Эссе Илья. Он твёрдо стоял за веру

ИЛЬЯ. ОН ТВЁРДО СТОЯЛ ЗА ИСТИННУЮ ВЕРУ.

ИЛЬЯ смотрит на толпы людей, взбирающихся по склону горы Кармил. Даже при слабом свете утренней зари нельзя не заметить их бедности и нищеты. Вот уже три с половиной года они страдают от жестокой засухи.

Вместе с ними гордо шествуют 450 пророков Ваала. Их переполняет лютая ненависть к Илье — пророку истинного Бога. Несмотря на то что царица Иезавель истребила многих служителей Бога, Илья по-прежнему решительно противостоит культу Ваала. Но сможет ли один человек одержать верх в этой неравной борьбе? Жрецам Ваала, возможно, кажется, что нет (1 Цар. 18:4, 19, 20). Также на гору Кармил прибыл царь Ахав в своей колеснице, но и он считает Илью своим врагом.

В жизни пророка Ильи такого дня ещё не было. Разворачивалось одно из самых драматических в истории человечества противостояний между добром и злом. Что чувствовал пророк в то утро? Нельзя сказать, что он не испытывал страха, ведь он был «человеком с такими же чувствами, как и у нас». (Прочитайте Иакова 5:17.) В одном мы можем быть уверены точно,— глядя на неверный народ, царя, отступившего от истинного Бога, и кровожадных жрецов, Илья чувствовал себя одиноко как никогда (1 Цар. 18:22).

Но почему Израиль оказался в таком критическом положении? И какое отношение это повествование имеет к нам? Давайте узнаем, какую веру проявил Илья и чем его пример полезен нам сегодня.

ДОЛГАЯ БОРЬБА ОБОСТРЯЕТСЯ.

Бо;льшую часть своей жизни Илья беспомощно наблюдал, как самое лучшее, что было у его народа, отвергалось и нещадно попиралось. Израиль был втянут в долгую борьбу — жестокое противостояние между истинной религией и ложной, между верой израильтян в Бога и идолопоклонством соседних народов. В дни Ильи эта борьба стала непримиримой и мучительной, как никогда прежде.

Царь Ахав женился на Иезавели, дочери сидонского царя. Иезавель упорно насаждала в израильской земле культ Ваала, намереваясь искоренить поклонение Богу Израиля. Вскоре Ахав полностью оказался в её власти. Он построил капище и жертвенник Ваалу и возглавил поклонение этому языческому богу. Своими действиями он глубоко оскорблял Бога (1 Цар. 16:30—33).

Почему культ Ваала был таким мерзким? Поклонение этому божеству совращало Израиль, и многие отвернулись от истинного Бога. Это была жестокая и отвратительная религия. Культ Ваала сопровождался храмовой мужской и женской проституцией, сексуальными оргиями и даже жертвоприношением детей. Бог послал Илью объявить Ахаву, что наступит засуха, которая не прекратится до тех пор, пока Божий пророк не возвестит о её конце (1 Цар. 17:1). Прошло несколько лет, прежде чем Илья снова предстал перед Ахавом и велел ему собрать на горе Кармил народ и пророков Ваала.

Но почему эти события должны интересовать нас? Кто-то может сказать, что они не имеют к нам никакого отношения, ведь сегодня не существует ни капищ, ни жертвенников Ваалу. Однако это повествование не просто древняя история (Рим. 15:4). Слово «ваал» означает «владелец» или «господин». Божий народ должен был избрать своим владельцем — или «ваалом» — истинного Бога (Ис. 54:5). Но разве вы не согласитесь, что и по сей день многие служат самым разным «господам», только не Всемогущему Богу? Для них «господами» стали деньги, карьера, отдых, сексуальные удовольствия, а также бесчисленные боги, которым они поклоняются, вместо того чтобы служить Богу.(Матф. 6:24; прочитайте Римлянам 6:16.) Поэтому в определённом смысле характерные особенности культа Ваала сохранились до наших дней. Если мы вникнем в историю противостояния между Богом Израиля и Ваалом, то сможем правильно выбрать, кому служить.

ЧТО ЗНАЧИТ «ХРОМАТЬ НА ОБЕ НОГИ»?

