6. 6 Семь дней Творения

6.6 День шестой – преобразование верующих в образ Христа (освящение души)

Переходим к 27 стиху.


БЫТ.1:27 И СОТВОРИЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕКА ПО ОБРАЗУ СВОЕМУ, ПО ОБРАЗУ ВСЕСИЛЬНОГО СОТВОРИЛ ЕГО, МУЖЧИНУ И ЖЕНЩИНУ СОТВОРИЛ ИХ.


= БЫТ.1:27 И СОТВОРИЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕКА ПО ОБРАЗУ СВОЕМУ, ПО ОБРАЗУ ВСЕСИЛЬНОГО СОТВОРИЛ ЕГО… =

(?) Иногда у верующих, читающих первую главу Бытия, возникает вопрос: если в 26 стихе Бог имел намерение создать человека по образу и подобию Божьему, тогда почему в 27 стихе Он сотворил человека только по образу Своему?

Да, создавая человека в день шестой, Бог сказал: "СОЗДАДИМ (аса) ЧЕЛОВЕКА ПО ОБРАЗУ НАШЕМУ, ПО ПОДОБИЮ НАШЕМУ" (БЫТ.1:26), а в 27 стихе написано: "СОТВОРИЛ (бара) ВСЕСИЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕКА ПО ОБРАЗУ СВОЕМУ" (БЫТ.1:27).

Но здесь надо учитывать одно обстоятельство: сотворение человека осуществляется поэтапно. Целью Творения является совокупный нетленный новый человек, которого Бог сегодня создает по образу Своему, по образу Божьему, а человек по подобию Божьему, то есть перстный Адам, является как бы промежуточным этапом в Творении.

Благодаря Новому Завету мы сегодня знаем, что образом невидимого Бога является Христос и Церковь, а построение на земле Церкви, которая станет невестой Иисуса Христа, – это, собственно, и есть сотворение совокупного нетленного нового человека по образу Божьему:
"И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны" (Откр.21:5);
"Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна" (Еф.5:25-27);
"Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых" (Откр.19:7,8).

Естественно, построению Церкви (нового человека) в первой главе Бытия, предшествовало создание первого человека Адама в главе второй:
"не духовное прежде, а душевное, потом духовное" (1Кор.15:46);
"И ОБРАЗОВАЛ БОГ ВСЕСИЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕКА [АДАМА] ИЗ ПРАХА ЗЕМНОГО И ВДУНУЛ В НОЗДРИ ЕГО ДЫХАНИЕ ЖИЗНИ, И СТАЛ ЧЕЛОВЕК СУЩЕСТВОМ ЖИВЫМ" (БЫТ.2:7);
"ВСЕСИЛЬНЫЙ СОТВОРИЛ ЧЕЛОВЕКА [АДАМА], ПО ПОДОБИЮ ВСЕСИЛЬНОГО" (БЫТ.5:1,2).

Первый Адам не был ни первобытным человеком, ни язычником. В Библии он назван образом будущего:
"смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама, который есть образ будущего" (Рим.5:14).

(?) Что значит, что Адам есть образ будущего?

Библейский Адам может быть прообразом как Спасителя Иисуса Христа, так и каждого христианина, который, услышав Евангелие, принимает его в свое сердце и, подобно Адаму, становится "СУЩЕСТВОМ ЖИВЫМ" (БЫТ.2:7).

=============
"…Адам и Ева – это первая цивилизация людей веры… Адам рассматривается как символ целой эпохи в развитии человечества, от человека разумного до подъёма на наивысшую ступень седьмого дня. На ступень стяжания или приобретения (получения) Духа Святого частью человечества, создания Церкви, первой Церкви, первого собрания праведников. А потом видим падение в этом Адаме…"
(Священник Олег Ведмеденко, "Евангелие от Матфея", Лекция 1)
=============

***

Первая глава Бытия является планом Божьего новозаветного домостроительства, и богословы выяснили, что она является "позднейшей вставкой" в текст Книги Бытия:

=============
«…Какой рассказ первым был создан: рассказ "Элохиста" или рассказ "Яхвиста", начинающийся со второй главы? Так вот, тщательное изучение показало, что первым был все-таки рассказ "Яхвиста", то есть начинающийся со второй главы. А первая глава Книги Бытие – более позднего происхождения. Она примерно около 500 года до Р. Х. была составлена. А вторая глава ("Яхвиста") старше на 200 даже больше лет…»
(Священник Константин Пархоменко, "Весь Ветхий Завет")
=============

Первый человек Адам при сотворении имел дух, душу и тело. В Книге Бытия Бог никого, кроме человека, не создал трехчастным, то есть по подобию Своему. Адаму трехчастность была нужна для того, чтобы он своим духом мог общаться с невидимым Творцом, Который для всего творения является источником жизни:
"у Тебя источник жизни" (Пс.35:10);
"вся тварь совокупно стенает и мучится доныне" (Рим.8:22,23);
"воззови ко Мне - и Я отвечу тебе" (Иер.33:3);
"Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом" (Еф.6:18).

