Люди. Оден Уистан Хью. Восьмое искушение
ВОСЬМОЕ ИСКУШЕНИЕ
Автор: Оден Уистан ХЬЮ
Перевод: Виктор ТОПОРОВ
СОДЕРЖАНИЕ:
- Сужденья образуют мирозданье,
- Дичок католицизма привился
- Как Он от них ушел, им невдомек
- Глядел, глазам не веря, как чиновник
- Влюбился главный умник в колдуна
- Вот заседаешь в университете
- Другим казалось: лучше удалиться
- Как паутина, провисала жажда
- Когда же отворим сии врата
- Талант поэта словно вицмундир
- В таких особнячках нет окон в спальне
- Закон детерминизма лишь для тех
===================================_ld_====
СЛОВА
Сужденья образуют мирозданье,
В котором все послушно их азам.
Лгать может вестник, но не сообщенье.
У слов нет слов, не верящих словам.
Но правила есть в словосочетанье:
Держитесь за сказуемое там,
Где вкривь и вкось пошло соподчиненье,
Внимательными будьте к временам, –
Правдоподобья требуют и сказки.
Но если правду хочешь прошептать
И срифмовать живое без описки,
Тогда не ты – слова пойдут решать
Твою судьбу: так на потешной пляске
Вольно мужланам в рыцарей играть.
1956
МАКАО
Дичок католицизма привился
На желтых скалах над приливным чаем,
Кичливым городком плодонося
Под сенью, сонно брошенной Китаем.
Там, где Спаситель – в стиле рококо,
Ждут игроков посмертные доходы,
Сулит соседство церкви с бардаком
Прощенье Веры за разгул Природы.
Терпимости туземной незнаком
Смертельный грех заморского коварства,
Царей и царства рвущий на куски.
Здесь Эра Церкви: детские грехи
Хранят от взрослых местное дикарство
И все, что ни случится, – нипочем.
ДИАСПОРА
Как Он от них ушел, им невдомек.
Народ Святой Земли, народ Завета
Молил, чтоб Это подтвердил пророк, –
И дела нет до остального света.
Иль идолопоклонников стада –
Любви равнодостойные предметы?
С такою притчей Он пришел сюда,
Прияв их страхи, скорби, укоризны,
Но к малым – тем – прибившись без стыда.
Из жизни изгнан был, как из отчизны,
Но целый мир ушел в изгнанье с Ним
И стала вечность часом светлой тризны.
Лишь призрачный придел остался им,
Лишь смертный лик, ударам уязвим.
ПРИЗВАНИЕ
Глядел, глазам не веря, как чиновник
Вносил его не в перечень святых,
А в самый унизительный письмовник.
Перо уж отскрипело, но еще
Вакансия поэта пустовала,
Смущающего самых молодых
Рассказами, что святость не про них,
И отзвуками старого скандала, –
И холодно слывущего хлыщом.
Порой нам ненавистны зеркала,
Но помогают женщины и книги
Увидеть: на земле лежит зола,
Бессмысленны победы и интриги,
И благодатна только кабала.
УТИЛИТАРНОСТЬ
Влюбился главный умник в колдуна
И бывший ум пошел ему не впрок,
Досталась вору главная казна,
Стал главный заводила одинок,
Снасильничали главного самца.
Все главные занятья подувялн,
И ужас опечатал им сердца,
Меж тем, в прямой пропорции к печали,
Торжествовал над миром сатана.
Есть вехи на дороге для слепца,
И трус удавит бешеную суку,
И нищего протянутую руку
Скует, как льдом, пожатье мертвеца.
По-тарабарски речь всегда честна.
УДАЧА
Вот заседаешь в университете –
И понимаешь: это ерунда;
Вот выбраковали твою овчарку –
А ты за государство не в ответе;
Вот рассчитаешь скверную кухарку –
А мертвые не встанут никогда.
«То был не я, – вскричал он, созерцая
Предшественника череп. – Я здоров.
В мой здравый ум закралась мысль чужая,
Загадка сфинкса, тайна роковая;
Я брал цариц, не сняв с них горностая,
Но устрашусь рассудочных миров».
Но червь сомненья в плаче неудачи:
«Все вышло б – с Божьей помощью – иначе».
ПРИКЛЮЧЕНИЕ
Другим казалось: лучше удалиться,
Пока Закон заканчивал разбег,
Чтоб топором над головами взвиться.
Проказы – прочь, проказа – участь всех.
