7. 6 Семь дней Творения

7.6 Божий замысел в Книге пророка Исайи (часть 2)

КАЖДОГО ИЗ НАС ЛЕПЯТ РУКИ БОГА

Борис Михайлович Балтер, Книга Исайи, 29 глава
(аудиозапись: Борис Балтер, "Книга Исайи", Предание.ру)

Читаем дальше 9 стих.

Ис.29:9 Изумляйтесь и дивитесь: они ослепили других…

Кто эти "они"? Как вы понимаете, это никакие не Ассирийские или Вавилонские осаждающие Иерусалим, а сами жители Иирусалима. Ведь о них же в предыдущей главе говорится. Я читаю сейчас пока только эти два стиха – 9 и 10 из этой главы:

Ис.29:9 Изумляйтесь и дивитесь: они ослепили других, и сами ослепли; они пьяны, но не от вина, - шатаются, но не от сикеры;
10 ибо навел на вас Господь дух усыпления и сомкнул глаза ваши, пророки, и закрыл ваши головы, прозорливцы.

О них же мы читали в предыдущей главе в 7 стихе:

Ис.28:7 эти шатаются от вина и сбиваются с пути от сикеры; священник и пророк спотыкаются от крепких напитков.

О ком это? Это о духовных лидерах Иерусалима, о которых мы с вами читали в 13 стихе прошлой главы:

Ис.28:13 И стало у них словом Господа: заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного, там немного, - так что они пойдут, и упадут навзничь, и разобьются, и попадут в сеть и будут уловлены.

Читаем дальше.

Ис.29:11 И всякое пророчество для вас то же, что слова в запечатанной книге, которую подают умеющему читать книгу и говорят: "прочитай ее"; и тот отвечает: "не могу, потому что она запечатана".
12 И передают книгу тому, кто читать не умеет, и говорят: "прочитай ее"; и тот отвечает: "я не умею читать".

Что это за книга? Я вам сейчас прочту несколько цитат из других мест Библии, которые нам помогают прояснить, что это за книга. Но сразу скажу вам ответ: книга эта есть ЗАМЫСЕЛ БОЖИЙ. И этот ЗАМЫСЕЛ БОЖИЙ запечатан темнотой этих самых пророчеств и Исайи, и других пророков. Вот смотрите, как говорит сам Исайя в 8 главе:

Ис.8:16 "...Завяжи свидетельство, и запечатай откровение при учениках Моих".

Так говорит Бог Исайе. Как же? Свидетельство же [дается], чтобы люди о Нем узнали. А Он говорит: завяжи и запечатай...

Дальше совершенно аналогичное читаем в Книге Даниила. В самом конце Книги, где уже все эти события замечательные, о которых рассказывается, произошли и Даниил уже написал свою Книгу, говорит ему Ангел:

Дан.12:9 И отвечал он: "иди, Даниил; ибо сокрыты и запечатаны слова сии до последнего времени..."

И чуть до этого – в 4 стихе 12 главы Даниила:

Дан.12:4 "...А ты, Даниил, сокрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени; многие прочитают ее, и умножится ведение".

Что это за последнее время? Мы понимаем, что это книга апокалиптическая, и я сейчас вам прочту довольно длинный отрывок, где совершенно четко написано, почему эта книга запечатана. Потому что то, что в ней написано, полностью понять, прочесть и донести до людей может только один Иисус Христос. Я вам прочту про эту Книгу в Откровении Иоанна Богослова, в Апокалипсе всю 5 главу, и вы увидите, как этот образ Исайи разворачивается и становится ясным и играет всеми красками уже в Новом Завете.