Живя по духу, верующий духовно растет, а его душа преобразуется по образу Создателя:
"не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его" (Кол.3:9,10);
"Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа" (2Кор.3:18).

А без общения со Спасителем, то есть без связи с Источником жизни, человек духовно мертв! Разумеется, мертвое не может быть образом Живого:
"И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по [воле] князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие, Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, - благодатью вы спасены, - и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе" (Еф.2:1-7).

Адам стал живой душой тогда, когда принял верой Евангелие (Божье дыхание жизни). Также и сегодня духовно мертвому грешнику, чтобы родиться свыше (заново\апофен), надо поверить в Евангелие, покаяться и креститься во Христа:
"вера от слышания, а слышание от слова Божия" (Рим.10:17);
"без веры угодить Богу невозможно" (Евр.11:6);
"Итак, покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши" (Деян.3:19);
"крещение… обещание Богу доброй совести" (1Пет.3:21).

А чтобы стать образом Божьим и царствовать в жизни посредством Иисуса Христа (Рим.5:17), верующему после рождения свыше надо родиться от Духа:
"кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух" (Ин.3:5,6).

Чтобы родиться от Духа и стать новым человеком во Христе Иисусе, надо вкусить от дерева жизни:
"И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно" (Быт.3:22).

Вкушение от дерева жизни равнозначно переживанию действия креста. Крест является символом страданий, однако святые Апостолы хвалились им:
"я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира" (Гал.6:14);
"Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь, которой сделался я служителем по домостроительству Божию" (Кол.1:24,25).

И сегодня человеку, чтобы получить спасение и жизнь вечную, надо добровольно отказаться от жизни временной, которую он унаследовал от прародителя Адама, и родиться для жизни вечной:
"От одной крови Он произвел весь род человеческий… дабы они искали Бога" (Деян.17:26,27);
"Иисус сказал ему [Фоме]: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6);
"все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились" (Рим.6:3);
"Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут" (1Кор.15:22);
"Я каждый день умираю" (1Кор.15:31);
"Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем. Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей" (2Кор.4:10,11);
"Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего" (Ин.10:17,18).

Если для ветхого человека, который есть плоть, деревом жизни является крест, то для нового человека, который родился от Святого Духа, деревом жизни является истинная виноградная лоза, которая символизирует Христа в воскресении:
"Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода" (Ин.15:5);
"побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия" (Откр.2:7);
"И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать [раз] приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева - для исцеления народов" (Откр.22:1,2).

Когда христиане питаются соками виноградной лозы, они возрастают в познании Господа:
"Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений" (Ос.6:6);
"даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию" (2Пет.1:3);
"Сыновья же Илия были люди негодные; они не знали Господа" (1Цар.2:12);
"Вол знает владетеля своего, и осел - ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет" (Ис.1:3).

Христианские подвижники понимали, что терпеть страдания за Христа – это нормально, потому что живая вера должна подтверждаться делами:
"вера без дел мертва" (Иак.2:26);
"вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него" (Фил.1:29);
"Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его" (Кол.1:24);
"претерпевший же до конца спасется" (Мф.24:13)…

***

Первая глава Библии содержит в себе план Божьего домостроительства. Согласно этому плану на земле сегодня строится Церковь:
"Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее" (Мф.16:18).
"глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви" (Еф.4:15,16).

(?) Почему Церковь строится только по образу Божьему и не строится по подобию Божьему?

Когда домостроительство Церкви завершится, тогда богоподобие первого человека Адама, заключающееся в троичности человека, не будет иметь никакого значения, потому что к тому времени человек изменится:
"первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий. Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное" (1Кор.15:45,46);
"не все мы умрем, но все изменимся" (1Кор.15:51);
"И пришел ко мне один из семи Ангелов… и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца. И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога" (Откр.21:9,10).

В 27 стихе первой главы Бытия не сказано, что Бог сотворил человека по подобию Своему, потому что целью Творения является Церковь, которая в вечности будет образом Бога, будет Его представителем и видимым изображением:
"И СОТВОРИЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕКА ПО ОБРАЗУ СВОЕМУ, ПО ОБРАЗУ ВСЕСИЛЬНОГО СОТВОРИЛ ЕГО, МУЖЧИНУ И ЖЕНЩИНУ СОТВОРИЛ ИХ" (БЫТ. 1:27);
"столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?" (Ин.14:9);
"И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного" (1Кор.15:49).

=============
«… по мере того как вы растете духовно, преображаясь в Его образ, вы узнаете, что у Бога есть цели и планы, которые Он хочет выполнить через Свою Церковь, которая – Его тело, которое Он купил дорогою ценою. И Он хочет являть Себя, а не вас.
Мир не увидит другого Христа, как только Того, Который будет явлен через Его Тело. Поэтому каждый член Церкви обязан быть в Его Теле и преображаться в Его образ…»
(Сергей Нечитайло, "Признаки последнего времени")
=============

Верующий человек должен стать образом Иисуса Христа. Быть же только подобием Триединого Бога, имея дух, душу и тело, недостаточно:
"кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего" (Рим.8:29);
"Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ" (2Кор.3:18).

