Чем дополнил своё Евангелие Апостол Лука

ПРОПОВЕДИ ПРАВОСЛАВНОГО СВЯЩЕННИКА
недавно расшифрованные из аудиофайлов

Чем дополнил своё Евангелие Апостол Лука и почему рядом с ним изображается телец?

Беседа после Божественной Литургии в Воскресный день в посёлке Октябрьский

    Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.

Дорогие братья и сестры, сегодня мы с вами собрались после Божественной Литургии на беседу-чаепитие. Мы сегодня с вами обсудим тему проповеди и тему сегодняшнего дня.
Сегодня Воскресный Праздник Вознесения Христово и праздник Апостола Луки. Апостол Лука был родом из Сирии. Мы не знаем, сколько Апостол Лука общался со Христом, потому что он был из 70 Апостолов, а вот 12 Апостолов были ближе к Христу. Апостолу Луке не хватало сведений об Иисусе Христе, и поэтому он обращался ко всем: прежде всего обращался к Божьей Матери и обращался также к другим Апостолам.
Чем Евангелие от Луки отличается от других евангелистов? Апостол Лука написал Евангелие на греческом языке. Этот язык имеет глубинный смысл. Например, слово любовь на греческом языке имеет много значений.
Апостол Пётр отрёкся от Христа, и Господь трижды его спрашивал: «Любишь ли ты Мя?» Он спрашивал вроде бы о любви, но в греческом произношении были упомянуты совершенно разные слова о любви, т.е. есть любовь к Богу, есть любовь к ближнему, есть любовь к родине, есть любовь к матери – всё это совершенно разные виды любви. В греческом языке это возможно описать разными словами. Когда Господь трижды спрашивал Апостола Петра, то Он спрашивал его о разных видах любви. Сначала Он спросил: «Любишь ли Мя, как Бога?» Потом спросил: «Любишь ли Мя, как Учителя?» И третий раз Он спросил: «Я, хотя бы тебе нравлюсь, как Человек?» Он, как бы в вопросах пошёл на уменьшение: от Царя до обычного Человека. Апостол Пётр, когда отрекался от Христа, он тоже ниспадал по нисходящей: сначала он отрёкся, не задумываясь, а потом он всё глубже и глубже он впадал в это отреченье. И поэтому возвращение Петра тоже было такое глубокое: Господь трижды его спрашивал о любви. Так вот, здесь в греческом написании мы это видим, и это нам помогает понять глубину падения и глубину покаяния Апостола Петра. Святая Православная Церковь через учёных мужей ищет вот эти тонкие моменты в Евангелие, которые помогают нам разобраться в сути Евангельской.
Откуда взялись образы Евангелистов? В Апокалипсисе откровения Иоанна Богослова были эти образы символических существ. Это символы, которые показывают суть их служения. 
С евангелистом Матфеем изображён молодой Ангел в ознаменование могущества и царственного достоинства Христа. Ангел стоит и подсказывает евангелисту Матфею, что нужно писать, т.е. он пророчествует, помогает ему слышать пророческие слова. Апостол Матфей пророчествовал о Христе.
Апостол Марк изображается со львом, царём зверей. Иисус Христос – Царь царей и Господь господствующих. В Апокалипсисе Господа иногда можно определить, как льва. Это служение Господа как Царя.
Апостол Лука изображается с тельцом, подчеркивая жертвенное, искупительное служение Спасителя, напоминая о жертве Христовой. И сам Апостол Лука много трудился, как вол. Апостол Лука при написании Евангелия собрал всех евангелистов, которые написали Евангелие, прочитал всё это, изучил и стал добавлять те места, где были пробелы, где было не всё сказано.
Апостол Иоанн изображён с орлом, передающим высоту евангельского учения и сообщаемых в нем божественных тайн. Он, как настоящий пророк видел всё с высоты, и о времени нашей Церкви в последние времена он написал много в Апокалипсисе, Откровении.