Откр.5:1 И видел я в деснице у Сидящего на престоле [то есть у Бога] книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями.
2 И видел я Ангела сильного, провозглашающего громким голосом: кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ее?
3 И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее.
4 И я много плакал о том, что никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгу, и даже посмотреть в нее.
5 И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, [и может] раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее. [Вот этот самый Лев от колена Иудина, о Котором мы говорим, Иисус Христос. И дальше Он называется Агнцем, чтобы уже никаких сомнений не было в том, кто это такой.]
6 И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю.
7 И Он пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле.
8 И когда он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых.
9 И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени,
10 и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле.
11 И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч,
12 которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение.
13 И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков.
14 И четыре животных говорили: аминь. И двадцать четыре старца пали и поклонились Живущему во веки веков.

Мы видим здесь архетип – небесный прообраз всех этих книг, о которых говорит Исайя, Даниил и т. д. Этот прообраз – это КНИГА ЗАМЫСЛА БОЖЬЕГО, который у Бога на небесах и который на небесах же там в этой сцене раскрывает Иисус Христос – Лев от колена Иудина и Он же закланный Агнец. Мысль о том, что эта Книга запечатана, – это та же самая мысль, о которой говорит Апостол Павел во втором Послании к Коринфянам. Он говорит, что есть какое-то покрывало, которое как бы закрывает умы людей, так что они не могут этот БОЖИЙ ЗАМЫСЕЛ понять. И дело не в том, что Книга на какой-то замок заперта, а в том, что люди не могут ее прочесть. Ну не умеют они читать, как пишет Исайя.

Читаем из 2-го Послания к Коринфянам, 3 глава:

2Кор.3:14 Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом.
15 Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их;
16 но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается.

Понимаете, это один и тот же образ, просто разные метафоры. То – Книга, а тут – покрывало, а смысл один и тот же. Только Христос это покрывало, покрывающее ЗАМЫСЕЛ БОЖИЙ, может снять...

Читаем дальше. 13-тый стих.

Ис.29:13 И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих;

Это на самом деле продолжение того, что мы с вами читали из прошлой главы: "заповедь на заповедь, правило на правило". Это заповеди человеческие, которыми они подменяют заповеди Божии, понимание ЗАМЫСЛА БОЖЬЕГО. И Христос в Своей беседе с фарисеями, когда Ему говорят: "а почему это Твои ученики едят неумытыми руками?", – Он отвечает им довольно резко и, как это Он всегда делает, как бы выводя этот конкретный спор с ними в какую-то более общую плоскость – в плоскость принципа вообще. Прочту вам это место. Здесь Он цитирует то самое место Исайи, которое мы с вами только что прочли:

Матф.15:7 Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря:
8 приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня;
9 но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.
10 И, призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте!
11 не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека.

Ну, и т. д., и т. д. Как вы понимаете, это Евангелие как начнешь читать, то трудно остановиться, потому что там все – как река: вытекает одно из другого… Но во всяком случае вы видите, что это место Исайи цитирует Сам Христос абсолютно в том смысле, в котором его здесь и Исайя говорит. И дальше [пойдут] эти замечательные слова 14 стиха. Сердце людей от Бога далеко отстоит, Бога они не знают, изучают какие-то заповеди человеческие… Так что? Казалось бы, ну махнуть вообще на них рукой, раз им Бог живой не интересен... Но нет. 14 стих говорит:

Ис.29:14 то вот, Я еще необычайно поступлю с этим народом, чудно и дивно, так что МУДРОСТЬ МУДРЕЦОВ ЕГО ПОГИБНЕТ, и разума у разумных его не станет.

Смысл здесь в том, что замысел Бога об Израиле да и обо всем человечестве (много раз я говорил, что Израиль – это та капля воды, в которой отражается замысел Божий о всем человечестве, как в капле воды отражается океан), так вот, этот замысел превосходит логику тех, кто пытается его интерпретировать. Потому что они пользуются нашей обычной логикой, которой мы с вами пользуемся для того, чтобы, например, дом построить, кашу сварить и т. д., и т. д. Не годится эта логика для замысла Божьего. Вот об этом (о величии замысла Божьего об этом народе, как говорит Исайя), об этом же, видимо, опираясь на Исайю, говорит и Апостол Павел в знаменитом отрывке из Послания к Римлянам, где он говорит о своем понимании судьбы еврейского народа и почему еврейский народ в целом не принял Христа и каков вообще дальнейший замысел Божий об еврейском народе.