(?) Если согласиться с тем, что первая глава Бытия – это план построения Церкви (совокупного нетленного человека по образу Божьему), а завершится построение Церкви только во времена Нового Завета (Мф.16:18), тогда почему Бог сказал Ною и его сыновьям, жившим за три тысячелетия до пришествия Христа, что человек создан по образу Божьему?
"И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им… кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию" (Быт.9:1-6);
"ИБО ПО ОБРАЗУ ВСЕСИЛЬНОГО СОЗДАЛ ОН ЧЕЛОВЕКА" (БЫТ.9:6).

Мы уже говорили, что слова Бога в этом тексте обращены только к Ною и его семье, которая пережила потоп в ковчеге. История семьи Ноя является образом (или ветхозаветной иллюстрацией) того, как христиане спасаются во Христе:
"во дни Ноя, во время строения ковчега… восемь душ, спаслись от воды… подобное СЕМУ ОБРАЗУ крещение… спасает воскресением Иисуса Христа" (1Пет.3:20,21).

Потоп, который был во дни Ноя, – это образ. Христианское крещение, которое совершается в Церкви, – тоже образ. Два образа подобны друг другу, потому что указывают на одну и ту же реальность. Реальностью обоих образов является спасение верующих во Христе.

Слова Бога в 9 главе Бытия были обращены только к семье Ноя, которая спаслась от потопа в ковчеге:
"человек создан по образу Божию" (Быт.9:6).

А тех душ, которые не поверили Ною и погибли в водах потопа, слова Бога в 9 главе Бытия вообще никак не касаются:
"Бог не есть Бог мертвых, но живых" (Мф.22:32).

Кроме того, в пятой же главе Бытия, которая называется Толдот Адама (Книга родословия Адама), прямым текстом сказано, что своего сына Сифа Адам родил не по образу Божьему, а по образу своему:
"Адам жил сто тридцать лет и родил [сына] по подобию СВОЕМУ по образу СВОЕМУ, и нарек ему имя: Сиф" (Быт.5:3).

При чтении Библии у читателя может создаться ошибочное представление, будто все люди, включая первого Адама, были созданы по образу Божьему, однако в пятой главе Бытия понятно сказано, что Адам был создан только по подобию Божьему:
"Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их" (Быт.5:1,2).

А что касается образа Божьего, то образом невидимого Бога Библия называет только Иисуса Христа:
"свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого" (2Кор.4:4);
"Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил" (Ин.1:18).

Верующий человек может стать образом Бога только во Христе и никак иначе:
"кто во Христе, [тот] новая тварь" (2Кор.5:17);
"Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа" (2Кор.3:18);
"И СОТВОРИЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕКА ПО ОБРАЗУ СВОЕМУ, ПО ОБРАЗУ ВСЕСИЛЬНОГО СОТВОРИЛ ЕГО, МУЖЧИНУ И ЖЕНЩИНУ СОТВОРИЛ ИХ" (БЫТ.1:27).

Библия никогда не отождествляет образ Адама с образом Христа. Наоборот, в 15 главе Первого Послания к Коринфянам Апостол Павел противопоставляет образ первого (перстного) человека Адама образу второго (небесного) человека Иисуса Христа:
"Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного" (1Кор.15:47-49).

Поэтому нет оснований считать, будто все люди, живущие на земле, включая безбожников и вероотступников, являются образом Бога…

***

Семья Ноя символически изображает Церковь – Божьих детей, которые обрели спасение во Христе. Пережив в ковчеге потоп, все они стали новым Творением во Христе Иисусе.

В Ноевом ковчеге спаслись восемь душ людей. Число восемь – это число воскресения, ибо начало новой недели в Библии обозначает начало новой жизни. Таким образом, все люди, которые после потопа вышли с Ноем из ковчега на новую землю, изображают нового человека во Христе Иисусе.

Стих Быт.9:6, говоря, что человек сотворен по образу Божьему, только подтверждает тот факт, что все люди, которые пережили потоп (Божий суд) в Ноевом ковчеге (во Христе), являются Божьими детьми:
"Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним" (Рим.6:8);
"Восхотев, родил Он нас словом истины" (Иак.1:18);
"И СОТВОРИЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕКА ПО ОБРАЗУ СВОЕМУ" (БЫТ.1:27).

Построенный Ноем ковчег является прообразом Иисуса Христа – воплотившегося Слова Божьего:
"нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись" (Деян.4:11,12);
"Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея, приготовил ковчег для спасения дома своего" (Евр.11:7).

Каждый верующий во время земной жизни тоже, можно сказать, строит дом своего спасения:
"как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом" (1Пет.2:5).
"кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия… кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие" (Ин.3:3-5).

