Три золотых правила

Предлагаю читательскому вниманию это сочинение, отмеченное поощрительным призом в числе лучших ( хотя я лично это решение, как член жюри, поначалу подверг сомнению ) на проведённом в нашем литературном клубе "Колба" конкурсе под заголовком : "Советы для начинающих поэтов и писателей". Автор сочинения, узнав о моём намерении предать его опус публикации, очень смутился и попросил его имя не разглашать. Итак :

ТРИ  ЗОЛОТЫХ  ПРАВИЛА

Друзья, возлюбленные мои поэты ! Хочу поделиться с вами тремя золотыми правилами, которые не раз спасали мне жизнь и позволили добиться того совершенства в стихосложении, о котором я мог только мечтать. Итак, начну по порядку.

Вот вам самое главное, первое правило, соблюдая которое вы подниметесь на такую головокружительную высоту, на гребень такого небывалого успеха, что глянув вниз с него, у вас закружится голова и по спине побежит мороз. Оно, это правило, звучит примерно так : "Не воспринимай жизнь слишком серьёзно ! Чаще смейся ! Радуйся малому ! Не заморачивайся ни над чем !"

Иными словами, испытав прилив вдохновения, отпусти своё воображение и пусть оно летит, паря над землёй, как ковёр-самолёт на картине Виктора Михайловича Васнецова, унося на себе счастливую парочку - Ивана Царевича и Василису Прекрасную, где Иван Царевич - это твоя творческая мысль, а Василиса Прекрасная - грядущие обильные гонорары за стихи, увенчанные Нобелевской премией мира.

Второе правило, которого следует придерживаться с не меньшим усердием, чем первого, гласит : "Тишина - ты лучшее из всего, что слышал"

Этому правилу научили меня Борис Леонидович Пастернак, горные вершины, просторы морей, таёжные чащобы, а так же озёрная гладь и луговые угодья, что раскинулись за моим селом.

Ну и третье правило гласит : "Поэт, мой руки перед едой !", где под едой подразумевается процесс творчества, ибо творить - означает алкать чего-то прекрасного.

То есть, садясь за сочинение стихов, выбрось из головы всякий мусор : насущные тревоги и заботы, дворовые сплетни и кривотолки, обрывки фраз, услышанных в городском транспорте, надписи, прочтённые на заборах, мечты о будущем и досаду на прошлое, мудрые наставления пророков, посулы счастливой жизни политиков и ядовитые упрёки жены ( если таковая имеется ) и прочее, и прочее, и прочее. Выбрось всё это, как выбрасывали когда-то матросы лишний груз с корабля и даже рубили мачты, когда начинался сильнейший шторм и кораблю угрожала смертельная опасность.

Вы взяли в руки перо, а это значит, что за вашими плечами незримо раскинул свои крыла Шестикрылый Серафим. Минута-другая и он вырвет грешный ваш язык и вложит в рот жало змеи. С этим жалом не пропадёшь ! Стихи льются, как вода из крана, а о прозе же и говорить нечего. Стоит положить перед собой, как скатерть-самобранку, чистый лист и на нём тут же сами собой начинают выводиться величественные, монументальные строки : "Быть или не быть ?", "Всё смешалось в доме Облонских" или ещё монументальнее : "Духовная скрепа", "Чёрная пятница", "Свободная касса !"

Как эти три правила спасли мне жизнь ? Очень просто. Охотно расскажу вам один из эпизодов.

Произошёл этот эпизод во время знаменитой Куликовской битвы, в которой мне посчастливилось участвовать в качестве летописца.

В самый разгар битвы, когда ордынская конница с гиканьем и рёвом ударила по левому флангу нашей пехоты, иначе именуемой "Полком левой руки" и началась такая рубка, что в образовавшейся тесноте воины посохи ( пешие легковооружённые воины ) падали на землю не столько от ударов кривых сабель монголов, сколько от столпотворения и удушья, я находился в самом центре этого пекла.

В правой руке я, как вы понимаете, сжимал не меч и не копьё, а гусиное перо, в левой - чернильницу, полную чернил.

В мою задачу входило запечатлеть все самые важные моменты сражения. Поединок Пересвета с Челубеем я уже подробно описал. Но тогда никто не толкал меня под руку и я спокойно мог водить пером по пергаменту.

Теперь же, в жуткой давке, в которой воины нашего и вражеского стана только тискали друг друга и осыпали самыми крепкими ругательствами, не имея возможности действовать оружием, я не способен был даже обмакнуть перо в чернильницу.

