Эссе Библия. Дружба Давида и Ионафана
Примечание. 1-ая книга Самуила соответствует 1-ой книге Царств в других переводах Библии.
Отгремело сражение, и над долиной Ила воцарилась тишина. Послеполуденный ветерок шелестел полотнищами шатров в военном лагере. Царь Саул принимал посетителей. Присутствовали его старший сын Ионафан и пастушок, который увлечённо что-то рассказывал. Пастушком, исполненным рвения и воодушевления, был Давид. Саул слушал с неподдельным вниманием, ловя каждое его слово. А какие чувства испытывал при этом Ионафан? Он уже давно служил в войске Бога, и за плечами у него было немало славных побед. Но сегодняшняя победа была не его — её одержал этот юноша. Давид убил великана Голиафа! Завидовал ли Ионафан доставшейся Давиду великой славе?
То, как повёл себя Ионафан, может вызвать удивление. Мы читаем: «Когда он [Давид] закончил говорить с Саулом, душа Ионафана привязалась к душе Давида, и Ионафан полюбил его, как свою душу». Ионафан подарил Давиду своё военное снаряжение — в том числе лук. Подарок этот был весьма ценным, ведь Ионафан славился как меткий лучник. Более того, Ионафан и Давид заключили соглашение — торжественный договор, который положил начало их нерушимой дружбе и взаимной поддержке (1 Самуила 18:1—5).
Так началась прекрасная дружба, которая в библейском повествовании занимает особое место. Для людей с настоящей верой дружба имеет большое значение. Если мы подходим к выбору друзей ответственно и сами становимся преданными друзьями, всегда готовыми поддержать в трудную минуту, то мы укрепим веру друг друга, что очень важно в сегодняшнем недружелюбном мире (Притчи 27:17). Итак, давайте посмотрим, что мы можем узнать о дружбе на примере Ионафана.
НА ЧЁМ СТРОИТСЯ ДРУЖБА.
Как подобная дружба могла появиться в один миг? Тут всё дело в том, что; лежало в основе их дружеских отношений. Вспомним предысторию. Ионафан жил в трудные времена. С годами его отец, царь Саул, менялся, и далеко не в лучшую сторону. Некогда смиренный, покорный Богу человек превратился в надменного, своевольного правителя (1 Самуила 15:17—19, 26).
Произошедшие с Саулом перемены, должно быть, сильно тревожили Ионафана, ведь они с отцом были близки (1 Самуила 20:2). Вполне возможно, Ионафан беспокоился о том, как Саул мог навредить избранному Богом народу. Непокорность царя могла отвести его подданных от Бога, лишить их его благосклонности. Без сомнения, для людей с подлинной верой, таких как Ионафан, то были мрачные времена.
Ввиду всего этого становится ясно, что привлекло Ионафана в юном Давиде. Ионафан увидел в нём крепкую веру. Вспомним, что, в отличие от воинов Саула, Давид не дрогнул перед могущественным великаном Голиафом. Он считал, что, идя в бой с именем Бога, он окажется сильнее Голиафа со всем его вооружением (1 Самуила 17:45—47).
Многими годами раньше так мыслил и сам Ионафан. Он был уверен, что два человека, то есть они с оруженосцем, могут напасть на целый вооружённый отряд и разгромить его. «Ведь ничто не помешает Господу»,— говорил Ионафан (1 Самуила 14:6). Как видим, у Ионафана и Давида было много общего: крепкая вера в Бога и глубокая любовь к нему. Это было самой прочной основой для дружбы. Хотя Ионафан был влиятельным наследником престола, а Давид неприметным пастушком, и хотя одному было почти пятьдесят лет, а другому, судя по всему, не исполнилось и двадцати, эти различия не значили ровным счётом ничего.
Заключённое ими соглашение стало надёжной защитой для их дружбы. В каком смысле? Дело в том, что Давид знал, какие планы были на него у Бога: ему предстояло стать следующим царём Израиля! Утаил ли он это от Ионафана? Едва ли! Крепкая дружба, такая, как была у них, зиждется не на тайнах и лжи, а на откровенном общении. Что мог почувствовать Ионафан, узнав о будущем Давида? Что, если Ионафан лелеял надежду, однажды воссев на престол, устранить последствия того, что натворил его отец? В Библии нет ни слова о том, что внутри у Ионафана происходила борьба.
