О важности делания настоящих добрых дел
недавно расшифрованные из аудиофайлов
О важности делания настоящих добрых дел против лицемерия
Беседа-чаепитие после Божественной Литургии
в Казанском Храме посёлка Ерцево
Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Дорогие братья и сестры, мы сегодня с вами собрались после Божественной Литургии на Беседу-чаепитие, чтобы поговорить на тему сегодняшнего дня.
Сегодняшняя проповедь была о лицемерии. Человек, который желает спасение своей души, он как бы эгоист, и в этом нет ничего плохого. А человек, который заботиться только о теле, а о душе не заботится, он как раз не эгоист, он – безумец, потому что какой смысл заботиться о временном теле, которое сгниёт после смерти и испортиться. Надо быть духовным эгоистом в хорошем смысле, заботиться во спасение своей души. Кто заботится о своей душе, тот потом спасёт и своё тело, потому что тело воскреснет.
Сейчас в мире всё перевернули «с ног на голову», заботятся только о теле, становятся телесными эгоистами, всё делают для себя, для своей гордости. В итоге получается человек губит и своё тело и губит свою душу.
Преподобный Серафим Саровский говорил такие слова: «Человек - христианин должен быть как купец, который собирает жемчужины». Когда мы с вами делаем добрые дела, то мы складываем жемчужинки, мы на Небе себе строим дом.
Если мы знаем, что Иисус Христос за нас пострадал, то мы спасаемся Христовым искуплением. Добрые дела мы должны делать прежде всего, чтобы не делать плохих, чтобы у нас было постоянно занято время. И даже, если у нас что-то не получается, то для христианина не важен результат, а важен – процесс делания доброго дела. Когда человек делает доброе дело, он в это время не делает плохое.
Апостол Павел говорит такие слова: «Страдающий плотью перестаёт грешить». Т.е., когда человек болеет, он тоже не грешит.
А почему Бог посылает болезни? Для исцеления души. Когда мы с вами не делаем добрых дел, тогда мы с вами делаем плохие, и Богу приходиться нас останавливать. Он посылает нам вирусы, войны, неприятности, потому что мы не можем сами начать дело своего спасения.
У нас сегодня люди не заботятся о своей душе, люди бояться смерти. В наше время раскручена блудная тема. Сейчас человек живёт для того, чтобы нравиться даже не собственному мужу или жене, а просто, чтобы нравиться. Сейчас люди перестали поститься, сейчас люди худеют ради того, чтобы быть красивыми и дальше ещё блудить. В наше время тема смерти полностью закрыта, о ней никто не говорит. Если кто-то начинает о смерти говорить, им сразу затыкают рот, потому что люди не готовы к смерти. Люди своё собственное «я» так раздули, что оно превратилось в идола, и люди поклоняются своему собственному «я».
Братья и сестры, если мы с вами сделали доброе дело и рассказали о нём, то это является лицемерием, потому что таким образом мы ожидаем похвалы за наше доброе дело. Но это не является грехом для правителя, священника и публичного человека в том только случае, если он сам к этому не прикипает.
Люди сейчас из себя делают «божков» и считают, что все правительство должно работать на самих людей, а сами при этом люди ничего делать не хотят. Они сидят у телевизора и просто обсуждают начальство. Сдвинется ли что-то, если мы с вами будем только обсуждать их? Как священник сможет помочь детскому дому, если прихожане не пойдут с ним? Мы можем только тогда осуждать правительство, священников, если мы сами чего-то сделали.
К одному Старцу пришла женщина и говорит: «Я осуждаю священников и ничего не могу с этим сделать». А Старец её спрашивает: «А скажи, ты вырастила священника?» «Нет», - отвечает она. «Так вот сходи вырасти священника: роди его в законном браке, воспитай его в молитве, в благочестии, в добрых делах, отдай его в семинарию, выучи его там 8 лет очно. Пусть он по-настоящему станет священником, а только потом ты сможешь что-то говорить и твой голос будет услышан», - сказал ей Старец. Если мы хотим, например, осуждать правителей, мы должны вырастить нормального правителя, хотя бы на местном уровне. Если мы никого не вырастили, то мы вообще не имеем право иметь какое-то суждение. Нам нужно разобраться хотя бы в своей семье.
