Как соединяется отрешение от земного и служение
недавно расшифрованные из аудиофайлов
Как может соединиться отрешение от земного и служение ближнему?
Проповедь на Божественной Литургии в Праздник Преподобного Никона Радонежского в Прокопьевском Храме посёлка Октябрьский
Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Фактически все люди в этом мире знают об иконе Пресвятой Троицы, написанной Андреем Рублёвым. Но, если спросить: «Откуда появилась эта икона? Какова её история?», то мало кто скажет, что в жизни этой иконы кроме Андрея Рублёва очень большое значение имеет другой Святой – это Святой, которого мы сегодня вспоминаем Преподобный Никон Радонежский. Если бы не было Преподобного Никона Радонежского, то и не было бы иконы Пресвятой Троицы, написанной Андреем Рублёвым. Почему? Да, потому что заказчиком этой иконы был Преподобный Никон Радонежский. Никто не умоляет заслуг Преподобного Андрея Рублёва, но как же он мог бы написать эту удивительную икону, если бы он не оказался в Троицком Сергиевом монастыре? Именно благодаря Преподобному Сергию, которой основал эту обитель и воспитал такого Святого, его близкого ученика, Преподобного Никона
Преподобный Никон смог по-настоящему и в полноте исполнить завет Преподобного Сергия: он смог сохранить все его обеты, все его наставления. Он заботился о братии и вместе с ними трудился, он кормил нищих и никого не отпускал без помощи. Он был истинным монахом и уединялся, где в тишине молился Богу и никогда не превозносился над людьми, хотя он был Игуменом, но вёл себя также просто, как и Преподобный Сергий. И именно благодаря этому удивительному Святому появилась икона «Пресвятой Троицы».
Икона Пресвятой Троицы была написана для Троицкой Сергиевой Лавры по указанию и просьбе Преподобного Никона. Преподобный Никон почитал Преподобного Сергия, а Преподобный Сергий был поистине служителем Пресвятой Троицы. В обители Пресвятой Троице, в Троицкой Сергиевой Лавре Преподобный Сергий собрал братию, и отдал эту братию на попечение своего ученика – Преподобного Никона.
Преподобный Никон, когда ещё был молодым, услышал о Преподобном Сергии, о его подвиге и его любви к людям и пришёл просить его взять к себе. Но Преподобный Сергий послал его на испытание, не взяв его сразу в Обитель. И он подвизался у Афанасия Высоцкого в Высоцком монастыре. Когда там он прошёл искус и когда он вернулся в Троицкую Сергиеву Лавру, Преподобный Сергий без всяких колебаний взял его и поместил к себе в келью. Посмотрите какая любовь была у Преподобного Сергия к Преподобному Никону, к своему любимому ученику. Почему же он возлюбил так особенно Преподобного Никона? Да, потому что он увидел в нём искренность служению Богу.
Сегодня мы с вами за Божественной Литургией читали Евангельское Зачало о том, что Господь повелевает каждому христианину отречься от всего, что у него есть. Что значит отречься? Разве Преподобный Сергий, Преподобный Никон и другие монахи не любят своих родителей?
Господь в Евангелие говорит: «Если кто не отречётся от своих родных, от своих родителей и даже от своей души, т.е. от своей жизни, то не сможет быть Моим учеником». Что это значит? Преподобный Сергий, Преподобный Никон и другие монахи ещё больше, чем обычные мирские люди, любили своих родных и своих родителей. Посмотрите, как заботился Преподобный Сергий о Кирилле и Марии – своих родителях. Кто его сможет укорить в том, что он недостаточно помогал своим родителям? Никто не сможет, потому что он не уходил в монастырь до тех пор, пока не допичалил своих родителей и всячески им помогал. И также и другие монахи поступали. Т.е. заповедь Божья об отречении своих родителей, от своей жизни – это не значит, что не нужно заботиться о своих близких, не в этом суть этой заповеди. Заповедь заключается в том, что не нужно надеяться ни на чего земное, а надеяться на Христа, и тогда Господь управит и жизнь монаха, и жизнь христианина, и жизнь всех родственников. А, если человек, призванный Богом на монашеское служение, на служение священничество, на служение христианское, если этот человек не услышит зов Божий, то такой человек лишится и христианской жизни и лишится и своих родных. Потому что можно иметь своих родных, быть с ними в ссоре, а значит быть от них очень далеко. Например, муж и жена, могут жить в одной квартире, в одном доме, но находиться так далеко друг от друга, что как будто между ними находится пропасть в тысячу километров. А люди, находящиеся очень далеко, если монах уходит на служение своё: миссионерское, священническое, если он отдался Господу, но он в тоже время любит своих родных, то вот эти тысячи километров, разделяющих их, не имеют никакого значения, потому что Христос соединяет людей.
