Как появилась Троица Рублёва

ПРОПОВЕДИ ПРАВОСЛАВНОГО СВЯЩЕННИКА
недавно расшифрованные из аудиофайлов

Как появилась Троица Рублёва и как отобразить Её у себя на челе

Беседа-чаепитие после Божественной Литургии в Праздник Преподобного Никона Радонежского в Прокопьевском Храме     посёлка Октябрьский

    Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.
 
Дорогие братья и сестры, мы сегодня с вами собрались за Божественной Литургией, и мы с вами сейчас на чаепитии будем говорить о сегодняшнем дне Преподобного Никона Радонежского.
До иконы Троицы, написанной Андреем Рублёвым, была ещё ветхозаветная икона Троицы. Первый раз Троица явилась Аврааму в дубраве Мамре. На иконе изображался дуб и там были три Ангела, которые подходят к Аврааму. Там рисуется Авраам и рисуется Сара – это как раз ветхозаветная Троица, когда она явилась им первый раз.
Главное отличие иконы Троицы Рублёва от ветхозаветной иконы Троицы заключается в том, что кроме Ангелов, фигуры которых образуют замкнутый круг, в центре иконы нарисована чаша. Руки среднего и левого Ангелов благословляют чашу. На этой иконе нет Авраама и Сары, как на ветхозаветной иконе.
 На иконе расположены три Ангела – три лица Пресвятой Троицы. Зелёная одежда означает Дух Святой, т.к. Святой Дух участвовал в творении всей земли (зелени и всего остального). Иисус Христос изображается в багряном хитоне, в которой Он ходил во время земной жизни. В одежде Бога Отца преобладает золотой цвет   Здесь Ангелы все равны между собой. Здесь подчёркивается то, что Иисус Христос находится в Чаше, т.е. Он приносит себя в жертву за людей. Все головы Ангелов Иисуса Христа и Святого Духа повёрнуты к Ангелу Отцу, потому что всё исходит от Бога Отца.
Давайте почитаем Символ Веры.
1 Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
2 И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Им же вся быша;
3 Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася;
4 Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна;
5 И воскресшаго в третий день, по Писанием;
6 И восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца;
7 И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.
8 И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
9 Во едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
10 Исповедую едино Крещение во оставление грехов.
11 Чаю воскресения мертвых;
12 И жизни будущаго века. Аминь
Учение Православной Церкви заключается в том, что Святой Дух исходит от Отца через Сына. Некоторые отступники, в том числе и католики, они совершенно по-другому это понимают: у них умаляется Святой Дух, воспринимается по-другому. Когда мы говорим, что Иисус Христос – это Бог, Святой Дух – это Бог, Бог Отец Творец – это Бог. Каждый – это Личность, все Они соединены в любви, т.е., что думает Один, то и думает Другой.
Иисус Христос рождается от Отца, как рождается слово. Мы, когда с вами говорим, то сначала думаем, потом говорим, но это происходит быстро. У Бога это намного ещё быстрее происходит, не сравнимо с нами. У Бога равняется и мысль, и слово, и дело, т.е., если Бог захотел, то Он сразу же это сказал и сделал. Святой Дух исходит от Отца через Сына, но это не какой-то служебный дух, это отдельная Личность, Его нельзя умолять. Когда говорят что-то по-другому, то умоляется Святой Дух, и это оскорбляет Святого Духа. А, если все Лица Святой Троицы находятся в любви между собой и если оскорблять Святого Духа, то боль переходит на другое Лицо Святой Троицы.
Преподобный Сергий Радонежский называется служителем Святой Троицы, и поэтому его ученик Преподобный Никон Радонежский заказал написать Икону Святой Троицы для Лавры. Изображать Святого Духа в виде Бога – это не канонично, изображать Бога Отца в виде Старца тоже не канонично, потому что никто из людей их не видел. Иисуса Христа отдельно изображают на иконах, потому что он очеловечился, и Его очевидцы видели глазами.
