Имя на поэтической поверке. Валентин Динабургский
Родился Валентин Динабургский, 26 июля 1922 года в украинском селе Савинцы Сребнянского района Черниговской области, в семье фельдшера и домохозяйки.
Надо сказать, что фамилия Динабургский произошла от названия города Динабург в Латвии.
До 1893 года - Динабург, затем царь Александр III - указом от 26 января 1893 года переименовал его в Двинск.
В 1920 году получил латвийское название - Даугавпилс - "замок на Даугаве".
В 1930 году семья переехала под Брянск, в посёлок Урицкий.
Отец работал в поселковой больнице, а в 1032 году его послали служить в Уссурийский край, на границу с Китаем, посёлок Гродеково.
В 1935 году вернулись с Дальнего Востока и поселились в Орловских Двориках, Дятьковского района, теперь Брянская область.
Учился будущий поэт в Стеклянно-Радицкой школе, затем в посёлке Цементный, ныне город Фокино.
С 1939 года Валентин стал студентом Карачижско-Крыковского лесохозяйственного техникума.
Из воспоминаний Валентина Давыдовича о своём детстве:
«Отец мой был фельдшером, мама, -домашняя хозяйка. На Украине мы жили до 1930 года, а потом из-за сильного голода семья была вынуждена уехать из этих мест.
В России, у отца был коллега, с которым они вместе учились. Работал он в посёлке Урицкий. Теперь это платформа Мальцевская. Туда мы и приехали в тридцатом году. Мне было восемь лет…
Помню своё первое впечатление от Брянска.
На улице Калинина была стоянка извозчиков, услугой которых мы и воспользовались по приезду в город.
Мама с моими младшими сёстрами села в коляску. Положили вещи, кое-как устроились. А меня взял к себе на облучок извозчик. То ли цыган, то ли молдаванин – лихой такой, шевелюра чёрная.
Тридцать копеек была цена этой поездки.
Тогда ещё асфальта не было, и мы ехали по булыжной мостовой. И больше всего меня впечатлило, как икры снопами летели из-под копыт.
Я был как заворожённый: ничего, кроме искр, не видел.
Таким вот и запомнил переезд нашей семьи в Брянск» - вспоминал Валентин Динабургский, уже, будучи знаменитым человеком.
20 июня 1941 года, не окончив третьего курса, Валентин был призван в ряды Красной Армии, и через три дня принял первый бой в Эстонии.
В мае 1942 года, под Старой Руссой, красноармеец Динабургский был тяжело ранен. Вот как об этом, трагическом дне вспоминал Валентин Динабургский:
«Я видел, как мины калечили моих однополчан, видел смерть таких же, как я, молодых ребят, сам был ранен…
А произошло это 2 мая 1942 года на минном поле. Шёл бой, и я почувствовал, что падаю. На несколько секунд потерял сознание. Кто-то подполз ко мне, зацепил за воротник минную кошку и поволок. Помню, как меня положили в телегу и повезли в медсанбат.
А там таких, как я, много уже набралось: одни стонут, другие кричат, третьи лежат уже молча… И работает с ними одна девушка-хирург.
Молоденькая совсем. Глаза красные, трое суток уже не спала. Халат весь в крови, как у мясника. Я два или три часа пролежал на полу, потерял много крови.
Сознание выхватывало действительность эпизодами. Помню, положили меня на стол. Хирург, спросила:
«Как тебя зовут?» Я говорю: «Валька».
А перед этим наблюдал, как раненым ампутируют руки-ноги. Думал, что и сам останусь без правой ноги. Рана была большая, двенадцать сантиметров в длину и четыре в ширину…
Следующий эпизод: осколок мины звонко падает на дно эмалированного таза.
Когда очнулся после операции, понял: ногу мне не отрезали, слава Богу!»
После излечения – снова фронт. Был пулемётчиком, минёром-подрывником, наводчиком гвардейского миномёта «Катюша».
О военном лихом времени своей юности, у поэта-фронтовика немало стихов, вот одно из них:
***
Я в окопах с войною один на один.
