Женщины! 2021. Июнь. Женщины Пикассо!
Картина, входящая в рейтинг самых дорогих творений великого Пикассо,
посвящена одной из самых сильных сердечных привязанностей художника –
Марсель Умбер, или более известная как Ева Гуэль! Любимая самого Пикассо!
История их любви красива и трагична.
Мастер боготворил свою музу, делая признания не только через свои картины,
но и прямо на них! У них всё было отлично,
поскольку его чувства знали – это нравится ей лично! …
Через некоторое время её не стало
и безутешный художник на некоторое время стал жить затворником, оплакивая утрату.
Создавать картины - сил не хватало.
Подобной такой для него в мире, для всех в мире - не стало.
Дора Маар с зелёными ногтями - картина, которую не случайно создал он.
Дора Маар - талантливый фотограф и художник, её гений в искусстве был недооценён.
Некоторые винят в этом стать великого Пикассо,
в тени которой оказалась эта талантливая женщина. Бывает возле гениев и такое «лассо».
Она была полна творческих идей, но история отвела ей скромную роль – музы великого мастера,
отыграв которую она удалилась на второй план. Такова её судьбы игра.
Свою любовь к Пикассо она пронесла через всю жизнь,
даже когда её место рядом с мастером сменила другая женщина. Такова у влюблённых жизнь.
«Певица кабаре» (фр. La Gommeuse) - одна из самых ранних работ
испанского и французского художника Пабло Пикассо, написанная в период 1901 года.
Она относится к началу голубого периода* (1901 -1904 года).
Оригинальное название «La Gommeuse» - сленговое прозвище певиц кабаре в те года.
Летом 1901 года в парижской галерее Амбруаза Воллара прошла выставка,
где Пикассо представил свои работы, написанные под влиянием импрессионистов. Критики отзывались о выставке положительно, но были и рекомендации «специалистов»:
найти свой собственный стиль – рекомендации, видимо, не от импрессионистов.
Для честолюбивого Пикассо это был вызов, и уже осенью 1901 года
появились первые работы в особой живописной манере – иного цветового рода.*
На холсте Пикассо изобразил обнажённую женщину, на фоне белой стены стоит Она.
На стене висит большая картина в сине-зелёных тонах, которая также является частью фона.
Видна только нижняя часть холста.
На нём изображена сценка из кабаре. Нарисована для контраста неспроста.
Голова женщины втянута в плечи. Кажется, она стесняется своей наготы.
Ярко-красный бант украшает чёрные волосы, завитые в локоны – локоны модной красоты.
На шее - розовая повязка. Её прищуренный взгляд и опущенные вниз уголки рта
выражают пессимизм и меланхолию; пессимизм отражает трудное для Пикассо время – те года.
Обратная сторона картины – необыкновенность! -
«Певица кабаре» - картина, имеющая одну интересную особенность:
на её оборотной стороне Пикассо изобразил своего друга Педро Манача -
в жёлтом костюме эльфа и в полосатом тюрбане на голове. Странность?
Холст приобрёл миллиардер Билл Кох за 1,4 миллиона фунтов стерлингов.
Однако он не обратил внимания на карикатуру в 1984 году.
Эксперт по консервации, работавший над картиной, обнаружил это изображение в 2000 году.
Тогда Кох придумал оригинальный способ показать двухстороннюю картину –
в своём особняке, чтобы видеть разные изображения сразу из двух комнат!
В стене сделали проём, в который вставили холст,
и два изображения можно было наблюдать из разных комнат - .
5 ноября 2015 года картину «La Gommeuse»** продали за 67 450 000 долларов
с аукциона Сотбис в Нью-Йорке - за картину одну!
Изображение на оборотной стороне никак не повлияло на цену.
Классический период у Пикассо весь наполнен портретами Ольги,*
он непрерывно пишет свою молодую жену и сына, которому в 1923 году – два года!
На его полотнах поставлены часто не просто даты, но и часы - таков был Пикассо тогда!
И хотя Ольга - обладательница весьма посредственного и традиционного вкуса
и требует, чтобы она на портретах была "похожа",
всё же реалистическая живопись Пикассо в это время не так уж "реалистична"
и с реальной Ольгой не во всём схожа.
Пикассо не может просто копировать реальность, для этого он слишком Творец.
