Вклад Апостола Луки в русскую литературу

ПРОПОВЕДИ ПРАВОСЛАВНОГО СВЯЩЕННИКА
недавно расшифрованные из аудиофайлов

Какой вклад вложил Апостол Лука в русскую классическую литературу?

Проповедь на Божественной Литургии в Праздник Апостола Луки в Казанском Храме посёлка Октябрьский

    Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.

Христос Воскресе! Воистину Воскресе!
«А еже упадет на добрую почву, и взойдя, принесет плод сторичный…», - сегодня мы слышали с вами притчу, сказанную Господом нашим Иисусом Христом о том, как идёт сеятель сеять, и семя где-то заглушается в терний, где-то падает на камни и засыхает, где-то не имеет плодородной почвы, а где-то падает на добрую почву и приносит плод сторичный.
Сегодня Святая Православная Церковь вспоминает Апостола Луку. Апостол Лука по истине смог принести настоящий плод Христов. И не то, что он принёс маленький плод в несколько зёрнышек, он принёс такой плод, что этот плод распространяется и до нас людей, живущих в 21 веке.
Святой Апостол Лука написал Евангелие, он смог написать иконы Богородицы при её жизни. Сейчас мы, взирая на эти иконы, можем молиться и видеть саму Пресвятую Богородицу.
Вы скажите, что можем мы, люди, живущие, имеющие семьи, имеющих попечение на различных работах? Давайте вспомним, кто были ученики Апостолы? Разве они не имели семьи, разве они не имели попечение, но они смогли принести такой плод.
Давайте сегодня вспомним житие Апостола Луки и вдохновимся его подвигами. Святой Апостол Лука был Апостолом от 70-ти, т.е. у Господа было 12 учеников и Апостолов самых близких, но было и 70 учеников Его, которые были также Ему верны, и которых Господь также отсылал на проповедь в те места, в которые Он Сам не мог уйти по своей занятости. Господь Иисус Христос выбрал учеников и Апостолов по своему сердцу.
Апостол Лука не был евреем, как другие ученики, он был сирийцем из Антиохии и пришёл вместе с другими людьми посмотреть на учения Спасителя. Услышав о том, как Господь проповедует, как Он исцеляет, створяет чудеса, кормит людей, он уже не смог уйти от Господа нашего Иисуса Христа. Он прилепился к Нему и старался быть как можно ближе к Нему.
Святой Апостол Лука имел множество дарований. Он, когда жил у себя на родине, смог в совершенстве изучить греческий язык, хотя не был греком. Многие, читая Евангелие на греческом, думают, что это писал грек. Апостол Лука не был греком, но он смог полюбить этот язык и смог с любовью написать Евангелие от Луки, что мы до сих пор черпаем множество глубин из этого повествования Евангелия.
Мы знаем, что Апостол Лука был врачом, и Он применяет именно медицинские термины, которые записывает на греческом языке. Читая, мы видим очень тонкие моменты в исцелении больных. Другие Апостолы пишут, что Господь исцелил такого-то человека, например, хромого, а Апостол Лука уточняет очень интересные моменты. Например, он ставит диагноз как настоящий врач. Когда мы слышим о исцелении кровоточивой женщины, он чётко говорит, что эта женщина обошла всех врачей, но не могла найти исцеления, а Господь исцеляет её в один момент. Например, мы слышим об исцелении других больных, где Господь не только ставит диагноз. Когда Господь говорил притчу, что богатые не могут войти в Царствие Божье, что легче человеку пройти сквозь игольные уши. Апостол Лука употребляет термин: «игольные уши» не как Царские Врата, а как медицинская игла, это можно увидеть только в греческом переводе. Это интересно, потому что он ещё более усложняет вход в Царствие Божье, потому что он говорит не то, что в узкие Врата богатому не возможной войти, а богатому, надеющемуся на богатство, невозможно войти даже, если представить перед собой эти игольные уши, т.е. настоящая игла здесь употребляется.
Дорогие братья и сестры, вот эти все тонкие моменты очень важны для христианина потому что, когда мы читаем такое Евангелие, то мы видим, что это Евангелие не о каком-то абстрактном человеке Иисусе Христе, а о настоящем Иисусе Христе Господе нашем и Боге, и Человеке. Здесь, в Евангелие от Луки, мы видим, что именно Господь был Настоящим Человеком, что Господь обращал внимание на тонкие вот эти вещи. Мы с вами, видя, как Апостол Лука обращает на эти тонкие моменты, мы видим, что Евангелие собирается из настоящих свидетельств, а не просто из каких-то вымышленных притч.
Каждый Евангелист, если посмотреть его на иконе, изображается рядом с неким животным, или, например, Апостол Андрей изображается рядом с Ангелом, что говорит о том, что Ангел говорит ему о пророчествах Христовых. У Апостола Марка мы видим рядом находящегося льва – это означает то, что Апостол Марк говорил о Христе как о настоящем Царе. У Апостола Иоанна Богослова мы видим рядом орла парящего – это означает то, что Апостол Иоанн Богослов, как орёл, парил над всей Церковью, и он смог написать Откровения Иоанна Богослова, которое мы сейчас можем читать, Апокалипсис, он как бы видел весь мир с высоты птичьего полёта.