Надо мной облака-мокрошлёпы.
Сколько било по мне
и снарядов и мин,
но всегда выручали окопы.
Весь в грязи, в глинозёме,
промокший насквозь,
на предельном душевном изломе,
но сидел я в окопе
незыблем, как гвоздь.
А вот Васька, напарник мой, помер.
Не простуда свалила
осколок шальной!
Только взвизгнул – и нету солдата.
И опять я один на один с войной,
лишь со мной
автомат и лопата.
Воевал, Валентин Давыдович на Северо-Западном, Сталинградском, Степном, 2-м и 4-м Украинском фронтах:
Ладога, Сталинград, Курская дуга, Харьков, Кривой Рог. Сжёг четыре вражеских танка. В 1943 году вступил в коммунистическую партию.
В 1945 году окончил Харьковское артиллерийское противотанковое училище. Младшим лейтенантом, Валентин Динабургский, прибыл на 4-й Украинский фронт в апреле 1945 года.
Войну закончил под Прагой, затем служил в Закавказском военном округе – Армения, Грузия.
В 1949 году приехав в отпуск, в Брянск, где он познакомился со своей будущей женой, Натальей Яковлевной, которая на долгие годы стала верным спутником жизни.
Они поженились в то же отпуск, и сразу после свадьбы уехали в Армению, к месту службы.
Демобилизовался Валентин Динабургский в 1958 году, попав под, хрущёвское» массовое сокращение в армии.
Армейский стаж Валентина Динабургского составлял уже 22 года, с боевыми годами на фронте.
За свой ратный, самоотверженный труд ,Валентин Динабургский был награждён:
-Орденом Отечественной войны I и II степени, медалями: «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «За безупречную службу в вооружённых силах СССР».
Приказом ВС 69-й армии 18 июля 1943 года наводчик орудия красноармеец Динабургский награждён орденом Отечественной войны II степени за то, что в бою 14 июля 1943 года огнём своего орудия подбил 3 танка «Тигр» и 1-средний танк.
А орден Отечественной войны 1-ой степени получил в 1985 году, спустя 40 лет после Победы над фашизмом.
Всю войну прошёл, по его собственному выражению, Валентина Давыдовича, «в высоком звании солдата», его боевой путь – от Старой Руссы до Праги.
Инвалид Великой Отечественной войны II группы по ранению.
Вот стихотворение поэта-фронтовика Валентина Динабургского, раскрывающее душу солдата на войне:
«Досрочно седели солдаты»
Седина –
это вовсе не блеклость волос.
Это – внутреннее состояние.
Тусклый свет – от свинцовых гроз,
от потерь,
от утрат,
от страданий.
Седина –
это зрелость и твёрдость души,
через годы с боями прошедшей,
где берут города
и сдают этажи,
где рождаются,
гибнут надежды!
Седина –
Это как ордена
Знак победы
И боль утраты.
Когда в огне
задыхалась страна,
досрочно седели
солдаты.
Уволившись из армии в 1958 году, Валентин Динабургский начал работу научным сотрудником Брянского городского парка имени А. К. Толстого, затем был назначен его директором.
Парк-музей имени А. К. Толстого, один из старейших парков города Брянска, небольшой по площади 2,9 га, расположен в историческом центре города, носит имя известного русского поэта, писателя и драматурга, графа Алексея Константиновича Толстого, который последние 14 лет прожил в своём имении Красный Рог, под Брянском.
За четверть века работы директором, Валентина Динабургского, парк обрёл новый статус и получил широкую известность не только в СССР, но и за его пределами, неоднократно был награждён медалями ВДНХ и вошёл в антологию «Парки мира».
В 1960-м в парке был установлен первый в мире бронзовый бюст, поэту, писателю, драматургу, графу А. К. Толстому.
Вот как писал о начале своём творческом периоде жизни Валентин Давыдович:
«Три месяца после демобилизации я просидел без работы. Мне предлагали быть военруком в школе, продавцом скобяных изделий, директором химчистки…
По разным причинам я постоянно отказывался. В парк имени Толстова попал совершенно случайно. Эту вакансию приберёг для меня один знакомый полковник. Оклад – 79 рублей 30 копеек.