И вот еще прочту вам из Апостола Павла в Первом Послании к Коринфянам в продолжение этой мысли.

1Кор.1:18 ...слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия.
19 Ибо написано: ПОГУБЛЮ МУДРОСТЬ МУДРЕЦОВ, и разум разумных отвергну [это цитата из того, что мы только что прочли у Исайи 29:14].
20 Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?
21 Ибо когда мир [своею] мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих.
22 Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости;
23 а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие,
24 для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость;
25 потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков.

Замечательные известные слова. Вы видите, что они опираются на эту фразу Исайи [Ис.29:14]. Это просто характерно, какое развитие (как дерево, которое растет) имеет Исайя в Новом Завете. И у Христа, как мы с вами об этом читали, а в данном случае – у Апостола Павла.

Только во Христе и раскрывается эта МУДРОСТЬ ИСТИННАЯ БОЖЬЯ, которую земным разумом, земной мудростью не постигнуть, о чем и говорит Исайя в 14-том стихе. И дальше он продолжает об этих людях, которые думают обойтись земным разумом, земной мудростью.

Ис.29:15 Горе тем, которые думают скрыться в глубину, чтобы замысл свой утаить от Господа, которые делают дела свои во мраке и говорят: "кто увидит нас? и кто узнает нас?"
16 Какое безрассудство! Разве можно считать горшечника, как глину? Скажет ли изделие о сделавшем его: "не он сделал меня"? и скажет ли произведение о художнике своем: "он не разумеет"?

Этот образ очень излюбленный, дальше я прочту, как его через век с лишним поворачивает Иеремия, просто раскрывая эти слова Исайи. Они здесь коротко сказаны у Исайи, поэтому их можно сразу и не понять, а Иеремия в 18 главе совершенно конкретно объясняет:

Иер.18:1 Слово, которое было к Иеремии от Господа:
2 встань и сойди в дом горшечника, и там Я возвещу тебе слова Мои.
3 И сошел я в дом горшечника, и вот, он работал свою работу на кружале.
4 И сосуд, который горшечник делал из глины, развалился в руке его; и он снова сделал из него другой сосуд, какой горшечнику вздумалось сделать.
5 И было слово Господне ко мне:
6 не могу ли Я поступить с вами, дом Израилев, подобно горшечнику сему? говорит Господь. Вот, что глина в руке горшечника, то вы в Моей руке, дом Израилев.

Павел потом в той самой 9 главе Послания к Римлянам, где он рассказывает, как он понимает замысел Божий в судьбе еврейского народа, использует это сравнение Исайи еврейского народа с этим горшком, с которым Бог делает что хочет. Вот, читаю вам из Послания к Римлянам, 9 глава:

Рим.9:20 ...Изделие скажет ли сделавшему его: "зачем ты меня так сделал?" [это слова Исайи]
21 Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного [употребления], а другой для низкого?
22 Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели,
23 дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе,
24 над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников?

Он понимает судьбу Церкви (ветхозаветной и новозаветной) как такие горшки, которые Господь лепит для Своих целей. Одни для одной роли предназначены, другие – для других. Но нам же с вами понятно, что Тот, Кто лепит горшки, Он может их переназначить на другую роль или, как говорит Иеремия, просто слепить их по-новому. И это, мне кажется, очень важная метафора о том, что вся историческая судьба Израиля – это, как горшок, который лепится рукой Бога. Это фундаментально для всех пророков (чтобы люди это осознали, почувствовали руки Бога за этим). Но я скажу и дальше: а наша с вами личная судьба?.. Не является ли она тем горшком, который лепит Бог? Мы, может быть, в какие-то наиболее прозорливые моменты нашей жизни ощущаем, что нас лепят. Это фундаментально, и мне кажется, нам эту мысль хорошо бы как-то, что называется, зазубрить. Не только народы, не только все человечество, но лично нас, каждого из нас лепят руки Бога в нашей жизни. Но мы, конечно, не глина, мы сопротивляемся, мы можем вырываться из рук Лепящего. Но я все-таки думаю, что руки Бога слепят то, что хотят слепить в итоге. Разве что мы откроемся противнику Бога, который будет нас лепить уже своими злыми руками. Такое бывает, к сожалению, тоже...

