Скрипач

                ...Духи ада любят слушать эти царственные звуки,
                бродят бешеные волки по дороге скрипачей...
                Н. Гумилев, «Волшебная скрипка», 2 декабря 1907 г.

                Куска лишь хлеба он просил, и взор являл живую муку,
                И кто-то камень положил в его протянутую руку.
                М. Лермонтов,"Нищий", 1830 г.

                ...когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают
                лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди.
                Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же,
                когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что
                делает правая. Чтобы милостыня твоя была втайне...
                Евангелие от Матфея, гл. 6, ст. 2-4



Блеск люстр — скрывает гладь ступеней.
Подземный мрачен переход.
В нём, нищий, стоя на коленях,
О чём-то жалобно поёт.
Он просит милости, немного,
В смущении, награду ждёт.
Идущий мимо той дорогой, —
Ему монетку подаёт.            
Вдруг тишину аккорд нарушил —
Ворвался яростный финал…
За поворотом, рядом, тут же…
Звучал Вивальди… «Времена…»
Я слушал, затаив дыханье.
Я ощущал восторг, порыв…
В музыканте узнавая
Его лицо и стиль игры…
Вспомнился зал консерваторский…
Был вечер. Выпускник играл.
Слегка растерянный, неброский
Имел он вид, и чуть дрожал.
Заметно трепетали веки,
И выдавал румянец щёк —
Огонь, пылавший в человеке,
Который слушал свой смычок…
Взмывая ввысь на верхних нотах,
Он в бездну, уходил в басах…
Ему там открывалось что-то, —
В ответ он закрывал глаза…
И плакала с ним вместе скрипка,
И слёзы из души лились,
А после — радости улыбка
С восторгом утверждала жизнь!..
Оваций гром, аплодисменты, —
Всё было. И "Браво!" — кричал
С балкона кто-то. Комплименты
Звучали всюду. Он молчал.
Словам и звукам зная цену,
Поклоном — всех благодарил.
Ему несли цветы на сцену,
Он ничего не говорил...
Мгновений проживая вечность,
Быть может, будущее зря,
Предвидел торжества конечность.
И вот, он здесь. И слышу я…
Его игру и те же ноты,
Вижу — то самое лицо…
Звучат последние аккорды...
Да, нет сомнений,— это он!..
На гладких под землёй ступенях,
Перед прохожими стоит, —
Талант…который не оценят.
И плата тут на пол летит.
Я из толпы вперёд шагаю —
К скрипачу… и в тот момент,
Когда — все струны затихают,
И смолк смычок и инструмент, —
Я подхожу...и осторожно
На скрипку, в дрогнувших руках, —
Поспешно опускаю грош свой,
С печалью...в сердце и в глазах.

26.07.2002 г. - 22.06.2024 г.


Рецензии
Лев, как всегда, эпиграфы задают тему, а строчки переносят нас в путешествие. Грустно, тяжело. В наше время, увы, это не редкость.
Однако заинтересовало другое - дата написания стихотворения. Почти десять лет! Вы все это время писали, или много раз изменяли?-))
С уважением,

Маргарита Астанина   21.04.2024 17:25     Заявить о нарушении
Маргарита, ранее не увидел Ваш вопрос. Не думал о том, не ожидал того, - что кому-то это (про даты) может быть интересно. Вы внимательны. К деталям. Только сегодня, сейчас прочитал Ваши слова. Отвечаю: да, с 2002-го года переписывал, изменял, дополнял этот текст. Много работы было над рифмами, ритмом, образами, мыслями. Пытался по мере сил своих и речевой культуры своей предельно просто, ясно и правильно построить предложения и слова. Исправляя ошибки и несогласованности, которые обнаруживал в этом тексте, перечитывая его из года в год. Точное определение этой работы - редактирование. Или - совершенствование своего же текста.Я рассматривал его каждый раз как бы со стороны, как чужой текст. Особенно сложным оказался поиск идеи и формы финала. И была, еще в 2002 году, реакция одного моего друга по поводу окончания: он шутливо, даже рассмеявшись искренно и обоснованно, указал мне не неудачные слова "свой грош кладу на инструмент"...Такой была последняя строчка в 2002 году. Забавность и уверенность, с которой он свое замечание произнес, меня впечатлили, убедили - в том, что он прав, и направили на поиск...Который продлился более двадцати лет.
Вам благодарен за отзыв.

Лев Гинковский   22.06.2024 11:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.