Квинченцо Дельморо 3

Касательно утверждения про философию до 19 века - весьма неоднозначно. Да, в 19-ом веке появился позитивизм с его редуктивным физикализмом, негацией метафизического и идеалистического, приматом "позитивности" (что раскритиковали представители Франкфуртской школы, ведь подобное ведёт к тотальности одномерности, унифицированности и однообразности; лишает человека способности к трансгрессии и трансценденции, что есть ужасный обскурантизм). Философия Спенсера, течение "социал-дарвинизм", а также пансексуалистическая парадигма фрейдизма с его профанационным относительно человеческой природы детерминизмом, которые оставляли духовное на втором плане, абсолютизируя гегемонию низменных начал в человеке - это всё действительно поспособствовало краху романтических представлений о безмерном микрокосме индивидуальности, что усгубилось в 20-ом веке критикой субъекта со стороны постструктуралистов, которые воспевали бессилие. Это да, верно, однако в 19-ом веке и 20-ом веке были экзистенциалисты, персоналисты, Эрих Фромм, отчасти Франкфуртская школа. Особенно экзистенциализм, думаю, был главным антагонистом, который противостоял доминациии позитивистских, сциентистских воззрений, а анархизм, который имеет определённые точки конвергенции с экзистенциализмом, противостоял господству либеральных и социал-дарвинистских идиологем. Тем более, и романтизм был 19-ом веке, в первой половине, по крайней мере (те же американские трансценденталисты - Эмерсон, Торо).


Рецензии