В палате мер и весов

Одержимость

дальше и дальше
в поисках Бога иди человек
бежавший из рая


Хлопок

тишина на двух ладонях
молчание вселенной когда говорит Бог
и глухонемой пустоты

а это тот звук который ты слышишь мотылек
пытающийся читать все газеты мира в палате мер и весов


Фантастика
                А. К.

юный друг
я наконец-то живу в будущем
том о котором ты сейчас читаешь книжки
читай побольше здесь о нем уже не пишут
так-то у нас все есть
большие запасы прошлого
продержимся


Лунность
                А. Д.

Неверны твои вопросы,
И ответы неверны.
Жить да жить, легко и просто,
Без обиды и вины.

То ли был ты, то ли снилось –
Чтоб никто понять не мог,
Отделить от яви мнимость
Не подумал даже Бог.

Так с тоскою семиструнной
Прошвырнешься вдоль аллей:
«Лунно, Господи?» – «Ох, лунно!
Хоть плыви, хоть кружкой пей».

Это слаще винограда
И хмельнее, чем вино.
И чего нам с Богом надо?
Только вляпаться…


Лавка

Эта уличная лавка
Не теряет ничего.
Там английская булавка
От кармана моего.

Там шкатулки без замочка
И замочки без ключей.
Выбирай, душа, что хочешь
Из пропавших мелочей!

Где хозяин? В табакерке.
Где табак? Ушел в дымок.
Молодым захлопнул дверку –
Стариком открыть не смог.


Ноябрь

Ноябрь. Дождик. Тут и там
Самоубийством лист кончает.
Красиво падает к ногам,
Красиво в луже утопает.

Нет, что-то в нем такое есть,
В бесплодном месяце унылом.
Природы маленькая месть
Тому, что сможет жить вполсилы.

Мы не привыкли доживать,
Стрелять чужую сигаретку.
О жизнь! Ну что тебе сказать?
Мы не цепляемся за ветку.


Соломка

И прийти счастливым нищим,
Ничего не ожидая.
И уйти не разорившись,
Удивленья не теряя.

Все, что было, – все прекрасно.
За дверями – незнакомка.
Растворяя в чашке частной,
Держишь вечность за соломку.


Импрессионизм

Как будто в церкви пела тишина,
Умылась светом улица нагая.
А это ведра полные луна
Расплескивала, рядом проплывая.

И лунный след, и легкость шардоне
(И перспективы утренней размытость) –
Все проходило кисточкой Моне
По лодочкам разгромленного быта.

И в общем-то, заглядывать к чему
За край того, что проплывет по ночи:
Мерцанье лилий, берега в дыму
И вечность, впечатления короче?

Потом, когда умолкнет тишина,
Покроется воронами картина,
Оставь немного музыки, война,
Для ласточки, поющей на руинах.


Соломон

Кто-то мудрый, кто-то старый,
Как почти что Соломон,
Говорил: «Держи гитару,
Все придет и выйдет вон».

Как цыгану не поверить,
Захотел бы – не соврал.
Все прошло, по крайней мере.
Но ее не удержал –

Годы, время, отголоски
Той гражданской – на руке
Помню белую полоску
И полоску на щеке.

Это шрамы Самарканда,
Или музыка войны.
Вяца маре, вита гранде,
Две гитарные струны –

Отзвенели, отыграли,
Да из внуков только я,
Без гитары и без шали.
И война. Кругом. Моя.


Рецензии
«Импрессионизм»,
«Соломон»,
«Ноябрь»,
«Соломка».

На этом цикле лежит какой-то особый отпечаток. Мне кажется, такой же отпечаток - на цикле «Frunza verde». В них есть что-то общее. Красиво - какой-то угрюмой красотой. Зачаровывает. Много иносказательности. Можно долго вдумываться и открывать всё новые смыслы.

1. Неявно или явно в этом цикле проступает война.

"...Годы, время, отголоски
Той гражданской - на руке
Помню белую полоску
И полоску на щеке.
...Да из внуков только я,
Без гитары и без шали.
И война. Кругом. Моя".

"...И лунный след, и легкость шардоне
(И перспективы утренней размытость) -
Все проходило кисточкой Моне
По лодочкам разгромленного быта".

