Старая дорога

Из истории Псковских железных дорог.
Военная железная дорога Псков - Полоцк.
 
  Железная дорога Псков – Полоцк стала последней транспортной артерией, построенной в Российской Империи. Принципиальной особенностью новой железной дороги было то, что строилась она не на экономические нужды, а с учётом военного времени. Железная дорога относилась к категории рокадных, то есть шла вдоль фронтовой линии и предназначалась для быстрой передислокации войск.
Рокадная линия широкой колеи Полоцк – Идрица - Псков была построена в 1916 году для переброски войск между Северо - Западным и Южным театрами военных действий, в связи с захватом немецкой армией участка Двинск - Вильно. В результате Полоцк и Петроград, через Псков, были связаны прямым железнодорожным сообщением. Линию Полоцк - Псков протяжённостью 290 км построили за рекордно короткий срок: во второй половине 1915 года начались земляные работы, а в конце следующего года по рельсам пошли первые поезда. Мосты, платформы и станционные здания делали из дерева, и только переправы через ручьи и небольшие речушки - из камня, металла и бетона. О важности дороги свидетельствуют масштабы привлечения на её строительство рабочей силы - на стойку бросили военных, около 6000 рабочих и, по некоторым данным, пленных чехов. В то время в Полоцке были размещены огромные армейские склады с оружием, боеприпасами, интендантским имуществом. В прифронтовом Полоцке было развёрнуто более 10 госпиталей для оказания медицинской помощи больным  и раненым солдатам и офицерам.
  Про последнюю железную дорогу Российской Империи мог бы рассказать Янка Купала. Янка Купала, наст.  ф.и.о. - Луцевич Иван Доминикович (1882- 1942) – народный поэт Белоруссии, автор многочисленных стихотворных сборников, лауреат Сталинской премии (1941г.)
  В 1916 году Купалу призвали в армию. Служил в Минске, Полоцке, Смоленске, где и встретил Октябрьскую революцию. О том, что происходило с поэтом в годы Первой мировой войны, известно из писем его шурина, Винцента Станкевича - брата супруги Купалы, Владиславы Станкевич.  Винцент возглавлял  16- й военно - дорожный отряд Второй армии Северо - Западного фронта и был непосредственным начальником Купалы. Это подразделение русской армии занималось прифронтовыми коммуникациями: возводило временные железные дороги, строило и ремонтировало мосты, обеспечивало поставки к линии фронта продовольствия и оружия. Янка Купала служил в чине подпрапорщика и отвечал за личный состав. Об этом отрезке его биографии сохранились воспоминания одного из его солдат - Николая Шиманки. Через много лет он увидел портрет поэта в военной форме и узнал в нём своего бывшего командира: «Молодой, с аккуратными усиками, ладно одетый в офицерскую, зелёного цвета форму; в разговорах между собой все отзывались о нём очень хорошо. Что нравилось в этом офицере - он никогда не кричал на людей, а наоборот, внимательно выслушав, спокойно указывал, как исправить недостатки или брак в работе. Он часто подходил к простым рабочим и интересовался у каждого: откуда родом, сыт ли, обут, предупреждал об опасности при лесоповале…»
  Винцент Станкевич и Янка Купала служили вместе и то, что им обоим пришлось повидать на белорусских землях, по которым прошли фронты Первой мировой войны, можно увидеть на страницах уникального альбома фотографий (Государственный литературный музей Янки Купалы), сделанных Винцентом Станкевичем. Там есть надпись чернилами в девять строк, написанная рукой В. Станкевича: «В годах Первой мировой войны в военно - дорожном отряде Янка Купала принимал участие в постройке мостов на реках Белоруссии в 1916-1918 годах, снимки делал начальник 16 отряда, инженер В.Ф. Станкевич».
  С 1915 по 1916 г.г. для нужд Северного фронта и в целях улучшения маневрирования войсками Обществом Московско- Виндаво - Рыбинской дороги, по заказу правительства была построена ещё одна рокадная дорога Псков – Гдов - Нарва. Учитывая положение на фронте, она дополняла дорогу Псков – Опочка – Идрица - Полоцк, являлась стратегически важной.
Строительство дороги велось с двух сторон: от Пскова и от Нарвы. Главным инженером строительства был Н. Новокуинский. По его просьбе начальником инженерных сооружений Северного фронта на строительство прикомандировали 300 военнослужащих. Темпы строительства были  «в две версты в день». 15 февраля 1916 года состоялась смычка этой линии, а 1 апреля открылось временное движение. На линии насчитывалось 60 охраняемых и 116 неохраняемых переездов, 11 казарм и 19 полу казарм. Участок длиной в 211 км пропускал за сутки 25 поездов. На дороге числилось 25 дорожных мастеров, 139 стрелочников, 149 барьерных сторожей, 179 дорожных обходных сторожей. 14 марта 1917 года линия Псков - Нарва перешла в ведение казны. После гражданской войны по участку Псков - Гдов перевозились грузы, и было организовано пассажирское сообщение.