По завершении строительства "дело каждого" будет испытано:
"огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня" (1Кор.3:10-15);
"Итак, всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне… А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое" (Мф.7:24-27).


= БЫТ.1:27 …МУЖЧИНУ И ЖЕНЩИНУ СОТВОРИЛ ИХ =
В библейской символике мужчина и женщина обозначают соответственно дух и душу, веру и жизнь, разум и чувства, Адама и Еву, Христа и Церковь, Бога и человека, Творца и творение, Жениха и невесту…

Цель семи дней Творения – соединить Творца с творением, Христа с Церковью, Бога с человеком:
"единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь" (1Тим.6:16).

Благодаря слиянию Божественности с человечеством Бог перестал быть невидимым, но обрел адекватное выражение. Сначала – в Иисусе Христе (воплотившемся Слове Божьем), а после дня Пятидесятницы – в Его Теле, то есть в Церкви:
"Он [Христос] есть глава тела Церкви" (Кол.1:18).

=============
"…Итак, если соделался ты Божиим престолом, и воссел в тебе небесный Браздодержец, и душа твоя стала вся духовным оком, и вся светом; если напитан ты оною небесною пищею Духа, и напоен живою водою; если облекся в одежды неизреченного света; если внутренний человек твой опытно и несомненно изведал все сие: то вот живешь ты подлинно вечною жизнию, и душа твоя даже ныне упокоевается с Господом; вот действительно приобрел и приял ты сие от Господа, чтобы жить тебе истинною жизнию…"
(Макарий Великий Египетский)
=============


БЫТ.1:28 И БЛАГОСЛОВИЛ ИХ ВСЕСИЛЬНЫЙ, И СКАЗАЛ ИМ ВСЕСИЛЬНЫЙ: "ПЛОДИТЕСЬ И РАЗМНОЖАЙТЕСЬ И НАПОЛНЯЙТЕ ЗЕМЛЮ И ОВЛАДЕЙТЕ ЕЮ, И ВЛАДЫЧЕСТВУЙТЕ НАД РЫБАМИ МОРСКИМИ И НАД ПТИЦАМИ НЕБЕСНЫМИ И НАД ВСЯКИМ ЖИВОТНЫМ, ПРЕСМЫКАЮЩИМСЯ ПО ЗЕМЛЕ".


= БЫТ.1:28 И БЛАГОСЛОВИЛ ИХ ВСЕСИЛЬНЫЙ… =
В шестой день Творения Бог благословил сотворенного Им человека и дал ему повеление плодиться, размножаться и владычествовать над рыбами, птицами и всяким животным. Во второй же главе Бытия картина совершенно другая. После образования первого человека Адама из праха земного Бог не сказал ему ни размножаться, ни наполнять землю. Вместо этого Бог повелел человеку хранить райский сад, возделывать его и правильно питаться:
"И ОБРАЗОВАЛ БОГ ВСЕСИЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕКА [АДАМА] ИЗ ПРАХА ЗЕМНОГО… И НАСАДИЛ БОГ ВСЕСИЛЬНЫЙ САД В ЭДЕНЕ С ВОСТОКА… И ПОМЕСТИЛ… [ЧЕЛОВЕКА] В САДУ ЭДЕНА, ЧТОБЫ ВОЗДЕЛЫВАТЬ ЕГО И ХРАНИТЬ ЕГО. И ЗАПОВЕДАЛ БОГ ВСЕСИЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕКУ… "ОТ ВСЯКОГО ДЕРЕВА САДА МОЖЕШЬ ЕСТЬ. ОТ ДЕРЕВА ЖЕ ПОЗНАНИЯ ДОБРА И ЗЛА, ОТ НЕГО НЕ ЕШЬ, ИБО КАК ТОЛЬКО ВКУСИШЬ ОТ НЕГО, ДОЛЖЕН ТЫ УМЕРЕТЬ" (БЫТ.2:7-17).

Таким образом, человек в первой главе Бытия и человек во второй главе Бытия – это два разных человека:
"первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий. Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное. Первый человек - из земли, перстный [Адам]; второй человек - Господь с неба [Христос]" (1Кор.15:45-47).

= БЫТ.1:28 …И СКАЗАЛ ИМ ВСЕСИЛЬНЫЙ: "ПЛОДИТЕСЬ И РАЗМНОЖАЙТЕСЬ…" =

(?) Кому Бог сказал эти слова?

Он сказал их человеку, но человеку не перстному, а небесному, не плоти, а духу, не Адаму, а Церкви!

О том, как размножается духовный человек, написано в Новом Завете:
"все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви" (Еф.4:16);
"я родил вас во Христе Иисусе благовествованием" (1Кор.4:15);
"Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!" (Гал.4:19);
"кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь" (Мф.12:50).

Адаму и Еве тоже было сказано о рождении детей, но не после сотворения, а после грехопадения:
"Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою" (Быт.3:16).

Сразу после этого, – читаем в Библии, – Адам дал своей жене имя Ева, что значит Жизнь:
"нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих" (Быт.3:20).