Зато в ней рассказывается о главном — о преданности Ионафана и его вере. Он видел, что с Давидом дух Бога (1 Самуила 16:1, 11—13). Поэтому Ионафан, оставаясь верным своей клятве, продолжал видеть в Давиде не соперника, а друга. Ионафан желал, чтобы исполнялась воля Бога.
Эта дружба обернулась большими благословениями. Чему учит нас вера Ионафана? Каждому искренне верующему человеку стоит задуматься над ценностью дружбы. Друзья — это необязательно ровесники или люди со схожими жизненными обстоятельствами. Но если у друга неподдельная вера, он может оказывать на нас сильное благотворное влияние. Не раз и не два Ионафан и Давид становились друг для друга поддержкой и опорой. И без такой помощи им было не обойтись, ведь их дружбе предстояло пройти ещё более серьёзные испытания.
БЫТЬ ПРЕДАННЫМ - КОМУ?
Поначалу Саул глубоко симпатизировал Давиду. Он даже поставил его во главе своего войска. Однако вскоре Саул был побеждён тем врагом, перед которым устоял Ионафан,— ревностью. Давид бил врагов Израиля, филистимлян, одерживая одну победу за другой. Это принесло ему славу и всеобщее восхищение. Вот что пели израильтянки: «Саул убил тысячи врагов, а Давид — десятки тысяч». Саулу эта песня пришлась не по душе. «С того дня,— читаем мы,— Саул стал смотреть на Давида с подозрением» (1 Самуила 18:7, 9). Он боялся, что Давид попытается отнять у него царскую власть. Но опасения эти были напрасными. Хотя Давид знал, что станет преемником Саула, у него и в мыслях не было свергнуть назначенного Богом царя, пока тот ещё правил!
Саул пытался подстроить всё так, чтобы Давид погиб в бою, но из этого ничего не выходило. Давид выигрывал одно сражение за другим, и любовь народа к нему росла. Тогда Саул решил составить заговор со своими домашними — со всеми слугами и старшим сыном — с целью убить Давида. Представьте, какую боль испытывал, должно быть, Ионафан, видя, что творит отец! (1 Самуила 18:25—30; 19:1). Ионафан был не только преданным сыном, но и преданным другом. И вот теперь встал вопрос: кому же быть преданным? Какой выбор сделает Ионафан?
Он смело заявил: «Пусть царь не сделает греха против своего слуги Давида, ведь он не согрешил против тебя и делал тебе только добро. Рискуя жизнью, он убил филистимлянина, и Бог дал всему Израилю великое спасение. Ты видел это и радовался. Так зачем же тебе грешить против невинной крови и ни за что убивать Давида?» То была редкая минута, когда Саула посетило благоразумие. Он прислушался к Ионафану и даже поклялся не причинять Давиду вреда, но слова своего не сдержал. После того как Давид одержал очередную победу, Саулом овладела такая ревность и ярость, что он метнул в него копьём! (1 Самуила 19:4—6, 9, 10). Но Давид увернулся и убежал, покинув царский двор.
Приходилось ли вам решать, кому быть преданным? Этот выбор может быть невероятно трудным. В подобных случаях кто-то может подсказывать вам, что на первом месте всегда должна быть семья. Но Ионафан знал, что главное на самом деле. Мог ли он занять сторону отца, видя, что Давид — преданный и покорный служитель Бога? Принимая решение, Ионафан руководствовался преданностью Бога. Вот почему он смело поддержал Давида. Однако Ионафан, оставаясь верным в первую очередь Богу, проявил преданность и к отцу: он не стал говорить Саулу то, что ему хотелось бы услышать, а открыто указал на его неправоту. Каждому из нас стоило бы подражать Ионафану в проявлении преданности.
ЦЕНА ПРЕДАННОСТИ.