У Апостола Луки мы видим рядом тельца – это символ того, что он с большим трудолюбием трудился над Евангелием, потому что он перечитал Евангелия, которые были написаны до него, смог дополнить то, что не смогли дополнить предшествующие евангелисты. Телец обозначает то, что он писал об Иисусе Христе, как о Человеке, как о Боге, который принёс жертву за каждого из людей, живущих на земле.
Также у Апостола Луки в его Евангелие мы видим частое упоминание о Богородицею. Никто так не пишет о Христе и Богородице, как Апостол Лука. Мы видимо том, как Пресвятая Богородица растит своего Сына и есть упоминание о детстве Спасителя. В Евангелие от Луки мы слышим восхваление Пресвятой Богородицы, и то, что мы с вами поём на Всенощном Бдении «Честнейшую Херувим» - это благодаря Апостолу Луке. Именно Апостол Лука записал сведения о Пресвятой Богородице, потому что он меньше других Апостолов видел Иисуса Христа при жизни, потому что он был от 70-ти Апостолов, он не был близким учеником Спасителю, но он очень много общался с самой Пресвятой Богородицей.
По преданию, вовремя того, как он писал икону Пресвятой Богородицы, в это время он расспрашивал её о Господе Иисусе Христе и об Его учении. Сама Пресвятая Богородица много ему рассказала. Он смог написать её Образ «Одигитрии».
Мы знаем с вами притчу о блудном сыне – это тоже написал в своём Евангелие Апостол Лука. Дмитрий Ткачев – учёный и литератор написал об этой притче так: «Если взять всю русскую литературу и взять выжимку из неё, то мы увидим, что эта выжимка будет притча о блудном сыне». «Если какой-то человек хочет изучить русскую литературу, то ему нужно изучить самое главное – изучить притчу о блудном сыне, и тогда он поймёт русскую литературу, которая была написана в 19 и начале 20 веков». Давайте с вами вспомним, сколько написано в классической литературе именно благодаря этой притчи – возвращения человека к Богу. И многие сказки тоже навеяны вот этой притчей. Например, сказка о Буратино. Когда Буратино уходит из дома своего отца и потом делает различные ненужные вещи, которые вредят и ему, и окружающим. Но он потом возвращается к своему отцу и становится совершенно другой личностью.
Вот так, дорогие братья и сестры, каждый из нас может перемениться, как переменился блудный сын в притче у Апостола Луки, которую рассказал Господь Иисус Христос.
Каждый из нас, приходя в Храм Божий, может измениться, а может остаться на прежней своей позиции. Каждый приход наш в Храм – это и есть приход к нашему Отцу, возвращение нас из страны «далече». Каждый приход в Храм – это есть общение с нашим Небесным Отцом, который нас очень любит и ждёт на каждом Богослужении.
Если мы постараемся перечитать эту притчу, перечитать, хотя бы, части от Евангелия Луки, то мы сможем ещё больше полюбить этого Святого. И в нас обязательно будет вдохновение, потому что именно Апостол Лука был вдохновлён Пресвятой Богородицей, и Пресвятая Богородица сказала: «Сия икона будет Благодать моя и благодать моего Сына».
Евангелие – это есть Икона, Икона – это есть Евангелие. Если мы с вами будем прикасаться как можно чаще к Иконе, будем целовать Икону Пресвятой Богородицы, Икону Господа, Иконы наших Святых, если мы будем чаще прикасаться к Евангелие, читать его, то наше сердце будет вдохновляться и изменяться, наше сердце будет желать благого, наше сердце будет восхвалять Пресвятую Богородицу, а значит мы будем вместе в Небесной Семье, где прославляются Господь Бог, Его Святые и Божья Матерь.
Помогай нам, Господь, как можно чаще помнить Его, как можно чаще Его восхвалять, чтобы наше сердце постоянно горело к Богу, чтобы наше сердце захотело потрудиться Ему, как в этой притче, которую мы сегодня читали о том, что семя Божье сеется, но наши сердца есть окаменелые, и там ничего не взрастётся. Если там будут тернии, т.е. заботы этого мира, то там тоже ничего не вырастет и заглохнет. Но, если наше сердце из каменного превратится в добрую почву, то на доброй почве вырастет колосок, на котором будет множество плодов, от которых потом посеется новые семена в наших родных, в наших детях, в наших внуках, в наших соседях, родственниках. И тогда семя Божье произрастёт, и мы даже при этой жизни увидим плод, который будет сторично произрастать и благоухать всё время. Аминь.
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!

 
31.10.2021 г.


Рецензии