Прорыв

                "Я не тебе поклонился, а всему
                страданиию
                человеческому поклонился..."

     Он пришёл в этот мир, чтобы рассказать о страдании так, чтобы услышали. И это ему удалось. Хоть люди, вообще-то, не любят про страдания.
     Он раскочегарил даже фригидную Европу. Третий век подряд: "Ах, ах, ах! Какой писатель! Что за писатель!" (Что европеец вообще может понять в его творчестве?) Однако вот уже третье столетие этот самый европеец, испытывая чувство, по-видимому, напоминающее сладострастие, трётся  вокруг его творчества, вокруг "контента" его романов, устраивает мушиную толчею вокруг его имени. Что он там видит, чем он так уж прельщен? Гуманизмом? Но европеец давно не гуманист. Он жестокий колонизатор, и сейчас даже те, кто так не считал до недавнего времени, признали это.
     "Ему грезилось в болезни, будто весь мир осуждён в жертву какой-то странной, неслыханной и невиданной моровой язве. Появились какие-то новые трихины, вселявшиеся в тела людей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими"...
    "Если бы мне предложили выбирать: всему миру провалиться или мне чай пить, я бы ответил, что лучше всему миру провалиться, а мне, чтоб чай пить... "
    "В Бога он не верует. Одно только меня поразило: что он, вовсе как будто не про то, хотя с виду и кажется, что про то... " - что, процитированное на сердце европейское хорошо ложится?
     Скорее всего, здесь другое. Он, этот европеец, что-то чувствует. Он не понимает что это такое, как это называется. Он чувствует вибрацию, некий сигнал, идущий от страниц прочитанного, услышанного, прямо к европейскому сердцу.
    ... На самом деле все очень просто: у каждого есть душа. Она есть вне зависимости от того, желает человек  признавать наличие её в своём теле или нет.  Душа ищет, ощущает Бога, хоть рациональный рассудок пытается  убедить в обратном. А писатель много лет назад осуществил туда, непосредственно к Богу, прорыв. И холодный рационалист  ощущая неприкаянной душой Бога, читает про страдания, сопереживает, чувствует, что за героями его романов стоит что-то бесконечно большое, что-то такое, что не может быть постигнуто обычными органами чувств. Только душой. Богу было угодно, чтобы литератор прорвался к Нему, узнал и донёс до людей.
     Складывается впечатление, что Бог надиктовал писателю его работы подобно тому, как надиктовал пророкам поучения. Как это могло быть? Во время припадка падучей? Очень возможно. Не единожды писатель говорил, что накануне припадка он начинал понимать, как все создано в мире, но после не помнил. Наверное, так и было. Существуют и черновики, но нередко он просто надиктовывал стенографистке целые главы, отвернувшись лицом к стене, без поправок. Ему надиктовывали, и он надиктовывал, стало быть... Видимо, поэтому и каждый из его персонажей представляет собой иллюстрацию определённой Божественной идеи, каждый из них живёт как бы сам по себе, не подчиняясь закону причин и следствий.
     Откуда же как ни Оттуда, свалился Родя с его топором, "трихинами" и "тварью дрожащий"? Прибыл сюда, чтобы предупредить, отговорить, воспрепятствовать. Свалился, прорвался по воле Автора и автора из какого-то дикого 19-го столетия. И живёт себе спокойненько здесь и сейчас в веке 21-м. И в ус не дует.
     И все герои "пятикнижия": "Преступление и наказание", "Идиот", "Подросток", "Бесы", "Братья Карамазовы" - о нас, о наших современниках, о наших соседях.
    ... И действительно, я кто:"тварь ли дрожащая или право имею"? Как узнать, как проверить? а-а-а... Убить кого-нибудь. Именно кого-нибудь. Просто попробовать. (So catching, so catching idea...)
Ведь "если Бога нет, то нам все позволено"!
    Кстати, сколько не доказывай, что Бога нет, получается ровно одно и то же каждый раз:"он вовсе, как будто не про то..." (читай выше!)
Всё ли позволено? Вот главный вопрос его творчества. И это не философский вопрос, не моральный, не этический, а вопрос веры. Поэтому вне веры, вне Православия он постигнут быть не может. Все те, кто являются поклонниками его творчества, но любят  его как-то так, просто, без веры, - это как бы сказать? - море морщат, ловят воду решетом, толкут воду в ступке... - "Не как мальчик же я верую в Христа и Его исповедую, а через большое горнило сомнений моя осанна прошла... " Социальное - вечная нехватка чего-то, оно уйдёт вместе с земным существованием человека, а вечное, то есть душа, оно и есть вечное, вневременное. Поэтому главная проблема его творчества - проблема веры. И подлинное содержание его романов заключено в его главном, основном, конфликте - борьба дьявола с Богом за душу человека. За душу праведную: если праведник падёт, то и враг восторжествует.
    ... Там о душе и было ему все открыто. Я иногда думаю, сколько убийств совершил этот программный Раскольников? За что отправился на каторгу? Сколько человек убил? Алёна, старуха-процентщица - раз. Её сводная сестра, несколько неполноценная Елизавета - два. Как будто два. А вот и не так! Решился, взял топор в руки - РАЗ! Решился на убийство, значит, все - убил! Как? Кого? Да себя и убил. Духовно. Это потом уже старуха и её сестра. Итого, три. С себя начал. Имел замысел убийства - раз, процентщицу - два, сестру - три.  А дальше-то! Себя убил, старуху убил. Помнит, как тяжело было решиться! А про убийство Лизаветы и не помнит даже. А почему? Потому что сам был уже трупом на тот момент, исполнял бесовскую волю. Вот откуда это автору было известно, а?  Что за "ресурсы", что за источники он использовал? Все Оттуда, все Оттуда...
     Есть литература духовная. Есть мирская. А он - отсутствующее, связующее звено в отображении мира горнего и земного. Он - великий проводник между этими мирами: "Есть Ум и ум", и потому никто кроме него не поднял на такую недосягаемую высоту ценность жизни человека.
     Он, как и все мы, родом из детства. Отец его был лекарем. И бОльшую часть детства провел он в правом флигеле Мариинской больницы для бедных (в народе Божедомка) среди людского горя и страданий. И написал  о страданиях так, что сумел прорваться к сердцам тех, кто страданиям всегда предпочитал наслаждения.
     День его рождения 11 ноября (30 октября по старому стилю) 1821 года.
     С Днём рождения Вас, Фёдор Михайлович! Вы здесь, с нами, но мы Вас до конца не постигли. Если только лет через тысячу, и то если только Бог даст шанс на существование...


