Чем чудотворная икона отличается от обычной иконы?

ПРОПОВЕДИ ПРАВОСЛАВНОГО СВЯЩЕННИКА
недавно расшифрованные из аудиофайлов

Беседа после Божественной Литургии в Воскресный день
в Казанском Храме посёлка Октябрьский

    Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Дорогие братья и сестры, мы сегодня с вами собрались после Божественной Литургии на беседу-чаепитие. В этот Воскресный день мы почитаем Святых Отцов седьмого Вселенского Собора. Всего было семь Соборов. На каждом Вселенском Соборе были приняты такие решения, которые являются основополагающими для нашей Церкви. Эти Соборы называются Вселенскими, потому что со всей Вселенской Церкви, ото всюду пришли епископы защищать веру православную.
Сейчас в Церкви есть люди модернисты – это обновленцы, которые в Церковь внедряют новые вещи, идущие в разрез с церковными уставами. Некоторые модернисты говорят, что Святитель Николай не мог ударить Ария. Святитель Николай знал, что за нанесение удара лишают сана, но пошёл на это ради любви ко Господу, потому что видел, как там поругается Спаситель, и поэтому он ударил Ария. Об этом мы находим свидетельства в письменных источниках, а также есть изображение на иконе Святителя Николая, где сверху его находится Божья Матерь и Спаситель, который в руках держит омофор и Евангелие. Так мы находим подтверждение в иконографии, как раз того, что не хватает нам в убеждении. Если бы этого события не было, и Святитель Николай не ударял Ария, то тогда бы такое изображение на иконах не было бы.
На седьмом Вселенском Соборе было решено приравнять изображение на иконах к письменным свидетельствам, но это если пишутся иконы по канонам.
Есть иконы, перед которыми невозможно молиться, а есть иконы, к которым тянутся. Почему иконы чудотворные? Иконописец должен быть благочестивым и писать иконы по канонам. Икона – это окно в Рай, где находятся ставни снаружи и ставни изнутри. Чудотворная икона, прежде всего, это когда открыты обе ставни. Если икона написана, и человек может по ней молиться, желательно, чтобы она была по канонам, и ничто не отвлекало. Если икона будет картиной, то человеку очень сложно перед ней молиться. Над каждой иконой должна быть надпись, как установил седьмой Вселенский Собор: что это Иисус Христос, что эта Богородица. Когда икона освящается, когда Господь благоволит к этой иконе, очень важно из чего эта икона сделана, кем она сделана. Если человек иконописец молился, постился, готовился, то икона будет намного более совершенная. Настоящие иконописцы очень много трудов прилагают к иконе. Иногда написать икону нужно времени около года – это огромный труд.
А сейчас печатаются иконы, но они обесценились, потому что они сделаны слишком легко. И люди эти иконки дома не берегут. Мы должны переменить отношения к иконам, потому что, если мы пренебрегаем Образ Христов, Образ Богородицы, Образ Святых, то это кощунство, если у нас всё это пылится, грязнится. Нам нужно понимать, что икона будет открыта только тогда, когда есть Образ написанный, подписанный кто это. И очень важный момент – это молитва самого человека. Если человек будет холодный в молитве, то ставни изнутри иконы никогда не откроются. Человек молящийся, когда подходит и совершает Крестное Знамение, делает поклон, целует икону, тогда в момент целования и происходит открытие этих ставень.
Что нужно сделать, чтобы икона открылась, чтобы икона стала чудотворная, чтобы нас Господь услышал через это Небесное окно? Нужно искренне молиться, с любовью целовать, просить только то, что будет полезно. Если просить, что не будет для нас полезно, икона не откроется, потому что чтобы войти в Царствие Божье нужно проходить через тесные Врата. Икона, как раз, и есть узкие Врата вхождения в Царстве Божье. Наша душа, как бы влетает в Царствие Божье во время молитвы, т.е. тело остаётся здесь, а душа уже на Небесах. Вся Литургия – это снисхождение Неба на землю, вот как важна Литургия. Все иконы были написаны прежде всего ради Литургии. Иконоизображение – это Литургического изображение ради того, чтобы человек внедрился, влился в церковный круг.
Что нужно сделать, чтобы достучаться до неизвестного Святого, чтобы открылись ставни его иконы? Нужно прочитать и изучить Житие этого Святого, потом прийти и помолиться у этой иконы.
Почему иконопочитание так важно нам, современным людям? Господь удивительным образом так устроил Церковь, что Церковь – это Храм спасения, в Церкви всё полезно для нашего назидания, для нашей молитвы, для нашего спасения. Все люди, как единое целое объединяются, молятся в этот момент, и их молитвы услышаны, потому что единая молитва многих-многих людей – это, как стая птиц. Впереди летит вожак, он разрезает слои воздуха, и остальным птицам лететь уже легче клином. А в конце стаи летят старые птицы, но у них настолько разряжен воздух, что они просто парят. Наши молитвы могут быть услышаны тогда, когда молитвы долетают до Неба: нужно всем собраться в Церкви. Один человек не всегда может открыть Икону, например, в связи с тем, что не примирился с другим человеком, и молитва не идёт. А в Храме иконы открываются после молитв и прикосновений детей, т.к. они светлые души, а также есть благочестивые христиане. Вот поэтому такая церковная молитва сильная, когда люди вместе молятся.
