Книги, кино и всё остальное... Часть 001

Книги, кино и всё остальное... Часть первая
(заметки на полях Интернета)


***
Астральные путешествия или Эффект погружения в книгу

Эзотерику всегда избегала… Если случались непонятки в жизни, искала логические объяснения. Можно бегать от эзотерики, но рано или поздно она тебя догонит… Как объяснить бытовой логикой то, что иногда случается с нами?

В первом классе сама себя записала в школьную библиотеку. И понеслось! Читала много, запоем. Мама как-то пришла с родительского собрания и говорит: «Учительница советует детям читать больше, так как у многих есть проблемы с грамматикой. Таня, но ты читаешь и так много, куда ещё больше?!» Ну да, грамматика хромала… А читала много. Сейчас бы на меня навесили ярлык дислексика. Но тут другое… Я не видела букв, не видела слов. Читала текст целиком. Слова рождали образы и меня моментально уносило, стоило мне открыть книгу.

Так вот, однажды... Было мне лет 12. Каникулы. Лето. Родители на работе. С утра встала, в пижаме побежала на кухню, заварила чай, сделала бутерброд и погрузилась в чтение. Звонок в дверь. Настойчивый звонок. Я отрываюсь от книги... И всё как-то вокруг странно... На кухне почему-то сумеречно, а ведь летом довольно поздно темнеет. Бегу открывать дверь - на пороге мама. Я от изумления молчу. Почему сумерки? Почему мама так рано пришла с работы? И у мамы изумление на лице. Спрашивает: «Таня, а почему ты в пижаме»? Я ничего не могу ответить. Иду на кухню. На тарелке целый бутерброд, нетронутый стакан чая. За окном сумерки... Вот такое погружение в книгу!

Так как я не видела текста в книге, а видела готовый фильм, то выбора с будущей профессией не было. С класса седьмого я уже знала, что буду режиссёром детского кино. Но судьба - злодейка! Режиссёром не стала. А вот книжки по преодолению дислексии, дисграфии и дискалькулии написала.


***

Все беды в мире от космополитизма!
Беда и в литературе: почти не осталось национальной литературы. А другой литературы и не должно быть! Если есть другая литература, значит, мы в оккупации.


***

Русская классическая литература поражает читателей духовностью и правдивостью.
Русского писателя всегда можно распознать по двум ключевым словам: любовь и боль. Любовь к своему народу и своей земле. Боль за судьбу народа и судьбу Родины.


***

Инет юморит:
«Он в своей жизни только пару книжек прочитал: одну зелёную, другую - с картинками».


***

Госдума несколько лет назад предложила открыть на вокзалах страны библиотеки русской классики! Главное, чтобы это была действительно русская классика!

Что делают пассажиры, чтобы скоротать время в пути? Они покупают на привокзальных площадях низкопробную литературу. Если открыть на вокзалах страны библиотеки русской классики - это будет приговор низкопробному чтиву.

Тут только два момента. Первое: не «ушло» бы хорошее начинание в гудок - слишком много у таких библиотек будет врагов. И второе: наш народ так «опустили» низкопробным чтивом, сможет и захочет ли он подняться до уровня русских классиков?


***

В музее Льва Толстого на его одеяле вышита свастика. Этот древнейший солярный знак немцы просто использовали, взяли чужое и использовали. Теперь этот знак под запретом. Логично было бы и Чебурашку запретить - он же стал символом трансгендеров Голландии.


***

Огорчают чужие, волки в овечьих шкурах, которые пытаются побрить ёжиков (ершистых и неудобных Шукшина, Белова...), сделать их безобидными стерильными колобками. Если ёжика нельзя запретить, его можно побрить... Если Белов и доходит до нынешнего читателя, то в урезанном виде: писателя Белова таки рекомендуют школьникам (ну там рассказы разные про собачек - и всё!!!).


***

Про полемику

Полемику в литературе надо вести со своими, с которыми иногда возникают разногласия. С чужими, которые приходят в чужой монастырь со своим уставом, надо вести беспощадную борьбу. В русскую культуру, в которой нравственность - это первооснова, ввалились чужие, и эти чужие насаждают грязь, похоть, безнравственность. Одни насаждают в открытую (как например Серебренников), другие - исподволь, тихой сапой. А нам предлагают с ними вести конструктивную полемику, ковыряясь в пунктуации.

