Глоссарий

Материалы тезауруса основаны на теоретических трактатах Григорьева Э.П. 

"Аотная" экономика

 - это переориентация экономики воспроизводства товарно-денежной стоимости на механизм создания «внестоимостных эффектов», где происходит процесс обмена качественными сущностями «продуктов без границ» (включая информацию, идеи, проекты, культурные и интеллектуальные ценности). Такой процесс реально осуществляется «за спиной» производителя и потребителя. Чтобы измерить эквивалент любого продукта, предложеноил раскрыть его универсальную гравитационную сущность. Она имеет три ипостаси: тяжелую (материальная сторона объекта), среднюю (известную как цена, надбавка, акциз, налог, процент, рента и прочие «превращенные формы стоимости») и легкую (идеальная сторона объекта, встроенная в него как «замысел», «паттерн», «дизайн», «транзакция»).
Механизм "аотной экономики" дополняет традиционную эконометрию недостающим (весьма весомым) компонентом - добавкой к каждому продукту его неучтенной легкой гравитационной составляющей.  Данная составляющая присутствует в каждом продукте, если он «создан» (неважно, кем, пусть даже природой).

Антропо-осмотическая экономика, являясь «тонизирующей» и «человеко-активной», располагает механизмом самовосстановления нарушенных связей и отношений, устраняет последствия, вызываемые ограниченностью измерения продуктов и услуг только стоимостью тяжелой и средней сторон оцениваемого объекта. В соответствии с принципом аотной экономики, в бюджет страны должны поступать средства, эквивалентные «дееспособному потенциалу». Важнейший источник – Интеллектуальные Непроизведенные Активы» (ИНА). Они подобны тому, как природный осмос наполняет соками ткани организма. Из этих средств могли бы финансироваться разработки «прорывных технологий» и интеллектуальных продуктов. Выдвигается новая теория стоимости, соединяющая человека ("антроп") и тонус ("осмос"). Антропоосмотическая  (кратко "аотная") экономика тонизирует человеческую деятельность, восстановливает нарушенные связи и отношения, устраняет последствия патологических процессов. Она выправляет несоответствие монетарного воспроизводства стоимости, уравнивающего три различные "гравитационные" фракции эквивалента: тяжелую (мера вещей), среднюю (меру ценных бумаг) и легкую (меру идей и культурных ценностей). Аотный принцип вводит меру эквивалентности, соизмеряющую идеи и действия людей путем оценки их "негравитационной составляющей" – особого давления, "тонуса". Это  осмос  (греч. osmos), сила, порождающая в живой природе "тонизирующее воздействие". "Осмотическое давление"  вызывается не разностью энергетических потенциалов и не внешним толчком на массу тела, а разностью  концентраций элементов,  составляющих систему: организм-среда.  Осмос поддерживает  тургор (напряжение)   в тканях растительного и животного организма. Аотная  экономика будет "социальной экономикой" России. Она позволит  создать направленный поток сконцентрированной творческой деятельности, которая будет фокусироваться и  направляться, подобно ультразвуку или лучу лазера.

Антропо-Социум
- является и субъектом, и объектом творчества Космоса и Ноосферы. В геологической истории осуществляется триединый процесс взаимной рефлексии: Космос порождает Землю и первичную Ноосферу на ней. Затем формируется глобальный Человек (Антрос). Человечекий Разум (Ноос) создает на Земле свое окружение - Социум. При этом Разум осознает в субъекте свою социальную сущность и пытается организовать Социум разумно. Это означает, что Ноосфера осуществляет Рефлексию (лат. reflexio, reflexus - отображение реальности с мысленным выходом за ее пределы).

Глюоны
 – это переносчики сильного взаимодействия между кварками, которых «склеивают»   в «андроны», вместе с другими кварками, составляющими множество квантовых чисел.

