Айсана и Сайнаг-алдар ч. 1
Часть IV Айсана
Там за Черной горой, где река широка,
Где пасутся стада, ветр гуляет шальной
Жил алдар, звать Сайнаг*, жизнь того старика
Вдруг шатнулась и вниз, он сказался больной.
И собрал всё село: нартов старших, младых,
И поведал о том: «Видно смерть в дом пришла…
Может, ведает кто средство в днях не простых,
Иль лекарство, чтоб жизнь смерть-беду обошла.
Первый раз говорю, доверясь, кричу,
Может слух вдруг прошел в вашей нарты среде?
Всё отдам для того, щедро все оплачу.
Помогите, прошу, не оставьте в беде».
Тихий ропот пошёл: «Коли смерть в дом пришла,
Тут лекарств точно нет, так решила судьба.
Не кори нас алдар! Знать беда подошла,
Мы не сможем помочь, смерть сильна и груба!»
Слезы душат его, кап с морщинок у глаз:
«Мне позвать Айсану, сердце жжётся, огонь»,-
Говорит он ему: «Там у синих террас,
Где подвалы внизу спрятан мой чудо-конь.
Семь подвалов пройдешь, тьма тебя не смутит.
А в восьмом в глубине он стоит тебя ждёт.
Коль лекарство найдешь, то, что жизнь возвратит,
Отплачу я тебе, вот такой поворот».
Айсана** же в ответ: «Не слыхал я о нём.
Неизвестно, где есть, если знаешь, скажи.
Я достану его вместе с чудо - конём,
Только место его, где искать укажи!»
«Там за Черной горой, ждет тебя перевал,
А за ним и другой, семь их всех в глубине.
Есть село там одно (там давно не бывал).
Две сестры там живут, ждут вестей обо мне».
Вот в пути АйсанА. Долго ль ехал-скакал.
Сколь препятствий прошел, но все принял, шумя.
Наконец миновал он седьмой перевал,
И у дома сестер слез он с чудо-коня.
Им поведал о том: «Брат ваш болен, алдар.
Одолела болезнь, смерть стоит у ворот.
К вам послал он меня. Передать – очень стар,
И, что вскоре умрет, вот такой поворот».
Собирались они да с Айсаною вперёд.
Быстро ехали вскачь, вот и дом, а Сайнаг
Их встречает, и плачь, слёзы милых сестёр
Чувства режут его словно меч акинак***.
«Плачь, не нужен мне здесь, толку, что от него.
Пользы в нем никакой, с ним ни кашу сварить.
С ним и жизнь не вернуть, мне терпеть нелегко.
Может, слышали вы, есть ль лекарство, чтоб жить?!
Сестры сразу ответ: «Оторви наш язык,
Есть там в Черной горе вглубь в пещере гоним
Твой друг-брат побратим, тот сам Черный Уаиг4****,
Может он, что слыхал, ты послал бы за ним!»
Нет уж времени ждать, голос словно рычит.
Едет быстро гонец, вот и Черный УаИг.
Он уже во дворе и алдару кричит:
«Как ты жив побратим, я приехал», - глас в крик.
«Жив покуда, мой брат. Первый раз я кричу,
Может слух знаешь ты в своей черной среде?
Всё отдам для того, щедро все оплачу.
Помоги, побратим, не оставь же в беде».
«В чужеземной стране (слышал я от людей),
У АрпАна***** есть сад (воры там не крадут).
Далеко-далеко, что и пять лошадей
Не домчат нипочем, все падут, все падут.
Та страна за рекой, вам туда не дойти,
Семь озер и равнин надо вам пересечь.
Сразу горный хребет вам встает на пути,
Только после него речка там будет течь.
Как пройдете её, вмиг вам станет легко
Там равнина лежит, и селенье и сад.
В том саду в центр иди, есть там древо одно.
Там плоды все в кулак, всяк такому был рад.
Это - яблоня-жар, не простая она.
Охраняет змея, нет, огромный страж-змей.
Караулит и ждёт, вниз сползает слюна.
Держит хвост свой во рту и сосёт в свете дней.
Царь Арпан всё блюдет, возит пищу с утра.
Вот представь восемь пар дюжих крепких быков.
Могут вывезти то, что змее на-гора
Ежедневно везут да без всяких счетов».
Опечален алдар - повелитель Сайнаг:
«Кто к Арпану помчит, все препоны кляня?!
Я б ответе тому от себя в добрый знак
Подарил бы - отдал чудо в пляске коня!»
И тогда АйсанА в грудь ударил, звеня:
«Я бы съездил алдар, верю, ты был бы рад.
Жаль, у нартов сейчас, нет такого коня,
Чтоб домчал в ту страну, где цветет этот сад!»
«Справедливо, мой друг, я прошу лишь, спаси!
Конь будь твой! Забери, мой подарок в судьбе.
Я согласен с тобой. Ты меня отнеси,
Конь доверчив ко мне, станет добрым к тебе!»
Семь подвалов минул, Конь – глаза сатаны,
На носилках алдар, болен он и не встать.
Тычет мордой друг-Конь в руку-власть Айсаны,
Признает ли его, надо все испытать.
Оседлали – понес, вверх подкинул его,
АйсанА был готов – птицей стал, торя мир.
Опустился в седло, Конь встряхнул: «И-го-го!», -
И подбросил второй – стал гвоздем тут батыр.
И пролез меж седлом, стал подушкой зараз.
Он опять на седле, Конь совсем озверел,
Вверх летит Айсана, став попоною враз,
Сел в седло он опять, сжав бока, был он смел.
*)Сайна;г-Алда;р (осет. Сайнаг-алдар) - один из персонажей осетинского нартского эпоса, отец красавицы Агунды и родственник нартских родов Бората и Ахсартагката. Сайнаг-Алдар - это не имя, а титул («хозяин Чёрной Горы»). В нартском эпосе Сайнаг-Алдар показан как враг нартских героев Сослана, Хамыца и Батрадза. Сайнаг-Алдар часто вмешивается в войны между родами Бората и Ахсартагката, попеременно становясь на сторону одного из родов.
**) Айсана - сын нарта Урызмага.
***)Акинак (др.-греч.- короткий (40-60 сантиметров) железный меч, применявшийся скифами во второй половине 1-го тысячелетия до нашей эры, в другом источнике указано что Acinces,короткая прямая персидская сабля, которую носили у правого бока.
****)Уаиг - это одноглазые великаны, имеющие семь голов, среди них есть даже стоголовые. Созданные Богом намного раньше нартов, уаиги были наделённые огромным ростом и силой; вели борьбу с нартами, но постоянно, несмотря на свою величину, терпели от них поражение, потому что были глупы и неуклюжи.
*****) Царь Арпан - Arpan «небесный страж» от abra-pana . букв. перевод – небесный страж.
Окончание следует…
Свидетельство о публикации №122111604524
Татьяна Епифанова 20.11.2022 21:53 Заявить о нарушении
Игорь Апрельский 23.11.2022 06:21 Заявить о нарушении