Игорь Козлов-Капитан. О песенном творчестве

Из книги "Песни разных лет" (2011 год).

Игорь Козлов-Капитан   


   Любой человек, взявший в руки гитару, пишущий и исполняющий свои песни, так или иначе, не изобретает ничего нового, а отталкивается от уже существующих традиций. На сегодняшний момент я вижу три направления в развитии самодеятельной песни.
   Направление первое уходит корнями в традиции русской народной песни, русского городского романса. Это – мелодичность, лиризм, вдохновлённая грусть.
   Песни этого направления условно можно разнести на три группы: песни-баллады, песни-романсы, и разбойничьи песни, преобразовавшиеся в 20-е годы в воровские.
   Песни второго направления тоже уходят корнями в далёкое прошлое. Это – песни скоморохов. Смелые, дерзкие, обличительные, шутливые, - теперь они сродни русским частушкам.
   И песни третьего направления, это – песни-однодневки. Самый молодой жанр, не основанный ни на каких традициях. Он образовался в 60-е годы и явил собой синтез советской песни на заокеанский манер. Первыми его подхватили только что образованные вокально-инструментальные ансамбли, куда обязательно входили самородные авторы-сочинители и авторы-исполнители. «Что вижу – то пою», - приблизительно такой девиз созданных ими песен. В большой мере развитию этого жанра сопутствовал массовый приход на нашу сцену шестиструнной гитары. Казалось бы, какая разница, и всего-то одна струна? Но разница явилась колоссальной! Произошёл переход от живого к механическому,  от духовного - к внешнему с нарастающей деградацией.  Этот переход усугубили процессы и перемены, произошедшие в стране. Сегодняшняя эстрада это уже авангард пошлости,  бездуховности, бездарности и цинизма. Поэтический,  музыкальный, исполнительский уровни опустились настолько низко, что сегодня, практически, каждый второй, взявший в руки гитару, может смело сказать: «Я могу лучше!» - и, недалеко переплюнув низкий эстрадный уровень, гордо называть себя «Бардом».
   Лично я в своём творчестве остаюсь приверженцем первых двух направлений, берегу традиции семиструнной гитары и не претендую ни на какие звания, кроме звания поэт.


Рецензии