***

Чубайс не любит Достоевского. А русский народ не любит Чубайса. Но его племя на русской земле хорошо расплодилось, так что не за горами время, когда запретят не только Достоевского, но и всю русскую литературу.

***

Сколько этой шелупони развелось в России после 17 г. И полезла эта шелупонь в русскую литературу, русский театр, в кино и на ТВ. И остались от русской культуры рожки да ножки.


***

Про нулевой километр

Традиционная литература, традиционный театр - это нулевой километр. Это такой ориентир, по которому «сверяют часы». Трогать нулевой километр нельзя!!!

Можно что-то где-то там, подальше от нулевого километра, пытаться построить своё, но не на месте нулевого километра. Крысы, вонзившие свои зубы в традиционную литературу и всё традиционное, ненавидят традиции, потому что… Потому что они биомусор, саксаул без роду и племени. Спорить с ними на эту тему бесполезно. У них генетическая программа «Разрушить всё до основания!». Это не оппоненты, это враги!


***

Хладнокровные проявляют удивительную горячность в деле развала Русской литературы!


***

«Пойми, что в твоих писаниях не может быть ни единой черты, которой не было бы в тебе самом. Если ты злой или пошлый, это не укроется от них. Если ты любишь, чтобы во время обеда за стулом у тебя стоял лакей, это скажется в твоих писаниях. Если ты брюзга и завистник, или не веришь в загробную жизнь, или низменно смотришь на женщин, — это скажется даже в твоих умолчаниях, даже в том, чего ты не напишешь. Нет такой уловки, такого приёма, такого рецепта, чтобы скрыть от твоих писаний хоть какой-нибудь изъян твоего сердца». (Уолт Уитмен)


***

То ли плакать, то ли смеяться…

«Они шли в парк с гитарами, на них были только белые бальные платья, только белые рубахи, а на губах нежные песни. Пиджаки они отдали девчатам». (Из газетного репортажа эпохи СССР.)


***

То ли плакать, то ли смеяться…

«К вам моё слово, девушки, -
Зои, Тамары, Нонны, -
Девушки-зоотехники,
Девушки-агрономы…
Так же ль весной и летом
Ходите вы по росам?
Так ли все занимаетесь
Прополкой и опоросом?»

(Отрывок из стихотворения в газете эпохи СССР.)

***

Инет юморит:
 
- Как ты с такой дикцией попал в кино? У тебя там что, блат?
- Почему блат? Сестла.

***

Об английских детективах

«Нежно убьют, тихо закопают, скромно помянут. Одно слово – джентльмены»! (Источник: Инет)


***

Описание природы

Мои предки вынуждены были бежать от крепостного права из-под Воронежа на юг страны, где довольно скудная природа. Родилась я на Кавказе, в городских бетонных кущах. Так что ни в городе, ни за городом не было той самой природы, которую воспевали русские поэты и писатели.

Читать полюбила, читала много, читала только те книги, где были разные интересные (приключенческие) истории. Описание природы пропускала. Не понимала, зачем писатель тратит своё время и время читателей на такую ерунду.

В 20 лет переехала в Москву. И впервые увидела русский лес, настоящий лес. И была ошарашена дивной мощью леса. Случилось моё первое знакомство с русским лесом в Подмосковье, в Химкинском лесу в начале 80-х. Тогдашний химкинский лес и он же ныне – две большие разницы. Нет более дивной мощи…

Через несколько лет впервые пошла в байдарочный поход в Вологодскую область. Оказалась среди нетронутой природы, вокруг за сотню вёрст ни души. Сзади, впереди, справа, слева - лес, лес, лес... И я поняла, как многого была лишена в детстве.

На стоянках уходила вглубь леса, садилась на брёвнышко и слушала часами лес, смотрела на лес, как на дивную картинку, сидела и впитывала всё - звуки, краски, запахи леса.

Затем хотелось так много рассказать о том, что слышала и видела, а слов-то не было. Некому было рассказать, как называются эти былинки-травинки... Вернее, милые мои бабушки-дедушки были, и были посёлки и станицы, в которых жили мои бабушки-дедушки, не было былинок-травинок. Вот почему я пропускала описание природы: не было сопричастности с природой.

После вологодских лесов я ощутила себя этаким инвалидом. Природа - храм, дивный чистый храм, волшебная среда, которая лечит, воспитывает, облагораживает, возвышает... Каково оказаться вне храма? Я знаю...