Читаем дальше.

Ис.29:17 Еще немного, очень немного, и Ливан не превратится ли в сад, а сад не будут ли почитать, как лес?

Ливан – это символический образ. Там горы, дикие горы, на которых растут замечательные высокие кедры Ливанские. Этот образ уже использовался Исайей во второй главе как символ гордыни:

Ис.2:12 Ибо [грядет] день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на все превознесенное, - и оно будет унижено, -
13 и на все кедры Ливанские, высокие и превозносящиеся, и на все дубы Васанские,
14 и на все высокие горы, и на все возвышающиеся холмы,

И в словах: "Ливан не превратится ли в сад" (Ис.29:17), – если сад понимать как сад Едемский, то этот символ гордыни не превратится ли в благой символ – символ Едемского сада? Можно это прочесть так. Но можно прочесть и проще: Ливан – это неокультуренные дикие горы. Они не превратятся ли в окультуренные горы? И наоборот: то, что было садом, то, что казалось культурной какой-то такой организованной, украшенной частью человеческого бытия, не превратится ли оно в дикий лес? То есть все перевернется. Это ощущение того, что в апокалиптической перспективе, когда будет новое небо и новая земля, все перевернется, все превратится в каком-то смысле в свою противоположность. Это один из элементов правильных взглядов на Апокалипсис.

Читаем дальше 18 стих.

Ис.29:18 И в тот день глухие услышат слова книги, и прозрят из тьмы и мрака глаза слепых.

Эти глухие, слепые, как и люди бедные, о которых говорится в следующем стихе: "бедные и страждущие", – они вроде как самые последние из людей, они лучше способны понять таинственную эту Книгу. Лучше, чем элита Израиля. То есть понимаете, эта слепота людей – как бедность бедных и нищета нищих. Ведь что говорит Христос в Своей Нагорной проповеди? Блаженны нищие духом! Ведь вы подумайте, что это означает! Что эта нищета, в сущности, иллюзорна, а в действительности они богаче богатых, потому что они пребывают с Богом и Бог с ними. Главная мысль, как мне кажется, этого стиха в том, что эта глухота и слепота – в земном плане [при понимании плотском, приземленном], а они могут оказаться на самом деле (в плане небесном) и не глухотой, и не слепотой, а наоборот, как говорится, глубокой прозорливостью, которая нам дает способность прочесть эту КНИГУ [БОЖЬЕГО ЗАМЫСЛА]. И такое понимание подтверждается тем, что Исайя говорит дальше в 42 главе не о ком-нибудь, а говорит о Самом Христе. О Христе, Которого он называет рабом и вестником. И в 42 главе уже есть это предвидение того, что будет в 53 главе – образ Мессии как избитого униженного раба.

Вот что говорит Исайя в 42 главе:

Ис.42:18 Слушайте, глухие, и смотрите, слепые, чтобы видеть. [Это говорит Бог]
19 Кто так слеп, как раб Мой, и глух, как вестник Мой, Мною посланный? Кто так слеп, как возлюбленный, так слеп, как раб Господа?

То есть мы совершенно понимаем за этими словами, что эта как бы слепота на самом деле просто более глубокое прозрение. Прозрение, если так можно выразиться, не такое, которое вокруг нас ("по горизонтали"), а прозрение в вертикальное измерение...

