьский

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!
«Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за всё благодарите», - такие слова Апостола Павла мы слышим в назидание православным христианам. Сегодня Святая Православная Церковь, в этот день начинает Рождественский пост. Сегодня мы вспоминаем память Преподобного Паисия Величковского – этого удивительного Святого, который смог у нас на Руси возродить старчество.
Почему же так удивительно Господь соединил начало Рождественского поста в Воскресный день и память Святого Паисия Величковского – стяжателя Иисусовой молитвы, возродителя старчества? У Церкви не бывает ничего просто так. Мы с вами, если только будем внимательными то, что происходит в Церкви к тому, что мы с вами можем лицезреть во время Богослужения, то мы с вами получим огромную пользу для спасения наших душ.
Святой Паисий Величковский не был русским Святым, он жил в Молдавии. Но он принёс для нашей Руси, для нашей России такую огромную пользу, что, если бы не было Паисия Величковского, то и не было сейчас столько Святых у нас на Руси. Об этом можно сказать чётко и прямо. Посмотрите на XX век: сколько было мучеников за Христа. Они всё претерпели и не сломались – это благодаря тому, что у нас на Руси были монастыри такие, как Троицкая Сергиева Лавра, Оптина пустынь. И там были старцы, и эти старцы, в особенности Оптинские старцы, и были ученики Преподобного Паисия Величковского, которые смогли перенять у него Иисусову молитву. Он, умирая, передал вот этот великий дар непрестанной молитвы. Это великое счастье для нас, православных людей, иметь молитву. Мы сейчас можем пользоваться вот этой молитвой.
Удивительным образом сегодня память Паисия Величковского, и Рождественский пост начался. Как же мы можем эти два события соединить? Рождественский пост – это приготовление к Рождеству Христову. Рождество Христово – это рождение Младенца. Мы все с вами родители, у многих из нас есть дети, внуки и правнуки. Мы знаем, что, когда женщина находится в роддоме, то её очень ждут и в доме делается генеральная уборка, все ждут маленького младенца. Тоже самое должно произойти в наших душах. Наша душа – это есть дом Божий, Храм Божий.
Если мы хотим на Рождество Христово, 7 января встретить Христа, нам нужно сделать генеральную уборку в своих сердцах. Если мы этого не сделаем, то Младенец Иисус Христос не родится в наших сердцах, Он родится где-то в другом месте, и мы не сможем встретить Рождество Христово, оно пройдёт мимо нас. Только в наших домах останется мишура и ничего больше.
Если мы хотим по-настоящему встретить Младенца Христа нам нужно убраться в своих сердцах, а для этого как никогда нам нужна молитва. Молитва – это призывание того, кому мы молимся.
Святой Паисий Величковский – учитель Иисусовой молитвы, он и учил нас звать Христа в своё сердце, т.е. мы с вами, если внемлем учению Паисию Величковскому и попытаемся научиться за эти 40 дней Рождественского поста Иисусовой молитве, то мы с вами по-настоящему сможем приготовиться к Рождеству Христову.
Нам сейчас, людям, живущим в 21 веке, так необходима молитва. Мы говорим с кем угодно, по телефону мы разговариваем часами. На самом деле мы теряем самое драгоценное – мы теряем время для спасения своих душ. Мы попадаем в ловушку разговоров, но не говорим с самым главным Человеком – Иисусом Христом. Он всегда открыт для нас и готов всегда говорить с нами.
Иисусова молитва – это и есть связь с нашим Богом и Творцом. Бог всегда с нами на связи. Мы не доверяемся нашему Творцу, потому что мы забываем о Его существовании. Мы забыли, что есть не только Бог, но ещё и дьявол, который стоит со своим ополчением, чтобы нас погубить, а мы совершенно не беспокоимся о своей вечности. Если человек находиться в таком расслабленном состоянии, нам нужно срочно начать молиться Иисусовой молитвой. И в этот же самый момент, минут через 10-15, а может и меньше, мы почувствуем искушение, и сразу поймём, что есть и дьявол, есть и Бог, который может нас защитить. Почему же возникает после Иисусовой молитвы искушение? Потому, что сразу же дьявол начинает чувствовать эти удары. Святые отцы сравнивали Иисусову молитву с пулемётом, который стреляет вокруг, и дьявол получает эти пули. Ему больно, и поэтому он набрасывается на нас, чтобы мы прекратили стрелять в него.
Дорогие братья и сестры, если мы не начнём защищаться, то мы будем в лапах дьявола. А нам нужно идти в Царствие Божье, а для этого нам нужно вырваться из цепких когтей дьявола и идти в Царствие Божье. Нам нужно дышать, потому что, чтобы идти в гору, нужен кислород. Душа может дышать только Иисусовой молитвой, она дышит воздухом небес. Чтобы сделать глоток этого небесного воздуха, нужно сказать: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя».