Он хоть и вдохновляется античными образцами, с которыми познакомился
в период работы над балетами Дягилева в Риме (где с Ольгой и знакомился),
но из-под его кисти классика выходит весьма стилизованной, он в классике - не образец.
Один из признаков классических портретов Пикассо - их монументальность!
И если в этой картине она лишь намечена, в ней много тайн,
то в целом 20-е годы - это период больших женщин,
как это назвала Гертруда Стайн.
// * Ольга Хохлова – Ольга Степановна Хохлова (она же Ольга Руис-Пикассо, исп. Olga Ruiz Picasso; 1891 - 1955 года) - русская балерина, артистка «Русского балета» Дягилева, первая жена Пабло Пикассо и мать его старшего сына Пауло.//
В 1943 году Пабло Пикассо знакомится с женщиной,
которая изменила его судьбу. С ней было легко, не тяжело.
Звали её Франсуаза Жило.
Она прожила с Пикассо десятилетие, родив двоих детей.
С Франсуазой семейная жизнь была счастливой и радостной. Всё это было с ней!
Последняя дама сердца великого художника – Жаклин Рок,
с которой Пикассо познакомился в возрасте 79 лет (ей было на тот момент 34).
Источником неиссякаемой энергии для создания шедевров
в этот период стала его молодая жена. Ведь ей было не просто тридцать четыре!
Эту свою музу мастер воплощал в своих картинах максимальное количество раз –
более 400 портретов.
Кстати, относительно общего количества написанных Пикассо картин
до сих пор ходят споры про это
(называют цифры и в 20 тысяч, и в 50 тысяч,
и даже сотни тысяч).
Жаклин Рок более всех прошлых поклонниц боготворила Пикассо,
отличалась особой преданностью и искренностью, обращаясь к нему «мой господин».
Он для неё был во всём мире – один!
Жаклин, женщина с египетским профилем, по словам самого художника напоминала ему алжирку
(она же стала и прообразом серии картин «алжирские женщины»* в том дивном веку).
Эта женщина создала для Пикассо самые благоприятные и плодотворные условия
для реализации творческих идей.
Она была для него в последние годы – лучшей из лучшей половины людей!
//** Самой дорогой картиной, проданной в ходе публичных торгов, является работа Пабло Пикассо «Алжирские женщины» (1955). Она ушла с молотка в мае 2015 года за $179,4 млн.//
Женщины Алжира (фр. Les Femmes d'Alger) - серия из 15 картин и рисунков Пабло Пикассо
и ныне не дающие своей выразительностью ценителям их покоя.
Создание серии картин и рисунков было вдохновлено полотном 1834 года -
французского живописца Эжена Делакруа «Алжирские женщины в своих покоях».*
Серия является частью ряда работ Пикассо,
посвящённых творчеству художников, которыми он восхищался
и творениями которых наслаждался .
Пикассо принялся за первую версию из серии спустя 6 недель после смерти Анри Матисса,
его друга и в то же время соперника в искусстве на протяжении долгого времени.
Таким образом, «восточный» мотив этой серии
имеет не менее тесные ассоциации с творчеством Матисса, чем с Делакруа того времени.
Матисс известен изображениями томных, чувственных женщин,
одалисок** из гарема турецкого султана.
Пикассо шутил по этому поводу: «Когда Матисс умер,
он оставил своих одалисок мне в наследство». Неужели весь гарем султана?
Жаклин Рок, тогдашняя возлюбленная Пикассо,
очень часто изображалась им в образе одалиски в 1955-1956 годы.
Кроме того, было замечено поразительное сходство профиля Жаклин
с одной из сидящих мавританок на полотне Делакруа. Удача Пикасо не ждала с моря погоды!
В 1955 году Пикассо приобретает в Каннах виллу Калифорния.
Эту покупку Пикассо так объяснял своему биографу Пьеру Де:
«Я так много думал об Алжирских женщинах, что купил Калифорнию».
// * Femmes d'Alger dans leur appartement (фр.).
** Одалиски - французское слово для обозначения женщин из гарема турецкого султана. //
«Авиньонские девицы» - первая картина кубического периода Пикассо.
Создана в 1907 году.
Вдохновением для картины, возможно, послужила картина Поля Сезанна «Купальщицы»,
а также выставка иберийской скульптуры, прошедшая в Париже в 1906 году.
