Беспокойные годы - Rastlose Jahre
Мюзикл "Элизабет" (Elisabeth)
Оригинальное либретто - Михаэль Кунце
Эквиритмичный перевод - Юлия Шарыкина
На погружённой во тьму сцене появляется островок света, а в нём – доверенные лица императора, которые приглушёнными голосами обсуждают ситуацию, сложившуюся после того, как императрицу сразил недуг.
(венгерский аристократ: )
Как же всё неловко…
(архиепископ Раушер: )
…Императрица-то больна!
(князь Шварценберг: )
Едет на Мадейру…
(венгерский аристократ: )
…Ну а платить должна казна!
(барон Хюбнер: )
Мужу досаждает…
(архиепископ Раушер: )
…И потому плывёт туда!
Появляется другой островок света. В нём император Франц Иосиф стоит за конторкой и пишет письмо своей жене. Позади императора его доверенные лица беззвучно продолжают разговор.
(Франц Иосиф: )
Мой бедный ангел, надеюсь, утихла боль твоя,
И страстно чаю я увидеть вновь тебя.
(доверенные лица: ) /одновременно/
Без шумихи уезжает,
Лишь бы скрыться в строгой тайне.
Император Франц Иосиф продолжает молча писать, пока в другой стороне Элизабет, одетая в дорожное платье, спешит пересечь сцену. За ней следуют очевидно изнурённые три придворные дамы и две камеристки, несущие лёгкий багаж.
(придворные дамы: )
Ей не до покоя – гонит нас день и ночь:
Только мы куда прибыли – ей уже надо прочь!
Лишь к морю спустились – в горы нас ждёт подъём.
Сбив дыханье, сбив в кровь ноги, мы вслед за ней бредём.
Мы на ногах с рассвета, вечно туда-сюда,
И, устав, без передышки, дальше бежим всегда.
(Франц Иосиф, лейб-медик, адъютант, обергофмейстер, камергер: ) /одновременно/
Но где она? Кто рядом с ней?
Что радует ей взор?
(придворные дамы: )
Даже на Мадейре короток был постой:
Едет в Пешт, на Корфу, в Лондон, но только не домой!
(Франц Иосиф, лейб-медик, адъютант, обергофмейстер, камергер: ) /одновременно/
Надолго ль там? По нраву ль ей?
И навестит ли двор?
Вскоре Элизабет и её свита исчезают, чтобы продолжить своё торопливое странствие за пределами поля зрения. Тем временем сцену по диагонали пересекает Лукени. Подобно Тилю Уленшпигелю, в руке он держит зеркало с ручкой. Он перерезает дорогу Элизабет, когда та снова перебегает сцену.
(Лукени: )
Свет мой зеркальце, скажи:
Десять лет уж ото всех бежит?
Пора бы нам задать вопрос ей:
Всё ещё хороша? Или?..
Лукени подносит зеркало к лицу Элизабет. Она жестом приказывает своей парикмахерше Файфалк причесать её. Та повинуется, затем по требованию Элизабет показывает расчёску, но перед этим тайком убирает с неё волос. Как только Элизабет и её свита продолжают движение, Лукени останавливает Файфалк. Он хватает её за запястье и заставляет раскрыть кулак.
(Лукени: )
Cosa stai combinando? Седой волос. Che scocciatura!
Заметно постаревший император Франц Иосиф, как и прежде, стоит за своей конторкой. Доверенные лица императора обмениваются новостями об императрице, пребывающей далеко от Вены.
(Франц Иосиф: )
Не стало мамы, мой ангел, мне тяжко без тебя.
Рудольфу скоро тридцать; тревожит он меня.
(доверенные лица: ) /одновременно/
Её хобби – спорт, диеты,
Язык греков и сонеты.
Элизабет и её свита снова в спешке пересекают сцену.
(придворные дамы и камеристки: )
Ей не до покоя – гонит нас день и ночь:
Только мы куда прибыли – ей уже надо прочь!
(Франц Иосиф, лейб-медик, адъютант, обергофмейстер, камергер: ) /одновременно/
Но где она? Кто рядом с ней?
Что радует ей взор?
(придворные дамы и камеристки: )
Лишь к морю спустились – в горы нас ждёт подъём.
Сбив дыханье, сбив в кровь ноги, мы вслед за ней бредём.
(Франц Иосиф, лейб-медик, адъютант, обергофмейстер, камергер: ) /одновременно/
Надолго ль там? По нраву ль ей?
И навестит ли двор?
Лукени снова выскакивает на дорогу перед императрицей и подносит зеркало к её лицу.
(Лукени: )
Восемнадцать лет бежит
От пустоты, что её страшит.
Пора бы нам задать вопрос ей:
Всё ещё хороша? Или?..
Элизабет выхватывает зеркало и разбивает его. С едкой ухмылкой Лукени убегает прочь.
Свидетельство о публикации №122111403069
Георгий Жуков 2 26.11.2022 19:47 Заявить о нарушении
Для Элизабет он становится знаковым как минимум с Ich will dir nur sagen, когда героиня появляется в своем "культовом" образе - и с этого момента оказывается заперта в его рамках как в портретной раме и потеряна среди множества зеркал, среди отражений в которых теряет настоящую себя. Плюс в этой же сцене Смерть с Вены-2005 появляется именно в зеркале, как отражение души самой Элизабет, и это тоже отражено в ремарках либретто (здесь, на Стихах.ру, я их не публиковала, но подробный комментарий есть в группе в ВК). Разумеется, когда в Rastlose Jahre Лукени подносит ей зеркало - и там отражается далеко не так юная красавица из первого акта, Элизабет приходит в отчаяние подобной злой королеве из "Белоснежке" (той, кстати, было легче: ее соперницей была другая, живая девушка - а не недостижимое воспоминание о собственной юности).
Но настоящим крушением зеркала для нее становится не буквальное разбитие зеркальца, а гибель Рудольфа, перед которой он поет "Если бы я был твоим зеркалом" / Wenn ich dein Spiegel waer - и на материально уровне воплощает то, что все искренние идеалы и стремления юности Элизабет разбиты ее жизнью вдребезги.
Так что удаление Jagd после первой венской постановке здесь далеко не так существенно)
Юлия Шарыкина 26.11.2022 22:43 Заявить о нарушении
Как-то вылетел у меня из головы сольник Рудольфа - а жаль.
Георгий Жуков 2 28.11.2022 13:47 Заявить о нарушении