Как-то услышала, что русский писатель Виктор Астафьев знал названия всех-всех былинок-травинок средней полосы России, и ощутила такую непередаваемую тоску… Конечно, можно выучить в любом возрасте эти названия – энциклопедий по этой теме завались! Но это не то…

У каждого русского должна быть в детстве деревня в средней полосе России, и волшебный мир природы – густой, тягучий, завораживающий. И рядом любимые бабушки и дедушки, которые могут часами рассказывать внукам о былинках-травинках, а внуки вдыхали бы аромат разнотравья под гул шмелей и щебет птах.


***

Инет юморит:

«Земля устала от поэтов,
Рифмуют всё вплоть до ядра:
То мало снега жарким летом,
То голова бобо с утра».


***

Про плагиат

Несколько лет назад я в одной группе (у которой очень много подписчиков) поделилась идеей ненаписанной книги и тут же пожалела об этом. Шло обсуждение одного фильма для подростков. В обсуждении принимали участие создатели фильма, продюсеры. И я тогда подумала: вот взяла и подарила сюжет. Ведь воспользуются же! Посмотрела «Холоп» и поняла - воспользовались. Фильм «Холоп» антирусский. Это насмешка над русским крестьянством.

А мой сюжет таков. Авария на безлюдной сельской дороге. Сталкивается джип с жигулёнком. Вышел водитель из джипа, сел на траву, схватился за голову и рыдает: «Всё наперекосяк!» Мужичок с жигулёнка ничего не понимает. Почему это крутой мужик его не бьёт, за грудки не хватает... Разговорились... Крутой мужик и поведал ему про свою жизнь. Совсем житья не стало из-за сыночка-лоботряса - прожигателя жизни. А потом крутой мужик и спрашивает у «жигулёнка» кем тот работает. А работал всю жизнь этот мужичок в Сибири лесником. Дальше всё понятно? Договорились «джип» и «жигулёнок» отправить сыночка-лоботряса в Сибирь, в тайгу на перевоспитание. Его туда командируют якобы по делам фирмы отца. Там случается непредвиденное и он остаётся в тайге один. Борьба за выживание, встреча с медведем и прочие «радости»... Но по следу его идут опытные охотники и егеря, страхуют его. В общем, в Москву сыночек вернулся обновлённым, обнулённым, чистым и светлым...

Или слегка изменённый сюжет. Автоавария… Водитель джипа горюет по поводу своих детей. Он понял, что деньги не дали ему свободы, а только одну видимость. Он понял, что деньги не сделали его детей счастливее, только одна видимость... Дети стали чужими, зомбированными потребителями. Он волей случая всё это изложил мужичку у обочины (джип кувыркнулся в кювет)... Волей случая мужичок оказался егерем. Далее всё как во сне - «похищение» детей ради выкупа, дети бегут от псевдо-бандитов и оказываются в лесу (тайге)... Натуральное выживание... Когда силы на исходе, появляется избавитель - егерь, который научил детей прятаться от «преследователей», выживать в тайге: охотиться, находить еду, строить хижины... В общем, катарсис... В «цивилизацию» они вернулись с обновлённой матрицей... Но... станут они счастливее? Ведь мир вокруг не изменился?


***

«Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвёл в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту. Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, он передан нам нашими дедами и отцами. Уверуй, что всё было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наше страдание — не отдавай всего этого за понюх табаку». (В. М. Шукшин)


***

Про краткость – сестру таланта или
Почему сегодня мало читают?

Работала в редакции детской дошкольной литературы как-то над проектом – серией логопедических пособий. Уже тогда, лет этак двадцать тому назад работала удалённо. Вернее, несколько дней в неделю работала дома, несколько дней в неделю – в редакции (сдача проектов, обсуждение новых проектов и пр.). Логопедическая серия была готова к сдаче. Осталось за малым – на двух страницах вставить предисловие автора. Мне отдали на дискете (тогда дискеты были в ходу) файл с текстом автора. Просмотрела файл – а там «простыня» страниц на десять. Что делать? Звоню начальнице: так и так, надо срочно просить автора сократить текст. Если не успеем уложиться в два дня, сдачу придётся переносить на конец следующей недели (начальница моя совмещала работу в издательстве с работой на кафедре и у неё были частые командировки по стране).

