Как по-настоящему встретить Пасху Христову?
недавно расшифрованные из аудиофайлов
Как по-настоящему встретить Пасху Христову через настоящую встречу Рождества Христова?
Беседа после Божественной Литургии в Праздник
Святых Праотец в Казанском Храме посёлка Октябрьский
Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Дорогие братья и сестры, мы сегодня с вами собрались после Божественной Литургии на беседу-чаепитие, чтобы поговорить на тему сегодняшнего Воскресного дня Святых Праотец. Неделя, появившаяся в советское время – это семь дней. Семь дней – это Седмица. Неделя по церковно-славянски – это Воскресный день. Когда мы говорим: «Неделя Святых Праотец» - это не Седмица, а именно Воскресный день.
Этот Воскресный день посвящён Святым Отцам, которые жили до Рождества Христова и которые и тогда уже ожидали и веровали в Рождение Спасителя, они проповедовали, они лечили людей, творили чудеса. Это были Сиф, Енох, Авраам, Моисей, Исаак, Иаков, Ной, царь Давид, Самуил, Иосиф и другие. Если бы не было Праотцев, то не было бы и Матери Божьей, и не было бы Рождества Христова.
Если бы ветхозаветные люди все себя вели по-язычески и не признавали то, что есть единый Бог, то не было бы Святых Праотец, и не было бы христианской веры. Святые Праотец – это фундамент нашей веры. У нас есть наша Праматерь Ева, от неё произошло всё человечество. Сейчас учёные смотрят на ген человека и приходят к выводу, что человечество произошло от одного человека.
Господь создал всего одного человека, а потом уже из ребра Адама была создана Ева. Просто сейчас есть учёные, которые не хотят видеть настоящих реальных вещей, а в это время человек–христианин верит не только знаниям, он верит своему сердцу, верит своим духовным глазам.
У каждого человека есть духовное зрение, но у кого-то оно закрыто, и человек совершенно не видит. Когда человек крестится в Храме Божьем, когда он входит в Церковь, то у него спадает чешуя греха, и он начинает видеть и свои грехи, он начинает участвовать в Таинствах, и Господь его просвещает. Поэтому очень важно каждому человеку участвовать в Таинствах.
Поэтому без Церкви спасение невозможно. Человек не может сам себя исцелить. Бог воплотился, став человеком, чтобы мы стали богом, т.е. Иисус Христос воплотился через Пресвятую Богородицу, чтобы мы обожились, чтобы мы спаслись. Только Бог Иисус Христос мог это сделать, никто другой сделать бы это не мог.
Праотцы являлись фундаментом всей христианской нашей жизни. Если сравнить нашу христианскую жизнь, то мы с вами знаем Христа, а Праотцы не знали. Это различие, а в чём сходство? Сходство в том, что они Христа не знали, но ждали Его, а мы уже Христа знаем, но ждём Его Второе Пришествие. Для человека, который уже умер сейчас, оно уже настаёт. Если мы предстаём на частный Суд Божий, то сразу же за ним потом будет и Страшный Суд. Каждый человек, который умирает, он уже уходит в вечность и уходит к Страшному Суду.
Для каждого христианина, который жил за эти 2000 лет и уже умер, для него уже Страшный Суд вот-вот наступит. В вечности всё по-другому: там нет времени.
Мы с вами сегодня собрались все в преддверии Рождества Христова, чтобы подготовиться к Рождеству Христову. Если человек не будет готовиться к Рождеству Христова, как Христианин, то значит он не будет готовиться и к Страшному Суду, потому что это взаимосвязанные вещи. Страшный Суд Господень нагрянет внезапно. Человек, который совершенно не интересуется Рождеством Христовым, значит, что он и не интересуется своей участью. Если у человека в сердце не родится Христос на Рождество Христово, то и ничего другого с ним не произойдёт: не будет в нём не поста, не Распятия Христова, не Воскресения Христова.
Мы знаем, что Христос родился, потом был отроком, потом вместе с родителями ходил в Иерусалим, потом ушёл поститься 40 дней, как и мы постимся в Великий Пост, подражая Спасителю, а потом вышел на Проповедь, и потом после этого Его распяли, и Он Воскрес. Если мы с вами хотим быть со Спасителем в Пасхе Христовой, то нам нужно пройти весь путь. К Господу невозможно присоединиться где-то посередине пути, с Ним нужно пройти весь путь. Мы с вами, как младенцы, и поэтому мы должны каждый год на Рождество Христово пускать Его в своё сердце, чтобы Христос родился, чтобы мы вместе с ним переродились, и вместе с Ним начать расти и умудряться духовной жизнью. Если мы захотим сделать это в другое время, то у нас ничего не получится.
