Бремя белого человека. Конан Дойл
В книге «Новое откровение», написанной два года спустя, он говорит об этом феномене: «В нашем бьющемся в предсмертных муках мире, слыша каждодневно о гибели цвета нации на заре обнадёживающей юности, мне вдруг открылось, что, то, с чем я так долго заигрывал есть не просто познание некоторой подчиняющейся законом науки силы, но нечто чрезвычайное, вроде падения стены между двумя мирами,… весть с той стороны, голос надежды и путеводительный знак во времена глубочайших страданий…».
В 1919 году Конан Дойлу исполнилось шестьдесят лет. Он ещё мог рассчитывать лет на десять плодотворной писательской деятельности, - за его рассказы газеты платили большие гонорары, романы выходили огромными по тем временам тиражами и переводились на другие языки, - словом, безоблачная, обеспеченная жизнь его самого и семьи, казалось, была гарантирована, однако, он предпочёл изменить её, посвятив себя пропаганде спиритических знаний, видя в этом свою особую миссию.
В сентябре 1920 года Конан Дойл прочитал свою первую лекцию на эту тему в Аделаиде, на юге Австралии. За период с 1920 по 1923 год он посетил самые крупные города этой страны, а также Соединённых Штатов и Канады. Повсюду его встречали огромные толпы слушателей, переполнявших залы. Люди даже собирались на прилегающих улицах, так, что самому писателю, чтобы пройти в зал, приходилось объяснять кто он такой. Многие газеты захлёбывались от негодования по поводу такой, совсем «не литературной», деятельности – поношения неиссякаемым потоком сыпались на голову «миссионера». В религиозных кругах его называли «архидьяволом спиритической церкви» (историческим фактом является, например, то, что Конан Дойл состоял в оккультном ордене «Золотая Заря» (Golden Dawn)), для представителей левых движений он был «пережитком буржуазного строя», выжившим из ума стариком… - словом, вскоре стало ясно, что идеи, которые он проповедовал не пришлись «ко двору» ни первым, ни вторым, ни третьим: мир стоял на пороге революционных перемен и новая мировая война была уже «не за горами»…
…В 1926-27 годах после напряжённой работы наконец увидела свет двухтомная «История спиритизма», подводящая итог этому периоду жизни и творчества сэра Артура Конан Дойла. Из художественных произведений он публикует также повесть «Туманная земля», рассказывающую о новых приключениях профессора Челенджера, уверовавшего, как и сам автор, под конец жизни в потусторонний мир и, уже зреет замысел последнего, «закатного» романа «Маракотова бездна», который, наверное является вершиной творчества писателя с точки зрения его духовной эволюции. Если Шерлок Холмс, столь любимый читателями всего мира герой Конан Дойла, поражает воображение возможностями «дедуктивного метода» и наблюдательности (что, впрочем, не исключает употребление небольших доз морфия), то экспедиция доктора Маракота – есть результат, прежде всего, веры в существование высшей цивилизации атлантов, владеющих некими Тайными Знаниями, что помогает ей, вопреки всякой логике и «здравому смыслу», выжить после гибели острова и создать новое общество на дне океана. Однако, в отличии от произведения Бульвер-Литтона, здесь ничего не будет сказано о свойствах загадочной энергии «врил» овладение которой даёт возможность: « …сотворить многочисленную расу, имеющую силы сделаться единственными властелинами этой планеты, завоевателями иных миров, враждебных и злобных племён, которые окружают нас теперь…». …Но, видимо, известный «австрийский художник» этот роман не читал, а вот – «vril», дело совсем другое…
Свидетельство о публикации №122112702417