Я не была заинтересована в переносе сдачи. Все верстальщики, дизайнеры и частично редакторы «сидели» на сдельщине. А это непредсказуемая штука: иногда идут подряд сдачи проектов и в конце месяца вырисовывается неплохая сумма в бухгалтерии, а иногда работаешь по 12 часов, без выходных и праздников, а из-за переносов сдачи – в конце месяца получаешь кукиш с маслом.

Но поговорив с начальницей по телефону, решили автору не звонить, а обойтись своими силами: автор тоже не успеет к сроку сделать всё как надо (сократить текст до нужного количества знаков). Но и обращаться к младшему редактору бесполезно. Она ни рыба ни мясо: ленивая, да и не сможет сократить текст как надо. Надо вникать, а она этого делать не умеет. В общем, начальница, сказала, что возлагает эту миссию на меня. Я запаниковала: резать авторский текст? Ну да, я в теме, сделать проект без «вникания» невозможно. Но однако… Авторский текст – это священно… Но меня уговорили.

И я стала работать над текстом: вычленять главное, убирать повторы, двигать блоки текстов… И сократила. Да как сократила – одно загляденье! Текст получился читаемым: всё чётко, внятно, наглядно. И тогда же удивилась: как много воды было в тексте без правки. В сокращённом варианте ничего лишнее, всё по делу. Читатель (родитель, логопед или иной наставник) в авторском тексте мог заблудиться, пока искал бы важные ключевые моменты.

Конечно, мне не заплатили за эту работу, хотя я провозилась несколько часов. Ведь эту работу должна была сделать редактор-«ни рыба ни мясо», которая на окладе. Её, в конце концов, уволили за профнепригодность. Да, мне не заплатили. Но опыт был потрясающий.

Прошло несколько лет. Инет запестрил статьями на тему «Почему перестали читать книги?». С какими-то выводами я соглашалась, какие-то выводы были спорными. Но никто не упомянул про краткость. Многие авторы (и профессиональные писатели, и сетевые непрофессиональные) сетуют, что мало кто читал до конца их опусы. А ведь у иных (даже если это толковые, компетентные авторы) невозможно читать их «шедевры». Чтобы понять суть послания, надо очень сильно напрячься, посвятить изучению их творения много времени. В итоге начинаешь понимать, что эту их простыню можно было бы сократить раз в пять-десять. Ну и структурировать надлежащим образом…

Автор не только должен заботиться о трансляции своих гениальных мыслей, но и не забывать об уважении к читателям. Мы живём в век космических скоростей – чем больше крутимся, тем больше не успеваем. У многих читателей нет времени погрузиться даже в классическую литературу. А ведь в классическую литературу надо погружаться! Это литература, проверенная временем. Там точно можно почерпнуть для себя полезное. А современным авторам надо быть скромнее… Только время рассудит – стоит на того или иного автора тратить своё драгоценное время.

Однако не все авторы умеют сокращать свои тексты. А некоторые умеют, да не хотят этого делать. Почему? А потому что… «Краткость - сестра таланта, но мачеха гонорару».


***

Сказка ложь?

«У нас в Древней Руси вовсю экспериментировали с генами (Змей Горыныч), с мутагенными веществами (не пей, козлёночком станешь!) и с гравитацией (Ступа Бабы Яги). А Огнемёт на шагоходной платформе? Три огнемёта на одной платформе с интеллектуальным независимым управлением? Тоже изобретение Древней Руси!» Да, ещё… «Катись яблоко по тарелочке!» - это тоже древнерусский технический волшебный артефакт. (Источник: Инет)


***

«Чтоб разобраться с истинным и ложным, нам забывать не следует о том, что мастер просто говорит о сложном, а подмастерье сложно о простом». (Источник: Инет)


***

ПРО ЭТО

Ребёнок через сказки взрослеет. Он не может в силу разных обстоятельств принять реальный мир как есть, только через призму сказки. Если оградить ребёнка от сказки и давать только информацию «для взрослых» (даже если это нейтральная безобидная информация), у детей начинает ехать крыша. Ну а если ребёнку объяснить суть секса, то это спровоцирует глубокое нарушение детской психики.

В 90-е появилась (не случайно появилась) мода на секспросвет для малышей. Издавались красочные книжки «ПРО ЭТО». Я сама такую книгу листала у одной знакомой татарки. Она купила своим сыновьям. Сказала, что природа всё равно своё возьмёт. Я была в шоке и от книжки, и от мамы. А её деткам в ту пору было 9 и 6 лет. После введения моды на подобные книжки, народ стал пачками приводить детей-истериков-психопатов на приём к психологам.