Я подумал и согласился. Хотя в парке до этого момента ни разу не был. Даже с девушками там не приходилось гулять…
Назывался я пропагандистом, но целыми днями ходил и ничего не делал. Спрашиваю бухгалтера и завхоза:
«Что мне делать-то нужно?» А они: «Ничего не надо».
Так промаялся первое время, а потом меня назначили директором парка…
В те времена в парке было очень много цветов, густой кустарник и много глинобитных скульптур: барашек, пионер с отбитой рукой, девушка без весла, безрукая вязальщица…
Госпиталь какой-то! А ещё – очень много сухих деревьев. Я подумал, что для начала надо от них избавляться. Когда, уже было спилено около десятка деревьев, я обратил внимание, что дерево сухое, а пень живой, тянет влагу.
И тогда мне в голову пришла мысль: а что если попробовать из дерева сделать скульптуру? Пошёл во Дворец пионеров к руководителю кружка резьбы по дереву Константину Могуту – бывшему архитектору области.
Он мне сказал, что на заводе «Дормаш» работают два дизайнера – Игорь Жданов и Виктор Михайлов. Они-то точно возьмутся за эту работу. Идея ребятам понравилась. С чего начинается сказка?
Либо с бабушки, либо с дедушки. На том и порешили:
нашли пятиметровое дерево, построили леса, подвели электричество, началась работа.
Весной 1960-го пятиметровый бородатый старик с посохом был готов. Со временем начали экспериментировать. Я предложил в затылок старику вставить радиодинамик, прорезать щель во рту и подключить его к радиостанции имени Коминтерна.
И наш старик вскоре начал петь по утрам «Интернационал», в течение дня передавал политинформацию. А потом выпросили у кинотеатра старый автоответчик, починили его и наш старик научился обращаться к гостям парка.
А говорил он так: «Здравствуйте, люди добрые, здравствуйте! И те, которые приезжие, здравствуйте! И те, которые нашенские, здравствуйте! Рад-радёшенек видеть вас в нашем парке…»
Пятьдесят секунд всего была запись, но сколько людей она смогла порадовать!
Все скульптуры родились, по сути дела, в моей голове. Художники приносили эскизы, а я решал, что будем воплощать, а что нет. Всего было сделано 60-ть деревянных скульптур.
Каждый год рождалось несколько скульптур. Первая – «Старик», вторая-«Емеля», третья-«Десняночка».
Но только после появления «Брянской мадонны» наш парк стал знаменитым. Не было газеты или журнала в Советском Союзе, где бы, не печаталась её фотография.
Но первая публикация появилась всё-таки в немецком журнале «Новое время».
Расскажу пред историю этой легендарной скульптуры.
Когда Гагарин слетал в космос, итальянский скульптор Тите Брессани сделал интересную работу: с одной стороны лицо матери, как Вселенной, а с другой – лицо ребёнка, как наша планета. Он вложил философский смысл, в своё творение.
Об этом сообщила «Литературная газета». Я вырезал статью, положил в стол. Тогда я думал, что необходим огромный объём дерева, чтобы реализовать эту интересную задумку.
Три года публикация пролежала у меня в столе. А потом вдруг неожиданно пришло решений – разместить изображение не поперёк дерева, а вдоль – вытянуть скульптуру Брессани. Так появилась «Брянская мадонна»…».
Другая сторона деятельности Валентина Давыдовича в должности директора парка – организация представлений в Летнем театре.
Здесь выступали Леонид Утёсов, Клавдия Шульженко, Марк Бернес, Рина Зелёная, Вольф Мессинг.
Валентин Динабургский охотно знакомился с творческими людьми, с которыми его сводила жизнь, и впоследствии описал в воспоминаниях свои встречи с писателем В.Л. Липатовым, пианистом С. Т. Рихтером, эстрадным артистом В.Г. Мессингом.