Рецензии
Дабы не дать Европе расстаться с «фригидность» по отношению к гуманизму, её дуэньи и евнухи поступили решительно – запретили европейцам печатать и читать произведения пока еще только русских гуманистов, и прежде всего Ф.М.Достоевского, о ло творчество которого европейцы не остывали тереться на протяжении почти трех столетий. Когда под угрозой единственно приемлемый способ существования – колониализм, уже не до «сладострастия». Даи читать в Европе сейчас некому. Болонская система образования сделала доступными для болбшинства европейцев только комиксы. Повторю слова незабвенного Фазиля Искандера: «раз так, пусть сидят, где сидят».
Вы говорите, что автор совершил Прорыв к Автору. И добыл знания, которые нигде больше добыть не мог бы. С одной стороны, знания, имеющие прямое отношение к основам человеческого бытия, можно добыть только с помощью прорыва к ведающему этими знаниями? И плата за полученные знания - подвиг? Подвиг в смысле продвижение за пределы освоенного человеком пространства, подъем на более высокий уровень сознания, веры, морали и нравственности? А с другой стороны – не снимается предупреждение:«не мечите бисер перед свиньями». . Выдавать такое знание ради удовлетворения праздного любопытства профессиональному бездельнику категорически нельзя.
Делюсь секретом. Роман «Братья Карамазовы» (бОльшую его часть) я прочитал на свежем воздухе при полном безветрии и 33-35 градусном морозе. Ситуация принуждала. Ни Майн Рида, ни Дюма я в этих условиях не читал бы. Можете найти хоть одного европейца, способного на такое? Вопрос риторический. Да и морозов таких у них там не бывает.
Очень понравился стиль Вашей миниатюры.
С пожеланием успехов
Стас.

Стас Новосильцев   19.07.2023 22:35     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Стас, за отклик!
Вы задали очень интересные вопросы по поводу обретения знаний высшего порядка и по поводу целесообразности "метать бисер перед свиньями". Мы с Вами как-то уже брались за обсуждение этой темы, когда говорили о творчестве Пушкина. Помните "Балладу о предательстве"? Я думаю, что личности, подобные Пушкину, Достоевскому, возможно, и сами бы не желали ничего такого знать. Они ведь были обыкновенными людьми: ели, пили, влюблялись, изменяли, были азартными игроками и т. д. Но получалось так, что за что ни возьмутся, раз! - и шедевр, оп! - и гениальная поэма, роман. От них самих это зависело в очень малой степени. Я иногда даже думаю, что они не всегда понимали, что им удалось создать.

