Объять необъятное голографической мыслью
Я царь — я раб — я червь — я бог!
/Гавриил Романович Державин/
Всё во мне, и я во всём!
/Фёдор Иванович Тютчев/
Самое великое скрывается в самом малом.
/Лао-цзы/
Основная проблема психоанализа Фрейда — конфликт между сознанием и бессознательным. Путём разрешения этого конфликта служит знаменитая кушеточка психоаналитика. Она призвана избавить пациента от психических расстройств, вызванных этим конфликтом.
Основная проблема философии сознания Будды — дуальность сознания, конфликт между «я» и не «не-я», между субъектом и объектом, между частью и Целым. Разрешение этого конфликта идёт на благородном срединном восьмеричном пути, ведущим к Пробуждению сознания и обретению Знания. Только Пробуждение посредством изощрённой психотехники способно избавить раз и навсегда от страдания, внутренне и неизбежно присущего бесконечной череде жизни-смерти.
Образно говоря, в своих четырёх благородных истинах Будда повторяет работу врача. В первой он диагностирует болезнь — страдание, вторая указывает на причину болезни — жажду жизни (говоря современным языком, «этиология и патогенез»), третья истина (о прекращении страдания) служит прогнозом, указанием на возможность исцеления и, наконец, четвертая истина (о Пути) представляет собой прописанный больному курс лечения [1].
И Фрейд, и Будда выступают в роли врачей, но... почувствуйте разницу: с одной стороны, стороны Фрейда, — лечение некоторых психических расстройств, с другой стороны, стороны Будды, — окончательное и бесповоротное избавление от страдания. С одной стороны, Эрос и Танатос, с другой — Пробуждение и Освобождение. Большая разница!
Видимо, эти врачи живут в разных ментальных мирах. Как и люди: для кого-то Земля вращается вокруг Солнца, для кого-то — наоборот. Для кого-то стакан наполовину пустой, для кого-то — наполовину полный. А ментальный мир отражает мир физический. В мировоззрении проступают черты мироздания, даже если это мироздание нельзя увидеть воочию.
Любимый ученик доктора Фрейда доктор Карл Густав Юнг называл такой психический бессознательный корень человеческого мировоззрения «архетипами коллективного бессознательного». Именно в этих архетипах Юнг и видел исток всех религий. А его учитель Фрейд наивно полагал вслед за материалистами XIX века, что религия является иллюзорным отражением реальности. Ученик явно превзошёл своего учителя!
Мировоззрение и мироздание Фрейда ни в чём не противоречит физической картине мира своего времени. Психоанализ и физика существуют как бы независимо друг от друга, параллельно, нигде не пересекаясь, каждый сам по себе. Психика и её анализ — отдельно, физика и её законы — отдельно. Никаких конфликтов между ними не существует. Ставь кушетку — и вперёд, лечи пациентов, зарабатывай деньги.
Мировоззрение Будды — совершенно другая история. Философия сознания Будды ставит ребром вопрос о физической картине мира. Философия сознания буддизма неразрывно связана с древнейшей мифологической космологией. В этой космологии вселенные рождаются, развиваются, стареют и умирают. В этой космологии жизнь и смерть Космоса и жизнь и смерть человека неразрывно связаны воедино. В этой космологии существует некая глубинная реальность, недоступная профанному сознанию, из которой берут происхождение все составляющие человека психофизические элементы — дхармы. В этой космологии главная физическая сила Вселенной, которая оказывает непосредственное влияние на судьбу и поступки человека, путём мгновенной нелокальной перегруппировки дхарм во Вселенском голографическом калейдоскопе, именуется Кармой, то бишь Действием.
В рамках современного научного мейнстрима эта философия сознания просто не имеет смысла. В этом научном мировоззрении материя первична, сознание вторично, жизнь случайна, сознание — функция работы головного мозга, нейронной сети, а все материальные объекты существуют обособленно и от Целого не зависят. Короче, каждый сам по себе.
Такое автономное существование и составляет суть современного научного мировоззрения, которое сводится к многочисленным «изм»-ам: материализму от Демокрита до Маркса-Энгельса-Ленина, позитивизму от Конта до Поппера, редукционизму Рене Декарта, локальному реализму Эйнштейна и иже с ним.
