О персонализме

МИХАИЛ АБЛАЕВ. «О ПЕРСОНАЛИЗМЕ».


Нет нужды говорить вам, любезный читатель, что персонализм – это философия личности в её свободном и творческом осуществлении.
В своём микроисследовании я коснусь работы столпа «классического» персонализма Эмманюэля Мунье "Персонализм" (Введение).
«Центральное положение персонализма – это существование свободных и творческих личностей, и он предполагает наличие в их структурах принципа непредсказуемости, что ограждает от жёсткой систематизации».
«Личность – это то в каждом человеке, что не может рассматриваться как объект».
Личности в данном случае Мунье противопоставляет качество «единичного индивида».
Предупрежу тут же: очевидно, французским и другим зарубежным философам было неизвестно русское слово «личность», происходящее от слова «лицо». Между тем, отечественное человековедение, в той или иной степени оглядываясь на Запад, отделяет в общих рамках понятия «индивид» индивидуальность от личности, рассматривая личность как «лицо» индивидуальности, смотрящей в мир и осуществляющей себя в мире. То есть именно по объекту личности мы узнаём о человеке сколько-нибудь достаточное, согласен, являющее и «непредсказуемость», и глубину сознания и сознавания, и, если угодно, микроуниверсума. Так что, договориться с Западом по поводу «персоны» русским с их удивительным словом «личность», похоже, не удастся. Говорим об одном и том же, кажется, а между нами – пропасть…
Конечно, по всем принятым у русских правилам в первую очередь нужно ориентироваться на главные мировые авторитеты, чтобы «пропищать» своё собственное, но вопрос грандиознее: русская культура, русское сознание в вопросе личности стоит несоизмеримо выше, возвышаясь, как гора Эверест, над каким-нибудь захудалым, вседоступным плато, на котором водятся придуманные динозавры.
Вы спросите: в чём эта пропасть? Что вы нам опять лапшу свою вешаете?
Зарубежный персонализм останавливается на условиях свободы,  глубины и самосозидания «персоны», что не исключает поворота к анархизму. Русский персонализм, вливающий эти «драгоценности» в живую золотую маску лица-личности, идёт по пути служения, «свободы, когда выбор уже сделан» (Бердяев), ответственности, любви, законопослушности и патриотизма, духовного освобождения и любви к Истине. Теперь понятно? Продолжать?
Добавлю: зарубежной философии необходимо, как хлеб насущный, ввести в свой лексикон понятие «ЛИЧНОСТЬ» и познать всё указанное богатство русского персонализма, от Достоевского до Аблаева. Смешно? Предосудительно? Тогда я вас не понимаю!

«Личность – это не объект, пусть даже самый  совершенный, который, как и всякие другие, мы познавали бы извне. Личность – единственная реальность, которую мы познаём и одновременно создаём изнутри.»
«Личность есть живая активность самотворчества, коммуникации и единения с другими личностями, которая реализуется и познаётся в действии, каким является опыт персонализации. И ничто не может навязывать личности этого опыта или понуждать к нему».
Лозунг красивый и правильный, только вот не актуальный. Это должно быть как безусловность,  но мы (!) смотрим дальше и честнее. Непросто быть интеллигентом, но значительно труднее интеллигенту стать мужиком (во всех смыслах этого слова!).
И, конечно же, что мешает нам феноменологически познавать личность? Например, писателя? То есть, принцип «необъективирования» не проходит, он ложен. И, в свою очередь, на пути самопознания у любого возникает слишком много вопросов, то есть данный лозунг Мунье  провокативен и вреден.

Чтобы получить ясное представление о моих «экскурсиях» в персонализм, вы можете посмотреть в портале проза точка ру мои работы «»Я» - памятник «себе»» и «Язык и мышление».

Всего вам доброго! А. Михаил.

4-5 декабря 2022 года.


Рецензии