Но за побег пока что не судили
И разрешали даже провожать.
И чуть ли не беспечно уходили
И собирались – ив изгнанье – жить.
Никто ведь никому и не перечит,
Приправами привычное перча.
Восславив Чет, не замечаем Нечет.
Не поминать же всуе палача.
Бог удалился, плача и ворча,
А прошлое – все прочее залечит.
ИСКАТЕЛИ ПРИКЛЮЧЕНИЙ
Как паутина, провисала жажда –
В опроверженье собственной тоски
Они разбили чашки и горшки,
А памятник воде разбили трижды.
И, засухой захлестнуты, пошли
Туда, где в пустоте роились бесы
И чудища, зачатые в пыли, –
И все ж не понимали ни бельмеса,
Высаживали чудо в сушь земли,
И образы гротескных искушений
В засохших красках взбалтывали гений,
И лона жен, в плену сухих волнений,
К песку былого русла приросли
В надежде на начало поколений
САДЫ
Когда же отворим сии врата? –
За ними жизнь, и праздник, и начало,
И семь грехов не значат ни черта,
И плоти в пищу псам не перепало,
За ними юность вечная царит,
Растут на камне кольца годовые,
И пыл полов, нам памятный, парит,
Слиянием сияний став впервые.
Здесь всем путям конец, былая близь
Бессмысленна, здесь кротость старой девы
И страсть ее к цветам передались
Волхвам и великанам, здесь напевы
Так тихо, так безвольно полились,
Как будто нет ни Каина, ни Евы.
ПРОЗАИК
Талант поэта словно вицмундир.
Любому барду воздают по праву.
Как молния поэт ударит в мир,
Погибнет юным и стяжает славу;
А то – пойдет в отшельники гусар…
Мучительно и медленно прозаик
Мальчишество в себе (бесплодный дар),
Спесь и экстравагантность выгрызает.
Чтобы любую малость воплотить,
Сам должен стать он воплощеньем скуки:
Претерпевать любовь, а не любить,
Вникать в чужие склоки или муки, –
И все, чем жизнь нелепа и страшна,
Познать в себе – и ощутить сполна.
ПУТНИК
В таких особнячках нет окон в спальне
И даже днем, как жар, стоит жара.
Луга его растут... На наковальне
Любовь остыла с давнего утра.
Не крикам прокричаться сквозь потемки
В твердыню безответного «алло»;
Билеты в клочья и мосты – в обломки,
И прошлое как битое стекло.
Когда б он мог казаться повзрослее,
Как мальчик, пробирающийся в зал
На фильм не для него, – какою сказкой
Он жизнь бы всю свою пересказал,
В ней сходство маломальское лелея
С отцовским домом, с материнской лаской.
ГОРОД
Закон детерминизма лишь для тех,
Кто вырос в деревнях, понятен смладу –
Прост, как природа или как орех,
И не сулит надежды на пощаду.
Иначе у исконных горожан:
С младых ногтей рядятся в индивиды,
Закон детерминизма – их тиран,
А все обиды – личные обиды.
Обиды коренятся в городах
И в душах, иссушенных искушеньем
И вечною мечтою стать никем –
И посидеть на каменных скамьях
На солнышке, с невольным изумленьем
На деревенских глядя: кто, да с кем?
Свидетельство о публикации №122111000055
У слов нет слов, не верящих словам.
ЗдОрово)
Лена Оливвла 10.11.2022 08:47 Заявить о нарушении
Психоделика Или Три Де Поэзия 10.11.2022 09:43 Заявить о нарушении
Лена Оливвла 10.11.2022 09:46 Заявить о нарушении
.
и у них тоже "что-то другое"... взять хотя бы особую историю Юрия Вейнерта и его ста сонетов
Психоделика Или Три Де Поэзия 10.11.2022 10:00 Заявить о нарушении
Лена Оливвла 10.11.2022 10:09 Заявить о нарушении
... кто сегодня пишет стихи на ход ноги (чтобы шел путник и их шептал и путь становился легче и время и усталость незаметней), на взмах косой, на удар молотом... вдох-выдох, под удары сердца.. все... нет... осталась одна пластмасса..
)
один из вариантов
)
сонет нужно читать собаке и собака должна плакать )) тогда это настоящий сонет ))
Психоделика Или Три Де Поэзия 10.11.2022 11:10 Заявить о нарушении
Кира Валерто 10.11.2022 12:08 Заявить о нарушении