Ну и вообще этот образ глухих, которые слышат, слепых, которые прозревают, он – излюбленный образ в Библии. Христос много раз использует его, говоря, например, в Своем ответе ученикам Иоанна Крестителя: "Вас спрашивает ваш учитель, тот ли Я, кто должен прийти? Смотрите: глухие слышат, слепые прозревают, нищие благовествуют. У вас еще есть вопросы?" Понятно, что сбывается пророчество Исайи...

Читаем дальше. Опять про таких как бы малых из людей:

Ис.29:19 И страждущие более и более будут радоваться о Господе, и бедные люди будут торжествовать о Святом Израиля,

Страждущие – это слово анавим, которое использовалось в книгах, которые не вошли в библейский Новый Завет, но которыми пользовались христиане в первые века христианства. Это слово анавим означает бедные, кроткие. Скорее, таково его значение, а не страждущие. Оно означало просто первых христиан. И, более того, второе слово, которое здесь упомянуто, – "бедные люди". Это "бедные" – "веаним" или нищие. Так себя называли первые иудеохристиане в Иерусалиме. И даже есть такое не вошедшее в Библию как бы неканоническое Евангелие от Евианитов...

Читаем 20 стих.
 
Ис.29:20 потому что не будет более обидчика, и хульник исчезнет, и будут истреблены все поборники неправды,

Значит, как и в предыдущем стихе, когда на новом небе и на новой земле те, кто были в этой жизни бедными, страждущими, угнетенными, "униженными и оскорбленными", говоря словами Ф. М. Достоевского, там они будут ближе к Господу, будут радоваться о Господе и будут торжествовать о святом Израиля. Дальше здесь говорится об их противоположности: обидчик и хульник. Можно, конечно, подумать, что это люди какие-то, которые их обижают. Но на самом деле еврейское слово обидчик переводится как ужасный тиран. И мы, когда это так читаем (в контексте апокалиптическом), мы понимаем, что это о дьяволе, наверно, говорится. И слово хульник, то есть тот, кто возводит хулу, – это опять-таки о дьяволе.

На кого он возводит хулу? На Бога и на людей. Так, например, в Книге Иова дьявол клевещет на людей перед Богом, пытаясь сказать Богу: "они несовершенные и не стоят Твоего внимания". Поэтому хульник в 20-том стихе – это дьявол. А когда здесь говорится: "будут истреблены все поборники неправды", – то это духи (подручные дьявола). О них идет речь в следующем стихе:

Ис.29:21 которые запутывают человека в словах, и требующему суда у ворот расставляют сети, и отталкивают правого.

Это "запутывают человека в словах" точнее перевести: "делают человека виновным в слове". Что это такое? Как сделать человека виновным в слове? Понимаете, мы, может быть, не всегда даем себе отчет, что слова, которые мы произносим, они могут исходить не от нашего какого-то глубинного понимания жизни, не из глубины нашего сердца и ума, а мы можем просто повторять то, что услышали в телевизоре, то, что в детстве нас научили чему-то наша семья или наши друзья или (о чем здесь идет речь) то, что нам подсовывают на наш язык эти темные силы. И именно потому, что на язык человека действительно эти темные силы могут подбросить такие хульные слова, Христос говорит знаменитые слова:

Матф.12:31 Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам;
32 если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.

Фундаментальная вина человека – хулить Духа, и эти темные силы, о которых мы здесь читаем, они человека к этому подталкивают. Это одно их дело. А второе их дело то, что переведено в стихе Ис.29:21 как "отталкивают правого". Это просто перевод не точный. На самом деле не отталкивают, а делают "тоху", то есть опустошают, как бы делают ничем, сравнивают с землей. И не просто праведного человека, а праведника – цадика. Мы с вами понимаем, что главное занятие этих темных сил и главный предмет их агрессии это не простые люди вроде нас с вами, а святые – цадики. Они – главные враги. Помните в Книге Иова? Почему дьявол подсказывает Богу учинить Иову испытание? Потому что Иов для дьявола – главное бельмо на глазу, потому что он действительно человек верный Богу, как Бог об этом и говорит. Вот его-то дьявол и хочет, как говорится, стереть и превратить в ничто. Вот, собственно, об этом здесь идет речь.