  В первые же дни Второй мировой войны, движение на железной дороге Полоцк - Псков остановилось, так как немцы разбомбили 20-й разъезд. Сама Идрица подверглась мощной бомбардировке, был уничтожен эшелон с боеприпасами, что привело  к образованию страшного затора на дороге.  В 1941 году отступающая Красная армия частично уничтожила пути Псковско - Полоцкой дороги, свою лепту внесли и местные партизанские отряды, подрывая мосты и железнодорожные развязки. Финальная разборка дороги была проведена силами немецкой оккупационной администрации, которая сочла её неудобной и необязательной к восстановлению.
  «Немцы разобрали полностью железную дорогу, идущую из Пскова на Полоцк, вывезли все рельсы, шпалы, прокладки, костыли и всё железнодорожное оборудование в неизвестном направлении» ( из доклада секретаря  Ленинградского Обкома ВКП(б) А.Н. Шинкарёва и старшего батальонного комиссара А.А. Тужикова о боевой деятельности 2 партизанской бригады в ноябре- декабре 1941 года).
  В 1943 году немцы на Северном участке советско - германского фронта, перешли к обороне, и с этой целью ими была построена сильная оборонительная линия «Пантера». Прошла она как раз по насыпи демонтированной железной дороги. Чтобы подвести бетон и другие материалы пришлось снимать рельсы с других дорог и восстанавливать эту железнодорожную линию. Кое - где вдоль трассы, неподалёку от насыпи, ещё недавно можно было видеть вывернутые из земли бетонные колпаки с амбразурами. Это были огневые точки той самой оборонительной линии «Пантера».
  Во время Второй мировой войны эта железная дорога часто использовалась фашистскими карательными частями для подавления партизанского движения края. Имеются сведения, что в марте 1944 года немецкие бронепоезда Pz 51 и Pz 67 занимались интенсивным патрулированием этой линии, и железная дорога была ещё в хорошем состоянии. После упорных боёв советские войска прорвали оборону, что привело в итоге к разрушению дороги во многих местах. На перегоне Полоцк - Идрица было более спокойно и, по словам очевидцев, по ним ещё летом 1944 года ходили немецкие поезда. Один из очевидцев рассказывал, что видел на станции Россоны эшелоны с цистернами, которые были разбомблены советской авиацией в июле 1944 года.
  Прогнав фашистов и увидев, в каком состоянии находится железнодорожное полотно, советские власти стали снимать рельсы и «латать» разбитые прифронтовые дороги.
   Сразу после войны, на картах железнодорожных магистралей, линия Полоцк - Псков ещё обозначалась. Её собирались восстановить, да так и не собрались. Самый близкий к Полоцку был 20-й разъезд, следующей была платформа Сухой Бор, далее станции Толмачевская, Россоны, Силково, Нища, платформа Галузино и, наконец, Идрица. Участок Полоцк - Идрица тогда обслуживала Полоцкая дистанция пути. По окончании войны многое изменилось в регионе. Ещё раньше, в результате административных разделов, деревни Выдрица, Нища, Галузино, которые входили в БССР были  переданы  РСФСР. Поэтому, потребности в железной дороге, особенно на участке Полоцк – Идрица не было и её восстанавливать не стали! Участок же от Пскова до Идрицы после войны функционировал, о нём даже имеются упоминания в 1948 году. В советское время линия Псков - Полоцк управлялась двумя разными дирекциями - от Пскова до Идрицы она считалась зоной ответственности Октябрьской железной дороги, а от Идрицы до Полоцка относилась к Западной железной дороге.
  Кое – где на протяжении  старой железной дороги остались насыпь, фрагменты которой можно обнаружить на местности и по сей день, заржавелые светофоры и обрезки  рельсов. На других участках этой магистрали следов железнодорожного прошлого больше нет. Часть фрагментов трассы, после демонтажа рельсов, стали использоваться, как местные автомобильные дороги. Местами они вообще слились с местностью.
  В период между Первой и Второй мировыми войнами, Псковско - Полоцкая железная дорога  играла значительную роль, как приграничная. В 1930-е годы намечалось её продление вдоль границы с Польшей от Полоцка на Лепель - Борисов. После присоединения Западной Белоруссии к Советскому Союзу необходимость в этом отпала. Разрушенная в 1941- 1945 года железная дорога Полоцк – Идрица - Псков не восстанавливалась и прекратила своё существование. Та же участь постигла и железную дорогу Псков – Гдов - Нарва.
 
