Верлибр
изыскания дилетанта
Марина Новикова
Почему такое название? Я никогда не увлекалась верлибрами. Нет, читать - читала, но при этом не могла отделаться от мысли, что автору было просто лень или не под силу зарифмовать строчки. Не одна я так думала. Как утверждает Владимир Монахов в статье "Мысль живёт не вширь, а вглубь себя", Александр Кушнер резко высказывался по поводу верлибров: "Верлибр хорош только изредка!". Олег Хлебников настаивал, что русский язык еще не исчерпал своих возможностей до того, чтобы верлибр стал вдруг столь же обязательным. Евгений Евтушенко заявлял, что по-настоящему свободным стихом могут пользоваться только поэты, которые полностью освоили грамматику поэтического мастерства в области регулярного стиха. http://nashaulitsa.narod.ru/Monahov-Misl.htm Впервые столкнулась с необходимостью написать верлибр, занимаясь "сочинительством" в классе поэта и сценариста Майкла Линча (Michigan State University). Надо сказать, что в англоязычной поэзии верлибр более распространён, чем у нас. Итак, мой первый верлибр. Дело было летом на юге Франции, и мой верлибр был про гигантскую жабу размером с котёнка, реально увиденную мной на асфальтовой мостовой прованского городка. Этот мой опус на английском языке не сохранился, о чём я нисколько не жалею. И вот новая встреча с верлибром, на этот раз, на Литсовете, в рамках конкурса "Соло для двоих". Боже, как я ругалась! Но тут же полезла во всемирную паутину разбираться, что же это такое - верлибр? С результатами этих поисков я и поделюсь с заинтересованными читателями. Первое, что бросилось в глаза: почти все русскоязычные статьи приводят одно и то же определение верлибра, слово в слово, не ссылаясь при этом на первоисточник. Вот это определение: Верлибр - (франц. vers libre - свободный стих) - форма метрической композиции, характерная для ХХ века. В целом верлибр определяют по негативным признакам: у него нет ни размера, ни рифмы, и его строки никак не упорядочены по длине. Это означает, что можно взять любой кусок прозы, произвольно разбить его на строки - и в результате должен получиться верлибр. Автором определения является Вадим Руднев, лингвист и философ, автор книги Словарь культуры ХХ века. http://www.kulichki.com/moshkow/CULTURE/RUDNEW/slowar.txt Ещё одно определение: Верлибр - стих, в котором произвольно количество ударных и безударных слогов; не обязательно одинаковое число ударений в стихотворных строках, нет повторяющихся единообразных строф; может не быть и рифмы. В его основе лежит однородная синтаксическая организация, определяющая однородную интонацию, в которой произносят каждую из стихотворных строк - фраз свободного стиха. Эта повторяющаяся интонация, выраженная в синтаксическом построении фразы, и определяет своеобразный ритм стихотворения. Источник - Тимофеева, Л.И., Венгров, Н.П. Краткий словарь литературоведческих терминов. - М.: 1963. - с.137. http://slovar.lib.ru/dictionary/verlibr.htm Как видите, в этом определении не столь категорично провозглашаются негативные характеристики верлибра. "Может не быть рифмы" - значит, что верлибры могут быть и рифмованными. Говорится здесь и о повторяющейся интонации, и о своеобразном ритме стихотворения. Поскольку слово верлибр (vers libre) - изобретение французов, я полезла искать французское определение верлибра. И вот что нашла (сокращённый перевод мой): Верлибр - стих, который не представляет никакой регулярной периодической структуры: ни ритма, ни рифмы, ни строф. Между тем, он сохраняет некоторые характеристики стиха: как минимум, это разделение фраз на строки, благодаря чему свободный стих остается распознаваемым как стих. Другие характеристики, напоминающие регулярную поэзию: присутствие прописных букв в начале строки и звуковых повторов (некоторые "верлибристы" поддерживают, и даже в существенной мере, принцип рифмы или созвучия в конце строк), переменный, но обнаруживаемый размер, и т.д. Опять же, противоречивое определение. Сначала - "ни ритма, ни рифмы", а потом допускается "принцип рифмы или созвучия в конце строк". В определении верлибра нет полного единодушия. В английской литературе понятие верлибра более широкое. Так, из англоязычной Wikipedia узнаём, что существует три вида верлибров: - свободный ямбический стих или вольный ямб - ритмический стих или белый стих - свободный стих, где непостоянство ритма является главным условием В русской традиции вольный ямб и белый стих верлибрами, вроде бы, не считаются, хотя тоже существует некоторая путаница в этих понятиях. Попробуем разобраться. 