Галина ВишнЕвская - Вишня. Зигзаги Жизни. 58-вв

      Бывая часто у Шостаковича в доме,
  Ростропович и Вишневская, естественно,
 вносили туда атмосферу своей молодости,
 но и Дмитрий Дмитриевич был ещё молод
душой и дУхом, но к миру,- внешне..,- ХОЛОД..
       И ведь не УДИВИТЬельно..,-
 его давил с 1947-го сталинский мОлот,
не имея на то ни единого пJвода !!!!

В облике его, всегда удивительно моложавом,
    было что-то неуловимо мальчишеское
        до конца его жизни.

Когда Вишня смотрела его ранние фотографии,
  под рЕплики и выскАзывания МстислАва,
   у Галины возникало впечатление,
что он никогда не старел: те-же большие очки,
хохолок волОс на макушке, широко раскрытые,
      распахнутые светлые глаза,
готовые вас всегда поглощать и съедать,
   но с флюИдами любви и добра
к ожидАющим в Правде Любви и Добра !!

 В юности друзья Дмитрия Шостаковича
  называли его почему-то  «Флорестаном»,-
        "очарованной душой", однако.
               \\ююююююююю//
               «Флорестиан»,-
  Эвзебий (Eusebius) и Флорестан (Florestan) —
субличности композитора Роберта Шумана 1810—1856.
Флорестан олицетворял энергичность и творчество.
 Эвзебий — пессимизм, упаднические настроения,
 депрессивную окраску бытия. Эти персонажи появились,
когда композитору был 21 год, и, как считают исследователи,
они были вдохновлены образами Вальта и Вульта Харниша —
  персонажей одного из романов Жана-Поля Рихтера.
Имя «Флорестан» было, видимо, связано с именем героя
оперы Бетховена «Фиделио»; Эвзебий предположительно
был связан с образом святого Евсевия с картины Рафаэля
         Флористана и Эвзебия Роберт Шуман включил
в воображаемое общество «Давидсбунд» (Давидово Братство)
противостоящее филистерству, начётничеству, мещанству.
Членами этого общества также являлись Людвиг ван Бетховен,
Ференц Лист, Клара Вик и др. Образы Эвзебия и Флорестана
нашли своё отражение в таких произведениях Шумана,
как «Карнавал», «Бабочки», «Танцы Давидсбюндлеров»
В произведениях Шумана фа-диез (F) олицетворял Флорестана,
    ми-бемоль (E) — Эвзебия,- Флорестан и Эвзебий
       также неоднократно фигурировали
в критических статьях Шумана, где композитор высказывал
    свои мнения от имени этих персонажей.
              \\ююююююююю//
Рано умерший юноша-поэт Володя Курчавов*,
     друг юного Шостаковича,
написал и посвятил ему стихотворение:
     «Я люблю весеннее небо,
   Когда только что прошла гроза.
     Это - твои глаза.»

Наверное, и раньше были   быстрые,
у Шостаковича  порывистые движения –
   внешне он всегда выглядел
  намного моложе своих лет.

Воспринимал он все очень непосредственно,
    любил и ценил юмор, анекдоты,
хотя сам их рассказывать не умел и не любил.

Но если, бывало, расскажешь ему удачный анекдот,
      то он хохочет, как ребёнок,
весь вечер повторяет его снова и снова смеётся.
      И всем ведь понятно..,-
    в СССР БОЛЪше ПЕЧАЛЬного,
   кроме смешного в анекдотах…
Но ведь и с ними надо пооСТОРОЖней !!,-
  при чужих ушах анекдото – охочие
  забирались НКВД при Сталине ночью
      за мало-мАльские намёки
против советский власти или «Самого КОбы»!!!!
            ..\хх\**/хх/..
 Эта очень характерная человеческая
        черта Шостаковича
часто встречается в его сочинениях:
      многочисленные повторения
  какой-либо музыкальной фразы,
а в сочинениях с текстом - частые повторы
  одних и тех-же нескольких слов.