Каноны Церковные говорят, что, если человек готовиться к священству, а он не может управиться в своей собственной семье, то он и священником быть не может. И также мы не можем делать свои суждения о правительстве, о священниках, пока сами ничего для этого не сделали. Если бы мы пришли бы и сказали: «Батюшка, мы скорбим как вокруг это всё происходит. Мы готовы помочь. Что нужно сделать?» Сейчас так прихожане говорят: «Я могу сделать то-то», но это часто не нужно, это не вовремя. Т.е. нужно просто прийти и спросить: «В чём нужна помощь?»
Во Франции, когда была революция, и одна принцесса, которая практически не ходила в бедные районы, и когда к ней пришли помощники по военному делу и сказали: «Народ бунтует, у народа нет хлеба». Знаете, что она ответила? «Пусть едят пирожные». У нее не было ситуации в жизни, чтобы у нее не было хлеба. Она этого не понимала. Потом её во время революции убили. Если мы с вами хотим в чём-нибудь разбираться, нужно во всём сначала поучаствовать, вы попробуйте хоть кем-то управлять. Вы в своей семье можете управиться со своими детьми? Мы все говорим: «Нас дети не слушаются». И при этом мы говорим, что правители должны управлять всей страной, а это огромная семья. Естественно, правителям очень тяжело.
Это наше лицемерие: когда мы, не предложив помощь правительству, мы закрылись в своих домах и хотим, чтобы кто-то нас лечил, кормил, платил пенсии. А кто борется с внешними врагами? Кто готовит сына стать военным? Матери говорят сыновьям: «А зачем ты пойдешь в армию? Там дедовщина, там опасно». Если мы сами не отпускаем своих детей на сраженье, то враг придёт к нам домой. Если мы врага не остановим на границе, то этот враг придёт и будет бить нас здесь. «Поэтому нужно кормит свою армию, чтобы не кормить чужую» - есть такой закон.
Когда начиналась Проповедь, то мы с вами вспомнили, что Господь сказал: «Берегитесь закваски фарисейской и саддукейской». Как сейчас современные фарисеи себя реализуют в жизни? Сейчас есть такие люди, которые исполняют всё по закону, но не замечают душу. Сплошь и рядом. Если мы видим фарисея, мы не должны участвовать в деле фарисея, потому что мы сами тоже прикоснёмся этой заразы. Если от христианина что-то требуют незаконное, или, наоборот, слишком законное, например, у нас надвигаются времена ювенальной юстиции, и законы получаются аморальные по отношению к семье, они вроде бы хорошие по отношению к ребенку, потому что ребёнок может заявить, что родители его обижают. Но как понять, что родители его обидели? Как ребёнок в 3,4 или 7 лет может определить, родители его наказали или обидели до такой степени, что это ему угрожает опасностью? Кто судья этому? А ювенальная юстиция может прийти и у многодетной семьи отобрать детей просто потому, что у них беспорядок. По закону в семье должен быть порядок. А в многодетной семье вот так разложенные игрушки на полу – это порядок, они так играют. Если дети не будут играть, то они не смогут потом освоить профессии, потому что учёными, психологами доказано, что ребёнок, играя в учителя, в пожарного, в летчика, когда он подрастает, его спрашивают: «Кем ты хочешь быть?» А он отвечает: «Хочу быть космонавтом». «А почему?» - спрашивают у него. «Да потому что я медиком уже был, учителем был, когда играл с другими детьми». Для них игра - это настоящая жизнь.
Сейчас у нас многодетные семьи не в чести. Помогая им деньгами, проконтролировать, что эти деньги идут непосредственно им, государство не может. Им выдают средства, а родители спокойно их могут пропить. Ювенальная юстиция почему-то к ним не идёт и не беспокоится, что таким семьям нужно помочь. А обычной многодетной семье «палки в колеса» вставляют.
Если мы с вами говорим о законе, то закон всегда должен основываться на любви. Если нету никакой любви, то это уже никакой ни закон. Это может быть уже золотой клеткой, человек там заперт, и он чувствует себя отвратительно.