Святая Троица в иконе написана так, как Она явилась роду человеческому (Аврааму) в виде Ангелов Света. Через Лица Святой Троицы на иконе мы понимаем, как Они между Собой общаются, какое у Них единение, какое у Них согласие, какая у Них жертвенность – всё это увидеть в этой иконе.
Андрей Рублёв смог написать такую икону по молитвам Преподобного Никона Радонежского и его братии, сам Андрей Рублёв постился.
Преподобный Никон смог сохранить ту братию, которую собрал Преподобный Сергий, смог пригласить Андрея Рублёва, смог пригласить других мастеров, которые создали такую прекрасную Лавру. Посмотрите на то, когда к Монастырю Преподобного Сергия подходили войска самозванца, который никого не щадил и, когда Преподобный Никон молился Богу о защите Троицкого Сергиева Монастыря, но Преподобный Сергий с другими Святителями явился ему и сказал: «Не бойся, но после этой разрухи будет ещё большее восстановление». И посмотрите, как поступили монахи: они доверились воле Божьей, они не стали привязываться к этим стенам, к этому имуществу, они оставили всё, взяли только святыни (книги, облачения, чаши) и ушли. Монастырь был сожжён дотла. Но потом, на этом пепелище Господь с помощью трудов иноков воздвиг Троицкую Сергиеву Лавру, которая сейчас является светильником и духовным сердцем России. Какой урок мы можем из этого взять?
Люди часто скорбят, когда терпят какие-то искушения и скорби: дом сгорел, уволили с работы, муж бросил жену, т.е. жизнь как бы заканчивается, это как пепелище. У каждого из нас есть своё пепелище: у каждого умирает близкие, каждый из нас попадает в беду. Но это пепелище может стать для нас могилой, а может стать началом новой жизни. Когда лес сгорает, то на этом пепелище растут новые деревья. Пепелище даёт возможность ещё больше удобрить землю. Одно и тоже событие в нашей жизни может нас или убить, или, наоборот, нас воскресить.
Вся наша жизнь, и особенно наша смерть – это точка невозврата. Смерть нужна каждому человеку. Смерти люди бояться, но если подготовиться к этой смерти, то эта смерть будет воскресением, т.е. самое главное – переменить отношение к смерти. Апостол Павел говорил: «Я хочу от своей плоти отрешиться и быть со Христом». Христиане идут к золотой середине: с одной стороны, христиане не желают себе смерти, но, с другой стороны, они желают себе смерти земной для того, чтобы быть со Христом.
Сегодня, читая Евангельское Зачало, мы услышали слова Господа отвергнуться от своей души, т.е. душу свою положить за Бога, жизнь свою отдать Богу. Некоторые говорят, что это безумие оставлять своих родителей, оставлять свою работу. А кто говорит, что нужно оставлять? Господь говорит здесь совершенно другое. Можно иметь и не иметь. Можно не иметь, а в тоже время иметь это всё. Представьте себе, человек нищий завидует своему соседу богачу. Так вот как раз этот нищий имеет богатство в своём сердце. А богач, который делится с другими людьми и помогает, то этот богач может и не прилепиться совершенно к богатству. Тоже самое к родственникам: можно к ним прилепиться, а можно и не прилепляться, т.е. мы должны прилепляться только ко Христу, а всё остальное – нам приложится.
Если человек к чему-то прикипел, то сможет ли он войти с этим в Царствие Божье? Например, человек прикипел к другому человеку, сможет ли он пройти с ним в узкие Врата или только по одному мы проходим в Царствие Божье? Каждый человек одинок, и его никто не сможет понять кроме Бога, поэтому это одиночество говорит о том, что нас никто не поймёт. Но мы не одиноки одновременно, потому что с нами всегда Христос Бог.