Когда Ева родила своего первенца, она думала, что приобрела человека от Господа:
"Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа" (Быт.4:1).

Ева была уверена, что Каин является тем самым обещанным "семенем жены", которое поквитается с главным виновником ее несчастья:
 "И сказал Господь Бог змею… оно [семя жены] будет поражать тебя в голову" (Быт.3:13-15).

Но в то время полной ясности относительно семени жены у Адама и Евы еще не было…

=============
«… Ребёнок мужского пола в 12-й главе Откровения – это, несомненно, полное исполнение пророчества о семени женщины в Быт. 3:15.
В девятнадцатом сообщении я отмечал, что Быт. 3:15 и 12-я глава Откровения – это две части божественного Слова, которые перекликаются друг с другом. В Быт. 3:15 мы видим три основных образа: змея, женщину и семя женщины. В 12-й главе Откровения мы видим те же три ключевых образа: змея, женщину и ребёнка мужского пола.
Как мы увидели в предыдущем сообщении, семя женщины, упомянутое в Быт. 3:15, – это, безусловно, Христос. Однако, поскольку это семя получает развитие и становится ребёнком мужского пола, раскрытым в 12-й главе Откровения, им является не просто Сам Господь Иисус, а Господь с побеждающей частью Своего Тела. То, что было когда-то индивидуальным семенем, стало совокупным ко времени 12-й главы Откровения.
Когда Господь Иисус родился в яслях, Он был индивидуальным семенем женщины, и когда Он был распят на кресте, став нашим Искупителем, Он по-прежнему был индивидуальным семенем. Однако после Своего воскресения Он был воспроизведён и умножен. Одно пшеничное зерно стало многими зёрнами (Ин. 12:24). Когда-то Он был уникальной Личностью, единородным Сыном (Ин. 1:14), но через смерть и воскресение Он стал Первородным среди многих братьев, первым Сыном среди многих сыновей (Рим. 8:29; Евр. 2:10). Первородный Сын – это Глава Тела, а все братья, многие сыновья, – члены Тела. Теперь семя женщины – это уже не индивидуальная личность, а совокупная личность с индивидуальным Христом как Главой и всеми Его членами как Телом. Следовательно, Христос является Главой ребёнка мужского пола. Он также является центром, действительностью, жизнью и природой ребёнка мужского пола. Глава вознесён на небеса, а Его Тело пребывает на земле. Что касается Главы, Он вознесён на небеса более тысячи девятисот лет назад. Но что касается Его Тела, мы остаёмся здесь, ожидая грядущего восхищения…».
 (Уитнесс Ли, "Жизнеизучение Бытия", Сообщение 20; https://mybible.ws…)
=============

Ева в Библии является образом человеческой души, а Адам – образом человеческого духа. Этот дух должен уподобиться праведному Иосифу – мужу Марии, от Которой родился Христос:
"Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос" (Мф.1:16);
"Иосиф… хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, - се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго" (Мф.1:19,20).

=============
"Спускаюсь глубоко в душу мою, чтобы видеть, кто в ней рождается и кто из нее выходит. Как ужасна глубина души человеческой, Невесты Небесной, когда человек осмелится проникнуть в нее!..
Изумился я, когда оглядел все многочисленное потомство души моей, которое испугалось меня и бросилось врассыпную, как напуганные вороны с падали.
А душа моя лежала развращенная, словно девка с рынков вавилонских, забывшая Жениха своего.
И в гневе немощного и по обычаям виновного начала оправдываться душа моя, и до приговора стала говорить в свое оправдание: не рождаю ли я тебе сыновей? Не посылаю ли тебе духов?
А я, покрывшись стыдом, сказал: да, в том и есть моя и твоя погибель, что ты рождаешь сыновей, когда я нуждаюсь в Сыне, и что посылаешь мне духов, когда я нуждаюсь в Духе.
Родила ты мне сыновей, но они слуги и разбойники. Послала ты мне духов, но они грязные обитатели ада.
Как девица ты отдана мне под опеку, сроднику твоему, чтобы от Святого Духа зачать и Сына мне родить. А ты, несчастная, зачала не от Бога, а от мира сего, и не Бога родила мне, а мир сей.
Отчего не дождалась Духа Божия в девстве, а приняла духов тьмы, которые размножились в тебе и захватили сердце мое?
Возведена ты, чтобы быть храмом Богу, а превратилась в придорожный кабак, куда разбойники заходят отсидеться.
Почему не родила ты Сына Мудрости, Который бы и тебе давал свет и голос, а родила сыновей зла, которые завладели умом моим, да и тебе заплатили мраком и бессловесностью?
Смотри, какой плод рождаешь, таким и питаешься. И все, что из тебя исходит, в тебе возвращается умноженным.
О, если бы ты знала, душа моя, если бы ты только знала, красоту Девы Неневестной, Чьим образом ты должна была бы стать во мне! Сколь дивен и мощен Дух Ее осеняющий! Сколь прекрасен и величествен Сын, рождающийся в Ней! Уверяю тебя, ты бы кровью заплакала, безобразие мое, оттого, что печать своего безобразия ставишь даже и на тело мое.
И отреклась бы ты от грязных духов, душа моя, и в свиней бы их нагнала. И прогнала бы из дома своего потомство свое, которое свиной пищей питает и тебя, и себя.
И окадила бы ты самым благоуханным ароматом дом свой, и осветила бы его алтарными свечами. И украсила бы его цветами и звездами. И Ангелы, стоящие как млечнобелые одежды небесной Царицы твоей, свободно бы тебя посещали и приносили благовестие, от которого бы трепетала утроба твоя. Трепетала бы утроба твоя, словно утренняя роса на горе под нежными лучами солнца.
И возрадовалась бы ты, душа моя, среди изблекших душ земных. И родила бы сына, который светом своим изгнал бы небытия тени из ума моего и огнем своим сжег бы мирские желания в сердце моем. И освободил бы всю жизнь мою от власти злых духов, и обвил бы ее всю в покров силы и славы Духа Божия.
Вижу слезы вместо гнева в глазах твоих и радуюсь, душа кающаяся. Замечаю молчание твое, в котором рождается протест против себя самой. Покайся и обновись, душа моя, покайся, пока есть еще время. Облекись в девство поскорее, скорее, пока твоя грязная временность не стала грязной вечностью".
(Николай Сербский, "Моления на озере")
=============