Приведите пример золотой клетки нашего современного мира. Это, например, комфортные условия: люди живут на квартире, и дрова рубить не нужно и воду носить из колодца не нужно. Если начнутся какие-то неприятности, и люди, которые изнежены в этих квартирах, окажутся в тяжёлых условиях. Т.е. надо воспитывать детей так, чтобы, когда они выросли, то могли и дрова колоть, и огород копать.
Мы с вами привели в пример принцессу, которая никогда не оставалась без хлеба, а вот, если привести пример Царской Семьи, то вот они умели делать всё: шить вязать, огород возделывать, мужчины принимали участие в езде на лошадях, во владении оружием. Т.е. настоящего правителя готовят с младенчества.
Сейчас людей беспокоит политика: что будет, как будет? Люди порой находятся в панике. Ещё до революции было выведено такое правило: политикой не могут заниматься все люди на земле, политикой могу заниматься люди, которые к этому готовы. Сейчас средства массовой информации навязывают людям настолько всего много и постоянно, что в итоге человек начинает верить в то, что ему говорят. Человек не пытается даже проверить, правильно ли ему сказали по телевизору.
Нам нужно так себя воспитать и своих детей, чтобы у нас был такой ум, который мог отличать добро от зла. Можно при сомнении проверить в разных источниках информацию, которую нам навязывают. Сейчас кого-то обвинят, и все сразу же на этого человека накидываются, предполагая, что раз про него сказали по телевизору, значит он и виноват. А никто и не пытается разобраться, почему мы действуем как какое-то стадо.
Нам нужно обязательно иметь ум Христов. Ум Христов – это рассуждение и любовь к людям. Ближний наш нуждается в помощи тогда, когда ему помощь нужна, а не тогда, когда он уже умер. Если нас попросили, то и нужно помогать сейчас.
Но сейчас много и обманщиков: по телефону обманывают, нищие стоят обманывают православных христиан. Приведём такой пример. Иоанн Кронштадтской помогал нищим, он специально разменивал деньги на маленькие монетки. Так вот нищие обманывали его, они выстраивались в очередь, когда он выходил из Храма и подавал каждому по маленькой монетке. Потом он шёл по улице, они перебегали улицу и снова выстраивались. Он всех их в лицо знал, но всё равно давал им ещё по монетке. Вот кажется, что обман на лицо. Как бы восприняли эти люди, если бы священник сказал бы им: «Отойдите от меня обманщики». Он видел, что подача даже маленькой милостыни, она помогает в исцелении их душ, потому что эти люди ещё не способны жить честно. Он видел это, но всё равно помогал, но давал мелкие монетки, чтобы они не смогли на них напиться. У него прежде всего была любовь.
У нас есть 10 заповедей. Эти заповеди – это как бы столбы фундамента, на котором держится вся наша духовная жизнь. Если убрать хотя бы один столб, то стена начнет рушиться. Поэтому наша задачи – это прежде всего все эти столбы – все 10 заповедей связать любовью. И потом уже на этой любви можно строить здание нашего счастья, нашей жизни.
Святитель Феофан Затворник говорил такие интересные слова, что, когда мы с вами просто делаем добро, то к нам могут подойти помыслы о том, что ты это делаешь добро тщеславно. Так он говорит: «Не нужно верить этим помыслам». Почему? Как говорят Святые Отцы: «Когда человек примет только один помысел: например, человек хочет взять какую-то лежащую вещь (деньги валяются или ещё что-то)». Если он прошёл мимо и не взял, то он не виноват, в этом греха нет. Грех заключается в том, что мы своё сердце приложили к этой вещи, с этой вещью соединились, и потом эту вещь или украли, или сделали что-то плохое.
Т.е. Святитель Феофан Затворник замечает, что наша духовная жизнь должна прийти к золотой середине, мы не должны впадать в крайности. Мы должны всё делать от сердца, делать добрые, тайные дела, не показывать их на вид. Но, если вкладываются в наше сердце какие-то мысли, просто их не принимать, потому что любые плохие мысли, они идут от дьявола. Мы можем сохраниться от этого только молитвой Господней. Когда человек молится, у него начинается дыхание души, т.е. его душа начинает дышать наконец то, его лёгкие души наполняются кислородом небесным, и он уже может спокойно подумать, как ему поступить и потом действовать.
