Эссе Библия. Авигея

АВИГЕЯ.

ПРИМЕЧАНИЕ. 1-ая книга Самуила соответствует 1-ой книге Царств в других переводах Библии.

АВИГЕЯ видит, что подбежавший к ней слуга до смерти напуган. К владениям её мужа, Навала, приближается отряд из 400 воинов — и они хотят убить всех мужчин в доме. Но за что?

Всё случилось по вине Навала. Он, как всегда, повёл себя дерзко и грубо. Однако на этот раз он оскорбил предводителя опытных воинов, которые любили и уважали своего господина и были готовы отдать за него жизнь. Юный слуга, по-видимому пастух, побежал к Авигее, надеясь, что она придумает, как всех спасти. Но что могла сделать одна женщина против целого войска?

Давайте сначала познакомимся с этой удивительной женщиной. Кто такая Авигея? Из-за чего возник конфликт? И чему нас учит пример её веры?

«БЛАГОРАЗУМНАЯ И КРАСИВАЯ».

Авигею с Навалом трудно назвать подходящей парой. Навалу вряд ли удалось бы найти себе жену лучше. А вот Авигея оказалась замужем за человеком, хуже которого трудно даже представить. Он был богат и потому полон важности и самодовольства. Но как к нему относились другие? Пожалуй, мало к кому в Библии применяются более презрительные эпитеты. Уже одно его имя означает «безумный» или «глупый». Не известно, было ли это имя дано Навалу при рождении или он получил его позднее. Ясно одно: такое имя полностью соответствовало его характеру. Навал «был человеком грубым и злым». Он славился буйным нравом и часто напивался, поэтому его все боялись и никто не любил (1 Сам. 25:2, 3, 17, 21, 25).
 
Авигея была его полной противоположностью. Её имя означает «мой отец стал радоваться». Каждый человек гордился бы красивой дочерью, но мудрому отцу бо;льшую радость принесла бы внутренняя красота своего ребёнка. Очень часто внешне привлекательные люди не видят необходимости развивать такие качества, как благоразумие, мудрость, мужество и вера. Но только не Авигея. В Библии говорится: «Она была благоразумной и красивой женщиной». (Прочитайте 1 Самуила 25:3.)

Некоторые недоумевают: как эта умная женщина могла выйти замуж за такого «негодного человека»? Стоит заметить, что в библейские времена многие браки устраивались родителями. В любом случае согласие родителей было необходимо. Возможно, родители поощряли Авигею к этому браку и даже сами отдали её в жёны Навалу, впечатлённые его богатством и положением. А может, к такому шагу их подтолкнула бедность. Как бы то ни было, деньги не сделали Навала хорошим мужем.

Благоразумные родители стараются прививать своим детям правильный взгляд на брак. Они не побуждают их вступать в брак по расчёту и не торопят с кем-то встречаться, когда те ещё слишком молоды и не готовы к взрослой, самостоятельной жизни (1 Кор. 7:36). Но Авигее было поздно об этом думать. Она уже была замужем за Навалом и старалась, насколько возможно, быть хорошей женой в своих непростых обстоятельствах.

НАВАЛ «ОСЫПАЛ ИХ ОСКОРБЛЕНИЯМИ».

И вот по вине Навала положение Авигеи осложнилось ещё больше. Он оскорбил не кого-нибудь, а Давида — верного служителя Бога. Давид был Божьим избранником, которого пророк Самуил помазал в цари вместо Саула (1 Сам. 16:1, 2, 11—13). Спасаясь от преследований завистливого и злого царя Саула, Давид скрывался в пустыне — и с ним 600 его верных воинов.

Навал жил в Маоне, но работал неподалёку от Кармила*, где у него, вероятно, были свои земельные владения. Поблизости от этих городов находились горные пастбища, на которых было достаточно травы для овец — а их у Навала было 3 000. Бо;льшая же часть земли в округе была бесплодной. На юге простиралась бескрайняя пустыня Фаран. На востоке путь к Солёному морю пролегал через пустынную, изрезанную оврагами местность, в которой было много пещер. В этих неприветливых местах и скрывался Давид со своими людьми. Наверняка, им приходилось с трудом добывать себе пищу и переносить тяготы жизни в суровых условиях. Нередко они встречали пастухов, работавших на богатого Навала.

Как воины Давида относились к этим пастухам? Им ничего не стоило поживиться чужим добром, но они никогда так не поступали. Напротив, под их защитой люди и стада Навала были как за каменной стеной. (Прочитайте 1 Самуила 25:15, 16.) Пасти овец в этих местах было небезопасно. Здесь водились хищные звери, а южная граница Израиля пролегала так близко, что банды грабителей часто совершали набеги*.