Вот как говорят отшельники, которые живут уединённо в пустыне? Они говорят так: «Когда живёшь в общежитии монастыря, когда находишься среди других людей, то, если т не молишься, то кто-то другой молится, и эти молитвы все вместе, как стая птиц, улетают на Небо. А, если ты находишься в пустыне, то, если ты не молишься, то уже никто не молится». Вот поэтому в отшельничество посылали только избранных людей, которые уже были подготовлены через монашество, и то отпускали под контролем, чтобы они там не погибли.
Братья и сестры, нам надо чётко понимать, что только в Церкви и есть спасение. Если мы думаем, что сможем мы сможем стяжать такую же благодать у себя дома помолившись столько же часов, то мы глубоко ошибаемся. Весь Храм – это икона, и когда человек в Храм Божий на этот корабль спасения, то потолка не существует, там Небо.
Мы сегодня с вами затронули тему ереси, т.е. сейчас до сих пор, как и в первые века христианства есть ереси, которые дерзают нашу Церковь: вот этот модернизм пытается перевести наш церковно-славянский Богослужебный язык на русский язык, делать различные новшества в Богослужении – всё это очень печально может сказаться. Они хотят, например, убрать действующий Православный календарь, по которому служат в Церкви. Именно благодаря этому календарю всё держится, он как один из столпов. Если мы с вами уберём церковно-славянский язык по навету этих обновленцев, если изменится Православный календарь, то уйдёт с лица церковной жизни Петров Пост. Праздник Святых Петра и Павла всегда празднуется в одно и тоже время, а Пасха у нас приходящая. Если мы с вами по навету этих людей перейдём служить по новому стилю, то исчезнет Петров Пост, потому что у нас разница старого и нового стиля в календаре в 13 дней.
Нам нужно хранить все семь столпов Церкви – семь Вселенских Соборов. Почему так важно сохранять иконопочитание?
Почему Бог называется Творец? Потому что Он всё сотворил. Он и Сам Творческий, и никто не сможет с Ним сравниться, т.е. Бог имеет Великое Творческое Начало. Вот это Творческое Начало Он передал и человеку, и поэтому Бог не отвергает изображения, которые написали Его дети. Если бы Бог не хотел, чтобы мы творили, то ничего бы и не было в жизни творческого.
Можно ли изображать Бога Творца – Бога Отца и Бога Святого Духа? Бог – Непостижим, Бога увидеть невозможно. И на Соборе было решено о том, что изображать Бога Отца и Бога Святого Духа нельзя, потому что Они нам не являлись во плоти. Явление Святого Духа в виде голубя, было изображение символичное. Явление Бога Отца в виде Ангела также не дает увидеть Его.
Иисус Христос Творец? На иконах можно увидеть, как Иисус Христос участвует в Творении. Иконописцы единственно, что могут изобразить правильно при создании мира – это нарисовать Иисуса Христа, потому что других лиц Святой Троицы изображать запрещается.
Какое самое лучшее изображение Нашего Бога? Ветхозаветная Троица, нарисованная Андреем Рублёвым, где изображены три Ангела. Ангел посередине – это Бог Сын, а по бокам – Бог Отец и Бог Святой Дух. Все Лица Святой Троицы находятся в единстве. Они - единое целое, но три Личности. Их Божественная Любовь так Их объединяет, что Они неразлучны, и в тоже время Каждый имеет Личность.
Андрей Рублёв не просто так нарисовал Бога Иисуса Христа в середине, Он находится в Чаше. Если посмотреть на икону Рублёвскую Пресвятой Троицы, то Бог Отец и Бог Святой Дух образуют Чашу, а Иисус Христос в середине Чаши, и Он отдаёт себя миру. Все Они нарисованы в виде Ангелов, но у Них разные одежды. Например, как можно отличить Бога Святого Духа на иконе? На праздник Святой Троицы какой у нас цвет? Зелёный. В зелёных одеждах находится Бог Святой Дух. У Спасителя синяя туника, Он в середине. И Бог Отец.
Мы с вами сегодня сказали, что иконы помогают нам молиться. Есть иконы, где Бог Отец изображён в виде седовласого старичка, а Бог Дух Святой в виде голубя. Так вот перед иконой Троицы Рублёвской нам легче молиться, потому что нас не отвлекают земные образы. Бог Отец может явиться в чём угодно: Он, например, является Моисею в виде Огня, Он может быть в виде тихого Ветра, когда Моисей молился и хотел увидеть Бога, то сначала была буря, а Господь сказал: «Не в буре Я, а в тихом Ветре».