Сколь реально, столь и печально:
был социально-политический «соцреализм» (то бишь «социалистический реализм»), в котором старая русская сказка о молочных реках и кисельных берегах силами партийно-коммунистического АгитПропа (Агитации и Пропаганды) становилась якобы то ли современной былью под названием «развитой социализм», то ли дорогой в светлое коммунистическое будущее («Верной дорогой идёте, товарищи!»);
стал (псевдо)-научный «локальный реализм», в котором обособленные части Целого якобы составляют в сумме само Единое Целое, в котором присутствуют некие научно-АгитПроповские понятия: «космологическая сингулярность», «тёмная материя», «тёмная энергия»; в котором динамика Космоса якобы определяется гравитацией и общей теорией относительности; в котором материя — всё, а сознание — ничто… Увы, всплакнул... Птичку-психику жалко… Бедные реалисты-материалисты…
Но сейчас-то уже век XXI-ый! Холос давно стучится в дверь! В философии холизма Целое больше, чем сумма его составных частей. Мало того, Целое (Holos) — первично, материя и сознание — вторичны и производны от этого Целого. В этой философии двухаспектного монизма извечная дилемма материализма и идеализма — «что первично: материя или сознание?» — уже не имеет смысла.
«Как давно заметили буддисты, материалистическое суждение “сущее — это материя” и идеалистическое суждение “сущее — это сознание” становятся бессмысленными, если в этом мире все едино. Можно лишь вслед за буддийской философией махаяны признать, что “сущее невыразимо”» [2].
Каждый материальный объект — электрон, атом, молекула, песчинка, камень, скала, планета, звезда, галактика — является неразрывной частью Целого. Без Целого нет частей, все части существуют только и исключительно внутри нелокального Целого, для которого не существует ограничений теории относительности. Целое лепит из себя все свои части (принцип голограммы в пику принципу Лего). Соответственно, всё неразрывно связано между собой мгновенными незримыми нитями.
«Не можешь ты цветка сорвать, чтобы звезды не потревожить», — утверждает китайская поэзия.
Нельзя ничего без следа уничтожить, не уничтожив Целого. «Рукописи не горят». В физике это называется законами сохранения: материи, энергии, информации. Нельзя ничего создать из ничего, всё создаётся только из Целого. Материя, жизнь, сознание, разум являются продуктами Целого. Любое творение — это видоизменение Целого: либо маленькое, постепенное, эволюционное, либо резкое, скачкообразное, революционное. В начале было Целое, которое пришло в движение под воздействием пробудившегося от спячки покоя Времени.
Любое живое существо — человек, зверь, рыба, птица, насекомое, амёба, бактерия — является неразрывной частью Целого. А сознание любого живого существа как разящий меч-кладенец отделяет его от Целого. Этот же меч-кладенец омрачённого ума (буддисты называют его «манас») искусно вырезает иллюзию личности, «эго».
Результатом такой колдовской работы сознания служит то, что локальное, двойственное разделяющее сознание исподволь разрубает мир на «я» и «не-я». Единое, Холос распадется на две части: субъект познания и объект познания. Субъектом служит любое живое существо, обладающее сознанием, а объектом — Вселенная.
И тут-то и возникает проблема дуальности сознания, которая служит источником всех бед и в неортодоксальной философии буддизма, и в ортодоксальной философии адвайта-веданты. И буддизм, и адвайта-веданта, и йога разрешают эту проблему путём трансформации сознания или, точнее, полного отключения программ сознания. Вспомним в очередной раз йога-сутру Патанджали:
«Йога есть прекращение деятельности сознания».
Ликвидация дуальности, субъект-объектной дихотомии, которая возникает именно в результате работы сознания в виде концептуального мышления, ментального конструирования, по сути дела означает, что место сознания занимает бессознательное, вершиной которого является трансперсональное бессознательное. Разящий меч-кладенец сознания, отделяющий «я» от «не-я», отныне убран в ножны психики. Это знаменует конец войне на выживание.
Место воинственной эгоцентричной, локальной личности, движимой низшими программами сознания и озабоченной собственным биовыживанием, размножением (или сексуальным наслаждением), иерархией в стае, поисками «хлеба и зрелищ», занимает миролюбивая холистическая, нелокальная личность.