1. ВОЛЬНЫЙ ЯМБ - ямб, у которого длинные строчки незакономерно чередуются с короткими. Это, например, размер русских басен: "На ель ворона взобралась, Позавтракать совсем уж, было, собралась" (Крылов) 2. БЕЛЫЙ СТИХ - нерифмованный стих с чётким ритмом. Белый стих обладает определённым размером: белый ямб, белый анапест, белый дольник. Пример: Сяду я за стол да подумаю: Как на свете жить одинокому? Нет у молодца молодой жены, Нет у молодца друга верного. (Кольцов) 3. СВОБОДНЫЙ СТИХ - стих с непостоянным ритмом. Может быть как рифмованным, так и нерифмованным. Примеры рифмованного верлибра: Улица быстрым потоком шагов, Плеч, и рук, и голов Катится, в яростном шуме, К мигу безумий, Но вместе — К свершеньям, к надеждам и к мести!... (В. Брюсов) Чуть ночь превратится в рассвет, вижу каждый день я: кто в глав, кто в ком, кто в полит, кто в просвет, расходится народ в учрежденья. Обдают дождем дела бумажные, Чуть войдешь в здание: Отобрав с полсотни — самые важные! — служащие расходятся на заседания... (В. Маяковский)
Примеры нерифмованного верлибра Она пришла с мороза, Раскрасневшаяся, Наполнила комнату Ароматом воздуха и духов, Звонким голосом И совсем неуважительной к занятиям Болтовнёй. (А. Блок) Там в незримой протяжённости твоего зрачка в шар сжимается горизонт... (Пётр Соловьёв) А есть ещё разновидность верлибра - УДАРНИКИ. Это акцентные стихи без чёткого ритма, но с фиксированным числом ударных слогов в строке. Ударники могут быть как рифмованными, так и нерифмованными: Примеры нерифмованных ударников Вечерний сумрак над теплым морем, Огни маяков на потемневшем небе, Запах вербены при конце пира, Свежее утро после долгих бдений, Прогулка в аллеях весеннего сада, Крики и смех купающихся женщин... (М. Кузмин) Рифмованный ударник ..И когда осталось на баррикады выйти, день наметив в ряду недель, Ленин сам явился в Питер: — Товарищи, довольно тянуть канитель! — Гнет капитала, голод-уродина, войн бандитизм, интервенция ворья, будет! — покажутся не более родинок на теле бабушки, древней истории. (В. Маяковский) Приведённые выше примеры верлибров из пункта 3 взяты из поэтического словаря Квятковского. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0751.htm А теперь для сравнения несколько примеров из материалов конкурса "Соло для двоих", полуфинал, посвящённый верлибрам. Привожу лишь фрагменты стихов. Пример 1 Ни на кого Вы не похожи. Не похожи... И что же сделать с этим? Как мне жить? Я — тоже не похож. Сам по себе... Прохожий. (С. Стукало) ---!---!- --!- -!-!-!-!-! -!---!---! -!- Частично рифмованный верлибр. Ритм меняется, длина строки тоже. Пример 2 Когда порой осенней яркий луч На день, на час разрежет серый саван И мастихином золото набросит На голубом подрамнике небес (С. Колонов) -!-!-!-!-! -!-!-!-!-!- Это белый стих. Чётко прослеживается ритм ямба. Пример 3 В твоих руках, Пожелтевших от времени, Временем сморщенных, Маленький букетик опавших листьев. (Декабрина) -!-! --!--!-- !--!-- !---!- -!-!- Верлибр, нерифмованный, двухударник (два ударных слога на строку), ритм переменный. Пример 4 Захлебнувшись заморским теплом, Онемев от восторга Перелетные птицы следят за мерцаньем колибри, За полетами бабочек, крылья которых с ладонь, И считают что сад-это рай. (М. Генчимахер) --!--!--! --!--!- --!--!--! --!--!- --!--!--!--!--! --!--!--! Чётко прослеживается ритм анапеста. Длина строк разная. Белый разностопный анапест. Вывод Верлибр - свободный стих. Это особый творческий метод, основанный на возможности передать рисунок авторской мысли в наиболее естественной органичной форме, не ограниченной жёсткими рамками. И он свободен не только от ритма и рифмы, но, как ни парадоксально это звучит, и от необходимости полностью избавляться от оных. То есть верлибром, помимо разбитой на строчки прозы, могут считаться и рифмованные строки, и нерифмованный стих с выраженным, но непостоянным ритмом. Автор верлибра волен выбирать, хочет ли он начинать каждую строку с заглавной или с прописной буквы, ставить знаки препинания или не ставить, разбивать стих на абзацы или нет. В таком случае - ура верлибру!
Свидетельство о публикации №122120508489
лей написания(и срединих
-ВЕРЛИБР)НО есть"борцы
и"критики"признающие
только ежестрочную Рифму
,а иначе Это не стихиИЛИ"слабые стихи"
по ИХ пониманию!Критику
ют,возмущаются,-ГДЕ у
Вас Рифма?Основное считаю-музыкальность,Рит
м и СМЫСЛ.Тогда Это
СтихоТВОРЕНИЕ!Нередко,
в погоне за Рифмой теря
ют смысл,получается
Рифмованная пустышка,
Аброкадабра и т.п.
Спасибо Вам за Вашу
Публикацию!Пусть доморо
щенные критики-самоучки
читают,просвещаются!
Творческих Вам Успехов,
Мирного ВСЕМ Неба!
Людмила Фадеева 4 16.10.2023 02:22 Заявить о нарушении
Хорошие стихи -
тот порядок слов,
который сразу запоминается,
и потом приходит на память,
пусть даже это матерная тирада.
Большаков Алексей 16.10.2023 02:23 Заявить о нарушении
место быть!
Вдохновения,Успехов!
Людмила Фадеева 4 16.10.2023 02:35 Заявить о нарушении