Каждый человек в этой жизни может быть только по-настоящему любим ни родственниками, ни близкими, а только Богом. Бог – наш самый главный родственник, Он наш Отец, поэтому Бог говорит: «Не прилепляйся к тленным вещам, они всё равно тебя или предадут, или они исчезнут, всё истлеет». Родственники умирают, и только Бог остаётся. Сколько было случаев, когда люди прикипали к кому-то, а потом сходили с ума и заканчивали жизнь самоубийством, потому что вся их жизнь была в этом человеке.
До революции был показательный случай. Одна женщина со своим ребёнком, ему было где-то около 7 лет, пришла в гости к своим знакомым. Там перед едой помолились и стали говорить о Боге. И эта женщина говорит: «Какой Бог? Нет никакого Бога», т.е. она наслушалась революционеров. «Вот мой бог», - и показывает на своего ребёнка. И в это же самое мгновенье ребёнок подавился котлетой и умер у неё на глазах…
Наш Бог – Бог Творец, Бог Святая Троица называется Богом Богов. Есть боги с маленькой буквы, которых люди называют богами: кто-то делает бога из философской теории, кто-то делает бога из своего мужа, кто-то делает бога из карьеры, из денег. Когда человек превышает все допустимые нормы, когда человек не обращает на своего Бога Творца внимания, тогда Бог избавляет нас и от родственников, от квартир, машин, карьеры и смотрит на человека, как он себя поведёт.
Бог находится рядом, Он готов протянуть руку. Но, если человек настолько обезумил, настолько прикипел, что часто Он не выдерживает этого. Это не говорит о том, что Бог жестокий, Он на нас смотрит глазами вечности, он хочет наши бессмертные души.
Бог лишает нас всего земного, чтобы мы оказались в Небесном.
Есть такая песня-романс: «Я ничего с собою не возьму, а значит мне ничего не надо…». Человек пришёл нагой в этот мир, и такой же нагой он уйдёт. Ф.М. Достоевский говорит такие слова, что не просто узкий путь в Царствие Божье есть для христианина, и этот узкий путь индивидуальный для каждого. Представьте, человек родился, и для него Господь специально проторил дорожку. В этот момент, когда Бог даёт человеку жизнь, Он идёт впереди человека, нам только нужно не потерять Его следы, не отвлекаться на земное. Ф.М. Достоевский говорит такие слова: «Когда мы подойдём к Царствию Божьему, мы не просто увидим узкие Врата, мы увидим Врата трафарет». Для каждого из нас вот эти узкие врата изменяются под нас. Бог, например, говорит: «Этот человек родился в этом году, должен умереть в таком году». В этом году он должен уже созреть для вечности. Человек, когда грешит, он становится духовно толстым, и он не может протиснуться в эти узкие врата. Путь и вход для Царствия Божьего индивидуальны для каждого.
Один протестантский проповедник всю жизнь со своей женой проповедовал на островах у аборигенов. И вот он возвращается в Америку в 70-80-х годах. Он очень скорбил, что дома его никто не ждёт. Смотрит, а на берегу стоит оркестр огромный, который играет для будущего президента. Он ещё больше расстроился, и приходят они с женой в тот город, в котором жили когда-то в молодости, вошли в квартирку, и он стал плакать. Его жена подходит, утешает и говорит: «Помнишь, сколько раз мы попадали в беду, но всегда нас Господь спасал, потому что мы молились. Вот иди и молись Богу». Вот он пошёл в свою комнату, стал Богу молиться и прибегает из комнаты, и говорит: «Мне Бог ответил, что я ещё не дома». Господь даже протестантам открывается и ведёт их по пути. Если протестант родился в протестантской стране, вёл протестантскую жизнь и никогда не знал православия, то у него очень мало шансов познать православие, Господь, если будет видеть их настоящее стремление к истине, то Он пошлёт такому человеку православного человека, который будет ему свидетельствовать.