С вершин горы Кармил открывалась широкая панорама: внизу находилась долина реки Киссон и Великое море (Средиземное море), а далеко на севере возвышались Ливанские горы. Однако в тот решающий день в лучах восходящего солнца 
взору пророка предстал ужасающий вид. Над некогда плодородной землей, которую Бог дал детям Авраама, веяло смертью. Беспощадное солнце превратило её в твердую, растрескавшуюся корку. И в этом был повинен сам Божий народ. Когда люди собрались на горе, Илья подошёл к ним и сказал: «Сколько ещё вы будете хромать на обе ноги, придерживаясь двух разных мнений? Если Господь — истинный Бог, то следуйте за ним, а если Ваал, то следуйте за ним» (1 Цар. 18:21).

Что имел в виду Илья, сказав, что народ хромает «на обе ноги, придерживаясь двух разных мнений»? Эти люди не понимали, что им нужно выбрать, кому служить — истинному Богу Израиля или Ваалу. Им казалось, что они могут задабривать Ваала своими мерзкими обрядами и в то же время обращаться за помощью к Богу. По-видимому, они считали, что Ваал будет благословлять их поля и стада, а «Бог воинств» — защищать в битве (1 Сам. 17:45). Как и многие люди сегодня, они упустили самое главное: Бог не будет делить славу ни с кем иным — он требует и заслуживает исключительной преданности. Для него неприемлемо, даже оскорбительно, чтобы люди поклонялись ему и кому-то или чему-то ещё. (Прочитайте Исход 20:5.)

Хромая на обе ноги, израильтяне были похожи на человека, который пытается одновременно идти по двум тропам. Как же часто люди сегодня совершают подобную ошибку! Позволяя разным «ваалам» вкрадываться в их жизнь, они отворачиваются от истинного Бога. Пример Ильи, который призывал народ определиться, кому служить, поможет и нам пересмотреть свои приоритеты и отношение к Богу.

РЕШАЮЩЕЕ ИСПЫТАНИЕ.

Илья предложил устроить испытание. Оно было очень простым. Жрецы Ваала должны были соорудить жертвенник и возложить на него жертву. Затем они должны были просить своего бога зажечь на нём огонь. То же самое должен был сделать Илья. Он сказал: «Тот Бог, который ответит, послав огонь, и есть истинный Бог». У Ильи не было и тени сомнения, кто истинный Бог. Его вера была настолько крепкой, что он предоставил пророкам Ваала самые выгодные условия, позволив им быть первыми. Жрецы выбрали быка для жертвоприношения и начали призывать Ваала (1 Цар. 18:24, 25).

Хотя в наше время таких чудес не происходит, Бог не изменился. Мы можем быть уверены в нём, так же как Илья. К примеру, многие люди не согласны с тем, чему учит Библия. И если они высказывают свое мнение, нам не стоит этого бояться. Как Илья, мы можем надеяться на то, что Бог откроет им истину. Нам следует полагаться не на себя, а на его Слово, которое он предоставил «для исправления» (2 Тим. 3:16).

Пророки Ваала, подготовив жертву, стали взывать к своему богу. Всё снова и снова они кричали: «Ваал, ответь нам!» Прошли минуты, потом часы, «но не было ни голоса, ни ответа». В полдень Илья стал насмехаться над ними, язвительно говоря, что Ваал, должно быть, занят и поэтому не отвечает. Может, он пошёл в уборную или спит и его надо разбудить. «Кричите во весь голос»,— призывал Илья этих шарлатанов. Пророк ясно понимал, что поклоняться Ваалу просто абсурдно, но он хотел, чтобы в этом убедился и Божий народ (1 Цар. 18:26, 27).

Жрецы Ваала пришли в ещё большее исступление. Они «стали кричать во весь голос и по своему обычаю резать себя кинжалами и колоть копьями, пока не потекла кровь». Но всё было напрасно! «Не было ни голоса, ни ответа, ни отклика» (1 Цар. 18:28, 29). Ваала просто не существовало. Его выдумал Сатана, чтобы отводить людей от истинного Бога. То же самое происходит и сегодня. Если люди выбирают своим господином кого-то кроме Бога, они неизбежно испытают разочарование и даже стыд. (Прочитайте Псалом 25:3; 115:4—8.)

