Как донести до человека маленькую частицу знаний?

ПРОПОВЕДИ ПРАВОСЛАВНОГО СВЯЩЕННИКА
недавно расшифрованные из аудиофайлов

Беседа-чаепитие после Божественной Литургии в Праздник Святого Спиридона Тримифунтского в Никольском Храме
в железнодорожном посёлке Кизема

    Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Дорогие братья и сёстры, сегодня мы с вами собрались после Божественной Литургии на беседу-чаепитие в праздник Святого Спиридона Тримифунтского.
Церковь не признаёт гадание, потому что обо всём знает только Бог, судьбы не существует. Если человек обращается к колдунам и гадалкам и те говорят человеку что-то, и при этом человек этому поверит, то с ним это случится, потому что человек теряет веру в Бога и верит этим предсказаниям. Святые изрекали какие-то пророчества, например, Святой Пророк Иона пришёл проповедовать в Ниневию, и он сказал: «Через 40 дней Ниневия будет разрушена». Люди покаялись, и пророчество не сбылось. Но потом, через 100 лет Ниневия была разрушена. Те люди, которые услышали Пророка Иона и не покаялись, а потомки их снова отошли от Бога, и Ниневия была разрушена. Это говорит о том, что пророчества изрекаются Богом для того, чтобы они не сбылись.
Бог пророчествует через Пророков для того, чтобы пророчества не сбылись, для того, чтобы люди покаялись. Если люди изменяются, то Бог убирает наказания. Если человек не изменяется и не слышит пророчества, то оно и сбывается сразу.
Надо верить только пророчествам церковным. У нас есть пророчества современных Старцев. Надо смотреть какой Старец пророчествует, может быть его жизнь не благочестивая, например, или его пророчества не совпадают с Евангелием. Нужно всегда сравнивать пророчества с Евангелием. Если человек хочет получить какие-то знания о своей будущей жизни, нужно заглянуть в Евангелие. Зачем гадать, если есть книга, где написана вся наша будущая жизнь?
Если мы будем жить по Божьему, то мы окажемся в Раю. Если мы будем жить беззаконно, то мы с вами окажемся в аду.
Бог не хочет, чтобы мы попали в ад, поэтому Он к каждому из нас стучится в наше сердце.
А как узнают колдуны и гадалки? Представьте, что вы находитесь здесь, а ваш муж залез на колокольню и звонит в колокола. Он вам кричит: «Супруга, к нам идут гости». А вы смотрите и отвечаете, что никого нет. Он говорит: «Вон они уже подходят». Как он узнал? Он увидел с высоты колокольни, потому что стоял наверху. Тоже самое и бесы: им просто виднее. Мы с вами ограничены телом, мы кроме своих глаз и ушей ничего не видим и не слышим. А бесы могут быстро перемещаться. Если бес увидел, что в соседнем селении случился пожар и говорит об этом в другом селении, это значит, что он видит в реальном времени. Бес не может находиться не в прошлом, не в будущем, он может быть только в настоящем. Но он просто узнаёт раньше, чем обычные люди. Вот поэтому он что-то знает. Вот, допустим, через гадалку или колдуна он скажет обычному человеку: «У тебя украдут деньги» или «Ты попадешь в беду». Почему, откуда он знает? Потому что этот самый бес подговорил людей или бандитов, или соседей, чтобы сделать вам зло. И поэтому через гадалку или колдуна он преподаёт то, в чём он сам участвует, он то и знает. Но очень часто бесы ошибаются, и человек вводится в заблуждение. Дело ещё в том, что, кроме того, что они видят и знают больше, чем мы: человек в среднем живёт 70-80 лет, а бесы живут тысячи и тысячи лет. Тысячу лет они наблюдали за людьми, они - самые лучшие психологи, они видят по лицу человека принял ли он эту мысль или нет.
Если, например, человеку скажи какое-то слово, то человек изменяется в лице. О чём это говорит? Сразу понятно, люди говорят: «А чего ты обижаешься?» По лицу видно, что мы обидели человека, что слово достигло результата. Если бесы стреляют стрелами гордости, стрелами уныния, стрелами блуда, то они смотрят, как человек изменяется. Если он, например, после стрел блуда, пошёл на блуд, то сразу понятно, что эта стрела достигла, и значит они не будут на него тратить другие патроны. А человеку, которому приятно кого-то обидеть, косточки «перемыть», посплетничать, то в них они и будут стрелять такими же патронами. Они в человека от рождения стреляют разными стрелами. Когда они видят, что человеку всего ближе этот грех, эта страсть, то они оставляют этого беса тщеславия, беса воровства или беса уныния, и этот бес человека искушает, потому что это главная его страсть.
Суеверие лишает человека веры в Бога. Если мы верим в чёрную кошку, значит мы не верим в Бога.
У Святого Спиридона Тримифунтского есть башмачки на его нетленных мощах, которые меняют, потому что они изнашиваются. Вот в этом есть и чудо. Святые чаще всего приходят своим духом. А у кого сохранились нетленные мощи ходят и своим телом.