Если человек придёт на Пасху, и он не готовился, не постился и ничего не делал, то он не сможет Пасху встретить по-настоящему. Если мы хотим, чтобы Христос был в нашем сердце, чтобы Он в наше сердце поместился, нам нужно это делать именно на Рождество Христово. Наше сердце не способно вместить Распятого Христа.
14 сентября у нас начинается Новолетие Церковное. Первые праздники после этого: Рождество Богородицы, Покров Божьей Матери, Введение во Храм Пресвятой Богородицы. Первый праздник, посвященный Спасителю – это Рождество Христово. Именно на Рождество Христово мы с вами вначале Церковного пути и в начале Церковного года можем поместить ещё маленького Спасителя в наше маленькое сердце, и там Он будет расти вместе с нашим сердцем, и потихоньку в нашем сердце вместится всё, что есть у Христа. А у Христа всего много: множество добродетелей.
Есть дерево добродетелей, которое должно вырасти в каждом сердце. А где его взять? Через молитвы в Храме. Во время того, когда Господь крестит нас, во время крещения Господь даёт нам семена этого дерева. Ангел Хранитель нам даётся, чтобы мы потихоньку пришли к Богу и, чтобы он хранил эти семена, т.е. он, как воин, охраняет и защищает наши добродетели. Наше сердце – это как сокровищница, и туда даются семена. Мы должны сами взрыхлить землю, сделать всё для того, чтобы эти семена выросли и принесли плод. Когда в нашем сердце вырастит огромное дерево, когда Господь привьёт различными добрыми плодоносными ветвями, то на нём вырастят и любовь, и радость, и мир, и терпение, и благость, и милосердие, и вера, и воздержание – всё это нам дастся через старания нашего сердца. Если, например, человек смирился перед Богом, его гордость ушла, и человек потихоньку прививается благодатью Христовой и начинается действия Святого Духа: на этом дереве произрастают плоды Святого Духа. Это дерево растёт очень тихо, а бывает и очень быстро. Всё зависит от плодородия почвы. Какая почва плодородная в нашем сердце?
Плодородная почва – это состояние нашей души. Если в нашем сердце будут питательные вещества, то дерево будет расти. Человек с гордостью, он не может вырасти это дерево. Это дерево растёт только в смирении. Если мы хотим вырастить это дерево, нам нужно смириться перед Господом, потому что гордость – это холод, а смирение – это тепло. Если даже наша земля вроде и плодородна, т.е. у нас есть много дарований, но мы с вами горды, то эта вся земля замёрзнет. Вы знаете, что на замерзшей земле ничего вырасти не сможет, поэтому нам нужно согреть холодную нашу землю смирением, согреть слезами горячей молитвы, и тогда наше сердце пробудится и оживёт.
У каждого человека есть плодородная почва, потому что нет таких людей, у которых не было бы ни одного дарования, хоть какое-то дарование в человеке есть. Бог даёт всем дары по мере их сил, просто наше сердце замерзшее, наша земля замёрзшая, значит дерево добродетелей – дерево Святого Духа расти не может. Нам нужно постараться вырасти это дерево, и тогда все эти добродетели в нас появятся.
Святые Праотцы, которые жили до Христа что выращивали в своём сердце? Они выращивали добродетели. Им было сложнее или легче, чем нам? Сложнее, потому что они ещё не видели Господа. Представьте, насколько нам легче, когда мы видели Господа, когда мы приняли Крещение Господне, когда мы с вами участвуем в Таинствах.
Представьте, как было тяжело людям, которые жили в Ветхозаветное время. Люди были очень жестокими. Сейчас эта жестокость тоже сохранилась и переходит от семьи в семью. Ветхозаветные законы не должны править в нас. В нас должны править Божьи законы, законы любви. Две главные заповеди: возлюби Господа и возлюби ближнего своего, как самого себя – это нам дал Бог в Новозаветное время. Мы должны применить все силы, чтобы сохранить эти заповеди.
Чем спасались Ветхозаветные Праведники Праотцы? Апостол Павел говорит, что именно верой они спаслись. Они имели обетование, что придёт Спаситель. Спасителя они не дождались, дождался только Симеон Богоприимец. Мы спасаемся с вами тоже верой – вот в этом у нас сходство. Мы верим в то, что Иисус Христос уже пришёл, они верили в то, что Он придёт.
