Ре-Оза 12. Собаки идут по слезам
псы ли воют, слизывая слезы,
слушаю дыхание Твое.
Аве, Оза...
Оробело, как вступают в озеро,
разве знал я, циник и паяц,
что любовь - великая боязнь?
Аве, Оза...
/Вознесенский, угадайте, начало какой поэмы?
*
Как я уже успел отчитаться строгому читателю, не понимал я язык Вознесенского лет 27 из своей жизни. И всё-таки он меня достал, соб-бака! Подловил на крутом повороте творческой и житейской биографии, сам стал своего рода приворотом, зельем вознесения, черт побери.
А дело было обычное, житейское. Друг детства попросил меня помочь его сестре-старушке, аж на три года старше нас, то есть по юности совсем в другом временном поясе. Я её знал, но взаимно не обращал внимания. И взялся помочь, и явился, и вдруг беспощадно влюбился. Да так, что потребовал от неё "Только я!" - а ни фига, - как срифмовал бы циник и паяц Вознесенский. Потому что она только что похоронила мужа и я был приглашён помочь вдове увековечить его память. То есть моё неуёмное было совсем некстати, не к месту, не ко времени.
Ещё более некстати было то, что она обожала стихи Вознесенского, дала мне его книгу "Дубовый лист виолончельный", ибо читала мои ранние вирши у брата, забавные, считала. А я давно забросил и стихи, и журналистику, работал старшим инженером в серьёзном тресте "Промстрой" и карьера моя шла в гору.
Но дубовая книжка как бы стукнула меня по лбу, или это любовь, как всегда, виновата, но строки из меня пошли сами собой - несуразные, не мои совсем, не человеческие какие-то. На грани нервного срыва. Я не записывал их, пока не попал за грань этого самого нервного предела. После реанимации доктор мне посоветовал записывать свежие впечатления от жизни, спасибо ему. Поэтом можешь ты не быть, но вот писать теперь обязан.
слова
их затвердили наизусть
но я не повторения боюсь
а попросту в предчувствии немею
как отзовется болью вдоль виска
твоя неутолимая тоска
и я кричу
и рта открыть не смею
о
если бы я боль ослабить мог!
распластываюсь в губчатый комок
приди - и поглощу я сгусток горя
но взгляд твой снова - темная река
и я ничто
и Гамлета рука
на шпаге перед тенью в Эльсиноре
а думалось
что твердью защищен
но каждый раз молюсь - "вернись еще,
пробейся, озаренье состраданья!"
и теплый луч, незрим и невесом
ко мне приносит в предрассветный сон
твое
такое ровное
дыханье
Стихи эти, и ещё другие, ровно 13, я отнёс в молодёжку, в газету, где раньше работал. Но был принят крайне холодно, это было вне редакционного плана, все эти слёзы. Но перепечатали в секретариате, мне вернули и рукопись, и печатный вариант. В котором они были и вообще чужие. И я швырнул их дома в угол и уехал в длительную командировку.
А по возвращении узнал, что она мне трижды звонила. Стихи кто-то из друзей занёс девушкам показать в проектный институт и я стал широко известен в узких своих кругах. Она звонила, как я выяснил, сказать мне спасибо и - нет ли чего ещё? Было. По рецепту доктора я писал каждый божий день. И мы стали встречаться по литературным вопросам, и было это, пока семья её не нашла хорошую партию для вдовы. Как-то так, если кратко. Да и зачем? Ничего ведь не было.
Была великая боязнь разрушить чужую любовь, может быть? Были бесполезные творческие всплески? Кстати - не такие уж бесполезные. Мой приятель из Краснодара переехал в Херсон и попал точь-в-точь в такую же ситуацию. Посещал меня и влюбился в больничке в медсестру, которая тоже только что похоронила мужа. У моего протеже не было ни кола, ни двора, у вдовы было всё своё, и жильё и т.д. Выгодный брак. Однако он прочёл мои стихи и сделал ноги из нашего города. Сказал "это наведение какое-то, не по уму".
Да уж. Значит и такие стихи нужны. А насчёт ума и чувства - приведу из недавней переписки с одной очень интересной дамой, поэтессой - мы же здесь о литературе, да?