Лицемерие – это закваска фарисейская. Был Евангельский случай, когда ученики вместе со Спасителем шли, он им сказал: «Берегитесь закваски фарисейской». Они подумали, что они не взяли хлеба, а Он им сказал о том, чтобы они не подражали фарисеям, которые делали всё напоказ. Господь через Апостолов учит нас тайным добрым делам.
Самое главное тайное дело, которое мы должны совершать – это молитва. Но иногда мы должны молиться и напоказ, когда идём мимо Храма. Если православный христианин идёт мимо Храма, он не может не остановиться, перекреститься, поклониться Господу, вот этот тот момент, когда нужно просто не бояться. Если мы постыдимся Господа, то и Господь нас постыдится.
Еще один случай. Вот, если мы видим, что человек попал в беду, и над ним все смеются. Нужно ли нам делать явное доброе дело, когда человек в беде, или ждать, когда все разойдутся? Здесь нужно явно, чтобы не упустить время для помощи. Не можешь помочь сам, позови другого. Например, если мы не медики и не можем помочь человеку, то мы можем вызвать скорую.
О добрых делах есть такая притча. Когда христианин делает настоящие добрые дела, он об них забывает. Если вы хотите сделать доброе дело абы как, тогда это не какое не доброе дело. Добрые дела надо спланировать, подготовиться, выделить свободное время, об этом деле нельзя забыть. Почему христианин потом это дело забывает? Потому что христианин устаёт от этого доброго дела, он вымотан им и хочет переключится на новое доброе дело. Когда христианин отдаёт самого себя на служение детям, бабушкам, дедушкам, и, когда он истощился в этом добром деле, и когда он начинает заниматься следующим добрым делом, он об том деле забывает напрочь, потому что начинает полностью отдаваться следующему доброму делу. Вот в чём смысл.
Если мы помним о каком-то добром деле, значит мы его не доделали, значит мы себя не додали. И человеку об этом не дадут забыть, это дело становится не тайным.
Человек, любящий своё дело, весь и сейчас здесь, он не в будущем и не в прошлом почивает в своих добрых делах на лаврах. Есть такая пословица: «Какой самый важный человек? Какое самое важное время? Какое самое важное дело?» Важный человек, который находится рядом, важное время – это то, которое идёт сейчас, важное дело – это подумать: а не нужно ли помочь этому человеку? Господь всех рядом усаживает, чтобы постучаться в сердце.
Когда настоящий христианин придёт на Страшный Суд, он скажет: «Господи, прости, пожалуйста, я реально столько не успел сделать. Я хотел многим помочь, но не успел». А Господь выйдет на Страшный Суд в одежде этого человека, показав, что этот человек когда-то помог кому-то, т.е. Он выйдет в нашем пальто, которые мы подарили разным людям. А рядом будут наши ходатаи – те, шесть человек, которым мы подарили эти пальто. Вот в чём суть настоящего доброго дела, оно забывается, потому что человек находится в динамике.
Когда мы приходим в Храм Божий, мы попадаем в Божий мир. Если христианин думает, что ему добрые дела особо не нужны, что он уже спасён Христом, то стоит ему только остановиться, то лавиной его сразу унесёт. Добрые дела нам нужны, чтобы идти по следам Господа.
Когда Господь Иисус Христос пошёл на Небо, Он оставил следочки. Мы должны идти по свежим следам, потому что, если их заметет пурга греха, то мы их уже не найдём.
Мы с вами причастились, значит мы с вами соединились со Христом. Если мы выйдем на снег, то увидим, что от нашего места, где мы стоим, идут следочки – это следочки нашего Бога. Бог указал куда нам идти за Ним. Эти следочки могут привести к родителям или детскому дому.
Мы можем спастись через служение к ближнему. Бог хочет, чтобы мы двигались, Бог хочет, чтобы мы что-то делали. Добрыми делами мы прежде всего подтверждаем своё христианство. Неверующие люди подтверждают своё неверие злом. Человек на службе у дьявола делает злые дела. Человек на службе у Бога делает добрые дела. Добрые дела нас не спасают, а просто показывают куда идти, и эти добрые дела помогают нам чувствовать Христа, потому что Христос делает только добро, Он в зле не участвует. Если мы участвуем в зле, значит мы слуги дьявола, а если мы участвуем в добре, то мы рабы Божьи, дети Божьи.