Ионафан вновь попытался помирить Саула с Давидом, но на этот раз вышло ещё хуже. Давид тайно пришёл к Ионафану и поделился, что опасается за свою жизнь. «Только шаг отделяет меня от смерти!» — сказал он своему другу. Ионафан согласился выяснить, как настроен отец, и дать знать об этом Давиду. Давид должен был спрятаться, а Ионафан — передать ему весть с помощью лука и стрел. Ионафан попросил лишь о том, чтобы Давид всегда проявлял преданную любовь к его домашним, даже «когда Бог истребит с лица земли всех врагов Давида». И Давид пообещал всегда заботиться о домашних Ионафана (1 Самуила 20:3, 13—27).
Ионафан старался говорить с Саулом о Давиде в положительном ключе, но царь пришёл в ярость! Он назвал Ионафана «сыном непокорной женщины» и заявил, что его преданность Давиду — это позор для семьи. Саул попытался сыграть на чувствах Ионафана, воззвать к его себялюбию: «Пока сын Иессея будет жить на земле, не устоишь ни ты, ни твоя царская власть». На Ионафана это не подействовало, и он снова стал умолять отца: «Зачем его убивать? Что он сделал?» Тут Саул схватился за оружие (хотя он был в летах, он оставался сильным воином) и метнул в своего сына копьё! Но, несмотря на свою меткость, он промахнулся. Ионафан, глубоко оскорблённый и униженный, вышел в гневе (1 Самуила 20:24—34).
Наутро Ионафан пошёл в поле, где неподалеку прятался Давид. Как они и договорились, Ионафан пустил стрелу, давая Давиду понять, что Саул по-прежнему намерен его убить. Затем Ионафан отправил слугу обратно в город, и они с Давидом остались вдвоём. У них было время для недолгой беседы. Оба заплакали, и Ионафан с тяжёлым сердцем простился со своим юным другом, которому теперь предстояла жизнь беглеца (1 Самуила 20:35—42).
Преданность Ионафана выдержала испытание: в нём не оказалось ни капли себялюбия. Сатана, враг всех верных людей, был бы просто счастлив, если бы Ионафан пошёл по стопам Саула и стал честолюбиво искать власти и славы. Не будем забывать, что Сатане доставляет удовольствие взывать к человеческой склонности к себялюбию. У него всё получилось с нашими прародителями, Адамом и Евой (Бытие 3:1—6). А вот с Ионафаном у него ничего не вышло. Как же, должно быть, досадовал Сатана! Выдержите ли вы подобные испытания? Мы живём во времена, когда эгоизм приобрёл масштабы эпидемии (2 Тимофею 3:1—5). Но свойственный Ионафану дух бескорыстия и преданности служит для нас прекрасным нравственным ориентиром.
«ТЫ БЫЛ МНЕ ОЧЕНЬ ДОРОГ».
Ненависть к Давиду переросла у Саула в одержимость. Ионафан ничего не мог поделать. Его отец, впавший в безрассудство, поднял войско и стал гоняться по всей стране за одним человеком, который ни в чём не был виноват (1 Самуила 24:1, 2, 12—15; 26:20). Участвовал ли в погоне Ионафан? Любопытно, что в Библии он ни разу не упоминается в связи с этими безумными походами. Для Ионафана подобное было немыслимо, ведь он был предан Богу и Давиду и всегда помнил о своей клятве.
Его отношение к юному другу нисколько не изменилось. Со временем он нашёл возможность снова встретиться с Давидом. Это было в Хореше. Название Хореш означает «лесистое место». Находилось оно в диком гористом крае, вероятно в нескольких километрах к юго-востоку от Хеврона. Ради чего Ионафан подверг себя опасности, отправившись на встречу с беглецом? Библия показывает, что им двигало желание «укрепить его в Боге» (1 Самуила 23:16). Как Ионафан это сделал?
«Не бойся,— сказал Ионафан другу и заверил,— рука моего отца Саула не найдёт тебя». Откуда такая уверенность? Ионафан твёрдо верил, что замысел Бога исполнится. Дальше он сказал: «Ты станешь царём над Израилем». Не один год назад сказать это был уполномочен пророк Самуил, а теперь Ионафан напомнил Давиду, что Бог ничего не говорит зря. А каким Ионафан видел своё будущее? «Я буду вторым после тебя». Такому смирению нет цены! Ионафана вполне устраивало, что он будет служить под началом человека, который был на 30 лет его младше; быть его правой рукой! В заключение Ионафан сказал: «Мой отец Саул тоже знает это» (1 Самуила 23:17, 18). В душе Саул понимал, что обречён на поражение, что ему не одолеть того, кого Бог избрал следующим царем.