Гравитационная экономика
 – это механизм притяжения и  создания «внестоимостных эффектов», влияющий на процесс обмена качественными сущностями «продуктов с новыми границами» (включая информацию, идеи, проекты, культурные и интеллектуальные ценности).
Гравитационная стоимость
 - (англ. gravity cost) стоимость будет  определяться только глюоново-квантовой насыщенностью материальной и энергетической концентрацией кварков и глюонов, а также массой квантов монад, которые продуцирует человек в процессе актов творческой деятельности

Дизайн социума

Дизайн социума, как новая форма функциональной деятельности, направленна на формирование у изделий, сооружений или  систем всего спектра высоких гуманистических свойств, и также воздействует  на качество жизни, влияя на отдельные компоненты жизни людей.
Влияние дизайна социума на качество жизни может быть прямым или косвенным. Прямое влияние осуществляется по двум последовательным шагам (уровням) – сначала удовлетворяются те или иные базовые потребности человека, а, затем, через них, дизайн влияет на те или иные компоненты качества жизни. Косвенное влияние дизайна на качество жизни осуществляется – через экономику, экологию, социально-культурное развитие.
Наблюдается и обратный эффект - внутренние потребности общества формулируют запрос на создание новой функции продукта.
При поиске путей новой коммуникации функций и выстраивания методологии принятия решений (автор Решетова М.В.) предложена группа системообразующих иновационных принципов методологии дизайна:
- Принцип креационности;
- Принцип инвариантного формообразования;
- Принцип гравитационной модели экономики (впервые понятие введено Григорьевым Э.П., Решетовой М.В.)
 Принцип организации «Само-созидающегося Социетаса» (впервые понятие введено - Григорьевым Э.П., (Футурдизайн социума).

Глобализм
 — целостная система взаимосвязанных идеологических, политических, экономических, социальных, военных, культурных, пропагандистских, дипломатических, кибернетических и других мероприятий, направленных на утверждение в глобальном масштабе господства той или иной социально-экономической, политической системы. Глобализация – расширение и усложнение взаимосвязей и взаимозави-симостей государств, формирования целостного мира.
Динамические предикаты - характеристики квантово-динамических объектов и явлений, в том числе, разного рода полей: их масса, импульс, энергия, скорость, потенциал, спин, частота и т.д.
Дискраирование - обнаружение дискрай-эффекта.
Дискрай-эффект
 - прояснение ситуации, выявление смысла, содержания в нечетких условиях, усмотрение контуров в размытом изображении ситуации на поле КАРТОИДа (discry англ.- открывать, усматривать, замечать, распознавать).
Дискурс - (discourse англ.) изложение взглядов, рассуждение, дискуссия нескольких лиц с целью выяснения истины.
 Дискурсивное рассмотрение - обсуждение проблемы с подробным прос¬леживанием содержания по списку вопросов, требований, критериев оценки, выдвигаемых различными участниками рассмотрения вопроса.
Дисплей - устройство наглядного отображения информации, в частнос¬ти, видеомонитор компьютера или проекционный экран.
Жесткая системная методология - методология традиционного "системного подхода", математико-экономических методов и оптимизации. Зуминг - режим увеличения-уменьшения изображения на экране компьютера (zooming англ.).
Инвариант - неизменяемое, устойчивое к переменам соотношение, состояние, группа преобразований в топологии, константа в физике. ИНВАРИАТРОН - телевидеокомпьютерная система принятия коллективных решений в режиме "групповой поддержки" процесса работы специалистов, использующая "инвариантный метод проектирования". Инстлрументлизация демократических начал - реализация массового участия населения в управлении с помощью инфраструктуры и инстру¬ментов системы ИНВАРИАТРОН.
Инструментальная система
 - система, связанная с использованием компьютеров и процедур, реализуемых на ПЭВМ и их сетях. Интеллектуальный взрыв - внезапное продвижение в какой-либо области знаний, "прорыв" вперед в научной или управленческой сфере деятельности.
Интерактивная визуализация - общение абонентов связи посредством зрительных образов.