Первоначальное название картины «Философский бордель» дал Пикассо,
но окончательное - «Авиньонские девицы» - писатель Андре Сальмон, друг Пикассо.
По одной из версий, «сюжет» картины навеян борделем
в барселонском Готическом квартале на улице Каррер д’Авиньо - в неясном интерьере.
На полотне изображено пять обнажённых женщин, написанных в разной манере.
Две правые фигуры с лицами, напоминающими африканские маски,
знаменуют собой рождение нового течения в живописи - кубизма, предложенного Пикассо.
Женщины написаны в розово-охристых тонах, фон - в голубых тонах,
что напоминает о «розовом» и «голубом» периодах творчества Пикассо.
В июле 2007 года Newsweek опубликовал двухстраничную статью о Дамах Авиньона,*
определив картину, которая прекрасна уже множество лет,
как «самое влиятельное произведение искусства за последние 100 лет».
Картина "Купальщица" стала культовой в первую очередь благодаря тому,
что является первой в цикле картин и скульптур, созданных на эту тему.
К тому же она стала неким поиском нового направления в искусстве,
где раньше царствовал прекрасный реализм,
и которое позднее вылилось в кубизм.
Картина "Купальщица" стала для Пикассо открытием, экспериментом,
который увенчался успехом, словно для талантливых охотников дикий мустанг в лассо.
На ней изображена купающаяся женщина, она обнажена,
а её облик изображен в необычной, своеобразной манере, присущей только Пикассо.
Женское тело всегда восхищало и вдохновляло его – земного и неземного!
Он был большим ценителем прекрасного.
Гармония между нагой красотой женщины и чистотой воды побуждала его творить.
Это был один из любимых его мотивов в творчестве,
к которому он многократно возвращался, почти преклоняясь перед ним ниц,
создав целый цикл скульптур и картин "Купальщиц".
«Пять женщин в лесу» (1908 год) – из материала среды слепленные с ней
фигуры купальщиц – одно целое с природой настолько, что тонут, пропадают в ней.
Использующий этот прием (прием-идею) Сезанна - её высказал Сезанн,
Пикассо здесь словно бы «Сезанн в кубе» – то есть втройне Сезанн,
ведь он цитирует последнего и с позиции геометрической трактовки формы,
но при этом и выходит за границы метода,
будто бы «сродняя» плоскости с пространством и делая фигуры условными всегда.
Африканский период (1907-1909). 1908 год.
Эта большая картина – Дриада - написана Пикассо в период раннего кубизма,
называемого африканским периодом, написана за один 1908 год.
И всё то время Пикассо вдохновлялся примитивным искусством Африки.
Он был потрясён экспонатами выставок в Лувре и Музее Трокадеро,
магической силой древней скульптуры и архаичных масок,
выполненных в грубой, но очень выразительной манере.
Первой крупной работой в этой стилистике у Пикассо были Авиньонские девицы.
Ряд полотен, написанных им во второй половине 1907 и в 1908 году, в том числе и Дриада,
развивают эту тенденцию. Но кто такая Дриада?
Дриада - то ли женщина, то ли деревянный идол, то ли само древнее божество леса,
вытолкнутое из лесной чащи навстречу зрителю. Теперь это известно!
Магия природы вполне может быть передана магией живописи, считает Пикассо.
После Пикассо это стало тоже известно.
«Сидящая женщина в синем платье (Дора Маар)» - написана 25 октября 1939 года
в 58-й день рождения Пабло Пикассо, представляет собой обжигающий портрет -
возлюбленной художника Доры Маар – обжигающий уже много лет!
Картина демонстрирует все самые волнующие характерные особенности,
которые проявились в творчестве Пикассо в период жизни с Дорой Маар –
поразительные цвета, богато украшенные головные уборы
и удивительную сложность, с которой переданы искажённые черты натурщицы, её взоры.
Жирные, густые мазки масла, которые изображают массу её волос, завораживавших Пикассо,
и формы шляпы, что отражают страсть, бушевавшую за этим портретом у великого Пикассо.
«Сидящая женщина в синем платье (Дора Маар)» отличается свехяркой палитрой
и сопровождает её захватывающей историей взаимоотношений с Пикассо –
необыкновенных чувств игрой.