Почему у Апостола Луки есть дополнения, которых нет у других Евангелистов? По преданию Апостолу Луке много что поведала сама Божья Матерь и другие Ученики. Апостол Лука не был евреем, он был сирийцем из Антиохии. У Апостола Луки есть притча о милосердном самарянине, когда человек попался разбойникам, которые его избили, ограбили, и он лежал израненный. Монах прошёл и не помог ему, священник не помог, а самарянин не прошёл мимо и помог этому человеку. Эта притча как раз показывает, что Иисус Христос пришёл не только для евреев. Евангелист Лука показывает сторону Христовой любви по отношению к другим народам, что не только Еврейскому государству пришло спасение, но и всем.
Когда Апостол Лука написал икону Божьей Матери, он и был родоначальником иконописцев. Если бы он не написал эту икону, то возможно её образ был искажён. Все сейчас сравнивают свои иконы с первоисточниками. С иконы Божьей Матери, написанной Апостолом Лукой, потом уже делали списки.
Что ещё в Евангелие дополнил Апостол Лука? «Честнейшую Херувим» поётся сейчас на вечернем Богослужении. Эти слова песни Пресвятой Богородицы записаны Апостолом Лукой. Апостол Лука видел, что у других Евангелистов о Божьей Матери написано мало.
Все Евангелия были написаны сразу после смерти Спасителя или через какое-то время? Не сразу, потому что ещё была жива Божья Матерь, и она проповедовала не словом, а своим видом. Святой Дионисий Ареопагид сказал: «Когда я пришёл в Иерусалим посмотреть на Божью Матерь, и, если бы я не знал истинного Бога, то я подумал бы, что эта богиня». Не было никакой нужды записывать Евангелие, пока жива была Божья Матерь, потому что Божья Матерь была живым Евангелием. Когда люди говорили: «А где Христос?» Их отправляли в Иерусалим, и, увидев там Божью Матерь, они начинали верить, потому что от Божьей Матери исходила вера, вот насколько Она была Благодатна, насколько Она хранила в своём сердце своего Сына. Она первая, кто причастилась своего Сына, когда зачала во чреве безсеменно, т.е. от Святого Духа, Она первая вместила в себя Божественный огонь и потом нам дала пример причащаться. Божья Матерь с Апостолами причащалась, и ученики другие тоже причащались, и мы тоже сейчас можем причащаться Христа и можем покрываться вот этим Божественным Светом, который идёт от нашего Господа.
Евангелия были записаны после смерти Божьей Матери, когда появилась в этом необходимость, чтобы ничего не забылось, и Апостолы уже были не молодые и хотели передать, чтобы ничего не утерялось.
Апостол Лука, прочитав других Евангелистов, дополнил. Апостол Лука по профессии был врач. Пациентом Луки был Апостол Павел. Апостол Лука написал «Деяния Апостолов». Апостол Павел пишет: «Когда меня все оставили, единственный кто со мной был – это Лука». Апостола Павла избивали до полусмерти несколько раз камнями. Апостол Лука множество раз спасал жизнь Апостола Павла. После смерти Апостола Павла, он сам пошёл в миссионерские путешествия. Апостол Лука окончил свою земную жизнь мученически в Фивах.
Апостол Лука в Евангелие ставил диагнозы, например, исцеление расслабленного, исцеление хромого, кровотечение, проказа.
В узкие врата в Иерусалиме, игольные уши, может войти только всадник без поклажи или просто пеший человек без сумок и рюкзаков. У Апостола Луки в греческом переводе эти врата употребляются термином медицинской иглы. Апостол Лука дополняет других Евангелистов, говоря, что очень сложно богатому войти в Царство Божье. Бедный человек не автоматически входит в Царствие Божье, а богатый не автоматически не входит в Царствие Божье, т.е. богатство ничто, и бедность ничто, т.е. самое главное человек не должен прилепляться ни к бедности, ни к богатству.