***

Сегодня богословы выяснили, что первая и вторая главы Бытия написаны разными людьми ("Элохистом" и "Яхвистом") в разное время. Считается, что история "Яхвиста" (вторая глава) более древняя, чем история "Элохиста" (первая глава). Поэтому нам сейчас ничто не мешает предположить, что две библейские истории о сотворении человека в Книге Бытия говорят о сотворении двух разных человеков (адамов) – первого и последнего, перстного и небесного:
"Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного" (1Кор.15:47-49).

(?) Почему Бог не благословил животных шестого дня Творения? В чем или перед кем они провинились?

В стихах Быт.1:24,25 рассказывается, как по слову ВСЕСИЛЬНОГО земля произвела живых существ:
"И СОЗДАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ЗВЕРЕЙ ЗЕМНЫХ ПО РОДУ ИХ И СКОТ ПО РОДУ ЕГО, И ВСЕХ ГАДОВ ЗЕМЛИ ПО РОДУ ИХ. И УВИДЕЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ, ЧТО ЭТО ХОРОШО" (Быт.1:25).

Если при создании животных все было хорошо, тогда действительно непонятно, почему Творец не благословил Свое творение. Ведь накануне (в пятый день Творения) после создания морских животных и крылатых птиц (БЫТ.1:21) все они получили от Бога благословение:
«И БЛАГОСЛОВИЛ ИХ ВСЕСИЛЬНЫЙ, СКАЗАВ: "ПЛОДИТЕСЬ И РАЗМНОЖАЙТЕСЬ, И НАПОЛНЯЙТЕ ВОДУ В МОРЯХ, И ПТИЦЫ ДА РАЗМНОЖАЮТСЯ НА ЗЕМЛЕ"» (Быт.1:22)…

Можно предположить, что, как человек наследует Божье благословение во Христе (то есть тогда, когда он является живым членом Тела Христова), так же обстоит дело и с животными шестого дня Творения – они получат Божье благословение в человеке, которого Бог создаст по образу Своему, по образу Божьему:
"И СОТВОРИЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕКА ПО ОБРАЗУ СВОЕМУ, ПО ОБРАЗУ ВСЕСИЛЬНОГО СОТВОРИЛ ЕГО, МУЖЧИНУ И ЖЕНЩИНУ СОТВОРИЛ ИХ. И БЛАГОСЛОВИЛ ИХ ВСЕСИЛЬНЫЙ, И СКАЗАЛ ИМ ВСЕСИЛЬНЫЙ: "ПЛОДИТЕСЬ И РАЗМНОЖАЙТЕСЬ И НАПОЛНЯЙТЕ ЗЕМЛЮ И ОВЛАДЕЙТЕ ЕЮ, И ВЛАДЫЧЕСТВУЙТЕ НАД РЫБАМИ МОРСКИМИ И НАД ПТИЦАМИ НЕБЕСНЫМИ И НАД ВСЯКИМ ЖИВОТНЫМ, ПРЕСМЫКАЮЩИМСЯ ПО ЗЕМЛЕ" (БЫТ.1:27,28).

Цель Бога – не просто спасти человека от наказания, но изменить его внутренне, сделав новым Творением во Христе Иисусе.

Когда все животные, изображающие разные силы человеческой души, будут управляться Христом, тогда человек станет подобен Божественной колеснице. В это время благословением для человека (для духа, рожденного от Духа Божьего, и для животных, рожденных душой человека) будет Сам Иисус Христос, живущий в сердце верующего:
"да даст вам… верою вселиться Христу в сердца ваши" (Еф.3:16,17);
"если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности" (Рим.8:10).