Мы с вами сейчас знаем, что Иисус Христос приходил, но мы ещё верим, надеемся и верой живём в то, что Он придёт второй раз и установит Своё Царство уже и на небе, и на земле, всё будет единое целое: небо и земля соединяться, и Праведники наследуют землю, т.е. Царство Божье будет везде. Нет такого места, где не будет Царствия Божьего. Праведники воскреснут для праведной жизни в Царствии Божьем для них будет воскресение мёртвых. Воскресение мёртвых будет и для грешников, которые уже будут находиться в гиене огненной. Гиена огненная – это Божественный Огонь, который будет распространяться везде: для Праведников он будет ласкающим Огнём, согревающим Огнём Любви от их Небесного Отца, и они сами будут как огонь; а грешники будут бояться этого Огня – это будет тот же самый Огонь. Вы же знаете, человек может от печки согреться, может приготовить себе пищу, а может от печки спалить весь дом. Мы должны понимать для чего нам нужен этот Огонь.
Мы, когда с вами причащаемся Святых Тайн, то причащаемся Божественного Огня. Нам нужно привыкать к этому Божественному Огню. Когда мы с вами встречаем Рождество Христово, мы с вами привыкаем к тому, что Младенец Христос жил в наших яслях, в нашем сердце. Нам, самое главное, Его оттуда не выгонять, Его кормить. Как можно накормить маленького Спасителя? Только накормить своего ближнего, всё, что мы сделаем для ближнего, всё это будет для Бога.
Если мы обидели человека, значит мы обидели Христа, значит Христос в нашем сердце будет плакать. Если мы сделали доброе дело, то значит сделали это для Бога. Нужно все добрый дела посвящать нашему Богу и Творцу.
Святые Праведные Ветхозаветные люди жили верой. Откуда они взяли эту веру? Во время хождения евреев с Моисеем в пустыне на горе Синай Господь передал свои заповеди через скрижали. Когда скрижали были разбиты, то эти заповеди остались в сердцах людей. Мы должны в своих сердцах написать эти заповеди, чтобы наша совесть сразу реагировала, потому что настать время, когда никаких записей не останется, и только наше сердце, которое всё запомнило, будет сохранять это.
Святы Праотцы жили верой во Христа, и этим они спаслись. Кроме веры они ещё делали дела. Эти дела веры нужны были для того, чтобы подкреплять веру делами, вера без дел мертва.
Если Бог нас испытывает: к нам подходит человек, который нуждается в помощи. А мы отвечаем: «Прости, мне нужно идти молиться в Храм, я очень занят и мне тебе некогда помочь».
Господь хочет, чтобы мы проявили свою веру. Вера даёт возможность нам верить в невидимое. Если нам Господь через наше сердце говорит, что так правильно, так нужно поступать, если даже мы этого не видим, если даже весь мир против нас, то это не имеет значение: христиане идут и делают это, они страдают за Христа, они страдают за своего ближнего. Всё это делается, потому что человек верит, надеется на Господа, и вот эта вера его преображает.
Для чего нам нужны добрые дела? В чём мы должны равняться на Ветхозаветных Праотцов? Они жили в жестоком мире, мы живём в жестоком мире. Чтобы поделиться верой, нужно делать добрые дела. Никто не поверит нашему слову, если у нас не будет дела.
Если мы не будем откликаться на призыв о помощи от другого человека, то наша вера умрёт, Христос не сможет жить в нашем сердце, потому что Он пойдёт искать другого человека, который сможет помочь.
Нам нужно очень трепетно относиться к своему сердцу. После причастия оно оживает, и наша зада не закрывать его снова на замки, наша задача поддерживать его в горячем состоянии. Чтобы сохранить нам горячее сердце, нам нужно молиться, делать добрые дела. Если человек сделал доброе дело, но с гордостью, не ради Христа, то он пострадает от своих надменных добрых дел.
Господь Иисус Христос очень милостив к нам. Господь Иисус Христос даёт возможность нам прожить весь год вместе с Ним. Нам нужно только вовремя найти Рождество Спасителя, а это не просто. Мы можем прийти в Храм на Рождество Христово, но Рождество Христово не увидеть. Нам нужно пройти поприще Поста. Почему такой длинный Рождественский Пост? Волхвы на Рождество принесли золото (как Царю), ладан (как Богу) и смирну (как Человеку смертному). Нам во время поста представляется время для сбора духовного урожая, и мы можем принести на Рождество: свою веру, добрые дела, молитвы. Человек – это Храм, а наше сердце – это Алтарь. В Алтаре есть кадильница – это наше сердце, и ей мы приносим свои молитвы. Когда мы сделали добрые дела, то ладан мы кладём на горящий уголь – это есть Христос. Причащаясь, мы причащаемся Самого Христа, т.е. после причастия в каждом из нас есть вот этот Божественный уголь. Он не выжигает сердце, а вместе с ним работает.