Монгольский воин, потеряв перед этим коня и в тесноте стоя нос к носу со мной, на своём наречии ( которое я тогда неплохо изучил и понимал ) о чём-то меня, пуская пузыри изо рта, спрашивал, но о чём, я никак разобрать не мог - шум стоял вокруг невообразимый. Моя кольчуга скрипела, рёбра трещали, глаза вылезали из орбит.

Наконец, я понял, что монгол просит меня почитать, что я написал на пергаменте. Он, по-видимому, тоже был поэт. И вот здесь-то и спасло меня первое правило. Я отпустил воображение и стал плести монголу всё, что взбрело мне в голову.

Я стал рассказывать ему о Дире и Аскольде, о половецких плясках и Крещении Руси, о Ярославе Мудром и Иване Калите. Между прочим по секрету поведал ему о том, что здесь, сейчас, когда вам, самоуверенным ордынцам, кажется, что вы смяли наш левый фланг и счастливый для вас конец битвы предрешён, из берёзовой рощи выскочит засадный полк Дмитрия Боброка и ударит вашему войску в тыл. Потом, чтобы хоть как-то успокоить его, я рассказал об Иване Грозном и купце Калашникове, о Смутном Времени, Самозванце и Марине Мнишек, о покорении Ермаком Сибири и Полтавской баталии, об Анне Иоановне и Бироне, о переходе Суворова через Альпы.

Увлёкшись, рассказал о Бартоломео Растрелли и русском барокко, о путешествии Радищева из Петербурга в Москву и всех любовниках Екатерины Великой. Рассказал кое-что о поэтах и писателях : о стихотворении Пушкина "Телега жизни", о том, как Ноздрёв подкузьмил Чичикова, о птице-тройке, что несётся куда, сама не знает.

Немного рассказал о Салтычихе, о Троекурове, о его гареме и о прелестях кнута. Рассказал, чтобы оставаться справедливым, об отмене крепостного права, стоившей жизни Александру второму. Рассказал монгольскому поэту о бессмертных зарисовках Чехова под названием "Толстый и тонкий", "Пересолил", "Хамелеон" и "Злоумышленник", чем вызвал у него приступ смеха. Рассказал о Цусиме и крейсере "Варяг", о Первой мировой и Брусиловском прорыве, о выстреле "Авроры" и пьяной матросне, героически взявшей Зимний дворец, о республике ШКИД и НЭПе, об Айседоре Дункан и Лёньке Пантелееве.

Очень сжато, тезисно поведал о плане ГОЭРЛО и Днепрогэсе, о полёте Гагарина и Карибском кризисе, о комедиях Гайдая и Рязанова, о БАМе и ЦУМе, о мавзолее Ленина и, наконец, о борьбе с виноградниками и перестройке, о ваучерах и приватизации.

Заострил же внимание монгола и больше всего живописно рассказал ему о том, как Россия поднималась с колен "в нулевые" и даже попытался ему это продемонстрировать, но не смог, утомлённый долгим рассказом, и сумел встать только на четвереньки.

Ошеломлённый моим рассказом, монгол поднял руки вверх, бросив свою кривую саблю, и безропотно сдался мне в плен. Видя это, и остальные монголы стали поднимать руки и сдаваться. В сражении наступил переломный момент.

Удар засадного полка уже ничего по существу не решал, так как монголы, передавая из уст в уста мой рассказ, пришли в столь неописуемый священный ужас, перемешанный с восторгом, что начали паническое бегство. И сколько я ни гнался за ними по просторам Руси с криком :"Стойте, стойте ! Это просто сказки Венского леса !", остановить их не смог. Они всё бежали и бежали - за Волгу, за Урал, за космодром Байконур, добежали до самой  Монголии, где спешно начали строить коммунизм и строят его по сей день. Вот такая случилась со мной история, которую я рассказал, ничего не приукрашивая и не искажая.

Если мой рассказ убедил вас, друзья, в том, что правила мои не фикция и работают, я буду рад. Если тягостные сомнения всё ещё терзают вашу душу, скажу так :" Не спешите, подумайте". Как изрёк мудрец :"Сомневайтесь во всём и даже в своём сомнении тоже сомневайтесь !"

На этом пока прощаюсь с вами, дорогие ! До новых встреч ! Да хранят вас парнасские боги !

________________________________________

Клуб "Колба" в геологическом посёлке Полярный. 16 ноября 2022.


Рецензии