В русской культуре эта тема была сакральной. Не обсуждали при детях даже невинные темы: темы влюблённости, поцелуев, обнимания. Ни разу в своём детстве не слышала от взрослых разговоров на эту тему. Берегли нас, неразумных. Но вот говорят «Запретный плод сладок»… Стало быть, нас берегли, но нам было невтерпёж? Вовсе нет! Столько всего интересного надо прожить в детстве! И заглядывать во взрослую жизнь (как подглядывать в замочную скважину) охоты не было, совсем не было. Было просто понимание, что с возрастом придут взрослые темы. А сейчас нам и в детстве хорошо.

Кто-то вспомнит Фрейда: «А вот Фрейд говорил обратное…». Ну, так зачем нам на одну доску становится с вырожденцами? У них там куча проблем: генетические, психические болезни у каждого второго. А оно нам надо? И не они ли, вырожденцы, через подобные книжки решили выродить и здоровые народы? Для вырожденца переспать с кем попало – это как стакан воды выпить. Они говорят о сексе как о физиологической потребности, без духовной привязки. А это чистой воды похоть. Не любовь, не увлечение, а похоть.

Как тут не вспомнить о цензуре! Всё-таки детей надо ограждать от лишних знаний. Дети в силу несформированности ВПФ (высших психических функций) не обладают устойчивой психикой, критическим мышлением, волевая сфера в самом зародыше и т. д.


***

Таксисты в Москве в период разделения МХАТа, шутили: «Вам в какой МХАТ: в мужской или женский?» (Источник: Инет)


***

«Изучая подшивку журнала «Русское богатство» за 1889 г., вычитал: «Некоторые изъ этихъ беллетриетовъ называются «молодыми» …; очевидно, они молоды потому, что имъ не удается написать ничего выдающагося: такъ, особый сортъ енотовъ, такъ называемые, «молодые еноты» остаются молодыми до техъ поръ, пока совсемъ не износятся» (№ 1. С. 211).» (Источник: Инет)


***

О наднациональной культуре

Кто воспитывает, учит, лечит и кормит наших детей, тот и будет их танцевать!


***

Писатель должен быть нравственным человеком

«Чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой». (Глинка М.И.)

«Человек, который в печати с таким жаром проповедует нравственные начала, а на деле топчет их в грязь и сам необузданно следует влечению страстей под предлогом требований широкой натуры, — такой человек не может возбуждать к себе уважения, хотя бы он обладал умом и талантом. Есть моральные верования и принципы, которые человек должен признавать. Никакой ум и талант, никакая широта натуры никого от них не увольняют». (Из дневника русского цензора Никитенко Александра Васильевича, 1859 год)


***

Театр – храм искусства, а не бордель!

Некоторые пишут в инете про гибель театрального искусства без сожаления. Мол, кому нужен этот рассадник разврата? Не всегда театр был борделем. В бордель театр превращали целенаправленно директора театров времён Островского (русского драматурга), которые снимали с репертуара пьесы Островского (имевшие полный сбор и популярность среди публики) и вводили в репертуар пошлые французские водевили. Уже тогда шла война за нравственность. Те русские актёры, которые отказывались играть в пошлых водевилях, безжалостно изгонялись из театра. Если театр был императорский, то есть на гособеспечении, актёры получали от государства зарплаты и имели пенсии в старости. То есть их не просто изгоняли, а лишали в старости пенсии. Об этом можно прочесть в дневниках и письмах Островского. И сейчас эта же иноземная орда насаждает разврат, похоть, лицемерие в театре, кино, литературе.

Островский Александр Николаевич - великий русский драматург и Никитенко Александр Васильевич - русский цензор, постоянно говорили о нравственности. Собственно писали они о нравственности даже не для своих, скорее - для пришлых, у которых уже тогда была задача (как и у нынешних) - сломать, уничтожить, растоптать... Наивные! Пытаться образумить тех, у кого на подкорке записано «до основания разрушим»?


***

Писатель должен быть нравственным человеком

Что творилось Коктебеле, в писательских кругах! Тихий ужас! Читала мемуары пейсателей и их жён-любовниц-подруг. Однажды пейсатели с подругами-жёнами-любовницами проведя полдня на пляже, возвращались на дачи. И кто-то предложил идти нагишом. Все (и дамы бальзаковского возраста, и пейсатели с брюшком) скинули одежду и шли так, будто ничего не случилось. Местный народ, видя эту процессию, шарахался в стороны.