Когда мы с вами идём по дороге, мы находимся одни, но мы постоянно в уме с кем-то разговариваем: мы разговариваем с самим собой или с противником, который обидел нас, мы думаем, почему с нами так поступили, почему дали зарплату меньше, чем другим, почему соседи так поступили – мы постоянно с кем-то разговариваем, но только не с Богом. Вот как страшно нам быть в цепких лапах дьявола, потому что мы не с противником своим говорим, а говорим с дьяволом, который посылает нам эти отравленные мысли. Он делает всё, чтобы мы только не говорили с нашим Небесным Отцом, и чтобы мы не имели спасения.
А на самом деле молиться, разговаривать с Богом не так-то просто. Для того, чтобы стяжать молитву Святой Паисий Величковский и другие Оптинские и Киевские Старцы, все эти подвижники десятилетиями тренировались этой Иисусовой молитве. Поэтому христианин, который молится, называется воином Христовым. И когда человек молится, то он получает раны от его врагов, но эти раны его всё больше и больше закаляют. Давайте попробуем с вами, хотя бы на Божественной службе всю службу молиться Иисусовой молитвой, и мы поймём, как это тяжело. Очень легко разговаривать во время службы с соседом и тем самым, отвлекая от Иисусовой молитвы.
На каждую Божественную службу заходит хотя бы один новый человек. Священник молит Бога, чтобы этот человек смог наконец-то побеседовать с Богом. А в это время православные христиане, которые считают себя уже спасёнными, разговаривают друг с другом. И в это время тот человек, который первый раз пришёл в Храм и который видит, чувствует Бога, начинает с Ним говорить впервые в жизни, а тут другие христиане мешают ему. Как это страшно вступать в беседу между Богом и человеком. Если вы уже сами не разговариваете с Богом, то хотя бы, нам нужно не мешать другим разговаривать с Ним.
Попробуйте, дорогие братья и сестры, весь  Рождественский пост хотя бы говорить по 100 Иисусовых молитв в день – это будет самой лучшей подготовкой, самым лучшим подарком для нашего рождающего Спасителя.
Вот был такой случай. В одной деревне до революции священник хотел научить своих прихожан молиться. Он всех собрал и сказал: «Дорогие братья и сестры, вот посмотрите:  у меня есть самый лучший конь в деревне, мне его подарили благотворители. Я дарю этого коня тому человеку, который выйдет сюда на паперть и прочитает Иисусову молитву и «Отче наш». И вот люди выстроились в очередь. И когда один человек вышел и прочитал Иисусову молитву, а потом начал читать: «Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; да придет Царствие Твое; да будет воля Твоя …» И тут он останавливается и говорит: «Батюшка, а Вы подарите мне уздечку?» И все люди поняли, что невозможно даже прочитать «Отче наш» без того, чтобы не остановиться в своих помыслах, не остановиться в том, чтобы дьявол не победил нас. И так никто не смог забрать его коня, этот конь остался у священника.
Очень сложно, дорогие братья и сестры, молиться – молиться, как говорил Преподобный Силуан Афонский, это кровь проливать. Многие из нас терпят разные болезни и говорят: «Батюшка, мы не можем нести пост». И батюшка говорит: «Хорошо, не несите пост телесный, но несите пост духовный: не искушайтесь, не смотрите ничего плохого по телевизору, молитесь». Так вот, человеку, на самом деле, бывает сложнее молиться и не делать ничего плохого, чем не вкушать еду. Поэтому, дорогие братья и сестры, надо правильно расставлять приоритеты, ибо часто люди, когда начинают по-настоящему молиться, то они говорят: «Да мне легче не вкушать мясо и молоко, чем молиться и никого не осуждать, и делать добрые дела». Вот как тяжело делать настоящие добродетели.
Сегодня мы с вами вспоминаем Преподобного Паисия Величковского. Он по-настоящему смог воплотить в себе разговор с Богом, непрестанная память о Боге. Мы с вами можем сравнить эту Иисусову молитву с деланием Ангелов. Когда мы с вами начинаем молиться Иисусовой молитвой, когда наша душа начинает дышать кислородом небес, тогда мы с вами делаем одно дело с Ангелами, и они становятся по правую и по левую руки, отгоняя всех бесов, и наше сердце начинает жить, оно начинает разговаривать с Небесным нашим Отцом.
Если мы с вами хотим на Рождество Христово встретить Христа по-настоящему, чтобы Младенец Христос вошёл в наше сердце, чтобы Он там жил, чтобы Он там рос, чтобы Он там начал проповедовать, чтобы Он там распялся за нас, чтобы Он там и воскрес, для этого нам нужно подобающе встретить Младенца Христа. Нам нужно сделать генеральную уборку, т.е. по-настоящему поисповедоваться, и пригласить Его, а лучшее приглашение – это Иисусова молитва. Если 40 дней мы будем его звать, то Он придет в наши сердца, в наши домашние храмы. И тогда наши сердца возликуют, возвеселятся, и тогда дьявол ничего нам не сможет сделать, потому что с нами будет Бог.
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!
28.11.2021 г.


Рецензии