Памяти Мандельштама
Пеплом стелется по небу.
Вот надгробия имён —
Помянуть бы тёплым хлебом…
...В сером инее предел
Стужей бил, не разбирая,
Среди массы разных тел,
Душу в небо вынимая.
Брошенный судьбой поэт
На казённые ступени
Восходил, как чистый свет,
Победивший силы тени.
Хрупким цветом облетал
Край земли последних будней
И с поэтом умирал,
Как разрезанный на блюде.
Серый цвет барачных плит
Долго помнил голос боли.
И доныне он там спит
Ветром тихим на заборе...
Свидетельство о публикации №122112806472
.. я филолог, учитель русского языка и литературы в одной из школ..
Ну, просто замечательно. Уважаемая профессия.
После прочтения произведения захотелось кое-что отметить
в качестве простого читательского взгляда.
1. Сопряжение времён
Пеплом стелется по небу.
Вы сами наверняка знаете, что в данном случае должен
быть перенос ударения на "по", но почему-то грамматику
нарушаете. Да, в поэзии иногда можно отходить от рамок
синтаксиса, но школьному учителю - не комильфо.
2. Вот надгробия имён —
Ну, имя на надгробии - вполне грамматическая форма,
а вот наоборот - уже некий языковой сюрреализм.
Да и нет у Мандельштама никакого надгробия...
3. На казённые ступени
Восходил, как чистый свет,
Марина, восходить можно только ПО ступеням,
а вот НА ступени можно, к примеру, упасть.
4. Хрупким цветом облетал
Край земли последних будней
И с поэтом умирал,
Как разрезанный на блюде.
Здесь возникает уже некое массовое недоумение.
4.1. Хрупкий цвет.
Согласитесь, что этимология этого прилагательного
как-то не очень сопрягается с цветом в цветковом его
значении, даже учитывая ассоциативность поэзии как
жанра литературы. Кроме того, последние будни поэта
пришлись на декабрь, когда никакого цвета уже не бывает.
4.2. Край земли умирал вместе с поэтом? Марина,
Мандельштама давным-давно нет в живых, а тот
самый край земли до сих пор вполне обитаем и даже
развивается в чём-то. Совершенно непонятен авторский
посыл. Читателю недосуг строить внутри собственного
мозга этажи интерпретаций и додумок в предмете чтения.
4.3. Край, словно нечто разрезанное на некоем блюде?
Что есть в данном случае блюдо? Кто конкретно умертвил
этот самый край до такой степени, что оный стал похож
на разрезанную фантасмагорическую метаморфозу???
5. И доныне он там спит
Ветром тихим на заборе...
Спит ветром на заборе... Тут впору читателю зачесать затылок
и спросить автора о том, что же такое он здесь имел в виду?
Поэты - люди с ассоциативным мышлением и многие из них
знакомы с массивом худсреств языка, но иногда разобраться
в чужих авторских мыслеформах нет никакой возможности,
как в данном конкретном случае.
Мысль, даже облечённая в ментальную облочку словесности,
должна быть прозрачна и понятна, Марина. Мандельштам это
понимал и его очень многослойные по набору матричных
художественных спектров стихи понятны любому, кто взялся
их читать.
Итог.
На мой взгляд, для учителя русского языка и литературы
весьма слабое произведение, мягко говоря.
В нём нет для читателя никакой информации.
Всего доброго.
Евгений Кабалин 28.11.2022 20:45 Заявить о нарушении
Спасибо вам большое за такую большую аналитическую работу на моё стихотворение. Читала его с интересом. Правда. Никаких обид.Могу только ответить: работать буду.
Всего вам доброго.
Марина Крылатова 29.11.2022 18:28 Заявить о нарушении