На смерть Автора

Теперь стихи – сыны безликой массы,
Рождённые грядой криптомнезий!
Но как процесс, для творчества опасный,
В век постмодерна нам затормозить?

А, может, вовсе их писать не стоит?
Не ты взлетишь – не будешь и подбит.
Как Бродского, не станут, сев за столик,
Читать нас, верно, рэперы под бит.

Лишь убивать как Автора не смейте!
Ваш подстрекатель, видно, Ролан Барт.
Все версии трактовок будут в смете:
Чтоб оплатить, отправитесь в ломбард!

Ведь человек, увы, внезапно смертен,
Погибнет тело, с ним заветный код,
Спасайте быстро, пульс ему измерьте:
Общаться с трупом явно нелегко!

Но если тайны любите лелеять
На Тибре, на Миссури, на Оке,
Читайте Кодекс Войнича смелее
Вы с мёртвыми на мёртвом языке!

А лучше Автора заприте в ящик,
Теперь он мёртв, но в тот же миг и жив!
Ищите сами смысл подходящий,
Все объяснения на время отложив.

10 ноября 2022 г.

Читая и создавая стихотворения в наше время, особенно ярко чувствуешь, что Автор, действительно, мёртв и превратился в безвольного скриптора. Нынче стихотворения напрочь сотканы из бесконечно повторяемой информации, которую в своих интерпретациях в очередной раз придётся проглотить и переварить читателю. И каждый цикл практически идентичен. Лишь изредка кто-то пытается разорвать уробороса в попытке найти, откуда прорастает голова той или иной идеи или хотя бы в чём предназначение конкретной чешуйки, если выбить её из серого бесконечного тела змея.

В этой постмодернистской среде, которая может быть не привязана к определённому этапу развития общества, довольно легко наполнять свои "произведения" продуктами разной свежести, называя их референсами и пасхалками, даже когда никакой смысловой нагрузки они не несут. То же касается и возможности безответственно смешивать стили (чем и я периодически непрофессионально грешу; как будто признание избавляет меня от ответственности), ведь "всё же уже придумано, остаётся только красиво компилировать".

Так и стоит ли тогда вообще брать на себя роль этих скрипторов? Стоит ли этим симуляциям творчества рождаться, ведь их и без нас навалом!

Ответ простой: "Не придётся выбирать, становиться ли скриптором, если пустить все силы на спасение Автора от метафизического убийства!" К тому же смерть Автора крайне ресурсозатратное явление: когда отсутствуют какие-либо зацепки, толкование даже самого маленького произведения в бесконечное множество раз превысит по объёму оригинальный текст. А если Автор ещё и физически умрёт, то в принципе уже ничто не сможет остановить этот вечный конвейер переосмыслений. Цена этого производства, разумеется, качество творчества.

Но если человеку очень хочется самому разгадывать тайные смыслы, закладываемые Автором и при этом не иметь перед собой готового ответа, то в мире полно подходящих для этого произведений. Пускай продолжают ломать голову над тем же кодифицированным Манускриптом Войнича, для этого не обязательно "убивать" ещё живых Авторов, которым есть что сказать как в отрыве от своих произведений, так и в рамках комментирования собственных работ. Если искатель при этом желает, чтобы объективного ответа на решаемую им загадку вовсе не существовало, то никто не лишает его таких жанров, как сюрреализм.

Пускай авторы объясняют свой замысел, дабы им потом не приписывали ничего лишнего. Ведь не составит никакого труда попросту не читать объяснение произведений, если хочется не заковывать себя в рамки оригинального смысла, а поразмышлять в отрыве от какой-либо наводящей информации, кроме чистого текста первоисточника. Уж лучше иметь перед собой ящик с автором Шрёдингера, чем похоронить его, совершив неотвратимое действие. Не ограничивайте по глупости свою же свободу!


Рецензии