Житие преподобного Паисия Величковского. Часть 4

   Постриг в монахи. Медведовский монастырь в честь святителя Николая.

Что мать монахинею стала, для Петра –
Освобожденье от обязанностей неких,
открылся путь и к постригу тогда,
мог стать монахом он теперь, уже навеки.

Он шёл дорогую, куда – не знал и сам,
Лишь у Монашеской горы остановился,
К пустыннику Исхия, раза – два,
В послушники, чтоб пребывать с ним, попросился.

Смиренный старец страннику сказал:
— Ты не серчай, но не могу тебя принять,
И ради немощи души моей, прости,
Я в одиночестве привык существовать.

Сочтя себя за недостойного раба,
Пётр, опечаленный, побрёл дорогой дальше,
И та дорога привела его сама
к святой обители в лесной тенистой чаще.

В Медведовском монастыре на речке Тясмин,
Однажды – в день Преображения Господня,
Его постригли в рясофор. Как все монахи,
тогда он имя получил уже иное.

При постриге – Парфений, но для всех,
Простых монахов, да и даже настоятеля,
Он стал Платоном – для смирения его,
Так и в дальнейшем называла его братия.

Новый постриженик пытался с тем бороться,
Сначала всех старался поправлять,
Потом смирился:
— Пусть зовут – как хочется,
На то внимания не стоит обращать.

Как все монахи нёс он послушание,
косил траву и жал колосья в поле,
и прилагал к тому своё старание,
не получалось – плакал поневоле.

Когда же по неопытности пальцы
Платон порезал, … видя это всё,
возить снопы заставили страдальца,
Но даже это ему было тяжело.

Волами управлять он не умел,
А потому воз опрокидывался часто,
Снопы, разбросанные, после, по земле,
Он с плачем собирал, порой – напрасно.

Монахи стали упрекать Платона
за то, что делать ничего он не умеет:
— От твоих дел немало нам урона,
Трава, намокшая в грязи, потом сопреет!

Иное послушанье получив,
Платон, в дальнейшем, возил воду, глину.
Как мог, старался – изо всех последних сил,
И радовался, что он Богом не покинут.

К тому ж, ему назначил настоятель:
Ходить на клирос, а к обеду – резать хлеб,
И в трапезной носить еду для братий,
ходить порою за продуктами в потреб*.

Он мёл полы, посуду намывал,
трудился так с утра до самой ночи,
Конечно же, под вечер уставал,
Но был доволен, что полезен, очень-очень.

Обитель в честь святого Николая
была в дальнейшем опечатана властями,
Так как там унию* принять не пожелали,
Все недовольны были этими вещами.

И разошлись все братья, кто – куда,
Платон же, и два инока с ним вместе,
Маркирий и Крискент, три дня спустя,
дошли до лавры, Киевской, известной.


Уния* — здесь идёт речь об объединении православной и Римско-католической церквей.


Потреб*– холодное помещение под землёй.

30.11.2022 г. - 01.12.2022 г.


Рецензии