Был некий древнегреческий философ и у него был плащ весь дырявый. В этом плаще он ходил и, можно сказать, щеголял своей бедностью, т.е. все обращали на него внимание. К нему пришёл другой философ и сказал: «Отдай мне свой плащ». Он сказал: «Не отдам». И тогда он сказал: «А без плаща ты не тот, кого ты представляешь». Если бы он оделся в дорогой плащ, то на него бы никто не обратил внимание. Поэтому он из своего рванного плаща сделал богатство. Можно из трёх монеток сделать богатство. Нищие, которые собрались вместе и считают свою выручку, сколько они собрали: у одного – три монетки, у другого – четыре монетки. У того, у кого четыре монетки, он считает себя богачом, и его за это ночью могут убить его же подельники. Поэтому слово богатство всё условно. Возьмите самого богатого человека в районе, а он окажется самым бедным в области. Возьмите самого богатого человека в мире, он будет самым бедным по отношению к Богу.  Когда Господь говорит, что трудно богатому войти в Царствие Божье, это говорится о том, что трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божье. Кто надеется на свой ум, кто надеется на своё здоровье, кто надеется на свои года, кто надеется на своего мужа или жену – тут вопрос серьёзный: из чего мы делаем своё богатство и своего кумира?
Мы сегодня читали два Евангельских Зачала: одно – притча о сеятеле, о том, как семя Божье сеется; а второе чтение было посвящено Апостолу Луке, о том, как выходят на проповедь Апостолы от 70-ти, и как им Господь даёт власть наступать на дьявола, на скорпионов, на змеев, исцелять, и, когда Апостолы возвращаются, то радуются, что им Господь дал такую власть. Как связаны эти два чтения? Притча о сеятеле – это чтение Воскресного Дня, а Апостол Лука каждый год переходит на другой день. Такое совпадение праздников не часто. Ведь у нас есть неподвижные и подвижные праздники, и как чудесным образом соединяются неподвижные с подвижными.
Священник, сеятель слов Божьих, когда читает Евангелие, он открывает Евангелие - он открывает небеса. Священник в это время рассеивает на сердца людей слово Божье, а потом после Евангелия выходит и ещё разжёвывает, помогает человеку понять слово Божье. Иногда кажется, что Евангелие непонятно, но для этого и устраиваются беседы-чаепития, когда люди после Божественной Литургии могут телесно подкрепиться, а потом участвуют в переваривании этой духовной пищи.
Слово Божье и Евангелие даёт возможность каждому человеку посадить в нашем сердце настоящее зерно.
Коммунисты вроде бы трудились очень много, предлагали людям рай на земле, но были ли у коммунистов-атеистов настоящие семена этого рая? Не было. Они говорили о нравственности, но семена настоящей нравственности находятся только у Бога. Они украли 10 заповедей, украли нравственность у православных. Сейчас говорят, что в Храмах Божьих проповедуется то, что проповедовалось в советское время. Наоборот, в советское время проповедовалось то, что проповедовалось всегда 2000 лет. Если у нас это украли, то мы в этом не виноваты. Библию, которую носят протестанты, они украли её у православных. А православные её с лёгкостью отдали и назад не забирают. Вот почему на беседах так мало людей? Почему люди не хотят изучать слово Божье? Если бы каждый православный христианин имел у себя любимую Библию, где были бы его закладки, то это было бы его оружие, и он этим оружием бы сражался. Посмотрите на протестантов, как он любят Священное Писание, и в этом они для нас пример. Они больше ничего не чают, они говорят: «У нас только Священное Писание, больше ничего». А самое главное они не любят – Слово Божье, семя Божье, которое сеется в наших сердцах.
Нам нужно самим научиться читать Евангелие и его понимать, другого пути нет. Это можно только новоначальному христианину разжевать пищу, потом он уже должен сам себе вставить челюсти, если у него нет зубов духовных. Это значит надо пойти к зубному врачу духовному, это значит прийти в Церковь, встать со своего одра, на котором лежит человек и не может встать, прийти и попросить у врача исцелить врача исцелить его, дать ему силы, дать ему желание, т.е., чтобы у человека было оружие, чтобы человек смог переваривать эту духовную пищу.