И дальше (уже в перспективе апокалиптической, в перспективе Нового Иерусалима) – об этом доме Иакова: как он будет выглядеть на новом небе и новой земле.

Ис.29:22 Посему так говорит о доме Иакова Господь, Который искупил Авраама: тогда Иаков не будет в стыде, и лице его более не побледнеет.
23 Ибо когда увидит у себя детей своих, дело рук Моих, то они свято будут чтить имя Мое и свято чтить Святаго Иаковлева, и благоговеть пред Богом Израилевым.

Мысль в том, что замысел Бога об Израиле, который идет еще от Авраама и Иакова... Евреи как-то наивно считали, что Бог, приведший их из Египта в землю обетованную, этот Свой замысел уже исполнил, но Павел в Послании к Евреям оспаривает эту точку зрения: нет, только в Новом Иерусалиме полностью совершится ЗАМЫСЕЛ БОЖИЙ об Израиле! И он [Божий замысел об Израиле] там на самом деле просто соединится, сплавится в единое целое с ЗАМЫСЛОМ БОЖЬИМ обо всем человечестве. И те испытания Ариила (Иерусалима), о которых здесь говорится (в этой главе), эта осада Богом Иерусалима, это наставление Богом Иерусалима на путь свой такой довольно жесткой рукой закончится только в Новом Иерусалиме, в Царстве Небесном...

Здесь, кстати, смотрите, как сказано про детей: "когда увидит у себя детей своих, дело рук Моих". То есть эти "дети" – это не дети по плоти, как евреи понимали: ну, папа, мама – евреи, значит, и я тоже наследник Авраама и благословенный Богом. Христос же спорит с этой их точкой зрения. Он говорит, что из камней Бог может воздвигнуть Себе детей Авраама. А здесь как Бог этих детей Авраама видит? Как Исайя это показывает? "Эти дети – дело рук Моих", – говорит Бог. То есть это те горшки, которые Бог лепит своими руками. Не просто они родились от Авраама, а это Бог их должен вылепить своими руками...

И, кстати, слово ЧТИТЬ ("свято будут ЧТИТЬ имя Мое и свято ЧТИТЬ Святаго Иаковлева"), – здесь на самом деле сказано ОСВЯЩАТЬ. Мы можем, конечно, удивиться, что здесь как-то так противопоставляется: "свято чтить имя Мое" – это с одной стороны, а "свято чтить Святого Иаковлева", т. е. Бога, – это как бы с другой стороны. Ну, я не могу вдаваться в это богословие имени Божьего, которое есть очень глубокая вещь, и ей на самом деле тома посвящены. Но хочу только одно сказать, что в Ветхом Завете есть четкое понимание имени не так, как мы его понимаем сегодня. Вот по имени зовут кого-то, например: Иван, Петр и т. д. – это просто ярлык, который на человека налеплен. Это то, что называется на языке, так сказать, зоны, называется погонялом. Так понимается имя человека. Имя Бога на самом деле – это смысловая часть Бога, это то, что называется в греческой терминологии Логос, то, с чего начинается Евангелие от Иоанна:

Иоан.1:1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.

Слово есть имя. Имя – это Логос, это смысловое ядро Бога, Его центральная часть. Поэтому действительно в еврейском менталитете было ощущение, что имя Бога это не просто какие-то звуки, которыми мы называем Бога, а это что-то самое святое, что в Боге есть. Поэтому мы нашу молитву Господню, молитву "Отче наш", начинаем именно с упоминания имени Божьего: ДА СВЯТИТСЯ ИМЯ ТВОЕ. Здесь [показано] – такое отношение благоговейное к имени Божьему...

И, наконец, последний стих.

Ис.29:24 Тогда блуждающие духом познают мудрость, и непокорные научатся послушанию.