Интерактивность
 - попеременное обращение абонентов связи друг к другу с запросами с получением ответов в системе человек-ЭВМ. Интерфейс - способ непрерывного диалога между человеком и ЭВМ или между людьми посредством ЭВМ, других средств электроники и связи. Информатизация - общее "пропитывание" деятельности человека компь¬ютерной технологией, процедурами информатики и электронной связи. Информационная структура - общее построение и соподчинение частей, фрагментов, элементов компьютерной системы, обеспечивающие движе¬ние и обработку информации.
Информационная технология - совокупность приемов обработки информации и компьютерных средств, обеспечивающих поддержку процессов проектирования и принятия решений.
Исследование операций - прикладная математическая дисциплина, ак¬кумулирующая множество прикладных разделов математики для оптими¬зации расчетов и принятия решений.
Идеографический способ
 –  это возможность обозначать одним письменным знаком целое понятие; таково китайское письмо, египетские иероглифы, математические цифры и знаки.
Конгруэнтный синтез световых полей – это фотон и смеси газов воздуха, разно-чистотными вибрациями. Именно из этой массы берется материал для конгруэнтного синтеза световых полей, чтобы получить луч энергии лазера. Это приближает теорию к самосозиданию.
Криптовалюта
 — разновидность цифровой валюты, учёт внутренних расчётных единиц которой обеспечивает децентрализованная платёжная система (нет внутреннего или внешнего администратора или какого-либо его аналога), работающая в полностью автоматическом режиме. Сама по себе криптовалюта не имеет какой-либо особой материальной или электронной формы — это просто число, обозначающее количество данных расчётных единиц, которое записывается в соответствующей позиции информационного пакета протокола передачи данных и зачастую даже не подвергается шифрованию, как и вся иная информация о транзакциях между адресами системы.
Картоид
- картоподобное изображение, совмещающее основной объект рассмотрения в виде графического образа (картинки) с поясняющими его текстами и знаково-цифровыми аналитическими материалами. Кванты субстанции - движущиеся элементы "коплар-поля" (поля концептуального плана развития", порции информации в коплар-поле. Килобайт кБ - тысячи байт (компьютерных "слов" англ.). Кинетическая среда - движущееся пространство в квантово-динамичес- ком поле,
Ноорефлексор. Он призван усилить рефлексивный "обмен гармониями" между функциональными и силовыми полями Человека и Общества, между антропной и социетальной частями "Антропо-Социума".
Организм человека, созданный Космосом, идеально скоординирован в своих базисных функциях, что придает ему устойчивость к трансформации. Он глобально распределен и снабжен механизмами воспроизводства и совершенствования. Человек создан и действует подобно Космосу. Его организм - удивительно слаженный комплекс, состоящий из тринадцати согласованных систем: нервной, кровеносной, двигательной, энергетической, иммунной, эндокринной, акупунктурной, пептидной и других. Разработана таблица проекций, в которой показано, как обеспечивается взаимодействие этих систем.
 Социум, напротив, подвержен резким метаморфозам, склонен к стагнации и распаду. Чтобы Социум был более гармоничной системой управление социально-экономической системой можно предположить, что оно может быть организовано путем проецировния этих тринадцати систем Человека в Социум. Ноосфера обучает научное сознание Человека управлять эволюцией. Гипотеза о том, что общество может стать таким же совершенным организмом, как Человек требует дальнейших разработок новой философии.
Паттерн
- (pattern англ.) форма, образ» шаблон - это схема-образ, действующая как посредствующее представление, или чувственное понятие, благодаря которому в режиме одновременности восприятия и мышления выявляются закономерности, как они существуют в природе и обществе.
Паттерн понимается в этом плане как повторяющийся шаблон или образец. Элементы паттерна повторяются предсказуемо. Так, из графических паттернов складываются красивые узоры.