Елена Беляева 10   20.07.2023 14:53   Заявить о нарушении
Возьмём для примера "Преступление и наказание". Роман этот был задуман писателем ещё на каторге, но, как говорится, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. И не было бы, может, этого романа, да проигрался в очередной раз Фёдор Михайлович. Да так его прижарило, что с квартиры его в Германии попёрли. Вот он с голодухи да от холода и выдал этот шедевр. И роман на первых порах привлёк внимание публики как развлекательный - чем не криминальное чтиво?
Где уж тут размышлять кто свинья, кто нет, когда кушать хочется! Пусть кто хочет читает, лишь бы деньги дали!
А получилось то, что получилось. Как будто пророку кто-то сверху надиктовал. А стилистика какая!
Поэтому в отношении того, для кого это создано, правильно было бы отталкиваться от принципа "Бог управит!", "не человечьим хотеньем, а Божьим произволеньем", поскольку автор таких работ сам Господь Бог.
Приятно было узнать, что Вы прочли "Братьев Карамазовых". Великолепный роман! По поводу способностей европейцев прочесть что-то подобное в 30 градусный мороз отвечу вопросом на вопрос: а Вы разве европеец? Вы, Стас, сепар, и это все объясняет...
С уважением,
Елена


Елена Беляева 10   20.07.2023 15:45   Заявить о нарушении
У меня, Лена, иное мнение. Знания высшего порядка не выдаются просто так, за «красивые глаза». Эти знания добываются либо тяжелым умственным трудом, либо тяжкими страданиями, либо совместными усилиями души и мозга.
Вашему покорному слуге летней ночью 1997 года был, как анне Ахматовой, ГОЛОС, и сделал сообщение, которое мной определено как Код двадцать первого века для планеты Земля. Сейчас то, о чем мне поведал ГОЛОС, сбывается. Судя по всему, я единственный, кто удостоен получению этого знания.
Сейчас я могу твердо утверждать, почему именно я, откуда это мне пришло, и зачем мне его выдали. Применяя Вашу терминологию, я совершил прорыв в информационно- энергетическое поле Земли (или Вселенной, не знаю). Прорывался я туда, сам об этом не думая и не зная, в течение двух мевяцев, проведенных мной в мучительных раздумьях о том, что ожидает появившегося в нашей семье младенца, о всех болячках и язвах современного человечества и его международных организаций. Попутно я строил соображения о том, как все это исправить, как не дать планете Земля погибнуть вместе с населяющим её человечеством. Интуитивно я чувствовал, что ждать этого конца осталось недолго.
ГОЛОС поставил точку на моих раздумьях, подвел им итог, в какой-то степени успокоил, подав надежду, что человечество еще не не обречено на гибель в скором будущем.
Видимо, я единственный, так сильно и болезненно разворошивший эту тему, поэтому и получил лаконичный и исчерпывающий ответ. Неожиданно для себя.
Был бы я профессиональным и «остепененным» философом, я бы развил и «раскрутил» эту тему до уровня научной монографии, не упоминая, откуда получил это знание, и заслужил бы соответствующие лавры.
А.С.Пушкин и Ф.М.Достоевский приложили немало умственных и душевных усилий, может быть, даже не осознавая этого, для получения знаний высшего порядка и и обладания ими (Вы же знаете, что владеть еще не значит обладать). Да, их произведения можно рассматривать как результат переработки полученных знаний с целью донести эти знания до всех . возможно, это условие , при выполнении которого возможно их получение. Недаром все, нашедшие что-то новое, ранее невиданное или не слыханное, стремятся показать его окружающим.
Может быть, я не прав.
Стас. .

Стас Новосильцев   20.07.2023 18:21   Заявить о нарушении
Да, не осознавая...
Нет, ну Вы как хотите, а я не знаю что думать. Вот, к примеру, я сейчас собираюсь выложить стих - своего рода предание о Твери. Вчера сочиняю и думаю:"Как же выразить такую мысль" завладеть ещё не значит полностью владеть (обладать)"?" Написала так:"Полонянка-славянка - не рабыня-жена...",а тут и Вы объявились с рассуждением на эту тему.
Чудеса!

Елена Беляева 10   20.07.2023 18:49   Заявить о нарушении
Пропустила строку:

Обережные кольца
Да платок до бровей,
Завоевана будто,
Да не стала моей,
Полонянка-славянка
Не рабыня-жена...

Елена Беляева 10   20.07.2023 19:01   Заявить о нарушении
Вот теперь я понял, с какого перепугу, подвергая опасности окружающих, я в антисанитарных условиях архангельской зимы, на тридцатипяти градусном морозе под треск лопающейся древесины сосен и елей я запоем читал Достоевского (хорошо, что не "Записки из мертвого дома"). потому, что я сепар, отпетый, прожженный и, возможно, врожденный (но тогда еще не проявивший свою сепарскую суть). Аж легче стало после Вашего пояснения.
А теперь к Вашей славянке-полонянке. когда Вы над ней работали, мне примерещилось вот что:
Ты не стала моей поэмой,
Мне тебя написать не пришлось.
Не ДАЛАСЬ, не открылась тема...
Незаконченныые работы не показывают, Вам я сделал исключение, потму что здесь тоже про "владеть и обладать" Ятоже не знаю, как это объяснить.
Стас.

Стас Новосильцев   22.07.2023 18:53   Заявить о нарушении
Ржу и все. Темная история. По поводу сепара, Стас, Вы теперь не стесняйтесь - спрашивайте! Похоже, я Вам много чего про Вас могу объяснить, как, впрочем, и Вы про меня, наверное. 😊

Елена Беляева 10   22.07.2023 19:11   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.