У тех, кто причастился сейчас, по венам течёт Божественная кровь, поэтому мы и можем сопротивляться злу, в это время дьявол к нам близко не может подойти. Нам главное не возвращаться в грязь, где мы были ещё вчера. Наша задача не понижать статус. Если нас Бог принял уже к себе сыновьями и дочерями, то зачем нам возвращаться в рабство?
Мы с вами, братья и сёстры, должны вместе с Волхвами принести дары. И третий дар – это смирна. Мы должны чувствовать с вами смертные люди, и поэтому мы должны смириться перед Господом и принести смирну – своё смирение, и это будет самым главным подарком.
Первая ступень: золото - Веру нам даёт Господь. Вторая ступень: ладан – это уже наши старания. Третья ступень: смирна – смирение. Третья ступень зависит только от нас. Бог не может жить в гордом сердце. Если мы смиримся, только тогда Бог в нас и поселится.
Всё в нашей жизни связано. Если мы с вами смиримся, то мы сразу поднимемся на самую высокую ступень. Бог даёт нам сначала маленькую крупинку золота – веру. Она потихоньку растёт в слиток, начинает сиять и отражать солнце, начинает нас греть и даёт возможность превращать это золото в добрые дела, которые мы приносим Богу. Без веры угодить Богу невозможно. То золото, та вера, которое растёт, приумножается, его уже некуда девать, и человек хочет свою веру реализовать, он начинает хотеть делать добрые дела. Он начинает делиться кусочками со своими ближними, а потом золота этого становится столько много, что вся гордость вытесняется и ничего не остаётся, и человек уже вмещает Христа в своё сердце. Сердце становится смиренным.
Смиренное сердце только то, где нет гордости. А гордость исчезает, когда мы начинаем делать добрые дела. Делать добрые дела очень тяжело. Делать добрые дела обычные, не ради Христа, их легко. Например, делать благотворительность, когда у тебя много средств, и ты отдаёшь одну миллионную часть детям и ещё хвастаешься. Это сделать легко, дьявол этому не мешает.
А есть настоящая христианская благотворительность, когда человек идёт и у него всего буханка хлеба, и он отдаёт эту буханку детям многодетной матери от всего сердца по любви, а сам остаётся без хлеба.
Вы знаете, что такое пост? Почему Святая Церковь говорит: вот ты ел мясо, а сейчас ешь что-то более простое? Какой урок заключается в этом, не только же воздержание от пищи? Об этом говорит Иоанн Златоуст: «Когда мы с вами находимся вне поста, у нас с вами есть возможность покупать дорогую пищу. Но, если во время поста мы будем покупать дорогую постную пищу, то это постом не будет». Мы должны, даже, если мы никогда не ели мяса, мы должны свою дорогую пишу поделить с бедняком. Мы должны покупать простую дешёвую пищу, этим удовлетвориться и поделиться со своим ближним – это и значит оторвать от своего сердца, это и значит сделать настоящие добрые дела.
В заключение, дорогие братья и сестры, мы с вами должны вспомнить Святых Праотцев. Они ещё только думали, что придёт Христос, они жили надеждой, они жили верой. Но представьте себе, они накопали столько золота в своих сердцах, они столько в Ветхозаветных Церквях накопили драгоценностей, что их хватило нам, людям, живущим в христианское время.
Когда сейчас человек говорит: «Я вижу кругом одно беззаконие, я вижу кругом грехи, предательство». Такому человеку мы можем сказать: «Посмотри на сокровища ветхозаветных людей, Праведников. Они, не видя Христа, среди убийств и жестокости смогли сохранить эту веру и приумножить её. Мы сейчас их праправнуки пользуемся этим золотом, оставленным нам Ветхозаветными Праведниками.
Пусть каждый из нас не отчаивается, какие бы неприятности с нами не случались. Пусть каждый из нас старается накопать как можно больше духовных драгоценностей для наших предков, потому что те, которые будут жить после нас, им будет ещё тяжелее, потому что мир становится всё более жестоким, всё более неверующим. И поэтому наша задача в Церковной сокровищнице копить как можно больше духовных сокровищ, чтобы в наших сердцах выросло столько духовных деревьев, чтобы мы столько насобирали духовных плодов.
Пусть каждый из нас, став на причастии сыном и дочерью, останется ими навсегда и ещё приведёт другого сына и другую дочь ко Господу. Каждого человека ждёт Господь в Церкви своей.
Помолимся.
Всем Божьего благословения, Ангела Хранителя, сохранить благодать Христову! Аминь.
26.12.2021 г.
Свидетельство о публикации №122120802624