Преподобный Сергей Радонежский при жизни обходил все кельи монахов и стучался своим посохом, если монах, например, не молился. Преподобный Сергий также обходит и сейчас своих монахов. Но его монахи находятся не только в монастыре, они находятся очень далеко.
Святой Спиридон Тримифунтский при жизни не выделялся среди других людей, одевался в простую одежду, не ездил на дорогой колеснице. Однажды он зашёл к царю, там стоял охранник, воин, который ударил его по щеке, а он его сразу простил и подставил другую щеку. Это говорит о его незлобие и доброте. Если у человека внутри злоба, то он не сможет её скрыть: если его ударяют, то он сразу же начинает защищаться. А добрый человек, у которого нет злости, и может подставить вторую щеку.
Святой Спиридон Тримифунтский за свою жизнь несколько людей воскресил. Он мог воскресить и свою дочь, чтобы она жила, но не сделал это потому, что обладал смирением и любовью Богу, и всё доверял Богу: он верил, что, если Бог забрал его дочь, значит так и нужно. Святой Спиридон воскресил свою дочь только на секунду, чтобы она сказала где находятся сокровища и через это чудо косвенно оправдаться, чтобы у людей не было искушений. Если бы Святой Спиридон Богу не доверял, то он воскресил бы свою дочь, жил бы и радовался.
Когда раньше подходили к Святым и говорили: «Ты блудник», то они это терпели. А когда им говорили: «А ты еретик». Святой отвечал: «Нет, я не еретик». Святые говорили, что всё можно терпеть, но, если тебя, как христианина, обвиняют в еретичестве, что ты уже не со Христом, то это принимать нельзя, чтобы вокруг христиане не соблазнились. Всё, что касается святости, чести и достоинства Церкви, то это нужно отстаивать и защищать. Святого Спиридона Тримифунтского и его дочь обвинили в воровстве, и если бы он был простым человеком, то он бы смолчал. Но он был Святителем, он был Архиереем, и поэтому он не стал этого терпеть и через воскрешение дочери на мгновение доказал, что их семья не воры, потому что он видел, что от того, что его назовут вором, будет очень много беды: многие люди не смогут спасаться. Ведь самая главная задача Священника Архиерея – это спасение душ человеческих, и всё, что касается чистоты Церкви, её нужно блести «как зеницу ока», чтобы Церковь не была поругана.
Если прихожане видят, что священника или христианина неправильно оскорбляют, то его обязательно нужно защищать, потому что это честь и достоинство Церкви.
Бог сам сотворит чудо и нас защитит, если мы только будем Ему доверять.
Святые по-доброму укоряют людей, могут сказать на ушко: «А почему это с тобой произошло?» Когда мы обижаем кого-то и говорим на них что-то вслух, то мы, на самом деле, «плескаем в лицо этого человека горячий чай», это мы делаем, когда даём знания о том, что человек в чём-то согрешает, поэтому эти знания его обжигают.
Святой Преподобный Паисий Святогорец сказал такие слова: «Чтобы донести до человека маленькую чашечку знаний нужно бочку терпения и океан любви». Если мы имеем бочку терпения и океан любви, тогда можно подходить к человеку и доносить знания. Если у нас вот этой бочки терпения и океана любви нет, значит сначала нужно выпросить у Бога эти дарования, а потом только человека учить.
Преподобный Серафим Саровский сказал: «Спаси себя сам и вокруг тебя спасутся тысячи». Мы можем всю жизнь потратить на спасение людей, а сами не спасемся, а значит и других не спасём, потому что мы не являемся светом. Нам нужно самим сначала зажечься от Христа, т.е. мы как свеча. Но, если свеча не зажжена, то она просто скрючится на подоконнике от солнца.
Человек должен прежде всего взять у Бога бочку терпения и океан любви - это всё даётся во время причастия. Нам самое главное подготовить сосуд души. Если человек хорошо поисповедовался, его сердце стало чистым, то это ему даёт возможность во время причастия наполниться благодатью. А, если человек подходит на причастие со сложенными руками, а в это время его сердце полно какими-то мыслями (он на кого- то обижается или думает о деньгах, думает о работе), то Бог не даёт этому человеку причастие во всей полноте, потому что он по дороге всё это может растерять. Поэтому Бог даёт лишь столько, сколько мы можем вместить.
Святой Спиридон Тримифунтский был по истине сосудом благодати Божьей, потому что он был очень простым и добрым. После того, как его избрали на Архиерейское служение, то он остался Пастырем.
Был один случай в Великий Пост. К нему вовремя поста пришли гости, которые зашли неожиданно, и он не успел подготовиться. У него была дочь, жена его умерла. Он попросил посмотреть дочь: «Что есть из еды?». Она говорит: «Ничего нет постного». Он говорит: «Тогда зажарь кусок мяса». Дочь так и сделала, а эти же люди стали его осуждать.