Нам нужно брать пример любви и с людей других конфессий и даже с неверующего человека. Есть такая пословица: «Встретились два человека: один хороший, другой – плохой. У хорошего учись как вести себя хорошо, у плохого – как не нужно себя вести плохо». Мы всю жизнь должны учиться.
Господь Иисус Христос сказал: «Лисицы имеют норы и птицы небесные гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову». Т.е. Господь был Странником. У Божьей Матери и Иосифа был дом, в чём суть, что у Иисуса Христа не было дома? Это означает, что Господь не прилеплялся к этому дому, где жили братья Его, Он не хотел быть ни Царём здесь на земле. Здесь на земле, мы должны определиться: или нам нужно земное, или нам нужно Небесное царство.
Есть такой духовный закон: «Отдай плоть, прими Дух». Мы сейчас находимся в этом состоянии. Почему Рождественский пост нужен? Нам в это время нужно смирить свою плоть.
На ослике едет человек в гору. Если ослика перекормить, то он сбросит человека в пропасть. А, если ослика не докормить, то он не довезёт человека и тоже упадёт. Это правило поста, т.е. нужно и не перекормить своего ослика – свою плоть, и в тоже время и не слишком ослабить.
Суть сегодняшнего дня в том, что Преподобный Никон захотел, чтобы была икона Пресвятой Троицы. Эта его мысль, его молитва была исполнена Господом через руки иконописца. Многие сейчас говорят, что не могут сделать то-то и то-то, но не задумываются, что, если ты не можешь это сделать сам, то ты можешь сделать это с помощью другого человека.
Церковь – это не здание, это живые люди, которые не только пришли сюда, но и эти люди, которые ещё не смогли прийти. Когда мы с вами услышим какую-то нужду Церкви, мы с вами можем прийти и кого-то вдохновить и призвать на помощь, и тот человек будет иметь спасение, потому что придёт и послужит Церкви и тоже будет участвовать в Таинствах и тем самым спасётся. Т.е. на самом деле Бог мог бы обеспечить Церковь всем, чем нужно, но Он ждёт, чтобы мы люди сами себя проявили. Через это мы спасаемся и спасаются те, кто в этом участвуют. Посмотрите, какую радость испытывает человек, если он участвует в деле помощи Церкви, в деле помощи своему ближнему.
Мы с вами все и есть Церковь, Церковь не здание. Здание может уничтожить война, но, если останутся живые христиане, то это и есть Церковь. Есть такая пословица: «Церковь живёт не рёбрышками, а брёвнышками».
Наша доброта – это Христова доброта, она даётся только на Божественной Литургии, её главное передать другим людям – вот в чём суть в православии. Мы выходим на крестный ход для того, чтобы благодать распространилась. Надо на Литургии, как свечечки зажигаться и идти обнимать своих близких, поцеловать их, сказать им добрые слова, пока ещё у нас есть огонь, и тогда мы сможем выполнить дело Божье, и только тогда мы сможем написать Образ Пресвятой Троицы в другом человеке.
Преподобный Никон молился Господу: «Как же мне воплотить то, что заповедовал Преподобный Сергий». Преподобный Сергий заповедовал любовь между братьями, заповедовал любить Пресвятую Троицу. Мы с вами в таком же положении: разве Бог не хочет, чтобы мы с вами написали Образ Пресвятой Троицы на лицах своих близких. Мы сможем печать Духа Святого, который на нас есть, передастся печатью Духа Святого и на другого человека- это называется Литургия после Литургии. Крестный Ход – это начало Литургии после Литургии, а закончится он, когда мы придём домой, обнимем и поцелуем наших ближних, скажем несколько добрых слов. У нас у каждого есть крест – это и есть крест ношения.
Пусть каждый из нас постарается полюбить Спасителя тем, что раздаст этого Спасителя своему ближнему. Пусть каждый из нас почувствует себя иконописцем, помощником Андрея Рублёва, чтобы мы все пришли и дома на лицах ближних начертали Образ Пресвятой Троицы.
Всем Божьего Благословения Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.

30.11.2021 г. 17:01


Рецензии