Как мы говорим: «Христос посереди нас». Это означает, что во время причащения Христовых Тайн, Христос так соединяет христиан, что никакие расстояния уже не разделяют людей, а люди становятся настолько близко друг к другу, что между ними не протиснется даже игла. Вот какое единение даёт Господь Иисус Христос, потому что Он находится вне времени и вне пространства. Для Бога нет ничего не возможного, и Богу очень легко соединить на одном расстоянии людей, и они будут в единении в душе и в сердце, и в уме.
Дорогие братья и сестры, сегодня мы с вами все призваны на служение Господу. Разве Господь через это Евангельское Зачало не обращается к каждому из нас и не говорит, чтобы мы исполнили то, что Он хочет от нас?
Бог от рождения каждому человеку даёт определённые таланты, даёт дары, которыми мы можем воспользоваться, или которые мы можем просто выкинуть на обочину своей жизни, и так мы можем остаться без деятельности Божьей. Если человек хочет быть счастливым, то ему нужно постараться выполнить то, что от него хочет Бог. Если мы этого не сделаем, то мы станем самыми несчастными людьми на земле, потому что мы никогда не почувствуем удовлетворенности своей жизнью, потому что человек счастлив не тем, что он насобирал в своей жизни (богатства, квартиры, машины, карьерные успехи) – всё это улетает как пыль или снежная буря. Нам нужно постараться реализовать в своей жизни духовные качества, которыми нас Господь оделил и, которыми Он нас призывает послужить своим ближним.
Вот так и поступал Преподобный Никон Радонежский. Он пришёл в Обитель к Преподобному Сергию и там отдался полностью на служение, прежде всего, Господу и на служение своему ближнему. И посмотрите, каких он достиг результатов. Посмотрите на его жизнь: он стал самым счастливым человеком на свете, потому что он исполнил то, что ему предназначил Господь. Вот это и есть настоящее исполнение воли Божьей, т.е. каждый человек должен постараться увидеть в своей жизни то, что хочет сделать от него Господь.
Преподобный Никон смог сохранить ту братию, которую собрал Преподобный Сергий, смог пригласить Андрея Рублёва, смог пригласить других мастеров, которые создали такую прекрасную Лавру. Посмотрите на то, когда к Монастырю Преподобного Сергия подходили войска самозванца, который никого не щадил и, когда Преподобный Никон молился Богу о защите Троицкого Сергиева Монастыря, но Преподобный Сергий с другими Святителями явился ему и сказал: «Не бойся, но после этой разрухи будет ещё большее восстановление». И посмотрите, как поступили монахи: они доверились воле Божьей, они не стали привязываться к этим стенам, к этому имуществу, они оставили всё, взяли только святыни (книги, облачения, чаши) и ушли. Монастырь был сожжён дотла. Но потом, на этом пепелище Господь с помощью трудов иноков воздвиг Троицкую Сергиеву Лавру, которая сейчас является светильником и духовным сердцем России.
Москву можно назвать телесным сердцем России, а Троицкую Сергиеву Лавру можно назвать душой нашей России, можно назвать гнездом Преподобного Сергия, откуда улетают птенчики по всему миру. Они несут всем православие, они несут свет, который зажигает Преподобный Сергий в сердцах учеников. А там обучается около 1000 учеников ежегодно, где студенты и студентки получают настоящее духовное образование, где Старцы Троицкой Сергиевой Лавры окормляют своих духовных чад, заботятся о них. Вот и есть настоящее преемство Преподобного Сергия Радонежского, преемство Преподобного Андрея Рублёва, возле которого в Троицкой Сергиевой Лавре было основана иконописная школа, которая действует и процветает.
Каждый человек, приходящий в Троицкую Сергиеву Лавру, может научиться настоящим духовным вещам, настоящей духовной битве, настоящему духовному процветанию.
Каждый из нас может научиться у Преподобного Сергия, у Преподобного Никона одновременно отрешению от всего земного и одновременно служению своему ближнему, потому что самая главная заповедь у Преподобного Сергия была такая: «Не отпускать ни одного нищего без помощи».
Посмотрите, как они исполнили заповедь отрешения от всего земного, т.е. они отрешились сами от земного, но всё земное, всё драгоценное они отдали своему ближнему. Вот в этом и есть завет нашего Господа Иисуса Христа: не заботится о себе, а быть, как птицы небесные, одновременно заботиться о своём ближнем, и тогда Господь нас накормит, нас оденет, нас проведёт через все страшные испытания в нашей жизни.
Помогай нам, Господь, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь. По завету Преподобного Сергия и по научению Преподобного Никона Радонежского.
30.11.2021 г.
Свидетельство о публикации №122120106168