Галина ВишнЕвская - Вишня. Зигзаги Жизни. 58-вв
Ростропович и Вишневская, естественно,
вносили туда атмосферу своей молодости,
но и Дмитрий Дмитриевич был ещё молод
душой и дУхом, но к миру,- внешне..,- ХОЛОД..
И ведь не УДИВИТЬельно..,-
его давил с 1947-го сталинский мОлот,
не имея на то ни единого пJвода !!!!
В облике его, всегда удивительно моложавом,
было что-то неуловимо мальчишеское
до конца его жизни.
Когда Вишня смотрела его ранние фотографии,
под рЕплики и выскАзывания МстислАва,
у Галины возникало впечатление,
что он никогда не старел: те-же большие очки,
хохолок волОс на макушке, широко раскрытые,
распахнутые светлые глаза,
готовые вас всегда поглощать и съедать,
но с флюИдами любви и добра
к ожидАющим в Правде Любви и Добра !!
В юности друзья Дмитрия Шостаковича
называли его почему-то «Флорестаном»,-
"очарованной душой", однако.
\\ююююююююю//
«Флорестиан»,-
Эвзебий (Eusebius) и Флорестан (Florestan) —
субличности композитора Роберта Шумана 1810—1856.
Флорестан олицетворял энергичность и творчество.
Эвзебий — пессимизм, упаднические настроения,
депрессивную окраску бытия. Эти персонажи появились,
когда композитору был 21 год, и, как считают исследователи,
они были вдохновлены образами Вальта и Вульта Харниша —
персонажей одного из романов Жана-Поля Рихтера.
Имя «Флорестан» было, видимо, связано с именем героя
оперы Бетховена «Фиделио»; Эвзебий предположительно
был связан с образом святого Евсевия с картины Рафаэля
Флористана и Эвзебия Роберт Шуман включил
в воображаемое общество «Давидсбунд» (Давидово Братство)
противостоящее филистерству, начётничеству, мещанству.
Членами этого общества также являлись Людвиг ван Бетховен,
Ференц Лист, Клара Вик и др. Образы Эвзебия и Флорестана
нашли своё отражение в таких произведениях Шумана,
как «Карнавал», «Бабочки», «Танцы Давидсбюндлеров»
В произведениях Шумана фа-диез (F) олицетворял Флорестана,
ми-бемоль (E) — Эвзебия,- Флорестан и Эвзебий
также неоднократно фигурировали
в критических статьях Шумана, где композитор высказывал
свои мнения от имени этих персонажей.
\\ююююююююю//
Рано умерший юноша-поэт Володя Курчавов*,
друг юного Шостаковича,
написал и посвятил ему стихотворение:
«Я люблю весеннее небо,
Когда только что прошла гроза.
Это - твои глаза.»
Наверное, и раньше были быстрые,
у Шостаковича порывистые движения –
внешне он всегда выглядел
намного моложе своих лет.
Воспринимал он все очень непосредственно,
любил и ценил юмор, анекдоты,
хотя сам их рассказывать не умел и не любил.
Но если, бывало, расскажешь ему удачный анекдот,
то он хохочет, как ребёнок,
весь вечер повторяет его снова и снова смеётся.
И всем ведь понятно..,-
в СССР БОЛЪше ПЕЧАЛЬного,
кроме смешного в анекдотах…
Но ведь и с ними надо пооСТОРОЖней !!,-
при чужих ушах анекдото – охочие
забирались НКВД при Сталине ночью
за мало-мАльские намёки
против советский власти или «Самого КОбы»!!!!
..\хх\**/хх/..
Эта очень характерная человеческая
черта Шостаковича
часто встречается в его сочинениях:
многочисленные повторения
какой-либо музыкальной фразы,
а в сочинениях с текстом - частые повторы
одних и тех-же нескольких слов.
Вскоре после Мусоргской премьеры ,-
Мстислава Ростроповича и Галину Вишневскую
пригласили спеть этот цикл,-
LLxxxxxxxxxxJJ
\\ "Песни и пляски смерти" //
В свете сказанного уточняется роль Стасова:
она была наиболее значительной на начальном этапе,
когда он навёл Мусоргского на саму мысль
создать сочинение, подобное любимой кучкистами*
(Могучая Кучка элиты русских композиторов !)
«Пляске смерти» Листа по Стасову — «Русская пляска смерти»,
и, особенно, циклу "Три пьесы в патетическом духе"
Алькана opатория 15 в цикле не раз можно встретить цитаты
из двух последних алькановских пьес этого цикла –
хроматические пассажи из си-минорного "Ветра"
opатория 15-2 в "Колыбельной", "Трепаке"
и "Полководце" и мотив "Dies irae" из алькановской
ми-бемоль-минорной "Смерти" opатория15-3
на которую Лист и создал свою "Пляску смерти".