Иногда на очередных попойках были довольны комичные ситуации: в компании оказывалось, что все друг с другом имели в разное время половые связи (то были любовниками, то четвёртыми или пятыми жёнами или мужьями). Ну и не забываем ещё одну пикантную деталь: практически у всех «наших» классиков жёны - выпускницы института иудейских жён. Вот такой Содом с Гоморрой.

И Сталин собрался эту клоаку держать в ежовых рукавицах!? А надо было? Попробуйте дерьмо подержать в ежовых рукавицах и не забрызгаться!


***

Советы школьникам

1) Береги книгу! Особенно библиотечную или взятую у товарища, у знакомых.
2) Будь абонентом своей школьной библиотеки или детской районной (городской). Привлекай туда и своих товарищей.
3) В библиотеке ознакомься с рекомендательными каталогами для твоего класса и на те темы, которые тебя интересуют.
4) Не клади книгу на солнце: переплёт коробится и листы желтеют.
5) Не перегибай книгу в корешке, когда читаешь.
6) Не загибай углов, не отчеркивай место, где остановился, ни карандашом, ни ногтем.
7) Перелистывая книгу, не слюнявь пальцы, страницы переворачивай с правого верхнего угла.
8) Не раскрашивай книжных картинок.
9) Не делай на книге надписей.
10) Не сворачивай книгу в трубку.
11) Разорванную книгу подклей, а если нужно — переплети.
12) Библиотечную книгу возвращай в срок; помни: ее дожидаются другие читатели.
13) Если кладешь книгу на стол, посмотри сначала, нет ли крошек, не мокро ли.
14) Каждый школьник в состоянии на свои личные сбережения покупать книги. Начинай покупку книг с классиков. Лучше всего покупать однотомники Пушкина, Лермонтова, Некрасова. Затем покупай книги по тому вопросу, которым ты интересуешься, но раньше спроси в библиотеке, какие из них самые лучшие.
15) Не читай лёжа.
16) Не читай в сумерках: испортишь зрение.
17) Когда читаешь, сделай так, чтобы свет падал на книгу, но не бил в глаза.
18) Не спеши, читай книги вдумчиво.
19) Не заставляй себя дочитывать до конца книгу, которая тебе непонятна, лучше прочесть её позже.
20) Не жалей времени прочесть ещё раз книгу, которая тебе понравилась: ты найдешь в ней много нового.
21) Если встретишь незнакомое слово или непонятное выражение, спроси у старших, что оно значит, загляни в «Толковый словарь русского языка», в «Словарь иностранных слов».
22) Принимай участие в обсуждениях книг, конференциях читателей, литературных вечерах.
23) Следи за книжными выставками, особенно за выставками новых книг, не пропускай новых номеров журналов, регулярно читай газету.

Вот такая весточка из детства… Когда-то нашла этот текст в старой книге. Как называлась книга – уже не помню. Всё понятно и знакомо. Я была записана одновременно в три библиотеки: школьную, районную и городскую. И у меня было трепетное отношение к книге (неважно, чья она была – библиотечная или товарища). И мы на уроках труда реставрировали книги из школьной библиотеки: подклеивали, обновляли переплёт.

А на счёт «Не читай лёжа!» и «Не читай в сумерках!»… Всяко бывало. Одно время в инете было полно картинок-мотиваторов. Увидела одну такую и засмеялась. Там девочка под одеялом с фонариком читает книгу. Так оно и было. Читала допоздна. Пока мама не отбирала книгу и не отправляла в постель. Но если от книги невозможно оторваться, или если книгу завтра надо вернуть владельцу (а сроки возврата нарушать было неприлично), тогда и получалось как на картинке-мотиваторе: девочка под одеялом с фонариком читает книгу.


***

Про обезьянку Чику и Успенского

Дочка была совсем кроха, когда я стала ей перед сном рассказывать сагу об одной девочке, которую, случайно, разумеется, звали так же, как и дочку - Анечка. Эта эпопея с сагой длилась несколько лет. Источник не иссякал, потому что Анечка взрослела и каждый вечер перед сном появлялись новые истории. Откуда черпала вдохновение? Вдохновляла сама жизнь – что-то произошло в детском саду, что-то случилось с соседями, знакомыми, друзьями или с нами самими. Однажды муж не выдержал и предложил мне записать эти истории. Это была высшая похвала, если учесть его «особое» отношение к женщинам в политике, литературе, кино… Знаю. Помню.