«Сидящая женщина в синем платье (Дора Маар)» написана 25 октября 1939 года
в 58-й день рождения Пабло Пикассо, представляет собой обжигающий портрет –
Возлюбленной художника Доры Маар – обжигающий уже много лет!
Работа наполнена уникальным характером и напряжением,
которыми отличаются величайшие портреты этой женщины,
созданные живописцем с увлечением.
Картина демонстрирует все самые волнующие характерные особенности,
которые проявились в творчестве Пикассо в период жизни с Дорой Маар –
поразительные цвета, богато украшенные головные уборы
и удивительную сложность, с которой переданы искажённые черты натурщицы, её взоры.
Жирные, густые мазки масла, которые изображают массу её волос, завораживавших Пикассо,
и формы шляпы, что отражают страсть, бушевавшую за этим портретом у великого Пикассо.
Работа наполнена уникальным характером и напряжением,
которыми отличаются величайшие портреты этой женщины,
созданные живописцем с необыкновенным увлечением.
Дивы Пикассо. Женщина с цветком. -
Такую картину зрители вряд ли будут воспринимать однозначно.
Она – цвето-чувств откровение
Абстракция – она для того и придумана, чтобы просто вызывать у человека определённое впечатление.
Кто-то на этом полотне и вовсе не увидит женщину, только набор геометрических фигур,
ну и листья – в лучшем случае; листья, конечно же - не от кутюр*.
Но ведь есть, есть на ней, пусть и очень схематичные, но всё же черты лица -
оно сурово и сердито, а потому должно контрастировать с цветком,
причём пока смотришь. А потом - без конца?
Для чего женщинам дарят цветы?
Чтобы ещё раз подчеркнуть природную красоту тех и других.
Цветы должны располагать человека к положительным эмоциям, а здесь налицо –
диссонанс, конфликт их.
Да и сам цветок больше похож на крупную гальку
или на воздушный шарик, нежели на растение – бликое к цветку.
В картине есть движение – это фиолетовые руки и трёхцветная накидка его создают.
Но что именно хотел сказать этим полотном Пабло Пикассо? Создал цвето-приют?
Скорее всего, показать какую-то увиденную им женскую эмоцию.
И вполне возможно, что рассерженную чем-то женщину - чем-то неземным,
которая посчитала подаренный ей при этом цветок чем-то кощунственным. …
Истории сюжетов картин Пикассо весьма длинны.
Вполне возможно, что появились они в результате веяния времени, что писались им на заказ.
И если сейчас об этой картине вспоминают, это значит, что её ценят,
что искусствоведы находят в ней какую-то гармонию как раз.
Простые же зрители, могут увидеть в ней только эмоцию,
почувствовать к великому незабываемое прикосновение!
И поскольку форма здесь фактически разрушена (или заменена чем-то другим?),
то это просто картина-ощущение.
// * От кутюр - особо изысканное, своеобразное направление в моде; часто единичные образцы дорогой одежды, выполненные по эскизам известных модельеров.//
«Женщина, сидящая у окна» Пикассо выставлена на торги Christie’s за 55 млн. долларов.
В прошлый раз произведение 1932 года было продано в 2013 году –
по нижнему эстимейту за 44,8 млн. долларов.
Вскоре работу Пабло Пикассо «Женщина, сидящая у окна» («Мария-Тереза») (1932 год)
выставят на вечерние торги искусства ХХ века Christie’s в Нью-Йорке с эстимейтом 55 млн. долларов.
«1932 год стал особым для Пикассо, - рассказывает Ванесса Фуско,
возглавляющая торги ХХ века и обладающая для этого особым знанием, -
ему в тот момент 50 лет, это уже состоявшийся, знаменитый художник.
Но что следует за признанием?
Продолжит ли этот новатор свои поиски
или будет просто полагаться на прошлое, на сложившуюся ранее репутацию?»
Всюду - риски!
Когда брак с Ольгой Хохловой дал трещину и стал невыносимым для художника,
Пикассо завязал отношения с 17-летней Марией-Терезой Вальтер, вдохновившей его
на создание одних из наиболее востребованных впоследствии из асех скульптур,
рисунков и полотен его.
«Одна из самых поразительных особенностей „Женщины, сидящей у окна“ -
её монументальные размеры. Высота составляет 1,5 м и она словно живёт на холсте, — отмечала Фуско, - в ней больше психологизма, чем в остальных картинах.