***

Одним из животных, обитающих в каждом человеке, является ослица. Христос входит в сердце человека не иначе, как сидя на ней, то есть, оседлав нашу упрямую волю. А в совокупности все животные (вместе с Восседающим на них) составляют нового человека:
"а из средины его как бы свет пламени из средины огня; и из средины его видно было подобие четырех животных, - и таков был вид их: облик их был, как у человека" (Иез.1:5).

Верующий человек, живя по духу, носит в себе Самого Бога, Который является благословением и для него (для духа, рожденного от Духа Божьего), и для всех животных, то есть для обитателей души:
"Итак, нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти" (Рим.8:1,2).

А если христианин, вкусивший "дара небесного и сил будущего века", отпал от веры и живет не по духу, а по плоти, если он пребывает не во Христе, а в Адаме, тогда, он, естественно, лишается Божьих благословений:
"Ибо невозможно - однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются [Ему]" (Евр.6:4-6).

В Новом Завете плевелы обозначают сынов лукавого:
"когда же люди [верующие] спали [не бодрствовали], пришел враг его [враг Христа] и посеял между пшеницею [среди сыновей Бога] плевелы [сыновей лукавого] и ушел" (Мф.13:25).

Плевелы в Библии изображают вероотступников. Придя в церковь, они покаялись в грехах и крестились во Христа, но, очистившись от грехов, свою жизнь эти люди не изменили:
"вымытая свинья [идет] валяться в грязи" (2Пет.2:22);
"Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева, - повернулись назад" (Ис.1:4).

Такие верующие живут в религиозной пустыне. Они являются детьми дьявола и образуют ложную церковь, имя которой Вавилон:
"И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами. И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее; и на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным" (Откр.17:3-5);
"Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел… сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы - сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы… так будет при кончине века сего: пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их" (Мф.13:24-43).

= БЫТ.1:28 …И НАПОЛНЯЙТЕ ЗЕМЛЮ… =
Новая земля – это Дух воскресшего Христа:
"Пребудьте во Мне, и Я в вас" (Ин.15:4);
"Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь" (Ин.6:63);
"если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики" (Ин.8:31).

Также новой землей является новое сердце нового человека. Как Христос является слиянием Бога с человеком, так и новый человек является слиянием верующих, то есть Церкви, с Иисусом Христом:
"да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино" (Ин.17:21).

Верующие, принявшие верой Христа, становятся живыми членами Его Тела. В некотором смысле они становятся такими же, как Он, а именно – богочеловеками (с маленькой буквы):
"соединяющийся с Господом есть один дух с Господом" (1Кор.6:17);
"Иисус говорит ей [Марии Магдалине]… иди к братьям Моим" (Ин.20:17)…

Чтобы быть "мудрыми девами", христиане должны наполнять свои сосуды (сердца) драгоценным елеем (Святым Духом):
"любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам" (Рим.5:5);
"Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих" (Мф.25:4);
"исполняйтесь (4137 плеро внутренне) Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, повинуясь друг другу в страхе Божием" (Еф.5:18).

А чтобы быть Божьими домостроителями, созидающими Церковь (Тело Христа), верующие должны быть исполнены Святого Духа не только внутренне, но также и внешне:
"Савл, он же и Павел, исполнившись (4130, плето, внешне) Духа Святаго и устремив на него взор, сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних? И ныне вот, рука Господня на тебя: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени. И вдруг напал на него мрак и тьма, и он, обращаясь туда и сюда, искал вожатого" (Деян.13:9-11);
"Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу" (1Кор.12:4-7).

= БЫТ.1:28 …И ОВЛАДЕЙТЕ ЕЮ, И ВЛАДЫЧЕСТВУЙТЕ НАД РЫБАМИ МОРСКИМИ И НАД ПТИЦАМИ НЕБЕСНЫМИ И НАД ВСЯКИМ ЖИВОТНЫМ, ПРЕСМЫКАЮЩИМСЯ ПО ЗЕМЛЕ". =
Естественно, что раб греха и страстей, который готов продать свое первородство за миску похлебки, владеть землей своего сердца и владычествовать над обитателями своей души не может:

=============
"…когда Адам еще не согрешил, тогда и звери служили и подчинялись ему, и он нарицал имена им, как рабам своим; а когда он запятнал лицо свое грехом, тогда звери не узнали его, и из рабов сделались его врагами. И как домашний пес служит тому, кто его кормит, боится и трепещет его, а если вдруг увидит его с лицом, запачканным сажею или покрытым чужою маскою, то бросается на него, как на чужого, и покушается растерзать его, так было и с Адамом: доколе он сохранял чистым лицо свое, созданное по образу Божию, дотоле звери подчинялись ему, как рабы, а когда он запятнал лицо свое непослушанием, то они не узнали в нем господина и стали враждовать против него, как чужого. Таким образом, и восстание рабов бывает воздаянием за грехи…"
(Иоанн Златоуст; https://k-istine.ru/library/ioann_zlatoust-22.htm)
=============

Но те люди, в которых живет Бог, имеют власть над Божьим творением:
"и уже не я живу, но живет во мне Христос" (Гал.2:20);
"Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе" (Фил.4:13).