Предикаты современного общества
Резонансность
 - состояние гармонии между подсистемами проекта, устанавливаемое регистрацией реакций проектировщика на объекты и их отношения к факторам оценки и отображаемое связями на КАРТОИДе.
РИОТ  - «реального идеографического объектного тензора» - РИОТа). Он основан на использовании "антропо-осмотического тонуса" (АОТ = антроп + осмос + тонус).
Антропоосмотическая экономика, являясь "тонизирующей" и "человеко-активной", располагает механизмом самовосстановления нарушенных связей и отношений, устраняет последствия, вызываемые ограниченностью измерения продуктов и услуг только стоимостью тяжелой и средней сторон оцениваемого объекта. В соответствии с принципом аотной экономики, в бюджет страны должны поступать средства, эквивалентные «дееспособному потенциалу». Важнейший источник -"Интеллектуальные Непроизведенные Активы" (ИНА). Они подобны тому, как природный осмос наполняет соками ткани организма. Из этих средств могли бы финансироваться разработки "прорывных технологий" и интеллектуальных продуктов.
Система Средового Нейро-Оптического Разумного Коллайдера (СНОРК)
-  (collider - "сталкиватель" элементарных частиц) - это новая "династия" электронных устройств, своеобразный "органопроектор" для принятия решений высокого уровня. Он должен прийти на смену компьютеру  в XXI веке, так как он обеспечивает психосоматический  эмоционально окрашенный процесс, основанный на интуиции, на духовном  и  интеллектуальном  потенциале человека.
В СНОРК позволяет "сталкивать" идеи-образы,  рождаемые Субъектом принятия решений, синтезировать варианты и комплектовать команды исполнителей решений. Конкретные образы-картинки гипотез решения высвечиваются на голографическом экране. Они сменяются абстрактными «созвездиями» (кластерами)  преобразованных смыслов, что уже реализовано в системе ГРИАКС. Интерпретация и достраивание созвездий до "гиперциклов" позволяет синтезировать новый графически-вербальный образ решения. СНОРК - это новая "династия" электронных устройств, своеобразный "органопроектор" для принятия решений высокого уровня.
Синтез понятий Система-среда должны явиться электронным помощником («ординатором» коллективного разума). В XXI веке на смену компьютеру должен прийти «модуляционный» технологичский коллайдер. На экране коллайдера встречаются исходный образ поставленной проблемы и «бомбардирующие» его встречные образы вариантов решений. Конкретные образы-картинки сменяются абстрактными «созвездиями» (кластерами) преобразованных смыслов. Их новая интерпретация даёт графически-вербальный синтез вновь порождаемых решений. Коллайдер будет иметь дело с топологиями идей и образов, рождаемых творцами. Он и станет обеспечивать синтез решений и позволит комплектовать команды исполнителей принятых программ действий.
Это будет своеобразный «органо-проектор» для принятия решений высокого уровня. Электронные аналоги субъективных актов генерирования и оценки решений смогут улавливаться актами самого «коллайдного процесса».
 СНОРК предназначен не только для поддержки принятия решений. На голографическом экране будут высвечиваться объекты, проблемные ситуации и гипотезы разрешения проблем. В СНОРКе будут «встроены» также законы гравитационной модели экономики, которые сделают невозможным принятие заведомо неприемлемых  решений, Он будет содействовать выработке планов гармонизации жизненных процессов Социума.
Синергетика
- наука о природе качественно нового, мощного эффекта, порождаемого взаимодействием сил природы, их особой организацией.
Синестезия - синэстетика - гармония различных или противоположных импульсов, вызываемых произведением искусства. одновременное восприятие гармонических противоположностей, переживание смыслового контраста в проектировании.
Система "ТЕМПОРОКАНТ".
 Это гармонизированная Архитектура Времени, обеспечивающая процесс стратегического оперирования в историческом пространстве. В названии "ТЕМПОРОКАНТ" - “темпора” - время плюс начальные буквы слов Культура, Архитектура, Наука и Техника. Система образует структуру  знаний с темперированной шкалой “виртуального календаря”. Она развертывается по принципу “фракталов”, так что малые порции времени структурированы подобно большим массивам. Исторические события охватывают факты всей “хроники человечества”. Пользователь системы выявляет их универсальные корреляции, что позволяет, вскрыть сущность минувшего и прогнозировать будущее. На основе  системы выстраиваются  «Хронографы» - графические модели фрагментов непрерывного структурированного пространства-времени. Синкренон - период времени с 1568 по 581 гг. до н.э., в периодизации ТЕМПОРОКАНТа, характерный целостными (синкретическими) представлениями о мире живших в то время людей.
Это гармонизированная Архитектура Времени, обеспечивающая процесс стратегического оперирования в историческом пространстве.
Тензор (от лат. tensus, «напряженный») объект линейной алгебры.  Это значение применяется в математике и физике как вид линейного многокомпонентного алгебраического объекта линейной алгебры. Он задаётся на векторном пространстве конечной размерности. В физике - выступает как  физическое 3-х мерное пространство или 4-х мерное пространство-время.
Темграэнт
( образовано из трех слов: ТЕМПОС - время, ГРА- это гравтация - земное притяжение, ЭНТ - энтропия)

