А кто-то часто практикуется во лжи

«Искатель сей должен во всякое время уповать на Бога, отречься от людей земли, отрешиться от мира праха и крепко держаться Того, Кто есть Господь господствующих. Не должен он стараться возвыситься над кем бы то ни было, но должен смыть со скрижали сердца своего всякий след гордыни и тщеславия, хранить терпение и отрешенность, соблюдать молчание и воздерживаться от праздных речей. Ибо язык есть огнь тлеющий, а неумеренность речи — смертельный яд. Земной огонь пожирает тело, тогда как огонь языка снедает и сердце, и душу. Сила первого иссякает вскоре, а действие последнего длится век.» (Бахаулла)

“Что касается злословия, т. е. обсуждения недостатков других в их отсутствие, Учение Божие высказывается по этому поводу весьма чётко. В Скрижали к одному американскому другу Учитель писал: «Злословие — худшее человеческое качество и самый большой грех, в особенности же когда оно исходит из уст верующих в Бога. Если бы люди придумали некие средства, что смогли бы навечно закрыть двери злословия, а каждый из верующих в Бога раскрывал свои уста только ради похвалы окружающим, то учение Его Святейшества Бахауллы распространилось бы повсюду, сердца бы наполнились светом, дух был бы восславлен, и человеческий мир достиг бы вечного блаженства».” (Цитируется в журнале «Звезда Запада», т. IV, стр. 192)

«Бахаулла говорит в «Сокровенных Словах»: «Не поминай грехи других, пока сам грешен. Если преступишь заповедь сию, будешь проклят». Осуждение злословие вряд ли можно было изложить в более сильных выражениях, чем те, что звучат в этих отрывках, и потому совершенно очевидно, что одна из главных обязанностей бахаи — противостоять этой практике. Даже если то, что говорится в отношении другого лица, правда, упоминание его недостатков перед окружающими всё равно подпадает под категорию злословия и потому запрещено.» (Из письма от имени Шоги Эффенди Национальному Духовному Собранию Британских островов, 11 февраля 1925 г.)

«Нет другого вопроса, в котором Учение бахаи было бы более решительным, чем вопрос о необходимости воздерживаться от придирок и злословия, и при этом всегда стремиться обнаруживать и искоренять свои собственные недостатки и преодолевать собственные изъяны. Если мы исповедуем верность Бахаулле, нашему любимому Учителю и нашему дорогому Хранителю, то мы должны доказать свою любовь послушанием этим ясным учениям. Требуются Дела, а не слова, и никакие самые пылкие выражения преданности и хвалы не компенсируют неумения жить в духе Учения.» (Из письма от имени Хранителя одному из верующих, 12 мая 1925 г., приводится в компиляции «Прожить жизнь по Вере»)

«В любом человеке нужно видеть лишь то, что достойно похвалы. Поступая так, можно стать другом каждому. Если же мы будем смотреть на людей со стороны их недостатков, то дружба с ними станет неимоверно трудной задачей... И потому, устремляя взор свой на людей, мы должны видеть то, в чем они преуспели, а не то, в чем они потерпели неудачу.» (Абдул-Баха)

А кто-то часто практикуется во лжи 
И полагает, что служить бы мог в разведке,
Входя в шпионский раж и в куражи,
Чтоб позже, заказав себе креветки,

Их многозвездным запивая коньяком,
Всех близких поражая дерзостью своею, 
Про высший круг, с которым он знаком,
Рассказывать… известно всё лакею…

Кто с кем, куда, когда и долго ли ходил,
Что говорил и чем заинтересовался…
И кто кому и почему не мил… 
Кто, взятку дав, по лестнице поднялся…

Скорей поэт нам напиши моралите,
Чтоб осудить нарывы жизни нашей пошлой
Всех тех, чьи устремления не те
Ни в настоящем, будущем и прошлом…

Злословье враз погасит искорки души,
Что разгореться бы могли в весёлый пламень,
Что согревал бы в темноте глуши,
Как сердце греют комплименты даме…

Понятно, что злословье – бритва, острый меч,
И разрушает отношенья в коллективе
Его, конечно, надобно пресечь,
Иначе урожая нет на ниве…

Слова способны развалить на полпути
Процесс… Весь пар уйдёт в свисток и пересуды
И потому от сердца отмети
Все семена и змея, и Иуды…

Нам всех людей тому же надо обучить,
Чтоб в мир пришли здоровье, радость, счастье, братство…
От злых слов раны трудно ведь лечить,
Людские добродетели – богатство…

(Генцелев А.Н., 04 сентября 2022 г.)


Рецензии