На самом деле это не послушание в конце. Это просто неправильный перевод слова лэках, еврейского. Они научатся НАСТАВЛЕНИЮ, то есть научатся УЧЕНИЮ… Может быть, переводчики просто не хотели повторять одно и то же слово. Но мысль-то здесь состоит в том, что, действительно, люди блуждают духом, не понимают ЗАМЫСЛА БОЖЬЕГО, как мы говорили в предыдущих стихах об этой КНИГЕ ЗАМЫСЛА БОЖЬЕГО. Люди ее не понимают. А для Исайи очень важно, чтобы люди ЗАМЫСЕЛ БОЖИЙ понимали, ну настолько, насколько могут вместить. Мы понимаем, конечно, что он превосходит наши головы (этот ЗАМЫСЕЛ БОЖИЙ), но хоть как-то, хоть сколько-то, может быть, не понять даже, не знаю, почувствовать, эмоционально как-то пережить этот ЗАМЫСЕЛ БОЖИЙ, сродниться с ним как-то (умом ли, сердцем ли – это уже второй вопрос).

И Павел тоже в своих Посланиях постоянно это подчеркивает христианам: не просто вот мы верим в Христа как Спасителя, и все. Нет, этого мало! Старайтесь понять ЗАМЫСЕЛ БОЖИЙ, связанный с Христом, и в том числе ваше место в ЗАМЫСЛЕ БОЖЬЕМ. Вы без этого не будете настоящими христианами, если не будете понимать своего места в ЗАМЫСЛЕ БОЖЬЕМ. Это у Павла в нескольких Посланиях: к Ефесянам, к Колоссянам и других. Это противопоставлено другому подходу, который в принципе возможен, как мог бы сказать кто-нибудь из читателей Исайи: ну да, если у Бога есть такой великий замысел… Он же Бог сильный, всемогущий. Его замысел – это как река. Вот река меня несет – и все. Ну, я по ней по течению и плыву. Зачем мне еще понимать, куда эта река течет, если она просто меня несет и я по ней плыву?

Наверное, если бы мы были щепками в реке, или какими-нибудь неодушевленными существами, можно было бы так к этому подойти. Наверно, животные там какие-то так по реке и плывут. А мы – люди, особое место занимаем в замысле Божьем. Эта река замысла – это не просто река, в которой течет вода. Она в себя включает участие и соучастие существа, наделенного свободной волей и знанием Бога – человека. Если можно так выразиться, эта река без человека течь просто не будет. Такие я бы даже сказал сильные слова. И река человеческой истории – тоже. Мы все говорим о том, что она как бы движется рукою Бога. Это так, но, конечно, в этом процессе и человек своей свободой воли соучаствует. Вот такая, я бы сказал, многогранная, богатая картина ЗАМЫСЛА БОЖЬЕГО и нашего понимания его и нашего места в нем дается в этой главе. От Ариила времен Исайи вплоть до этого апокалиптического будущего. А мы находимся на этом пути. Ну, вот, все.

08.04.2015, храм Космы и Дамиана в Шубине (Москва)

=============
Когда о прошлом вспоминается,
О тех, кого давно уж нет,
Душа с душой перекликается
Чрез расстоянье многих лет.
     Всё вспоминается, как хроника,
     Как будто было то вчера;
     В стране, где я бродил бездомником,
     Метель дорожку замела.
К друзьям мы не бывали щедрыми,
Забыв, что жизнь – короткий миг.
А вот теперь в сердечных недрах мы
Находим место и для них.
     Уже недолго здесь нам маяться,
     Готовит Бог небесный дом.
     Душа с Христом перекликается,
     Пока мы на земле живём.
Когда о прошлом вспоминается,
О тех, кого давно уж нет,
Душа с душой перекликается
Чрез расстоянье многих лет,
     Но близок час, и расставания
     Не избежать, не обойти,
     Тогда с Христом будет свидание,
     Конец тяжёлого пути.
(Николай Водневский; https://yandex.ru/video/preview/12612625350107335355)
=============


Рецензии