Галина ВишнЕвская - Вишня. Зигзаги Жизни. е-58
коммуниста - режиссёра этого зала..:\\
«- И вообще - не морочьте голову, ведь ясно,
что вы боитесь пускать в передачу "Потомков"
по соображения своим «гумАнным»…
И чего боитесь? Стихотворение напечатано
в советском издании - значит, прошло цензуру !!
Короче говоря, идите выясняйте, где вам полагается,
и предупредите, что мы будем исполнять
цикл только полностью. Всё вам ясно ?!»
Опять побежал куда-то режиссёр программы…
И на этот раз - надолго. .,- странно…
Вишня=Мстислав подождали, потом оделись,
послали всех к черту и уехали домой...
Так передача и не состоялась…
Не СССР однако…, а КП$$ виновато…
Из-за "Потомков"*..,-
это произведение Дмитрия Шостаковича
несколько лет не издавали в СССР
и Вишня – Вишневская Галина
долго была его единственной исполнительницей.
И лишь только после того груза,
как «Потомки» были изданы за границей,
их опубликовали и в Советском Союзе.
Через несколько месяцев после премьеры
"Картинок прошлого", летом,
получила по почте Галя Вишневская
из грубой и мятой серой бумаги
большУщий пакет.
«- Гляди, Слава, какая бумага,
в такую только мясо в магазинах заворачивают!
Ведь редкая и дорогущая зараза..!»
Смотрит обратный адрес:
Рязанская область, деревня Солотча и подпись –
"Д. Шостакович", он там отдыхал.
Открывают пакет –
и каково-же было их удивление,
когда в их руках оказалась
партитура-рукопись оркестровки
"Песен и плясок смерти" Мусоргского,
сделанная Шостаковичем !
Открыв первый лист, она прочла:
"Эту свою работу по оркестровке
"Песен и плясок смерти" Мусоргского
посвящаю Галине Павловне Вишневской.
Дмитрий Шостакович."
Да, ради этого стоило жить – трудить !!
Как знать, если-бы в тот вечер Шостакович
не услышал "Песни и пляски смерти",
то в Вишнёвом концерте, он, возможно,
и не оркестровал бы их, во всяком случае,
в те прижимистые душеДАВИТЬельные годы !!
А именно под влиянием его работы
над этим сочинением появилась в следующем году
Тринадцатая симфония,
а затем и "Казнь Степана Разина"
и, наконец, Четырнадцатая симфония.
9 августа 1961 года жена сына композитора,-
Максима,- Лена родила сына,
и Дмитрий Дмитриевич пришёл с этой вестью
к Ростроповичу ~и~ Вишневской.
Конечно, он был рад рождению внука,
продолжателя рода, но весь вечер
был как-то особенно сосредоточен в себе
и неразговорчив.
Казалось, какая-то мысль мучает его,
не отпускает от себя. Словно он хочет,
но не может сделать над собой усилие,
чтобы сказать, что же тревожит его.
Он долго не уходил от Ростроповичей
в тот вечер их духо-рОдственный.
Наконец, как всегда, Шостакович
неожиданно встал,
быстро попрощался и пошёл к выходу…
В дверях задержался и со свойственной
ему манерой выражаться коротко,
и без всяких обиняков, вдруг сказал:
«- Внука, понимаете, хотят назвать Дмитрием,
а я не хочу… РАНит разительно..
Не знаю, как сказать об этом Максиму,
да он меня и не послушает…
Может, вы, Галя, с ним поговорите..??»
Вишня от неожиданности совершенно обомлела:
внука от обожаемого сына
не хочет назвать своим именем…
«- Дмитрий Дмитриевич, но почему же вы не хотите?
Это-же так замечательно ! Ну что-же вы ?!!
Будет расти новый Дмитрий Шостакович !!
Маэстро новый !! Ваш новый кровный !!!»
\ Но у него передёрнулось аж лицо
В некие лицевые бермУды...!!..:/
«Нет!,- - Не хочу.. Говорят, примета есть..,-
выживать меня со света будет…»
И пытливо ЭЄтак, быстро глянул на Вишню…
«- Да что-же вы.,- Дмитрий Дмитриевич..!!
Кто вам сказал такую глупость..??
Правда, у евреев, кажется,
принято называть в память 'умерших…,
но у нас-то, православных, в честь живущих !
Ведь вас назвали в честь вашего отца,
а вот теперь ваш внук будет Дмитрий Шостакович !
Понимаете ?! Вы в нём не закОнчитесь !!
Наоборот-же !,- род ваш продОлжился !!»
Просветлел весь, будто избавился от тяжести
Шостакович, будто открыли ему праздник !!:
«- Правда?! Ну, спасибо вам, спасибо !!»
\\ Видно было, что поверил с радостью
теперь не сжАто-пружинно, а открыто !! //
\\*// Шостакович боялся смерти
и это слышно в его музыке.
Можно это ясно почувствовать
и по его оркестровке вспЕненной,-
"Песен и плясок смерти"
композитора Мусоргского в расцвете !
Мусоргский нОтами смерти не боится, -
в нём смирение верующего
перед величием её момента,
когда душа, оставив плоть,
обретает ВЕЧНОЕ бессмертие…
А вот у Шостаковича.., - ужас перед Смертью,
страх перед неизбежностью !!!!
Он её ненавидит и всеми силами
сопротивляется Косе музыкой всПЕНЕнной !!
Большая роль медных и ударных инструментов
заостряет идеи Мусоргского, ужесточает их !!
И что..??,- Шостакович жёстче превышает их !!
Смерть "зримо" ощущается в аккордах
холодно звучащей меди, а в "Полководце"*
зловещий образ смерти подчёркнут
как бы стуком..,- костей..,
- для чего композитор Шостакович
использует для струнных инструментов приём
@@^^^^> col legno*, <^^^^@@
то есть удары по струнам древком смычков !
А вскоре Дмитрий Дмитриевич пришёл
снова к Вишневской –и- Ростроповичу
и выглядел он необычайно смущённым…
За обедом выяснилось всё-всё-всё...
{{{{{{{{{^^*^^}}}}}}}}}}
БоевОй ДонбАсс–Боевая ГОРловка–НовоРУСЬ
*ДНР – НовоРОСсия*
П\с – 1:
Все части поэмы Зигзаги Вишни на 2022-й
http://stihi.ru/2022/10/30/774
Аида - опера к поэме Вишневская-Вишня.
http://stihi.ru/2022/10/21/7540
Баттерфляй - опера к поэме Вишневская-Вишня.
http://stihi.ru/2022/10/21/7731
Композиторы дирижёры к поэме о Галине-Вишне
http://stihi.ru/2022/10/21/8053
Как Лев Лещенко отвоевал песню День Победы!!!
http://stihi.ru/2021/12/25/708
Иосифу КобзОну ЧеловЕчищу!!
http://stihi.ru/2018/08/30/6590
Играет Валентина Лисица!!!
http://stihi.ru/2022/09/30/8024
Свидетельство о публикации №122112300493