Во время поста, если к нам приходит неверующий человек, то ему можно выложить на стол всё, что у нас есть.
В советское время из одного монастыря хотели выгнать монахов, и всех их собрали на собрание коммунистическое, чтобы их там отчитать и скомпрометировать. Их всех собрали и наложили на тарелки мясо. Это было время Великого Поста. Заранее была приготовлена ловушка: как только они бы стали отказываться от мяса, то им бы предъявили, что они обидели хозяев и не приняли гостеприимство. Монахов Игумен благословил, и они взялись за ложки и стали есть мясо. Один из коммунистов говорит: «А мы то думали, что вы монахи мясо не едите». А Игумен отвечает: «На самом деле мы не знали, что это мясо». И все положили ложки и перестали есть мясо. Когда христиане живут среди неверующих людей, надо готовиться ко всяким провокациям.
Думаете Святой Спиридон Тримифунтский просто так стерпел, когда его ударили по щеке? Он не ответил грубостью на грубость, потому что имел любовь к другим людям. Эта любовь дала ему возможность всё стерпеть. Любовь – это обезболивающее. Почему Святые могли стерпеть это? Да потому, что Святые любили любовью Божьей.
Братья и сестры, сегодня мы вспоминаем Святого Спиридона Тримифунтского. Мы с вами, когда надеемся на Бога, нам Бог и помогает. Когда мы надеемся на себя, Бог нам не помогает. Есть такая пословица: «На Бога надейся, а сам не плошай». Если мы встали утром и взяли благословение у Господа Бога нашего, если в течение дня мы говорим: «Господи, как ты хочешь», и наша жизнь устраиваться, и мы становимся чадами Божьими. Как только мы надеемся только на самих себя, то всё пропадает, потому что мы как бы из своей жизни выбрасываем Господа, надеемся только на свои средства, на свои знакомства и всё остальное. Бог не может сотворить чудо для человека неверующего, потому что он не нуждается в Боге. А человек верующий – это человек, который имеет не только знания о Боге, но и имеет надежду и упование на Бога.
Братья и сестры, постараемся у Святого Спиридона Тримифунтского научиться послушанию Богу, смирению, кротости, любви к ближнему. Чтобы любить ближнего, нам нужно иметь благодать в сердце, а, чтобы она всегда там была, нужно, чтобы в сердце был только Христос. Если в нашем сердце есть кто-то посторонний, а Бог очень ревнивый. Наша душа – это невеста. Представьте себе, если невеста после свадьбы пришла в свою комнату и ждёт своего жениха. Жених заходит и видит, что рядом с его невестой находиться её какой-то знакомый друг. Жених в лучшем случае уйдёт.
Наш Христос в лучшем случае уходит, Он нас не наказывает, не бьёт в нас молнией, не лишает нас жизни. Господь накажет нас, когда мы придём на Страшный Суд. Когда человек начинает жить, то говорит: «У меня ещё долгая жизнь впереди». Если эту жизнь человек хочет прожить без Бога, то с Богом он встретится, как и все мы на Страшном Суде. У нас в опочивальне после свадьбы, после брачного пира оказывается некий посторонний человек, т.е. наша душа зовет кроме Христа и дьявола, т.е. через страсти душа прикипает к дьяволу, и она даже его не замечает и говорит: «Это так и нужно, это мой друг, это моя любимая страсть». У нас у христиан есть любимые страсти.
Господь нас зовёт на Литургию. Мы приходим, причащаемся, и Бог входит через наши уста и заходит в наше сердце. И в нашем сердце он видит дьявола. Бог спрашивает: «А что делает этот здесь?» Мы не отвечаем. Бог отворачивается и начинает уходить, спрашивая при этом: «Мне уходить?» А мы не отвечаем, и Господь уходит. Бог не сразу уходит. После причастия у нас происходят испытания, Бог посылает нам какого- то человека, которому нужно помочь. Если мы этому человеку не поможем, то остаёмся наедине с этими дружками.
Святой Спиридон Тримифунтский сражался за людей. Мы помним с вами, что один человек попал в беду, и он побежал этого человека спасать. Впереди была река, и он пошёл по воде. Бог может сделать любое чудо, если это будет необходимо для нашего спасения.
У Святого Спиридона Тримифунтского была добродетель помогать людям. Но, несмотря на то, что он был духовно богатым и бедным телесно, он помогал беднякам, он отдавал последнее, и тем самым он становился ещё богаче.
Пусть каждый из нас постарается сегодня умолить Святого Спиридона, чтобы он одарил нас не деньгами, а духовным богатством. Если человек просит только телесные богатства, то в итоге он останется ни с чем, потому что это всё будет ему в погибель.
Святой Спиридона Тримифунтского, моли Бога о нас! Аминь.

25.12.2021 г.


Рецензии