Андрей Рублёв смог написать икону так, что в итоге нам становится легче молиться, мы видим, как раскрываются просто Небеса. Для молящегося человека намного меньше нужно делать усилий, чтобы открыть вот эти ставни, потому что у некоторых икон ставни очень крепко закрыты. Они написаны так замысловато, что человек очень долго думает и у него нет полёта. Как, например, песнопения. Почему составлена Литургия? Литургия – это Икона, которая написана не такими красками, а мелодией, стихирами, тропарями, кондаками.
Можно назвать и письменные источники тоже иконами. Мы с вами сказали, что Святые Отцы приравняли письменные источники и источники изобразительные на иконах. Если по канонам написана Икона, если она сохраняет в себе историческую справедливость, то люди получают от неё великую пользу. Как мы сегодня приводили пример Святителя Николая Чудотворца, который ударил Ария за то, что он говорил на Иисуса Христа, что Он является Творением.
Может ли современный человек поступить подобно Святителю Николаю? На самом деле нам нужно к этому готовиться. Если мы окажемся в последние времена, то мы должны будем все быть ревностными, как Святитель Николай, т.е. там по-другому просто невозможно будет. Для этого нам нужно и жить также. Святитель Николай Чудотворец уже в пожилом возрасте, узнав о том, что троих жителей его города хотят казнить (это изображено на его житийной иконе), он бежит бегом и успевает еле-еле, чтобы спасти своих прихожан.
Представьте какая была у него любовь! А эта любовь откуда берётся? От Бога. Просто так взять любовь – захотеть любить, мы не возьмём её. Эта любовь стяжается постепенно каждый день. Если мы каждый день будем бороться за эту любовь, то она к нам и придёт. Чего человек желает, то у него и исполняется. Многие говорят: «Бойся желаний, потому что они исполняются». Если мы желаем быть с Богом, если мы желаем трудиться Господу, то и Бог нам обязательно всё это даст.
Скажите, кто сейчас из современных людей мечтает о монашестве? А когда была Святая Русь, то люди мечтали о монашестве. В 90 годы был всплеск, когда Бог призвал своих молитвенников, и сейчас у нас есть монастыри, в которых есть молитвенники. А почему-то больше уже люди не хотят. Почему? Потому что люди заняты своими делами, т.е. Бог не на первом месте. Если бы Бог был на первом месте, тогда люди хотели бы Ему угождать, Ему служить.
Монашество – это есть истинное исполнение Евангелия, когда человек отдаётся Богу и живёт, как птица небесная, т.е. он уже полностью доверяется Богу настолько, что Бог его кормит как птицу небесную. А сейчас люди не имеют к этому никакого желания, потому что любви к Богу нет. Если молодая пара любит друг друга, они готовы не спать ночами, они готовы трудиться, чтобы содержать друг друга, и все неприятности у них не видны, потому что любовь всё покрывает, любовь даёт человеку радость.
Сейчас люди бояться трудностей, потому что они не имеют любви, т.е. наше сердце не вмещает любовь ко Христу. Мы с вами говорим, что Святые Отцы Седьмого Вселенского Собора сохранили иконопочитание.
Мы должны хранить православие как зеницу ока. Зеница ока – это наш глаз, который легко повредить, и поэтому мы должны хранить наше православие, иконопочитание и другие догматы, потому что на этом стоит Церковь. Если обновленцы сейчас пытаются пошатнуть один из столпов, то это очень чревато. Надо беречь каждый столп. Если мы не сбережём один столп, то начнут падать другие. Каждый из семи Вселенских Соборов нужно беречь и ничего не искажать. Сейчас искажается Символ Веры, когда поётся вместо Соборной - вселенская Церковь, т.е. это не допустимо, потому что Символ веры ни в коем случае изменять нельзя. Они там подразумевают, что не только Православная Церковь входит в этот Собор, но и другие какие-то конфессии, а это совершенно неправильно. В Церкви есть спасение только в Православной, только православная вера и является Церковью Спасения, которая идёт от Иисуса Христа.
Будем беречь нашу Церковь, будем беречь иконопочитание. Иконопочитание нужно начать с самого себя. Если у нас пылятся иконочки, то мы точно не иконопочитатели. Надо посмотреть у себя в шкафах нет ли у нас икон в пыли.
Помогай нам, Господь, почитать Образ Божий в человеке. Каждый человек – это икона, поэтому нам надо не только протирать иконы, нужно ещё беречь человека. И, когда человека обижают, то можно сказать, обижают Образ Божий, т.е. перечёркивают икону. Есть иконоборцы, а есть человекоборцы, которые ничем не лучше, чем иконоборцы, потому что каждый человек – это икона.
Помогай, Господь, каждому из нас быть человеколюбивым, чтобы видеть Образ Божий в человеке и быть настоящим иконописцем. Каждый человек может быть иконописцем, если восстановит Образ Божий в человеке, если какого-то человека привести ко Христу, значит восстановить Икону Божью утраченную.
Помогай всем Господь! Всем помощи Божьей! Аминь.

24.10.2021 г.


Рецензии