Темнота ночи скрывает разрушения, оставленные войной. А то, что на местности освещено луной, выглядит вполне мирно и напоминает картины импрессионистов:

"И в общем-то, заглядывать к чему
За край того, что проплывет по ночи:
Мерцанье лилий, берега в дыму
И вечность, впечатления короче?"

Подобным же образом и люди закрывают глаза на войну, пока сами не оказываются в неё втянутыми. Живут себе, а война идёт где-то за кадром. Как бы не очнуться нам, когда будет уже слишком поздно. Или вообще мы так и не очнёмся и с закрытыми глазами вступим в эру вымершего человечества.

"Потом, когда умолкнет тишина,
Покроется воронами картина,
Оставь немного музыки, война,
Для ласточки, поющей на руинах".

Вот уж попируют вороны... Но это ещё не всё. Что будет с нашей планетой? Последняя строфа отсылает к стихотворению:

Сара Тисдейл
* * *
Будет ласковый дождь, будет запах земли,
Щебет юрких стрижей от зари до зари,

И ночные рулады лягушек в прудах,
И цветение слив в белопенных садах.

Огнегрудый комочек слетит на забор,
И малиновки трель выткет звонкий узор.

И никто, и никто не вспомянет войну:
Пережито-забыто, ворошить ни к чему...

И ни птица, ни ива слезы не прольёт,
Если сгинет с Земли человеческий род.

И весна... и Весна встретит новый рассвет,
Не заметив, что нас уже нет.

У С. Тисдейл наша планета восстановит жизнь природы. В «Импрессионизме» это остаётся под вопросом ("...Оставь немного музыки, война, / Для ласточки, поющей на руинах").

Строка "И весна... и Весна встретит новый рассвет, / Не заметив, что нас уже нет", возможно, подвела Вас к стихотворению из цикла «Вот с тонконогой грацией паучьей...»:

Карусель

Просто солнце устанет светить,
Просто Черное море остынет
И не будет ни черным, ни синим.
А дожди будут лить себе, лить.

Нарисует художник другой
Все, что хочешь не хочешь на свете.
Только ласточки будут не эти
И бумажный кораблик не твой.

А весна… И начнется весна,
И лошадка закружится в парке.
Только эту вот, в яблоках, жалко.
И жирафа еще. И слона.

2. Обращу внимание ещё на одну мысль. Невесёлую, как и первая.

"Кто-то мудрый, кто-то старый,
Как почти что Соломон,
Говорил: «Держи гитару,
Все придет и выйдет вон»".
/
"...Да из внуков только я,
Без гитары и без шали..."

За полвека-век человеческая природа обмельчала. Внучка признаёт, что дед был мудрее и талантливее её. Вы, конечно, чересчур критичны к себе, Наталья. Но на мысль о вырождении человечества действительно наводит многое...

3. Ну и как после всего этого относиться к своей жизни - как к Божественному дару?

"И прийти счастливым нищим,
Ничего не ожидая.
И уйти не разорившись,
Удивленья не теряя".

Такой тезис душа встречает, как правило, с иронией. Но в какие-то моменты жизни тебе ничего не остаётся, как только именно в нём черпать утешение. В цикле «Солярис» есть схожие мысли:

Око

Будут деревья телами,
Душами станут птицы.
Духом под облаками
Ветер начнет носиться.

Свяжет сплетенье веток
Руки в благодаренье
За наступленье - свету,
Ночи - за примиренье,

За «ничего не будет»
И «ничего не надо».
Ляжем, метлик и лютик,
На листке виноградном -

И Бетельгейзе око
Вспыхнет, и скажет Вечный:
«Вот теперь-то неплохо.
Вот теперь человечно».

Есть ещё один штрих, в котором Вы выразили своё отношение к этому тезису "...За «ничего не будет» / И «ничего не надо»":

"Нет, что-то в нем такое есть,
В бесплодном месяце унылом.
Природы маленькая месть
Тому, что сможет жить вполсилы".
(«Ноябрь»)

Для природы противоестественно "жить вполсилы". Лист либо живёт, либо умирает.

P.S.
"Да из внуков только я, / Без гитары и без шали..." Ну, пусть цыганские атрибуты в Вашу жизнь уже не проникли - но поэзия-то у Вас талантливая, Наталья. Мудрая. Музыкальная. Вы достойны своего деда. Того, что "Как почти что Соломон".

Марина Андреева 10   18.09.2024 21:50     Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.