Обеспечить пищей всех своих людей Давиду, скорее всего, было довольно трудно. Как-то раз он попросил помощи у Навала, отправив к нему десять посланцев. Давид выбрал подходящий момент. В то время Навал стриг овец, и по традиции ожидалось, что хозяин щедро отблагодарит своих работников и предоставит им угощение. Кроме того, Давид постарался подобрать вежливые слова и обратился к Навалу почтительно. Он даже назвал себя его сыном, вероятно тем самым проявив к нему уважение как к старшему по возрасту. Как Навал принял людей Давида? (1 Сам. 25:5—8).

Он пришёл в ярость и «осы;пал их оскорблениями», о чём и рассказал Авигее слуга, как мы узнали в начале. Скупой до безумия, Навал стал громко кричать и возмущаться: с какой это стати он должен отдать хлеб, воду и мясо неизвестно кому?! Мало того, он обозвал Давида беглым слугой. Похоже, Навал ненавидел Давида так же, как и Саул. Но Бог, в отличие от них, любил Давида, и для него он был не мятежным рабом, а будущим царём Израиля (1 Сам. 25:10, 11, 14).
 
Когда Давиду передали слова Навала, он сильно разгневался. «Опояшьтесь мечами!» — приказал он своим людям. И, поклявшись убить всех мужчин в доме Навала, вышел против него с 400 своих воинов (1 Сам. 25:12, 13, 21, 22). Хотя негодование Давида понять можно, оно побудило его к неправильным действиям. В Библии говорится: «Гнев человека не ведет к Божьей праведности» (Иак. 1:20). Как же Авигее удалось спасти своих домашних?

«БЛАГОСЛОВЕННО ТВОЁ БЛАГОРАЗУМИЕ».

Что предприняла Авигея, чтобы отвратить беду от своей семьи? Как упоминалось в начале, она прежде всего внимательно выслушала слугу. В отличие от неё, Навал был «негодным человеком», с которым «бесполезно говорить»* (1 Сам. 25:17). Он думал о себе слишком много и потому не хотел никого слушать. Высокомерные люди сегодня тоже не редкость. Но Авигея была не такой, поэтому слуга обратился именно к ней.

Авигея была умна и решительна. Сообщается, что она «быстро пошла», чтобы сделать приготовления. В данном отрывке по отношению к этой женщине четыре раза употребляется еврейский глагол со значением «спешить; быстро действовать». Она приготовила Давиду и его людям щедрый дар: хлеб, вино, овец, жареные зёрна, лепёшки изюма и инжира. Как видно, Авигея хорошо вела хозяйство и знала, что; есть у них в доме, подобно добродетельной жене, которая описывается в книге Притч (Прит. 31:10—31). Она отправила продукты со слугами, а сама пошла следом. «Но своему мужу, Навалу, ничего не сказала» (1 Сам. 25:18, 19).

Значит ли это, что Авигея пренебрегла принципом главенства? Вовсе нет. Навал обошёлся непочтительно с помазанником Бога, к тому же из-за него могли погибнуть невинные люди. Если бы Авигея бездействовала, она, возможно, разделила бы вину своего мужа. Как бы то ни было, она должна была подчиняться прежде всего Богу.

Вскоре Авигея встретила Давида и его людей. И снова эта женщина действовала быстро: она «поспешила сойти с осла» и смиренно упала перед Давидом на колени (1 Сам. 25:20, 23). Затем Авигея всё объяснила Давиду, умоляя его проявить милосердие к её мужу и домашним. Как она постаралась затронуть сердце Давида?

Авигея взяла ответственность за случившееся на себя и просила Давида простить её вину. Она признала, что её муж безумец, о чём говорило уже само его имя. Вероятно, она имела в виду, что мстить такому человеку было бы ниже достоинства Давида. Авигея отнеслась к Давиду как к Божьему представителю, упомянув, что он ведёт «войны Господа». Кроме того, она показала, что знает об обещании Бога относительно Давида и царства, поэтому сказала: «Он поставит тебя вождём над Израилем». Затем она стала умолять Давида не проливать напрасно крови, ведь это сделало бы его виновным перед Богом, а впоследствии могло стать «причиной для огорчения»,— то есть вызвать у него угрызения совести. (Прочитайте 1 Самуила 25:24—31.) Какие мудрые слова!

