Орел Мазепы против Польского Орла
Напомню.
ORP Orzel являлся головным кораблем в своем классе субмарин (подводных лодок), служивших в ВМС Польши во время Второй мировой войны.
В переводе с польского - Орёл. Лодка приобрела мировую известность благодаря "инциденту с Орзел", ее побегу из интернирования в нейтральной Эстонии на первых этапах Второй мировой войны.
"Орзел" была заложена 14 августа 1936 года на голландской верфи Де Шельде; спущена на воду 15 января 1938 года и сдана в эксплуатацию 2 февраля 1939 года. Она имела современный дизайн (разработанный совместным предприятием польских и голландских инженеров), однако считалась довольно большой для мелководья Балтийского моря.
В начале вторжения Германии в Польшу "Орзел" находилась в Оксиве. Согласно плану Ворека, подводная лодка занималась патрулированием в обозначенной стратегической зоне Балтийского моря. Экипаж имел приказ атаковать преддредноут "Шлезвиг-Гольштейн", если тот покинет Данциг. Ситуация в этот момент быстро ухудшалась, и 4 сентября "Орзел" покинула свой сектор и начала отходить в Балтийское море. Во время маневра подводная лодка была атакована немецкими тральщиками M3 и M4, повреждена, но не была уничтожена.
В результате повреждений экипаж "Орзеля" решил направиться в Таллин, Эстония, куда прибыл 14 сентября 1939 года. 15 сентября капитан капитан-лейтенант был вынужден покинуть подводную лодку для лечения в больнице от неизвестной болезни, которая его мучила с 8 сентября. В соответствии с Гаагской конвенцией 1907 г., раздел XIII, статья 12, «воюющие корабли» могли заходить в нейтральный порт, но им запрещалось оставаться в нем «более суток». По настоянию Германии эстонские военные власти поднялись на борт корабля, интернировали команду, конфисковали все навигационные средства и карты и начали вывозить все его вооружение. Однако из 20 торпед эстонцам удалось снять только 15, как разорвался подъемный трос; поврежденный перед этим ее новым командиром, бывшим старшим офицером, лейтенантом Яном Грудзински.
Экипаж "Орзела" принял решение совершить дерзкий побег. Около полуночи 18 сентября эстонская охрана подводной лодки была атакована, причалы - перерезаны, и "Орзел" двинулся в путь. Тут же в порту подняли тревогу, боевую рубку лодки нарыли пулеметами. При половинном погружении корпуса субмарина "Орзел" села на мель на перекладине в устье гавани, где артиллерийским огнем ей повредили беспроводное оборудование. Грудзински удалось снять лодку с перекладины, подорвав ее танки, и "Орзел" вышла из Финского залива, намереваясь направиться в британский порт, так как экипаж услышал по радио, что польская подводная лодка Wilk в этот момент приветствовалась в Британии.
"Орзел" сбежала из Таллинна с двумя эстонскими охранниками на борту в качестве заложников. Эстонская и немецкая пресса, освещавшая инцидент с "Орзелем", объявила двух захваченных охранников пропавшими без вести в море. Грудзинский высадил их на берег в Швеции, снабдив одеждой, деньгами и едой для их безопасного возвращения на родину. Польский экипаж считал, что те, кто возвращается из преступного мира, «заслуживают путешествовать только первым классом». Польские историки утверждают, что Советский Союз и Германия использовали побег подводной лодки «Орзел», чтобы бросить вызов нейтралитету Эстонии.
Поскольку все навигационные карты Орзела были изъяты эстонскими властями, капитан Грудзински решил захватить немецкий корабль и поживиться его картами. Однако встречные немецкие суда были скорее военными, чем торговыми. Единственным оставшимся навигационным средством подводной лодки был список маяков, и, используя их в качестве ориентира, "Орзел" проследовала курсом вдоль Балтийского побережья, вокруг Дании и вышла в Северное море, где она подверглась атаке как британских, так и немецких войск, поскольку без своего беспроводного оборудования она не могла идентифицировать себя.
Через сорок дней после того, как она вышла из Гдыни, "Орзел" вышла на берег у восточного побережья Шотландии. Она пролежала на дне, пока рация не была починена, а затем всплыла и передала сообщение на английском. Затем вышел эсминец Королевского флота и сопроводил ее в порт, к большому удивлению британцев, считавших, что она давно потоплена.
"Орзел" не потопила вражеских судов во время своего перехода из Эстонии в Великобританию, хотя советские власти обвинили ее в потоплении советского танкера "Металлист" в Нарвском заливе 26 сентября.
После переоборудования "Орзел" был назначен во 2-ю флотилию подводных лодок Королевского флота и выполнял патрульные миссии. Вскоре после полудня 8 апреля 1940 года подлодка потопила 5261-тонный тайный немецкий военный транспорт "Рио-де-Жанейро" у небольшой гавани Лиллесанн на юге Норвегии, в результате чего погибли сотни немецких солдат, готовивших вторжение в Норвегию.
"Рио-де-Жанейро" направлялся в Берген для участия в начальных этапах операции Weser;bung - вторжения в Норвегию и первом этапе Норвежской кампании.
Новость о том, что несколько сотен немецких солдат были подняты на борт норвежским флотом, а некоторые из них признали в своем участии в операции оккупации Норвегии в тот же вечер была доведена до заседания норвежского парламента, где её отклонили как "провокацию", не предприняв никаких шагов для предупреждения норвежских ВМС и побережья.
Два дня спустя "Орзел" пытался торпедировать немецкий тральщик V 705; однако ни одна торпеда не достигла цели.
23 мая 1940 года "Орзел" вышел в свой седьмой патруль в центральной части Северного моря. 1 и 2 июня с военно-морской базы были переданы радиосообщения с приказом лодке сменить район патрулирования и перейти к Скагерраку (проливу, разделяющему Норвегию и Швецию с Данией у полуострова Ютландия).
После выхода с лодки не поступало никаких радиосигналов, и 5 июня "Орзел" получил приказ вернуться на базу. Никакого ответа о приеме приказа с "Орзела" не поступило.
8 июня 1940 года подводная лодка была официально объявлена ;;потерянной. Истинная причина пропажи субмарины до сих пор неизвестна, обычно считается, что "Орзел", скорее всего, подорвался на британской или немецкой морской мине в районе Скагеррака или около него.
Другая теория предполагает, что лодка могла быть по ошибке потоплена британским самолетом.
Подвиг "Орзела" запечатлен в польском военном фильме 1959 года режиссера Леонарда Бучковского. Для обеспечения достоверности ее роль сыграл ее сестринский корабль, ORP Sеp ("Стервятник"). Фильм был включен в программу 1-го Московского международного кинофестиваля.
А что покажут в кино по итогам этой войны?
Свидетельство о публикации №122120905141
Государственная граница (Фильм 6, серия 1) (1987)
Татьяна Ульянина-Васта 28.03.2023 20:42 Заявить о нарушении