Главная суть лицемерия – это, когда люди делают добро не ради Бога, а ради самих себя, чтобы им было хорошо. Есть люди-гуманисты, которые отличаются от христианина тем, что ставят во главу угла прежде всего человека. Если человек ставится выше Бога, то значит человек становится идолом. Христианин все свои добрые дела, всю свою веру возлагает на Бога. Когда христианину представляется возможность умереть за Христа, тогда он уже забывает о своём гуманизме, а свою жизнь отдаёт на служение Богу.
О человеке люди заботятся как о творении Божьем и как о ближнем с целью служения самому Господу. Христианин хочет прежде всего спасти душу, а не тело.
Есть цитата: «Не делай добра, не получишь и зла». Эта цитата современных людей, которые вообще не хотят делать добра, потому что, однажды, попробовав сделать добро и получив подзатыльник, они уже больше не хотят его делать. Святые Отцы говорят: «Настоящее доброе дело проверяется огнём». В Псалтири есть такое изречение: «Огнём искушаются дела благая же и злая», т.е. наши дела и добрые, и плохие, они проходят огненные искушения. Так лучше пострадать за добрые дела, чем за плохие, потому что за зло придётся ответить. За добрые дела Господь даёт награду – Царствие Божье, в этом главное отличие. Когда нас наказывают за доброе – это великая честь для христианина, надо просто правильно к этому относиться.
Чтобы вытерпеть наказание от дьявола, нужно иметь прежде всего чистую душу, чтобы мы это дело делали не ради благодарности, а ради Христа.
Когда мы идём на доброе дело мы сразу же должны готовиться к испытанию. Дьявола бояться не нужно, он бессилен. Дьявол становится сильным только на короткое время от наших грехов и от соглашательства других людей. Почему в войну такое зло идёт? Когда тысяча людей собираются и идут войной на какую-то страну. И вот именно эти люди отдают все свои силы, время, свои таланты на служение дьявола. В этот момент дьявол аккумулирует все эти силы и забирает все их силы и становится сильным на короткое время соглашательством людей на зло. Когда Господь вмешивается, тогда война прекращается, и дьявол уже ничего сделать не может. Дьявол, по учению Святых Отцов, силой Божьей двигаться не может. Он может только брать человеческие силы, если человек отдаёт свою волю и душу на служение дьяволу, тогда дьявол становится сильным за счёт этого человека. Это можно представить в виде искры: два камня ударились – искры полетели; камни развели – искры больше не летят.
Чтобы не служить дьяволу, нужно служить Богу.
Я бы вам советовал завести блокнотик добрых дел: постараться выписать на всю неделю, на каждый день (понедельник, вторник, среда и т.д.) добрые дела, которые вы могли бы сделать. Если мы в какой-то день не успеем доброе дело сделать, то душа наша смириться. В современном мире, если у нас не получаются осуществить запланированные дела, то мы горюем. А у нас должен быть план добрых дел, и тогда, когда мы их не сделаем, у нас наступит смирение, и мы придём к Господу и скажем: «Господи, прости, это и это мы не сделали». И будет нам счастье, потому что увидим то, что мы подарили ближним, окажется в руках у нашего Спасителя. Христианин заходит в узкие Врата со смирением, а смирение вырабатывается только в делании добра.
Когда люди делают благотворительность и за это их хвалят – это не добрые дела. Надо помогать, но при этом и молиться крепко за человека, чтобы была боль в душе за этого человека, пострадать за него и готовиться к испытанию, чтобы Бог проверил наши деньги и средства. Богу не нужны средства грязные, Богу нужны чистые наши души, чистые пожелания.
Пусть каждый из нас заведёт блокнот добрых дел и старается хоть на 10% исполнить его, и тогда будет великое счастье от того, что он идёт по следам Спасителя. Аминь.
Всем помощи Божьей и Ангела Хранителя в укреплении в добрых делах!
19.11.2021 г.
Свидетельство о публикации №122120105817