Эта умиротворённая нелокальная личность обретает покой нирваны от нескончаемой мирской суеты, страдания и непостоянства. Это Пробуждённое существо избавлено от нескончаемой грязи жизни, особенно проявляющейся во времена общественных потрясений и природных катаклизмов, характерной для сансары. Этот Татхагата, которому отныне не страшны старость, болезнь, смерть, зато подвластна «Жизнь в себе», пребывает на верху космической иерархии в состоянии блаженства, постоянства, самосуществования и чистоты.
Меч сознания перековывается на орало (плуг) Знания, который бороздит безбрежные просторы Вселенной в мгновение ока без всяких космических кораблей, космонавтов и звёздных войн. Безостановочное волнение дхарм, как молекул воды во время шторма или молекул воздуха во время урагана, сменяет покой, как во времена полного штиля на океане. В данном случае океаном является Вселенский океан психики, в зеркальной глади которого отражаются все мирские феномены.
Древняя восточная мудрость получает подтверждение в современных исследованиях Карла Густава Юнга, открывшего архетипы коллективного бессознательного, и Станислава Грофа, открывшего огромные пласты трансперсонального начала психики, то есть за пределами персоны, личности, «эго», «я».
В этом состоянии психика человека входит в состоянии суперпозиции с психическим началом Вселенной, Высшим Атманом (Параматма), служащим Зеркалом Мира, отражающим глубинную скрытую истинную реальность: «я» равно «не-я», часть равна Целому, микрокосм равен макрокосму, человек равен Вселенной.
Индусы в таком случае говорят словами мудреца Уддалаки в его диалоге с сыном: «тат твам аси» («ты — это то»).
Англичане говорят словами родившегося в Индии Редьярда Киплинга из его знаменитой Заповеди:
Наполни смыслом каждое мгновенье,
Часов и дней неумолимый бег,
Тогда весь мир ты примешь во владенье,
Тогда, мой сын, ты будешь Человек!
Или же словами Уильяма Блейка, всю жизнь прожившего в Лондоне:
В одном мгновении видеть вечность,
Огромный мир — в зерне песка…
Русские говорят словами Гаврилы Державина: «Я царь — я раб — я червь — я бог!» или словами Фёдора Тютчева: «всё во мне, и я во всём».
А учёные различных стран и народов переводят эти прекрасные поэтические строфы на сухой язык голографической парадигмы, где Целое не только формирует все части, но и в каждой мельчайшей частице Целого заключено всё Целое. Это и есть голографическая жемчужная сеть Индры, жемчужины которой расположены таким образом, что, посмотрев на одну из них, узришь в отражении на её поверхности все остальные. Эта голографическая сеть Вселенной проглядывает и в нашем HIT-мироздании, в котором развёртывается бесконечный сериал жизни-смерти формата VHS.
В рамках этой новой научной парадигмы сознание, которое выступает в роли дверей восприятия, также делит мир на «я» и «не-я». При этом двойственное разделяющее сознание использует «щуп» электромагнитного взаимодействия, попросту говоря, луча света, чтобы сканировать окружающий мир. Скорость света в теории относительности — максимальная, предельная скорость. Она очень велика, но не мгновенна. Чтобы охватить всю Вселенную лучу света нужно много миллиардов лет.
Программы сознания на это не способны. Их задача как раз противоположная — обеспечить иллюзию индивидуального существования, нацеленную на биовыживание каждого отдельного «я»: бактерии, червя, слизняка, паука, скорпиона, рыбы, змеи, баобаба, динозавра, крокодила, птицы, летучей мыши, мамонта, льва-царя зверей, человека-царя природы.
Целое существует в циклической вечности и вне пространства, часть существует здесь и сейчас. Непременный атрибут этого «здесь и сейчас» — нескончаемая череда жизни-смерти. Локальное смертное «я» не имеет ни собственного бытия, являясь лишь проекцией Целого, потоком информационных состояний, ни Жизни в себе, ни Знания. Всё это принадлежит только Целому: Бытие, Жизнь в себе, Знание. Любое локальное существование в некой части Целого и в некой живой форме — бактерии, червя, слизняка, паука, скорпиона, рыбы, змеи, баобаба, динозавра, крокодила, птицы, летучей мыши, мамонта, льва-царя зверей, человека-царя природы — иллюзорно и преходяще.