В её глубокой чувственности нет совсем ничего унизительного».
Дивы Пикассо. «Сидящая женщина»
Пабло Пикассо. Femme-assise. Картина, относящаяся к 1909 году,
на одних из последних торгов Sotheby's ушла с молотка -
одна из самых ценных работ Пикассо «Сидящая женщина», написанная в 1909 году. Картина «Сидящая женщина» Пикассо изначально оценивалась в 41 млн. долларов,
но итоговая цена полотна составила 63,4 млн. долларов.
По данным Bloomberg, на торги «Сидящую женщину»
выставил нью-йоркский девелопер Шелдон Солоу (1928-2020), как оказывается.
Работу испанского художника он также приобрел на Sotheby’s в 1973 году,
заплатив за нее 486 тыс. долларов. Имя нового обладателя полотна не называется.
«Сидящую женщину» Пабло Пикассо написал в 1909 году на своей родине –
в испанском поселке Орта-дель-Эбро.
На картине художник изобразил в своей манере - прекрасно вполне -
свою любовницу Фернанду Оливье.
Представители аукционного дома Sotheby’s назвали полотно полотном лучшего десятилетия -
величайшей работой кубизма, которая появлялась на рынке в последние десятилетия.
Сидящая женщина в красном кресле. 1931.
К этому году Пабло Пикассо написал множество портретов многих женщин в своей жизни.
Часто обстоятельства, окружающие его отношения к работе и жизни,
или отдельные личности его натурщиков или натурщиц - его особой заботе,
видимо, ускорили стилистические изменения в его работе.
Мари-Тереза Вальтер появилась в жизни художника примерно в 1925 году.
Хотя Пикассо был на двадцать восемь лет старше её, он был поражён
и начал скрытно ссылаться на её светлые волосы, широкие черты лица
и пышное тело в своих работах. Её облик был им воображён!
Возможно, признавая двойную жизнь, которую он и она вели, будто жизнь – водевиль,
он придумал новый мотив: лицо, которое охватывает как анфас, так и профиль!
Готовясь к выставке своих работ в галерее Жоржа Пети в 1931 году,
Пикассо начал серию больших картин Мари-Терезы в том же году.
Свои скульптурные эксперименты Пикассо особо не афишировал,
хотя этот вид искусства привлекал его, всегда жаждущего попробовать свои силы в чём-то новом.
Лишь в 1966 году скульптуры Пикассо предстали перед жителями Лондона, Парижа и Нью-Йорка
на специальных выставках, включивших более 200 экспонатов новых.
85-летний художник открыл зрителям неизвестную прежде грань своего таланта,
хотя «тренировался» в этой области постоянно.
Первая скульптура Пикассо датируется 1901 годом. И это не странно.
Ещё в Барселоне он изваял небольшой этюд из бронзы «Сидящая женщина».
Спустя два года были отлиты бронзовые маски «Слепой певец» и «Пикадор со сломанным носом».
В Париже фонд скульптур Пикассо пополнился в 1905 году «Шутом», «Алисой Дерен»
и «Женщиной, расчесывающей волосы», смысл её – каждый должен быть причёсан?
Все эти изваяния ещё вполне в духе реалистичной роденовской пластики,
а эмоционально приближаются к живописным произведениям того года
и меланхолического «голубого периода».*
С наступлением коренных перемен в живописном языке мастера скульптуры тоже видоизменяются.
«Голова женщины (Фернанда)» 1909 года – это уже кубизм. Им уже восхищаются.
Хаотичное пересечение граней и объёмов не мешает достижению портретного сходства -
с Фернандой Оливье – необыкновенности превосходство!
После приобретения в 1932 году усадьбы в Буажелу
Пикассо использовал каретный сарай как мастерскую скульптора, где был творческий дух.
Он обратился к жанру анималистики: «Голова коровы», «Петух».
Тогда же созданы, наряду с живописными сюрреалистическими изображениями,
и скульптурные портреты юной возлюбленной –
Марии-Терезы Вальтер: «Голова женщины» (1932) - необыкновенной.
Характерно, что, несмотря на деформацию формы, портретное сходство - несомненно.