Как слова Авигеи повлияли на Давида? Он принял всё, что она привезла, и сказал: «Благословен Господь, Бог Израиля, который послал тебя сегодня мне навстречу! Благословенно твоё благоразумие и благословенна ты, за то что удержала меня сегодня от пролития крови». Давид похвалил Авигею, ведь она не побоялась поспешить ему навстречу, и признал, что благодаря ей он не навлёк на себя вину в пролитии крови. «Иди с миром в свой дом,— сказал он ей, а затем смиренно добавил: — Я послушался твоего голоса» (1 Сам. 25:32—35).

«ТВОЯ РАБЫНЯ ГОТОВА СЛУЖИТЬ ТЕБЕ».

Возвращаясь домой, Авигея не могла не думать об этой встрече. Не могла она и не заметить того, как отличался добрый, богобоязненный Давид от грубого глупца, за которым она была замужем. Однако она постаралась отбросить эти мысли, поскольку далее мы читаем: «Авигея пришла к Навалу». Да, она вернулась к своему мужу, так как хотела, насколько возможно, быть хорошей женой. Она собиралась рассказать ему о подарке, который она дала Давиду и его людям. Её муж имел право знать об этом. Также ей надо было сообщить Навалу, какую беду ей удалось предотвратить, ведь, если бы он узнал об этом от кого-то другого, это стало бы для него ещё большим позором. Но поговорить с ним ей не удалось. Он по-царски пировал и был очень пьян (1 Сам. 25:36).

Авигея снова проявила мужество и благоразумие. Она решила дождаться утра, пока Навал не проспится. Тогда он был бы достаточно трезвым, чтобы понять, о чём она говорит, хотя, вероятно, и более агрессивным в силу своего характера. Несмотря на это, она подошла к нему и обо всём рассказала. Она ожидала, что он придёт в бешенство или даже бросится на неё с кулаками. Однако он просто сел и не двигался (1 Сам. 25:37).

Что с ним случилось? Как повествуется в Библии, «сердце Навала замерло в нём, и он словно окаменел». Возможно, с ним случился удар. Спустя примерно десять дней он умер — но не просто из-за болезни. «Господь поразил Навала, и тот умер» (1 Сам. 25:38). Да, Бог совершил праведный суд над Навалом. Так пришёл конец браку, который был для Авигеи словно страшный сон. Сегодня Бог никого не поражает смертью, как это было в дни Давида. Однако этот эпизод — серьёзное напоминание о том, что деспотизм и насилие в семье не ускользают от внимания Бога. В своё время он обязательно восстановит справедливость. (Прочитайте Луки 8:17.)

Авигея не только освободилась от бремени этого брака, но и удостоилась особой чести. Узнав о смерти Навала, Давид послал слуг и предложил Авигее стать его женой. Она ответила: «Твоя рабыня готова служить тебе и мыть ноги слугам моего господина». Очевидно, предложение Давида не вскружило ей голову и она не утратила своих прекрасных качеств, ведь она была готова стать служанкой его слугам. И снова мы читаем о том, что она действовала быстро — на этот раз, проявив готовность отправиться к Давиду (1 Сам. 25:39—42).

И всё-таки жизнь Авигеи не была похожа на сказку со счастливым концом. Давид уже был женат на Ахиноаме, а в полигамном браке у богобоязненных женщин были свои сложности. К тому же Давид пока не был царём, и впереди его ожидало ещё немало трудностей и испытаний. Авигея помогала Давиду и всегда его поддерживала. Спустя какое-то время она родила ему сына. Она на себе испытала, что значит иметь мужа, который ценит и защищает свою жену. Однажды он даже спас её от рук похитителей! (1 Сам. 30:1—19). Таким образом Давид следовал примеру Бога, который любит и высоко ценит благоразумных, смелых и богобоязненных женщин.

^ Речь идет не о горе Кармил, расположенной на севере Палестины, на которой пророк Илья позднее противостоял пророкам Ваала. Здесь говорится о городе Кармил, который находился на юге и граничил с пустыней.

^ По всей видимости, Давид считал, что, охраняя местных землевладельцев и их стада, он совершает служение Богу. В те дни эта земля по обещанию Бога принадлежала потомкам Авраама, Исаака и Иакова, поэтому её защита от вторжения чужеземцев и грабителей рассматривалась как священное служение.

^ Выражение, которое употребил слуга, буквально означает «сын велиара (негодности)». В других переводах Библии Навал описывается как человек, который «никого не слушает», и, как следствие, «никто не может говорить с ним».


Рецензии