Однако восхождение по ступеням сознания способно преодолеть эту локальную, переливающуюся во времени и пространстве иллюзию индивидуального существования раз и навсегда. Это восхождение описывается восемью ступенями духовного роста в йоге Патанджали, либо восьмеричным благородным срединным путём Будды, либо восемью контурами сознания в философии Тимоти Лири и Роберта Антона Уилсона.
Восьмой, нелокальный квантовый контур представляет собой систему мгновенных нематериальных информационных взаимодействий, которым не требуется биологическая оболочка:
«Когда нервная система подключается к этому контуру квантовых уровней, пространство и время исчезают. Преодолевается эйнштейновский барьер световых скоростей. Соразум внутри квантовой проекционной кабины — это такой же глобальный “космический мозг”, как микроминиатюрная двойная спираль ДНК — “локальный мозг”, направляющий планетарную эволюцию. Как сказал Лао-цзы с высоты своего восьмого контура:
“Самое великое скрывается в самом малом”» [3].
Эту голографическую матрёшку макрокосма-микрокосма он увидел сверхчувственно и сверхразумно, без всякой науки, без опытов и экспериментов, с высоты своего восьмого, высшего контура сознания. Эту же голографическую матрёшку спустя много веков описали научными терминами Дэвид Бом и Карл Прибрам.
В обычной матрёшке самое малое скрывается в самом большом. В голографической матрёшке психики, наоборот, «Самое великое скрывается в самом малом». В малой матрёшке человеческого мозга и сознания скрывается большая матрёшка Единого Ума Вселенной, обладающего Высшим Знанием!
Голографическая матрёшка сознания делает невозможное возможным. В акте Пробуждения меч-кладенец со-знания, рубящий мир на «я» и «не-я», на субъект и объект, на часть и Целое, на человека и Вселенную, вкладывается в ножны психики. Миру — миръ!
Со-знание диалектически отрицает самое себя, иллюзия личности, «эго», исчезает, растворяется в психическом Целом, Высшем Атмане, который есть идеально ровное Зеркало Мира, часть становится равной голографическому Целому, а человек становится способен мгновенно объять Пробуждённой Мыслью всю Вселенную.
Я — это Вселенная.
Я — микрокосм естества.
Я — искра жизни нетленная
В пламени Божества.
Я — это часть Целого.
Нет Целого — нет меня,
Голографически зрелого
Плода неземного огня.
Я — это ток Времени.
Нет Времени — нет меня.
Мы с тобой одного племени,
Ты, Время, и я.
Я — это сознание.
Я мыслю и, значит, я есть.
В сознании теплится Знание,
Да то — не про всякого честь.
Я — это иллюзия,
Молекул сознания игра.
Я — Мысли Единой контузия,
Той, что Совершенно Мудра.
Я — часть, что воскреснет как Целое,
Я — тень, что таит в себе свет,
Я — Бога творение умелое,
Я — странник в небесный Инет!
Вот он, смысл человеческой жизни и сознания: в процессе трансперсонального Пробуждения из иллюзорных грёз со-знания, которое ввергает человека в сон истинного Знания в психическом королевстве кривых зеркал, человек обретает истинное сверхчувственное и сверхразумное Знание и достигает Высшего Освобождения из Платоновской пещеры теней, из плена порождённых разумом кандалов (“mind-forg'd manacles”), по выражению Уильяма Блейка, наконец, из плена сансары, бесконечного круговорота жизни-смерти, исполненного вечного страдания. Это и есть конец бесконечного космического блокбастера бытия.
Высшее Знание становится Высшей Силой! Да пребудет с тобой эта Сила, сила Пробуждения, богатырь Единого Ума!
The end
Примечания:
1. См. Е.А. Торчинов Лекция 2. Основы буддийского учения
2. Роберт Антон Уилсон «Новая инквизиция»
3. Роберт Антон Уилсон «Космический триггер»
17 ноября 2022
Свидетельство о публикации №122111700678