=============
"ИНОСКАЗАТЕЛЬНОЕ ИЗЪЯСНЕНИЕ ВИДЕНИЯ, ОПИСАННОГО ПРОРОКОМ ИЕЗЕКИИЛЕМ
1. Пророк Иезекииль поведал Божественное и славное явление и видение, которое видел, и описал оное, как явление, исполненное неизглаголанных таин. Видел же он на поле херувимскую колесницу, четырех духовных животных. У каждого животного было четыре лица: одно лице львиное, другое лице орлиное, еще лице тельчее и лице человеческое. И у каждого лица были крыла, так что ни у одного невозможно было различить, где – передняя, или задняя сторона. Плещи их исполнены были очес, и перси также полны очей, и не было места, неисполненного очей. При каждом лице было по три колеса, как бы колесо – в колесе, и в колесах был дух. И Пророк видел как бы подобие человека, и подножие у него – как бы сапфирное. Колесница сия (то есть Херувимы и животные) носила на себе восседающего Владыку. Куда ни угодно было Ему шествовать, – животные всюду обращены были лицом. И Пророк видел под Херувимами как бы руку человечу, которая их поддерживала и носила (Иез.1:5-28).
2. Истинно и несомненно было то, что видел Пророк в восхищении; но оно указывало на иное, прообразовало нечто таинственное и божественное, тайну подлинно сокровенную от родов, явленную же в последние времена, в пришествие Христово. Пророк созерцал тайну души, имеющей принять Господа своего и соделаться престолом славы Его. Ибо душа, которую Дух, уготовавший ее в седалище и обитель Себе, сподобил приобщиться света Его и осиял красотою неизреченной славы Своей, делается вся светом, вся лицем, вся оком. Нет у нее ни одной части, неисполненной духовных очей света, то есть, нет в ней ничего омраченного, но вся она всецело соделана светом и духом, вся исполнена очей, и не имеет никакой последней или задней стороны, но отовсюду представляется лицем, потому что снизошла на нее и восседит на ней неизреченная красота славы Света-Христа. И как солнце везде себе подобно: – нет у него ни одной последней или недостаточной части, но, состоя из частей одинаковых, все оно всецело блистает светом, и все есть свет, или, как огонь, то есть самый свет огня, весь сам себе подобен, и не имеет в себе ни первого ни последнего, ни большего ни меньшего, так и душа, совершенно осиянная неизреченною красотою славы света от лица Христова и совершенно вступившая в общение с Духом Святым и сподобившаяся стать жилищем и престолом Божиим, делается вся оком, вся светом, вся лицем, вся славою, вся духом, как уготовал, благоустроил и украсил ее духовною лепотою Христос, Который и носит, и водит, и поддерживает, и подъемлет ее. Ибо сказано, что рука человеча была под Херувимами
(Иез.1:7). Сам Христос и носим бывает душею, и водит ее.
3. Четыре животные, носящие колесницу, представляли собою образ владычественных сил разумной души. Как орел царствует над птицами, лев – над дикими зверями, вол – над кроткими животными, а человек – над всеми тварями, так и в разумной душе есть более царственные силы: воля, совесть, ум и сила любви. Ими управляется душевная колесница, в них почивает Бог. А по иному способу объяснения, разумеется сие о небесной Церкви Святых. И как там Пророк говорит о животных, что высота их была чрезмерна, что они исполнены очей, и что никому невозможно было объять число очей, или высоту, потому что не дано ведения о сем; как звезды на небе всякому человеку дано видеть и дивиться им, узнать же число их никому невозможно: таким же образом в небесную Церковь Святых войти и наслаждаться в ней дано всем желающим подвизаться, но узнать и объять число Святых, – сие принадлежит единому Богу. Сидящий на колеснице и на престоле всеочитых животных, то есть, в каждой душе, соделавшейся престолом и седалищем Его, ставшей оком и светом, шествует и носится, восседая на ней, и правя браздами духа, и направляя ее, как Сам знает. Как духовные животные шествовали, не куда сами хотели идти, но куда знал и хотел Сидящий на них и Направляющий их, так и душами Сам правит, и водит их, указуя путь Духом Своим. Таким образом, не по своей воле, когда хотят, возносятся души в небеса; но Бог направляет душу, свергнув тело, стремиться мыслию в небеса, и опять, когда угодно Ему, ходит она во плоти и в помыслах, то по Его же воле переходит к пределам земли, и Он показывает ей откровения таин. О подлинно превосходный, благий, единый и истинный Браздодержец! Так, если душа предпрославлена ныне и вступила в единение с Духом, то и тела сподобятся части в воскресении…"
(Макарий Египетский)
============


Рецензии