ИСХОД ИСПЫТАНИЯ.

Ближе к вечеру настала очередь Ильи. Взяв двенадцать камней, он восстановил жертвенник Богу, разрушенный, очевидно, врагами истинного Бога. Этим Илья, возможно, напомнил народу десятиплемённого царства Израиль, что тот по-прежнему находился под Законом, который был дан всем двенадцати племенам. Пророк положил на дрова жертву и распорядился залить её и дрова водой, которую, скорее всего, принесли из Средиземного моря, находящегося поблизости. Илья даже повелел выкопать канаву вокруг жертвенника и наполнить её водой. Если пророкам Ваала Илья предоставил самые выгодные условия, то истинному Богу — самые невыгодные. Настолько он был уверен в своём Боге! (1 Цар. 18:30—35).

Когда всё было готово, Илья произнёс молитву. Выразительная, но простая молитва Ильи показала, что; было для него самым главным. Во-первых, он хотел, чтобы все знали, что «Бог в Израиле» — не Ваал. Во-вторых, Илья хотел показать, что он лишь служитель Бога, поэтому всю славу и честь нужно воздавать Богу. И в конце он выразил заботу о своих соплеменниках, поскольку желал, чтобы Бог обратил «к себе их сердца» (1 Цар. 18:36, 37). Илья продолжал их любить несмотря на то, что ему пришлось пострадать из-за их неверия. Отражается ли и в наших молитвах подобное отношение к Божьему имени, смирение и сострадание к тем, кто нуждается в помощи?

Если до того, как Илья произнёс молитву, люди ещё могли думать, что Господь Бог ничем не отличается от Ваала, то после молитвы всё стало предельно ясно. В повествовании говорится: «После этих слов сошёл огонь Бога, и пожрал жертву всесожжения, дрова, камни и пыль, и поглотил воду в канаве» (1 Цар. 18:38). Это было настоящее чудо! Но как к нему отнёсся народ?

Все закричали: «Господь — истинный Бог! Господь — истинный Бог!» (1 Цар. 18:39). Наконец-то они прозрели! Однако нельзя сказать, что народ проявил настоящую веру. Эти люди признали, что Господь — истинный Бог, лишь потому, что с неба в ответ на молитву сошёл огонь. Но такая вера не впечатляет.
 
Поэтому Илья попросил их доказать свою веру. Он потребовал от них то, что они должны были делать уже многие годы,— повиноваться Закону Бога. По его Закону лжепророков и идолопоклонников следовало предавать смерти (Втор. 13:5—9). Жрецы Ваала были заклятыми врагами Бога и упорно противились его воле. Заслуживали ли они милосердия? А какое милосердие было проявлено к невинным детям, которых заживо сжигали в жертву Ваалу? (Прочитайте Притчи 21:13; Иер. 19:5.) В данном случае ни о каком снисхождении не могло быть и речи! Вот почему Илья велел казнить пророков Ваала и привёл приговор в исполнение (1 Цар. 18:40).

Современные критики оспаривают итог испытания на горе Кармил. Некоторые люди опасаются, что религиозные фанатики могут воспользоваться таким исходом для оправдания религиозной нетерпимости и насилия. И к сожалению, таких людей сегодня немало. Однако Илья не был фанатиком. Действуя от имени Бога, он исполнил справедливый приговор. К тому же истинные христиане понимают, что у них, в отличие от Ильи, нет права поднимать меч на нечестивых. Напротив, они придерживаются принципа, непреложного для всех учеников Христа. Этот принцип изложен в словах Иисуса, сказанных Петру: «Верни свой меч на место, потому что все, кто возьмут меч, от меча и погибнут» (Матф. 26:52). Вершить будущий справедливый суд Бог поручил своему Сыну.

Истинные христиане обязаны жить по вере (Иоан. 3:16). В этом они могут подражать таким верным Богу людям, как Илья. Он служил только Богу и призывал других поступать так же. Илья смело разоблачал религиозную ложь, с помощью которой Сатана отводит людей от Бога. Этот пророк полагался не на собственные силы, а на Бога. Он твёрдо стоял за истинную веру. Пусть же каждый из нас подражает его примеру!


Рецензии