- Меня всегда упрекали в том, что мои стихи излишне "от ума", а не "от сердца". Да, для писаний от ума есть поприще научных монографий, а поэзия это... то, о чём я пишу Ре-Озу, ибо со стороны на ком-то... Ну - как учёные, сначала на собачках. ...но всё-таки слово-логос это элемент материализации разума. С чего-то нам надо начинать понимать вселенную, куда нас вселила неведомая сила.
- Немного не с этого, Михаил. Словами мы только приспособились объяснять друг другу суть явлений, а умели бы образно в 5D друг дружке картинки в мозг транслировать, может и слова бы не потребовались, много энергии на них впустую тратится. На мой прескромнейший взгляд, язык сформировался изначально от подражания звукам природы, причём не тем, которые издают животные, насекомые и птицы, а звукам формирования первичности планеты: скрежет, грохот, шипенье остывающей лавы, шум потоков воды, плюмканье капель, вой ветра и т.п., которые, кстати говоря, и приняли на вооружение в своём "языке" те же самые первозвери. Я так вообще с животными на таком "тарабарском" разговариваю, что ни к одному языку эти звуки не отнесёшь, а ведь "вдупляют" ( понимают, что я от них хочу) с пары-тройки "реплик".)
С улыбкой)
С. Г. 24.06.2019 15:30
Вот тут-то я и догадался, чем меня пробила Оза, в смысле стихи - заклинанием "псы ли воют, слизывая слёзы". Бессловесное такое, непонятное, но тем паче магическое.
Сегодня - полста лет спустя, из мемуаров самого Вознесенского я узнал, откуда пришла эта магия в запев Озы. У мальчика Андрюшки первой любовью была собака, которую он спас, а затем был вынужден оставить. И эта боль была с ним всю оставшуюся жизнь.
Возможно - именно это общее собачье и свело их с Пастернаком. Помните, Анны Андревны Ахматовой - "Кошка, кофе, Мандельшам. Чай, собака, Пастернак"? Или Сергея Александровича Есенина "Дай, Джим, на счастье лапу мне". Из мемуаров Вознесенского узнал, что Джим, собака Качалова, был огромным монстром, который если входил в комнату, то все ноги поджимали, боялись, один Есенин - дай лапу. Можно ещё буквально расшифровать "Ай да Пушкин, ай да сукин сын" - для полного осмысления первозверя, тени при первочеловеке, в каждом поэте этой своры.
В хорошем смысле собака (демон поэтики) как часть генетического кода в двоичной системе душа 1 - тело 0. Или наоборот. Как у кого. Чаще - пожизненная двойственность
- ...двоичность и двойственность на самом деле - это беда как Серебряного века, так и нынешней действительности. На самом деле это обозначает расслоение: восприятие духа отдельно от тела, а разум при этом "гуляет" сам по себе. Самый лучший и правильный путь: это целостное восприятие самого себя в этом мире, логично и органично взаимодействующие дух, тело ( материя) и разум не позволят закрыться в своём личном, зачастую принадуманном, мире.
Честно: Ахматову, Бродского, Пастернака всегда воспринимала как "оторвышей" от мира реального и, по существу, "закрытышей" от окружающих, образно говоря: "плывуны" какие-то - энергетика такая как слой песка-"плывун" из под ног уходящего, и твёрдой почвы под ногами не чующая.
С улыбкой).
С.Г. 17.06.2019
- Ну, да. "Оторва" не зря одно из любимых любовных словечек ученика Вознесенского. Он тоже оторвыш и от социализма, и от нынешнего прагматизма. Собачился и с КПСС, и у новой власти к ноге не стал. Но это уже не о любви, о других чувствах. Вернёмся в Озу:
Дай тебе не ведать, как грущу.
Я тебя не огорчу собою.
Даже смертью не обеспокою.
даже жизнью не отягощу.
Аве, Оза. Пребывай светла.
Мимолетное непрекратимо.
Не укоряю, что прошла.
Благодарю, что приходила.
Аве, Оза...
*
Снова красиво обманул, лукавый паяц, любящий, как собака - на 46 лет жизни загрузил собой Озу, она же Зоя.
13 http://stihi.ru/2022/11/29/8741
Свидетельство о публикации №122120108810
Михаил Просперо 02.12.2022 16:38 Заявить о нарушении