Валентин Динабургский занимался и общественной работой: возглавлял правление городского Добровольного общества любителей книги, был уполномоченным Литфонда СССР по Брянской области, сменил на этой должности поэта-фронтовика И. А. Швеца, избирался депутатом районного совета.
Переходя на освещение литературной деятельности, Валентина Динабургского, надо сказать, что первые публикации его произведений относятся к 1937 году, когда он в 15 лет, публиковал свои стихи в газете «Брянский рабочий».
Совмещая должность директора городского парка имени А. К. Толстого в Брянске, Валентин Давыдович, плодотворно писал книги.
Первая книга стихов «Свидание» выла в 1962 году. В 1971-м Валентин Динабургский был принят в Союз писателей России. В 1977-м ему было присвоено звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации».
Его произведения неоднократно публиковались на страницах брянских газет, издавались отдельными книгами.
Он автор более трёх десятков поэтических и прозаических книг, в том числе:
«Свидание»-1962, «Серебряный ливень»-1964, «Чёрные ромашки»-1969, «Память в прошлое летит»-1973,»Деревья не умирают»-1974, «Аккорд»-1979, «Когда умирают деревья»-1982, «После полудня»-1985, «В каждом дереве таится»-1993, «Явь»-1998, «Окаянные сны» и «Лунарий»-2001, «Светлая дерева душа»-2002, «Избранное»-2007, «Грамм улыбки. Юмористические стихи»-2007, «Я иду к тебе… Лирические стихи»-2009, «Озарение, Христианские мотивы»-2010, «Взгляд из окопа. Стихи, баллады, поэмы разных лет»-2010, «Притяжение сердца»-2010, «Человек в тени деревьев»-2010, «НЛО: анфас и профиль»-2011, «Мгновенье вечности»-2012, «Сердцем слушая природу»-2017 год.
В его творчестве особое место занимает поэзия и проза для детей. Большой удачей стала его книга: «Под зелёным абажуром»-2006 года, иллюстрированная детскими рисунками.
В 2008 году издан сборник «Двухэтажная пава», в котором представлены повести, рассказы, художественные очерки, написанные автором в разные годы. Сборник посвящён светлой памяти, своей жены и друга Натальи Яковлевны.
В 2000-м Валентин Динабургский стал лауреатом областной премии имени А. К. Толстого - «Серебряная лира», в 2005 году - лауреатом Всероссийской премии имени Ф. И. Тютчева «Русский путь».
Есть у Валентина Давыдовича и около восьмидесяти стихов на религиозную тему. Вот что он сказал по этой духовной теме в разговоре:
«Мы живём примитивно и видим мир с одной стороны. Видим только то, что охватывает наш разум. А мир, который подвластен только подсознанию, проходит мимо нас.
А ведь он существует и проявляется только в состоянии бреда, клинической смерти и во сне… Иногда во сне приходят интересные строчки. И я знаю, что если их не записать, то они умрут и никогда не вернутся…
В течение моего творческого пути, который измеряется шестьюдесятью с лишним годами, у меня проскальзывали стихи на темы христианства.
Тогда я начал пересматривать свой архив, потратил на это четыре часа. И получилось около восьмидесяти стихотворений. Так возник сборник «Озарение».
Я убеждён, что существует вселенский разум. Может быть, это и есть Бог.
Потому, что так рационально, так разумно по местам, никакая эволюция не в состоянии…»
На стихи Валентина Динабургского, написано, около сорока песен, в том числе широко известные: «Солдат не вернулся домой», «Чёрная ромашка», «Здравствуй Брянск» и другие.
За большой вклад в развитие культуры, сохранения исторического и культурного наследия Брянской области, особые заслуги в деле сохранения и преумножения историко-культурного и природного наследия народов России, Валентин Давыдович Динабургский был награждён медалью:
«За вклад в наследие народов России»
В 2005 году Валентину Давыдовичу Динабургскому, присвоено звание «Почётный гражданин города Брянска».
Валентин Давыдович Динабургский, был бессменным директором парка-музея имени А. К. Толстого на протяжении четверти века, но, даже выйдя на пенсию, остался работать в нём старшим научным сотрудником.