Могилу Пикассо, кстати, также венчает скульптура «Женщина с вазой»,
изображающая Марию-Терезу. Подобной нету нигде такой.
В период оккупации Франции Пикассо пребывал в Париже.
Именно тогда достигла расцвета изобретённая им техника ассамбляжа.
Собирая элементы композиций среди мусора и обломков,
Пикассо составлял из них скульптуры, отливаемые затем в бронзе даже.
Способность по-новому применить вещь и ввести её в произведение искусства –
свидетельство безудержной фантазии и юмора у мастера – великое чувство:
именно так возникла «Голова быка» (1943), сооруженная из велосипедного руля и седла,
в 1944 году Пикассо изваял большую статую «Человек с ягнёнком», но это не шутка была -
её позже установили как символ гуманизма на площади в Валлорисе после войны
и «Голову смерти», ассоциирующуюся с ужасами войны.
В послевоенные годы Пикассо продолжает фантазировать.
Он создает композиции из разного хлама: колес, башмаков, корзин, прочего, даже из дверей -
это «Девочка со скакалкой», «Женщина с детской коляской», изображения зверей:
«Сова», «Коза», «Бабуин с детенышем», «Бык», «Голубь» и другие,
а также натюрморты, наблюдаемые в округе всей.
В 60-е годы Пикассо создает раскрашенные скульптуры из листового железа.
Кульминацией этой техники стала скульптура в Чикаго, «вес таланта» автора сказался -
в 1967 году художник подарил городу пятнадцатиметровое сооружение весом 162 тонны.
От гонорара в 100 тысяч долларов он отказался.
О том, что, собственно, запечатлено в металле, существуют противоречивые мнения.
Пикассо не открыл тайну, а публика видит в безымянной скульптуре то голову бабуина,
то афганскую борзую, то муравьеда, то птицу, а может кого-то с планеты, где много вина.
Внук Пикассо полагает, что моделью послужила женщина, которую знает теперь весь свет -
француженка Сильветт Давид (она же Лидия Корбет).
В любом случае, этот монумент стал гимном кубизму
и рукотворным памятником великому мастеру, открывшему новые возможности в пластике
и путь к уже экстра-объёмному кубизму.
Имя Пабло Пикассо благозвучно, но полное имя художника –
просто настоящая скороговорка (короче было бы без слов):
его полное имя состоит из 23 слов -
Пабло Диего Хосе Франсиско Де Паула Хуан Непомусено Мария Де Лос Ремедиос
Сиприано Де Ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио
Клито Руис и Пикассо
(Pablo Diego Jos; Francisco de Paula Juan Nepomuceno Mar;a de los Remedios Cipriano de la Sant;sima Trinidad Martyr Patricio
Clito Ru;z y Picasso).
Это имена родственников и святых. Интересно, что его знаменитая фамилия –
это фамилия его матери, Марии Пикассо и Лопес (Maria Picasso y Lopez).
Объясняя свой выбор в пользу фамилии матери, художник сказал:
«[Пикассо] звучало более странно, более звучно, чем Руис.
И, вероятно, именно по этой причине я и взял эту фамилию.»
Это – его слова, но не его каприз.
Пикассо не просто создавал произведения искусства, он фонтанировал творческими идеями
и использовал все возможности для работы над ними.
Согласно Книге рекордов Гиннеса, он создал 13 500 картин и рисунков, 100 000 гравюр,
34 000 книжных иллюстраций и 300 керамик и скульптур.
Ни один другой художник не был так плодовит при жизни,
он создавал всё – с живых натур!
В 2012 году в реестре утраченных произведений искусства с именем Пикассо
числилось 1147 украденных работ Пикассо.
Сказать,
что у Пикассо были сложные отношения с женщинами –
это ничего не сказать.
Художник дважды был женат, но на протяжении всей жизни у него было много любовниц;
Пикассо оставил четырех детей от трёх разных женщин. О, сколько лиц!
Его первая жена Ольга оставалась его женой до самой своей смерти в 1955 году,
хотя они расстались в 1935 году,
когда Ольга узнала о романе 17-летней Мари-Терезой Вальтер с ним.
Поскольку Пикассо отказался делить свое имение с Ольгой (по французским законам),
у неё не было выбора, кроме как оставаться в законном браке с ним.
Свидетельство о публикации №122111803184