Нужно стараться, нужно заставлять себя читать Священное Писание, проявлять к нему интерес, привлекать к нему дополнительные источники, чтобы нас Священное Писание заинтересовало. Мы сегодня разбирали, чем отличается Евангелие Луки от других Евангелистов. Когда мы сейчас будем читать Евангелие от Луки, то оно уже будет в нас по-другому отражаться – мы будем замечать вот эти вещи, нам будет интересно. Надо себя заинтересовывать. Как бывает в браке: когда муж и жена влюбились друг в друга, а потом жизнь закрутила, и они уже потеряли друг к другу интерес. Так вот знаете, как говорит Святая Православная Церковь: «Нужно постараться влюбляться в своих близких каждый день», т.е. каждый день влюбляться в своего ближнего, влюбляться в свою жену и своего мужа каждый день заново, как и нужно влюбляться в нашего Бога.
Мы с вами успокоились и говорим: «Мы с вами христиане». Но, братья и сестры, своё христианство нужно доказывать каждый день. Если мы не будем себя заставлять проявлять любовь к Богу, то не о какой любви речи быть не может. Своё христианство нужно начинать доказывать с самого утра каждый день, и только к вечеру мы можем сказать: «Как я прожил день? Христианином я прожил день или атеистом?»
У нас есть пример нашего Господа, когда Господь заботился о своих учениках и даже до смерти пошёл страдать за всех нас. И нам надо постараться брать пример с Господа и его Апостолов. Апостол Лука посвятил всю свою оставшеюся жизнь Спасителю и пошёл до смерти проповедовать. Как вы думаете страшно ли Апостолу было умирать за Христа? При молении на камне самого Спасителя, у Господа тёк кровавый пот (,когда лопаются мелкие сосуды и вместе с потом вытекает кровь). Если почитать жития Святых, то вы поймёте, что им было страшно и больно. Возможно были единичные случаи, что человек так желал смерти, что он ничего уже не боялся и шёл. Даже, когда такой человек приходил на мучения, и когда такие мучения начинались, такому человеку было очень больно, а после этого возникал страх. Если сейчас начнутся гонения, то будут применяться такие пытки, которых не было даже в советское время. Мученики потому и так называются, потому что они мучились. Если бы они не терпели никакого страха и мучения, то их не называли бы мучениками. Были и другие подвиги. Например, Преподобные, которые жили и умерли своей смертью, и после своей кончины они стали Святыми. Да, есть Праведные, которые праведный образ жизни вели; есть Великомученики – их очень долго и сильно мучали.
Когда начались испытания и гонения в советское время, то некоторые из людей, которые хотели пострадать за Христа и которые читали Жития Святых, и когда они попадали в застенки, где их мучали жестоко, то некоторые падали, потому что они слишком идеализировали до этого эти мучения. Когда мы читаем о Великомучениках, что некоторые Святые были истерзаны, но при этом не чувствовали боли. Да, такое могло быть, и это чудо Божье, но это творилось не со всеми Мучениками. В советское время это было особым видом мучения, когда люди чувствовали оставленность. Когда Иисус Христос вочеловечился, то, как Человек, Он представить себе не мог, как это быть распятым на Кресте, как это взять на себя грех мира. Всё это было по-настоящему, поэтому Он чувствовал боль по-настоящему и боль за весь мир.
Представьте себе, братья и сестры, вот вы приходите на Божественную Литургию, на Исповедь, за неделю вы нагрешили и у вас тяжесть на душе. Это тяжесть всего одного человека. Когда Иисус Христос пошёл на страдания, на Нём была тяжесть всего мира. На Кресте Он умирал за всех одновременно. Вот в этом и была суть Его страдания, что Он принял на себя жертву за всех. Сейчас от нас жертвоприношения не нужны, потому что Бог за нас принял свою кровную жертву, а мы сейчас приносим бескровную жертву на Литургии, т.е. вынимаем частицы из хлеба, которые впоследствии опускаются в чашу с молитвою, что бы Кровь Христова очистила грехи поминаемых.