Он до самого конца своей жизни, несмотря на преклонный возраст, по силе возможностей, содействовал сохранению и дальнейшему развитию своего детища.
В одном из интервью поэт-фронтовик сказал:
«Для меня Брянск первый город на моём пути. Так он моим городом и остался. Я пытался придать Брянску поэтическое звучание, и так появился уникальный в мире парк.
Если бы каждый пытался что-то сделать для нашего города, тогда бы весь Брянск стал уникальным».
Поэт-фронтовик, Валентин Динабургский ушёл из жизни 17 февраля 2018 года, на 96-ом году жизни. Похоронен на Аллее Славы Центрального кладбища Брянска.
Словно поэтическое завещание, звучат строки Валентина Динабургского, современному читателю:
«Я стою на земле. Над моей головой –
Седина облаков пополам с синевой…
Кто-то выжил, кого-то металлом насквозь:
То ли пуля, то ль ржавый осколок!
Я спросил бы о прошлом у этих берёз,
Только эти берёзы не помнят.
Непорочно шумит березняк молодой,
Дышат свежестью майские травы.
Я – последний солдат Второй мировой
У последней своей переправы».
Из поэтического наследия Валентина Динабургского.
***
В ту лихую окопную юность
Не мечталось дожить до седин.
Сколько, сколько очей сомкнулось,
Сколько песен застряло в груди?
Не считай бугорков придорожных,
Обелисков в степи не считай.
Только Память светло и тревожно
Нас ведёт на передний тот край.
Тишина… Её тяжесть безмерна
Среди гор, и лесов, и долин.
Лишь звенят в напряжении нервы:
Я из сотни вернулся один.
Я, наверно, родился в рубашке.
Память в рост исполинский встаёт,
И чернеют на поле ромашки,
Как тогда, в незабвенный тот год.
И врываются танки из мрака,
И летят, и горят под огнём…
Если старый солдат вдруг заплакал –
Это прошлое ожило в нём.
***
«Что есть окоп под Старой Руссой?
По пояс ржавая вода.
И «юнкерсы» заходят курсом
на наши юные года!
И падаешь невольно в жижу,
сдержав в груди
холодный крик.
И вот поток торфяно-рыжий
врывается за воротник!
А бомба, сотрясая души,
крушит траншеи и песок.
А наши думы лишь о суше –
и чтоб резвился костерок!
Чтоб нам просохнуть
и согреться,
переобуться, а потом…
Потом – хоть что!
Хоть пуля в сердце,
но только чтобы на сухом.
«Кому?»
Буханку хлеба мёрзлую,
разметив вдоль шпагатом,
на Ладожском, на озере
делили мы когда-то.
Сержант точней аптекаря,
глаза в сухом прищуре:
- Тепло живётся пекарям!
- Вот их бы – в нашу шкуру!..
Хлеб мёрзлый, неподатливый,
и хоть пили, хоть режь.
схватились мёртво атомы,
и в муках гнётся нож.
Делили хлеб не по уму,
не по заслугам, не по чину!
- Кому? Кому? Кому? Кому? –
Сержант бросает в спину.
- Петрову мне, тебе, ему…
Кому, кому, кому, кому?..
Я как-то видел во дворе
пинающих в своей игре
не мяч, не шайбу…
Булку.
Металась булка по ногам,
и мёрзло билась по ногам,
а я. как будто наяву,
услышал вновь кому? кому?
«Окопные ангелы»
Молодость была окопной:
Всё за казённый счёт.
«Шо-курат» выкрикивал ротный,
Что по - эстонски-чёрт.
Пулемёт огрызался яростно:
Он помнил ещё Перекоп.
Может, он обстреливал Врангеля
С крымских высот?
Ну, а мы – окопные ангелы,
Из траншей, вытягивая выи,
В братские могилы укладываясь,
Были надеждой России.
«Помни, Россия»
Никто не жалеет Солдата.
У нас, мол, такого добра!..