Но тут писатель Эдуард Успенский внёс неожиданные коррективы в наши планы по увековечиванию «саги». Однажды домой с прогулки вернулись муж и дочь и попросили меня присесть, потому что они меня собираются огорошить. В прихожей произошла презентация книжки Эдуарда Успенского «Анфиса и Вера» (которую они купили в магазине). Эта книжка о девочке, у которой поселилась обезьянка. Я забыла сказать, что фишка саги была в том, что у девочки Анечки жила смешная, глупая обезьянка Чика, которая аккумулировала в себе все человеческие пороки. Она эти пороки утрировала, доводила до крайности (ну что взять с обезьянки!), показывая несовместимость этих пороков с человеческим общежитием. А девочка Анечка разруливала все неприятности, которые «вытекали» из пороков.

Так и взрослели две Анечки – одна книжная, другая – настоящая. Книжная Анечка, попадая из-за Чики в неприятности, решая проблемы, взрослела и умнела. И настоящая Анечка, слушая эти истории, примеряя на себя эти предлагаемые обстоятельства, взрослела и умнела. И даже Чика становилась умнее, окружению под стать…

А что же предложил Успенский? Сумбурный мир, в котором дети опускаются до уровня обезьянки. И, конечно же, расчеловечивание человеческих детёнышей проходило весело, суматошно… Писатель как бы говорит: смотрите, как весело у них там, в детстве. Но если вглядеться повнимательнее, то удручающее впечатление от его книжки: хаос, разруха, пустота.

Конечно, можно предположить, что меня зависть душит, оттого и наговариваю на известного писателя. Он-де написал книгу, а я не написала. Но зависти никакой не было. На тот момент мы, как и миллионы русских в России, просто выживали. Вся энергия, жизненная сила уходила на то, чтобы прокормить семью, достать дефицит (в дефиците были даже детские колготы, из которых дети вырастали на раз-два). И ситуация в стране не располагала к писательству. Какое там! Не сегодня-завтра стрелять будут за окном. Так что в то время даже не планировала записывать сказки. Рассказывать перед сном сказку – это святое. А времени записывать не было. Отоспаться бы… Гораздо позже поняла, что вот теперь я располагаю некоторым свободным временем, но всё равно записать сказку по памяти не получится. Улетучился драйв, кураж, исчезла магия сказки. Я её «пересидела» и стало не интересно продолжать жить этой историей.


***

Почему в 90-е детские книги превратились в уродов

В 90-е решила я отстёгивать от зарплаты энное количество рублей на покупку детских книг (мечтала о полноценной детской библиотеке). И вот я, зажав в кулачок свои кровные, пошла в «Библио-Глобус» (мега популярный книжный магазин в 90-е). Решила начать с книг со стихами советских поэтов. И... ушла ни с чем.
Все детские книги были изданы ужасно аляповато, с жуткими иллюстрациями, с аршинными кеглями шрифтов.

Почему меня напрягли огромные буквы на странице? Когда-то я пришла работать в издательство, которое ещё работало по ГОСТам. У нас была суровая техред с линейками, таблицами... Приём макета в печать был тернист. Так вот: размер кегля шрифта всегда подбирался с учётом размера полосы (страницы), с учётом восприятия строки, с учётом возраста читателя и т.д.

Так почему все как по команде стали лепить стихи аршинными буквами, отчего строка разъезжалась и затруднялось восприятие текста? Ответ прост. Издательство выкупало права у правопреемников советских поэтов на энное количество стихов и печатало стихи. Энное количество всегда было минимальным: то ли правопреемники поднимали цены заоблачные, то ли жаба, то ли финансы не позволяли издателю выкупить нужное количество стихов на полноценную книгу в переплёте. Ну не печатать же дешёвые тонкие книжки на скрепке, выручка от продаж которых не отобьёт затрат? Что делать? Как оказалось можно и сову натянуть на глобус... Так почему нельзя несколько стишков растянуть на толстую книжку в переплёте? А ГОСТы? Плевать все хотели на ГОСТы! 90-е - гуляй рванина! Вот и получалось, что короткий стишок, который во всех советских изданиях умещался легко на одной странице, теперь же был помещён на две-три страницы!