                Карнаухов А.В.
 

Старая дорога…
Тут путник  редкий гость.
Я милости у Бога
Прошу, боль  - в горле кость…

Чтоб память уцелела
В лихолетьи дней,
Забыть сей путь  не дело,
В душе он жив моей.

Близ Идрицы, меж поля
Проглядывает тракт.
Была  велИка доля,
ВелИка, не пустяк.

То полотно стальное
Скрепляло города.
В нём мощь, не что иное!
Эх, мчались поезда!

От моря и до моря
Легко рукой подать.
Русь берегла от горя
Дороги этой стать.

По царскому велению
Гудела магистраль
Огромного значения,
Дел непочатых  даль.

Кто знал - дороге этой
Последней  царской слыть?
Война - губитель света,
Страшней не может быть.

Рокадной называлась
Имперска  колея.
Вдоль фронта, то не малость
Она и пролегла.

Платформы и вокзалы,
Металл, бетон, мосты.
Составов песнь звучала
Среди лесов, реки…

А узловая Идрица
Всему, всему венец!
Зажёг огни - зарницы
Не сам ли Бог Творец?

Не гасли семафоры
Ни ночью и ни днём -
Межа за  косогором,
Граница…  Дело в том…

И вот уже другая
Надвинулась беда,
Опять война лихая,
Да под откос мечта…

Железка для  незваных
Хлопотный трофей.
У местных партизанов
Не счесть, увы, затей.

Фашистским эшелонам
Знаком взрывчатки вкус.
Встал героизм заслоном,
Известен миру рус.

Нет, на коленях Родине
От веку не стоять,
Пути, дороги отчие
Не стоит забывать.

За Барсуками Ливица,
Галузино, да  Нища…
Россоны, Полоцк… Снятся    
ли?
Меня самой частицы…

Не верю, что от удали
Ни крохи, ни следа.
Боль… Но на знаю устали
Виной дорога та.

А в  деревеньках здешних
Так мало огоньков.
Дороженька, утешь меня,
Целёхонек остов…


Рецензии
Видно, что стих написан неравнодушным к судьбе родного края человеком.
Больно порой смотреть как пропадают и дороги и многое что,
но жизнь непредсказуема.Вполне возможно, что со временем дорога вновь востребуется.А за гражданскую позицию - мой поклон.
С Добром.

Владимир Непейцев   15.12.2022 19:28     Заявить о нарушении
Владимир, спасибо большое за внимание к стихотворению. По этой насыпи мне пришлось походить, будучи агрономом. Слева и справа совхозные поля. Родом из деревни Ливица ( насыпь у деревни) мой папа и прадеды. Бабушка и отец рассказывали , как ходили по ней поезда. Дорога соединяла два порта - Ленинград и Мариуполь…

Зоя Ярчак-Тябут   25.12.2022 22:59   Заявить о нарушении