Комментарии Елены Толоконниковой
Понравилось стихотворение №4 своей образностью и позитивным настроением, но в нём есть сбои. Вот его и рассмотрим. Вот такая получилась схема ритма:
4. Утром к морю
Рассвет ворвался воробышком -/-/--/--
И стал клевать темноту, -/-/--/
Он выклевал все до зернышка, -/--/-/--
Рассеялась тьма, и стул -/--/-/
В ночи хранящий инкогнито, -/-/--/--
Открылся при свете дня -/--/-/
И стройной ножкой изогнутой -/-/--/--
Заманивал сесть меня. -/--/-/
Плясали тени обнимкою, -/-/--/--
Кривлялись, то - вверх, то – вниз, -/--/-/
И утро белою дымкою -/-/--/--
Спустилось на мой карниз. -/--/-/
Босая и неодетая, -/-/--/--
Раскрывшись объятьям дня, -/--/-/
Помчалась навстречу ветру я, -/--/-/--
Манил океан меня, -/--/-/
Протягивал руки лодочкой: -/--/-/--
"Не трусь, ныряй с головой", -/-/--/
А я каждой клеткой, черточкой -/--/-/--
Хотела познать его. -/--/-/
Во влажной прохладе плавая -/--/-/--
На пенистых облаках, -/--/-/
Я, будто, рождалась заново - -/--/-/--
Свежа, весела, легка. -/--/-/
Обычно стихи пишутся с первых несколько строк. Я стараюсь начальный ритм сохранить и взять его за основу, а дальше уже нужно придерживаться этой схемы.
Рассвет ворвался воробышком -/-/--/--
И стал клевать темноту, -/-/--/
Он выклевал все до зернышка, -/--/-/--
Рассеялась тьма, и стул -/--/-/
Тут каждая строка имеет свой ритм и это не плохо, но отследить сбои в таких стихах авторам особенно трудно, если нет схемы, сейчас вы в этом убедитесь. Нам нужно отследить ритм в уже написанном стихотворении и, по возможности, исправить допущенные ошибки. В данном случае нужно проверить каждый катрен построчно:
Берём первые строки всех катренов и сравниваем их.
Рассвет ворвался воробышком -/-/--/--
В ночи хранящий инкогнито, -/-/--/--
Плясали тени обнимкою, -/-/--/--
Босая и неодетая, -/-/--/-- ударение падает на предлог «и», желательно исправить.
Протягивал руки лодочкой: -/--/-/-- сбой
Во влажной прохладе плавая -/--/-/-- сбой
Очевидно, что ритм сбивается в пятом и шестом катрене.
Рассмотрим вторую строку всех катренов: тут рисунок ритма повторяется во втором, третьем, четвёртом и шестом катренах, но сбивается в первом и пятом.
И стал клевать темноту, -/-/--/ (сбой)
Открылся при свете дня -/--/-/
Кривлялись, то - вверх, то – вниз, -/--/-/
Раскрывшись объятьям дня, -/--/-/
"Не трусь, ныряй с головой", -/-/--/ (сбой)
На пенистых облаках, -/--/-/
Третья строка:
Он выклевал все до зернышка, -/--/-/--
И стройной ножкой изогнутой -/-/--/-- (сбой)
И утро белою дымкою -/-/--/-- (сбой)
Помчалась навстречу ветру я, -/--/-/--
А я каждой клеткой, черточкой -/--/-/--
Я, будто, рождалась заново - -/--/-/--
И, наконец, четвёртая строка всех катренов, тут с ритмом всё в порядке.
Рассеялась тьма, и стул -/--/-/ (стул в конце первого катрена завис в воздухе).
Заманивал сесть меня. -/--/-/
Спустилось на мой карниз. -/--/-/
Манил океан меня, -/--/-/
Хотела познать его. -/--/-/
Свежа, весела, легка. -/--/-/
Ещё хотелось бы обратить внимание авторов на ударные предлоги, такие, как «по», «за», «не» и т.п. это тоже можно рассматривать, как нарушение ритма:
А море было белым, очень белым, -/---/---/- (первый катрен)
Мы ПО команде утром встали рано, -/---/---/- (второй катрен) здесь ударным стал предлог ПО.
Самое цельное и удачное, на мой взгляд, стихотворение №18. Оно неординарное и по содержанию, и по форме. Чувствуется рука мастера, но и здесь не обошлось без сбоя:
18. РЯДОМ
Она носила бусы с белым жемчугом, -/---/---/--
Была немного необычной женщиной, -/---/---/--
Любила разговаривать с китами -/---/---/-
И фильм "Титаник" -/-/-
Ей нравилось, как шум прибоя ласковый -/---/---/--
Играет на заре цветными красками, -/---/---/--
И чудилось - в солёных брызгах пены -/---/---/-
Поют Сирены. -/-/-
Никто не видел, что в рассветной небыли -/---/---/--
Ступени открывались прямо в небо ей, -/---/---/--
Приманивая в тайны стратосферы -/---/---/-
Звездой Венеры. -/-/-
Нам никогда не встретиться с чудачкою, ---/-/---/-- сбой
Она теперь глядит в окно чердачное, -/---/---/--
Сияет, будто голова на блюде: -/-/---/-/- сбой
"Я рядом, люди!" -/-/-
Как вы заметили, я не ставлю ударение на каждый ударный слог, а выделяю наиболее характерные места, где ударение должно бы обязательно, иначе сбой будет очевиден.
Вторая часто встречающаяся ошибка, это слипание согласных в рядом стоящих словах, что неудобно для чтения фонетически и снижает общее впечатление от стихотворения:
Лишь желтоватая планета ш-ж;
Прибой с утёсом в вечном споре, в-в
Всякого рода «красотищи», «глазищи» также снижают художественную ценность стихов.
Интересное стихотворение №8. «Робинзон. Начало» но почему-то автор решил добавить лишнее слово в строке, возможно, это вышло непроизвольно в процессе правки:
Солнечный диск равнодушно взирал с высоты (13 слогов)
На человека, что полз в благодатную тень.
Что ему, Солнцу, до этой земной суеты?
День начинался, обычный тропический день!
А человеку внизу на песке осознать предстоит (16 слогов)
Ужас его положения - жизненный фол...
Сколько ж ему испытаний придётся пройти
прежде чем станет героем романа Дефо!
И вот ещё, автор, не перегружайте текст знаками препинания! Троеточий и восклицательных знаков в тексте – по 10 штук, но побили рекорд вопросительные знаки, их 11. Я понимаю, что ситуация в повествовании патовая, но читатели смогли бы её правильно оценить и с меньшим количеством препинак, во всём должна быть мера.
Вот, собственно, и всё, на что я хотела обратить ваше внимание, дорогие авторы, выставляя оценки. Надеюсь, не очень утомила, но хотелось это обсудить.
Желаю всем удачи в марафоне и лёгкого пера!
Свидетельство о публикации №122120407397
Лена Оливвла 05.12.2022 10:11 Заявить о нарушении
Лена Оливвла 05.12.2022 10:13 Заявить о нарушении