И шли мы на танки
С винтовкой когда-то,
Прикрывшись российским «ура».
Лишь матери горько рыдали,
Прижав похоронку к груди.
Поныне ржавеют в могилах медали
на скорбном победном пути.
…Россия! Припомни Афган и Чечню.
Ты с ними сыграла, вроде, вничью.
Но сколько солдат полегло там зазря!
От крови их стала багровой заря.
И русская мать и невеста-грузинка
Смертельно боялись «подарка» из цинка.
А ветер губительный веял и веял
И плыл над страной гробоцинкоконвеер!
И вот Дагестан – поле новых утрат.
Россия-страна, пожалей ты солдат!
Где мудрость твоих генералов, ответь?
Где сила и мощь булата?
Ты отвечаешь за каждую смерть,
За каждую жизнь солдата!
«Здравствуй Брянск»
(песня)
Утопает в каштанах цветущий бульвар
В куполах на закате пылает пожар
Соловьиная роща, бессмертен курган
Партизанская площадь да юный Баян.
А с Покровской горы, там, где храма
Колокольные звоны плывут и плывут
И разносится слава ветрами
Воспевая твой подвиг и труд.
Здравствуй Брянск, молодой ты и древний
Ты умом и трудом знаменит
Над Десною склонились деревья
И столетняя роща шумит и шумит…
Здравствуй Брянск, молодой ты и древний
Ты умом и трудом знаменит
Ты в боях отстоял свои земли
Пусть Господь тебя вечно хранит и хранит…
«Мой город»
На зелёных холмах, как на страже,
Окаймлённый Десной,
Возвышается многоэтажный,
Древний Брянск, молодой, молодой.
Пролетели века не бесследно:
Одарил тебя песней Боян.
И Бессмертья, и Чашин курган.
А леса твои словно легенда,
Партизанский суровый приют.
Древний Брянск, о тебе трубы медные,
Ныне добрую славу поют!
Пред тобой распахнуты дали,
У тебя всё впереди.
И горят ордена и медали
на твоей молодецкой груди.
«Молитва праздничного дня»*
Осенний Брянск.
Клёны в задумчивом сиянье.
В настрое праздничного дня,
Несут улыбки россияне,
Забыв на время о крушении рубля.
Осенний Брянск,
Твой праздник-сентябрины.
Прекрасна златолистая пора.
Несмело светится рябина
И звоном полнится
Покровская гора.
А было: молнии и громы,
И враг у берегов Десны.
И многим уж
Не встать теперь в колонны.
Над ними вечны призрачные сны.
Где взрыв мостов и вражьих эшелонов,
Руины, пепел и бои…
Поляна партизан в кольце зелёном
Извечно нестареющей хвои.
И огоньки гвоздик у обелисков.
А там, на площади у Вечного огня,
Оркестр вздыхает медью
Звонко-чистой
По случаю торжественного дня.
*!7 сентября 1943 года Брянск освобождён советскими войсками, с тех пор эта дата отмечается как День города.
«Вифлеемская звезда»
Среди всех Светлоликих,
Исцеляющих Землю от слёз,
Был верою самой Великой,
Самой яркой звездою, Христос.
И что же? Во тьме Иудеи,
Под римской коварной пятой,
В слепоте бездуховной, злодеи,
Окружили Голгофу толпой.
Две лесины – крест накрест.
Время замедлило бег.
В смирении — сильный характер:
Умереть, чтоб спасти всех?
И несущего свет распяли
Без суда и причин.
Не тогда ли родился Сталин
И прочие палачи.
Но Любовь и Добро – бессмертны
Потому и воскрес Христос!
Вифлеемские светлые ветры
Донесли весть до русских берёз.
Воскресение – тоже рождение
С разницей в тридцать три.
Рождество – торжество Его гения,
А Добро с той поры – на крови.
Среди всех Светлоликих,
Исцеляющих Землю от слёз,
Был верою самый великий,
Самой яркой Звездою Христос!
«Дьявольская суть»
Злая быль, как небыль:
Ржавые леса.
Громыхнул Чернобыль,
Кроны расписав.