 – это триединство категорий времени, гравитации и пространства в их нелинейном энтропийном развитии.
 
 Более подробно термин раскрыт
 в стихотворении «Темграэнт» Э.П. Григорьева:
 
Век девятнадцатый насыщен был обильем тепловых машин
Мир ждал энергии коллапс, предсказанный Рудольфом КлаузиусомЗакон о “смерти тепловой” он энтропийным парадоксом разрешил,Сказал: «энергии родник иссякнет в универсуме, в его чертоге кладезном.
Вихрь кипятка стегал рулеткой бешенной по лопастям турбин. Локомотив разжал напор в цилиндре тормозном обратным поршнем.
И паровоз, к перрону близясь, вдруг гортанным горном протрубил Вагон качнулся в 21 -й век , оставив пар машин – столетью, в прошлом. Я встретил год пятнадцатый, себе доказывая силой прецедента,
Что мы летим Земной орбитой, вокруг Солнца, совершая оборот.И Космос держит непреложными три вечные законы Тем-гра-энта,
Воздействуя на всё, что совершается, невольно, круглый год.
Мы постигали ТЕМПОС - время, бег, безостановочный, без паузы.
Вторую силу знаем - ГРАВИТАЦИЮ, Земное притяжение правящую,
И третью - ЭНТРОПИЙНУЮ, с энергией, с её распадом связанную,
Вносящую непредсказуемость в жизнь наших дней - взаправдашнюю.
Нам в тайнах времени открылся скрытый предикат Развременения.
Он вразумил нас - в пусках грозных стрел - Земное притяжение преодолеть,
Влить в синтез лазерных полей – экстаз эскизных замыслов Формотворения,
Чтобы распад рассеянной энергии, вмиг воссоздав, вонзить в Земную твердь.
Гася конфликты, мы спасали мир, он остаётся хрупким  в веке Двадцать первом.
Переносили судороги цен, валют и рыночную догму денег – переспоренными. Развремененье нам служило квантовым мостом – к ответу ждущим нервам,
Так, чтобы “будет” и “прошло” сливались в квантовые биты предысторенными.
Тотальная активизация основных фондов (ТАОФ)
И внутри капитальных объектов, созданных человечеством, и вокруг них образуется обитаемое социальное пространство. Для экономистов это «основные фонды», причем машины и механизмы отнесены к «активной» их части. Вся остальная оболочка - искусственно созданная среда общества, включая архитектурные сооружения, трактована в экономике как «пассивная часть фондов». Отсюда - «минимизация» затрат и усилий на создание такой оболочки. Дело дошло до того, что в городах дореформенной России жилые дома превратились в «обитаемые плотины», а в деревнях жилье, школы, церкви и постройки культурно-бытового назначения - в трущобы.

Активные и пассивные основные ФОНДЫ

 К активным фондам относят актиы:
Если данный тип имущественных активов напрямую воздействует на процесс производства продукции, оказания услуги, выполнения работы, определяя результат по количеству и качеству, то его относят к активным .
Примерами могут служить инструменты, оборудование, средства передачи и др.
К пассивным фондам относят:
Те основные фонды, которые лишь создают необходимые условия для процесса выпуска продукции, но напрямую в нем не задействованы, считаются пассивными (так это и жилые дома, как искусственная оболочка, среда обитания людей).
Таким образом, к «пассивным» отойдут и такие  средства, которые активно напрямую не  воздействуют на процесс производства продукции, оказания услуг  как здания для  отдыха, спорта, транспорта, конструкции, сооружения, выставок, музеев, храмов и т.п.


Рецензии