В СССР мы даже не подозревали, что книги нас воспитывали не только словом. Книги нас воспитывали даже своим внешним видом. А иллюстрации можно было подолгу рассматривать как картины в Третьяковке.


***

Высоцкий как разрушитель

«Первым и самым мощным музыкальным разрушителем был у нас ни кто иной, как Высоцкий. С него началась окончательная расправа над русским мелосом. Это я не боюсь сказать именно здесь, в филармонии, где люди филармонические призваны внедрять именно национальную мелодическую культуру. Да, хриплый этот, жеребячий голос Высоцкого похоронил великую музыкальную культуру нашей Родины. Это был один из главных способов разрушения эстетики, а, следовательно, и национальной культуры, а значит, один из элементов государственного разрушения. Не так-то просто вернуть сейчас нашу молодёжь к родной, не забугорной эстетике. Мы разучились петь собственные песни, собственную музыку разучились мы слушать, именно такой народ нужен нашим врагам, нашей «пятой колонне», руководимой Мадлен Олбрайт и целой своре бжезинских. Они хотят вытравить из нашей плоти и крови всё русское понимание музыки, наш мелос, наше восприятие музыкальных опусов. Речь идёт не только о музыке… « (Василий Иванович Белов, русский писатель)


***

Цензура и чужие

Нельзя на всё советское ставить знак качества. Нельзя забывать, что 99 % деятелей культуры в СССР - пришлые со своими искажёнными мировоззрениями. Их сдерживала советская цензура и страх попасть в Кащенко. А то б они нам уже тогда показали то, что показывают сейчас Райкин и Серебрянников.


***

В авторской редакции

За свою жизнь сверстала сотни книг (в том числе сложнейшие в техническом плане учебники с формулами, рисунками, диаграммами). Ни разу не попадались авторы абсолютно грамотные. Некоторых авторов редакторы редактировали так, что от прежнего текста ничего не оставалось (фактически переписывали учебники и пособия заново). И, конечно же, на книгу было два (а то и три) корректора. Ведь даже у верстальщика и редактора глаз может замылиться.

Теперь же экономия на всём… Зачем нужны редакторы и корректоры, если можно в выходных данных написать, что текст в авторской редакции? Оптимизация…


***

Герои-одиночки (Белов, Распутин, Шукшин, Шевцов, Дроздов...) против армии космополитов были обречены. И недаром почти все герои-одиночки были надломлены. Крысо-люди умеют ломать жизнь своим врагам! Белова травили, и знатно травили, выступили против него единым фронтом. Я помню ту бурю обсуждений в обществе, когда вышли романы Василия Белова «Лад» и «Всё впереди!». И те гонения, которым подвергался писатель со стороны соплеменников Бриша...

Есть фотография, на которой Василий Белов и Василий Шукшин. В глазах - вселенская грусть. Грусть от понимания того, что битву сатанистам они проиграли, что народ навсегда утратил целомудренное восприятие мира. «Оно состояло из радости, спокойствия, блаженства, полной гармонии и ещё чего-то необъяснимого и прекрасного»...


***

Литературные рабы

Как-то одно издательство предложило мне сделать прописи к азбуке Горецкого. Чистой воды авантюра. Пособия у меня были, но не такого уровня. Однако я согласилась, очень уж хотелось вляпаться в эту историю…
Прописи получились удачными. И вот на момент сдачи проекта, товарищ, который мне заказал прописи, и говорит: «Так как вы сделали прописи на заказ, то мы не обязаны вписывать вашу фамилию в выходные данные». Я уже знала о таких практиках в издательствах, и потому не растерялась. «Только попробуйте!» Они не рискнули, и в выходных данных осталась моя фамилия. А могли бы вписать в авторы фамилию какой-нибудь дамы, увешанной регалиями, но бездарной и пустой как пробка. Такие случаи сплошь и рядом. Они-де и доктора наук, и члены Академии, а написать самостоятельно пособие или учебник не могут. Либо плагиатят внаглую, либо нанимают литературного раба.

Не удивлюсь, если и взаправду романы « 12 стульев» и «Золотой телёнок» написал Михаил Булгаков. Возможно, взялся за халтурку в момент безденежья, а потом раздухарился и выдал шедевры.


***

«Заимствование из одного источника – плагиат, из нескольких – компиляция, из многих – эрудиция». (Источник: Инет)


***

Продолжение следует...


Рецензии