В дальнейшем же всё новые придумываемые Стасовым
персонажи и сцены, по-видимому, не только «шли в дело»,
но и стимулировали собственные поиски автора.
Что же касается формирования общей художественной
концепции цикла в её звуковой плоти, то здесь композитор,
разумеется, действовал без чьих-либо подсказок.
\\* Проблема цикла *//
Первоначально Мусоргский планировал
гораздо больше песен на тему смерти,
но прекратил работу после того,
как его закадычный друг Голенищев-Кутузов*
в 1876 году женился, и дружба,-
к великому сожалению Мусоргского распалась..
Четыре сохранившиеся пьесы «цикла» посвящены
разным людям: «Колыбельная» посвящена
А.Я. Воробьевой-Петровой, «Серенада»
Л.И. Глинке-Шестаковой, «Трепак» О.А. Петрову,
«Полководец»* А.А. Голенищеву-Кутузову*.
Если «Колыбельная», написанная для певицы Воробьёвой,
точно вписывается в диапазон контральто (a — fis2),
то «Полководец»* явно выходит за пределы контральто
и (с a2 в кульминации) требует диапазона меццо-сопрано.
Таким образом, для практического исполнения
«Песен и плясок смерти» как цикла необходима транспозиция.
Эта необходимость создаёт проблему
аутентичной интерпретации,
с учётом того что Мусоргский, придававший
исключительное значение регистровой специфике,
задумывал фортепианный аккомпанемент в зависимости
от тесситуры вокалиста и т. д., и даже прямо
объявлял себя «врагом транспозиции».
LLxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxJJ
на Центральном телевидении.
Вишня + Ростропович и его музыканты
пошли, хоть, в общем-то, было ясно,
что начнётся КаПэєСєСная морОка
через мини-СТЕРВ-ство культуры
с проволОчками и с поволОкой..,-
и спеть "Потомков" спокойно им не дадут…
\\пппппппппппппп//
\ Потомки /:
Стих 1908-го Леонида Мартынова,
на который создавали музыку русские композиторы,
в том числе и Модест Мусоргский,
как вскоре и Шостакович, привЕрженец Мусоргского.
\\пппппппппппппп//
Вишневская Галина и Ростропович Мстислав
стали репетировать в студии,
техники готовили аппаратуру… вдруг – стоп..!
Бежит режиссёр ТВ-передачи, просит ноты
и глаза у него перепуганные, будто он в руки
берёт не листы бумаги, а живую кобру...
Ну и что єто с ним.. Что..??!!
А ни слова не говоря, побежал куда-то…
«- Ну, и что я тебе говорила..? ?
(ПугАется к Мстиславу Галина..)
Нечего было и приезжать, время тратить…»
Но..,- возвращается режиссёр и.., -
прямо-таки..,- сияет..!!!
«- Галина Павловна,
цикл очень длинный получается,
времени в обрез, придется кое-что сократить…»
Ну ещё-бы, а кто-же в этом сомневался…
Трижды бегал куда-то.., старался…
«-..Пожалуй, сократим "Потомки"..,», -
продолжает закручИнившись Шостакович !!
Мстислав Ростропович враз вскипятилися:
«- Как это - сократим? Это же цикл
и сокращать мы ничего не будем..!»
Вишневская единоДУХово за ним:
«- Здесь все номера связаны между собой !!
Как-же так можно, Боже-ж ты мой !»
\ Но коммунист-режиссёр на ухо остёр:/
«- Бога нет, товарищи !!
Поосторожней-то с БОГом-то..!!»
{{{{{{{{{^^*^^}}}}}}}}}}
БоевОй ДонбАсс–Боевая ГОРловка–НовоРУСЬ
*ДНР – НовоРОСсия*
П\с – 1:
Все части поэмы Зигзаги Вишни на 2022-й
http://stihi.ru/2022/12/11/2797
Аида - опера к поэме Вишневская-Вишня.
http://stihi.ru/2022/10/21/7540
Баттерфляй - опера к поэме Вишневская-Вишня.
http://stihi.ru/2022/10/21/7731
Композиторы дирижёры к поэме о Галине-Вишне
http://stihi.ru/2022/10/21/8053
Как Лев Лещенко отвоевал песню День Победы!!!
http://stihi.ru/2021/12/25/708
Иосифу КобзОну ЧеловЕчищу!!
http://stihi.ru/2018/08/30/6590
Играет Валентина Лисица!!!
http://stihi.ru/2022/09/30/8024
Свидетельство о публикации №122112300466