Когда мы с вами идём на Литургию, мы становимся участниками настоящего страдания Христа, Он снова за нас распинается, а мы снова проливаем Его Кровь.
Мученики страдали за Христа по-настоящему. Если нам, людям 21 века, придётся за Христа пострадать, то надо готовиться к настоящим мучениям. Неизвестно, даст ли нам Бог вдохновение, при котором мы не будем чувствовать боли, это всё зависит от состояния души человека. Бог готов дать обезболивающее, но можем ли мы вместить? Например, есть передатчик, а приёмника нет. Мы должны подготовить свой приёмник – своё сердце, чтобы там вместить Благодать. Когда Благодать будет преизобиловать, тогда мы сможем всё это претерпеть.
Последних времён не нужно бояться, потому что они должны произойти. Как говорят Святые, что не смей своей немощной рукой останавливать последние времена, т.е. эти последние времена символизируют, что придёт Иисус Христос во второй раз. И поэтому всё должно совершится в то время, когда Господь Иисус Христос всё это установил.
Когда мы говорим о мучениях, если мы с вами научимся терпеть мучения уже здесь (в наших семьях, в нашем Храме, когда нас кто-то провоцирует), то мучения от мучителей нам будут не страшны. Когда мы научимся претерпевать малое, тогда мы сможем и большое претерпеть. Бог говорит: «Если ты в малом верен, над многим тебя поставлю».
Если бы Евангелисты все были из евреев, то они написали бы Евангелие совершенно по-другому. Апостол Лука, будучи сирийцем, он написал Евангелие в другом ключе. И каждое Евангелие дополняет друг друга, т.е. Евангелистов можно сравнить с четырьмя сторонами света, когда люди смотрят на один и тот же предмет, то они как бы смотрят с четырёх сторон. Мы видим Христа с разных сторон, т.е. Его описывают и как Пророка через Апостола Матфея; через Апостола Марка мы видим Иисуса Христа в виде Царя, который царствует, как лев; мы видим, как у Апостола Иоанна Богослова Иисус Христос парит над всем, видит всё с высоты птичьего полёта и даёт это своим ученикам Апостолам; у Апостола Луки мы видим, как Господь страдал и принёс жертву за каждого из нас, Апостол прописывает жертвенное служение Иисуса Христа. Мы как бы с разных сторон видим нашего Спасителя.
Апостол Лука много не видел, как 12 Апостолов, которые близко были с Иисусом Христом, но зато он смог расспросить Божью Матерь, которая дать те сведения, которые в начале не были употреблены, потому что в этом не было необходимости.
Евангелие – луч Света, который светит и освещает Ветхий Завет. Если бы Иисус Христос пришёл на несколько тысяч лет раньше, то Его бы совсем не приняли люди, Его бы учение не смогло бы утвердиться, и не смогла бы родиться Пресвятая Богородица раньше положенного срока. Те израильтяне, которые ходили в пустыне, роптали на Господа - все умерли. Только отроки вышли из Египта, которые не роптали, которые были как дети. Только дети войдут в Царствие Божье, поэтому израильтяне вошли в землю обетованную только отроки. Поэтому и понадобилось несколько тысяч лет, чтобы родилась Пресвятая Богородица, которая смогла выносить Спасителя, и только после этого учение Иисуса Христа смогло утвердиться в сердцах людей, а потом распространиться по всему миру.
Помолимся.
Всем Божьей помощи и помощи Апостола Луки!
Мы с вами сказали сегодня, что Апостол Лука был иконописцем, а каждый из нас должен быть иконописцем и реставратором, восстанавливающим Образ Христов в каждом из нас. Если ты восстановил свой Образ, то помоги ближнему – восстанови и этот Образ. Мы с вами созданы по Образу и подобию Божьему, мы должны постоянно восстанавливать Образ Божий в каждом из нас, т.е. согрешили, пали, взяли и снова пришли к Богу, начал исправляться.


31.10.2021 г.


Рецензии