    Вскоре после  Мусоргской премьеры ,-
Мстислава Ростроповича и Галину Вишневскую
   пригласили спеть этот цикл,-
           LLxxxxxxxxxxJJ
     \\ "Песни и пляски смерти" //
  В свете сказанного уточняется роль Стасова:
она была наиболее значительной на начальном этапе,
 когда он навёл Мусоргского на саму мысль
создать сочинение, подобное любимой кучкистами*
(Могучая Кучка элиты русских композиторов !)   
«Пляске смерти» Листа по Стасову — «Русская пляска смерти»,
    и, особенно, циклу "Три пьесы в патетическом духе"
Алькана opатория 15 в цикле не раз можно встретить цитаты
из двух последних алькановских пьес этого цикла –
хроматические пассажи из си-минорного "Ветра"
       opатория 15-2 в "Колыбельной", "Трепаке"
и "Полководце" и мотив "Dies irae" из алькановской
       ми-бемоль-минорной "Смерти" opатория15-3
  на которую Лист и создал свою "Пляску смерти".
В дальнейшем же всё новые придумываемые Стасовым
персонажи и сцены, по-видимому, не только «шли в дело»,
   но и стимулировали собственные поиски автора.
  Что же касается формирования общей художественной
концепции цикла в её звуковой плоти, то здесь композитор,
  разумеется, действовал без чьих-либо подсказок.
        \\* Проблема цикла *//
  Первоначально Мусоргский планировал
  гораздо больше песен на тему смерти,
    но прекратил работу после того,
 как его закадычный друг Голенищев-Кутузов*
   в 1876 году женился, и дружба,-
к великому сожалению Мусоргского распалась..
Четыре сохранившиеся пьесы «цикла» посвящены
  разным людям: «Колыбельная» посвящена
  А.Я. Воробьевой-Петровой, «Серенада»
Л.И. Глинке-Шестаковой, «Трепак» О.А. Петрову,
   «Полководец»* А.А. Голенищеву-Кутузову*.
Если «Колыбельная», написанная для певицы Воробьёвой,
 точно вписывается в диапазон контральто (a — fis2),
то «Полководец»* явно выходит за пределы контральто
и (с a2 в кульминации) требует диапазона меццо-сопрано.
    Таким образом, для практического исполнения
«Песен и плясок смерти» как цикла необходима транспозиция.
      Эта необходимость создаёт проблему
        аутентичной интерпретации,
 с учётом того что Мусоргский, придававший
исключительное значение регистровой специфике,
задумывал фортепианный аккомпанемент в зависимости
  от тесситуры вокалиста и т. д., и даже прямо
   объявлял себя «врагом транспозиции».
       LLxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxJJ
      на Центральном телевидении.
 Вишня + Ростропович и его музыканты   
 пошли, хоть, в общем-то, было ясно,
   что начнётся КаПэєСєСная морОка
    через мини-СТЕРВ-ство культуры
   с проволОчками и с поволОкой..,-
и спеть "Потомков" спокойно им не дадут…
       \\пппппппппппппп//
          \ Потомки /:   
  Стих 1908-го Леонида Мартынова,
на который создавали музыку русские композиторы,
    в том числе и Модест Мусоргский,
как вскоре и Шостакович, привЕрженец Мусоргского.
       \\пппппппппппппп//
Вишневская Галина и Ростропович Мстислав
     стали репетировать в студии,
техники готовили аппаратуру… вдруг – стоп..!
  Бежит режиссёр ТВ-передачи, просит ноты
и глаза у него перепуганные, будто он в руки
  берёт не листы бумаги, а живую кобру...
     Ну и что єто с ним.. Что..??!!
А ни слова не говоря, побежал куда-то…

    «- Ну, и что я тебе говорила..? ?
   (ПугАется к Мстиславу Галина..)
Нечего было и приезжать, время тратить…»

  Но..,- возвращается  режиссёр и.., -
     прямо-таки..,- сияет..!!!

         «- Галина Павловна,
    цикл очень длинный получается,
времени в обрез, придется кое-что сократить…»

Ну ещё-бы, а кто-же в этом сомневался…
   Трижды бегал куда-то.., старался…

   «-..Пожалуй, сократим "Потомки"..,», -
продолжает  закручИнившись  Шостакович !!

Мстислав Ростропович враз вскипятилися:
 «- Как это - сократим? Это же цикл
  и сокращать мы ничего не будем..!»
   
    Вишневская единоДУХово за ним:
«- Здесь все номера связаны между собой !!
  Как-же так можно, Боже-ж ты мой !»
    
\ Но коммунист-режиссёр на ухо остёр:/
      «- Бога нет, товарищи !!
    Поосторожней-то с БОГом-то..!!»

       {{{{{{{{{^^*^^}}}}}}}}}}
БоевОй ДонбАсс–Боевая ГОРловка–НовоРУСЬ   
        *ДНР – НовоРОСсия*   
П\с – 1:
Все части поэмы Зигзаги Вишни на 2022-й
   http://stihi.ru/2022/12/11/2797
Аида - опера к поэме Вишневская-Вишня.
  http://stihi.ru/2022/10/21/7540
Баттерфляй - опера к поэме Вишневская-Вишня.
  http://stihi.ru/2022/10/21/7731
Композиторы дирижёры к поэме о Галине-Вишне
  http://stihi.ru/2022/10/21/8053
Как Лев Лещенко отвоевал песню День Победы!!!
   http://stihi.ru/2021/12/25/708
    Иосифу КобзОну ЧеловЕчищу!!
  http://stihi.ru/2018/08/30/6590
    Играет Валентина Лисица!!!
http://stihi.ru/2022/09/30/8024


Рецензии