Омертвели ветви
До глухих корней
И гуляет ветер –
Рыжий буревей!
И клубятся тучи,
Сотрясаясь громом.
Молнии летучие
Шастают по-злому.
Где сосна повыше,
Где матёрый дуб,
Пламя злобой дышит,
Чёрный дым вокруг.
В дымовой завесе
Затаилась смерть,
Вот такая песня.
Мне б её не петь!
Мне б не знать про это,
Да куда свернуть?
Бедствие планеты,
Дьявольская суть!
Мёртвое приволье –
Рыжие леса,
Обречённо с болью
Смотрят в небеса.
«А Русь всё пьёт…»
Веселие Руси – есть питие…*
А Русь всё пьёт,
Веселится Народ!
Пьёт в стельку, пьёт в драбодан!
Пьют без разбора не лучший сорт
И Кушка и Магадан.
Столица «Столичную» хлещет,
Село – «Вырви глаз» - самогон!
Пьют дети, а так же женщины,
То есть бабы, пардон!
Пьют разухабисто, пьют ошалело,
Будто свету конец.
Пьют, как будто делают дело:
Пахарь, плотник, жнец и кузнец.
Интеллигенты с ослабленной грудью
Не отстают от масс.
- «Или мы что, не русские люди?»»
- «А, ну-ка плесни «Вырви глаз?!»
Вот и плетётся Русь в раскорячку:
Её шатает, её знобит.
Если допьётся до белой горячки,
Рванёт ведь не хуже, чем динамит!
*«Руси есть веселие пити, не может без того быти»
Эти слова принадлежат Владимиру Святославовичу как сказано в «Повести временных лет».
Выбирая главенствующую религию на Руси, он отверг мусульманство из-за запрета употреблять вина.
В православии же вино употребляется при причастии.
«Да здравствует непогода…»
Да здравствует непогода,
Заоконный не уют!
Для прогулок непригодна,
Зато мысли свободно текут.
На природу не тянет:
Что за жизнь под зонтом?
Небо в тумане –
Моя крепость – мой дом!
И рождаются строки –
Буквы – ласточки на проводах.
Так живут поэты и пророки
В вечных трудах.
«Станция – театр»
Театр – одно притворство
Актёров и актрис.
Их смех и слёзы – просто
Всё та же наша жизнь.
Вгоняют режиссёры
Её в тугой каркас
И поднимают шторы:
Ребята напоказ!
А публика им верит:
- Ах, Чехов, ах, Шекспир!
А там за толстой дверью
Извечно скучный мир.
Идёт обман за деньги,
Идёт обман за так!
Спасибо вам, коллеги!
Обман – счастливый знак!
Я счастлив тем обманом
И в чём-то виноват.
Жизнь – только полустанок,
А станция – Театр.
«Тяжело уходить…»
Тяжело уходить
Кого держат земные блага:
Дачи, машины и в банках крутые счета.
Мой след запорошат
Обрывки писчей бумаги,
Подтверждая,
Что блага земные всё та же тщета.
«Поэзия – смещение понятий…»
Поэзия – смещение понятий
И поиск смысла
Там, где смысла нет.
Мне ария листка
Тем ближе и понятней,
Чем глубже в нём
И чем трагичней след
Последнего осеннего дыханья,
За коим музыка меняется и цвет.
Поэзия – парение над бездной,
Проникновенье в тайны красоты.
Поэзия – хождение по лезвию
И обретение угаснувшей мечты.
«О поэзии»
Элегантно алгебраически
Светится строка.
Суть поэзии не в количестве,
Стать поэзии – высока!
Слово-радуга, слово-музыка,
Окрылённость, распах души.
Мысль подобно порою узнику:
Выпускать её не спеши.
Пропусти её через гулкое сердце,
Обнови, просветли и согрей!
Да, поэзия – шаткая лестница!
Я в пути. Ты меня не жалей.
Свидетельство о публикации №122112202702
Крепко жму добрую руку,
Павел
Павел Прагин 12.06.2023 11:31 Заявить о нарушении