Шли годы, но Давид, без сомнения, часто и с теплотой вспоминал ту встречу. Тогда они виделись в последний раз. К сожалению, надежда Ионафана стать вторым после Давида так и не сбылась.
Вместе с отцом Ионафан вступил в сражение с филистимлянами, заклятыми врагами Израиля. Воевать бок о бок с Саулом он мог с чистой совестью: проступки отца никак не мешали ему служить Богу. Как и всегда, сражался Ионафан доблестно и преданно, но всё же Израиль ждало поражение. Саул до того закоснел в нечестии, что даже прибегал к спиритизму, за который по Закону Бога полагалась смертная казнь. Поэтому Бог уже не благословлял Саула. Три сына Саула, в том числе Ионафан, пали на поле боя. Сам же Саул был ранен и покончил с собой (1 Самуила 28:6—14; 31:2—6).
Давид был безутешен. Этот великодушный человек скорбел даже о Сауле, от которого претерпел столько бед и лишений! О Сауле и Ионафане Давид сочинил скорбную песню. Пожалуй, самые трогательные её слова относятся к его любимому наставнику и другу: «Скорблю о тебе, мой брат Ионафан, ты был мне очень дорог. Твоя любовь была для меня прекраснее любви женской» (2 Самуила 1:26).
Давид никогда не забывал о клятве, данной Ионафану. Спустя годы он отыскал покалеченного сына Ионафана, Мемфивосфея, и позаботился о нём (2 Самуила 9:1—13). Без сомнения, Давид многое почерпнул для себя из примера Ионафана, видя его преданность, порядочность и готовность не бросать друга в беде, пусть даже в ущерб себе. Усвоим ли и мы эти уроки? Будем ли искать таких друзей, как Ионафан? Готовы ли мы сами быть такими друзьями? Если мы помогаем друзьям взращивать и укреплять веру в Бога, если мы преданы прежде всего Богу и если остаёмся преданными, не думая о своих интересах, то в дружбе мы будем такими, как Ионафан. И тогда мы будем подражать его вере.
БЫЛА ЛИ МЕЖДУ НИМИ ГОМОСЕКСУАЛЬНАЯ СВЯЗЬ?
Некоторые исследователи утверждают, что между Ионафаном и Давидом была гомосексуальная связь. Поддерживает ли Библия этот взгляд? Рассмотрим следующие доводы.
В стихах, приводимых в поддержку этой точки зрения, нет и намёка на сексуальные отношения. При обсуждении данной темы часто приводятся слова Давида об Ионафане: «Твоя любовь была для меня прекраснее любви женской» (2 Самуила 1:26). Некоторые также ссылаются на стихи, где сказано, что они целовали друг друга (1 Самуила 20:41). Однако в библейские времена и в культуре древнего Востока такие слова и выражение чувств были обычными и вовсе не предполагали, что между мужчинами есть сексуальные отношения (1 Самуила 10:1; 2 Самуила 19:39).
У обоих были жёны и дети. У Давида было несколько жён и много детей (2 Самуила 5:13—16). Имя жены Ионафана не упоминается, но у него был сын Мемфивосфей, или Мерив-Ваал (2 Самуила 4:4; 1 Летопись 8:34).
Оба соблюдали Божий Закон. Ионафана и Давида объединяла вера в Бога и любовь к нему, и они «поклялись именем Бога», что навсегда останутся друзьями (1 Самуила 20:41, 42). То есть повиновение Богу имело для них обоих огромное значение, а Закон Бога однозначно осуждал сексуальную безнравственность во всех проявлениях, включая гомосексуализм. За это полагалась смертная казнь (Левит 18:22; 20:13). Утверждение, что между Давидом и Ионафаном была гомосексуальная связь, противоречит тому, на чём вообще была основана их дружба.
Библия не дает никакого повода считать, что у Ионафана или у Давида были гомосексуальные наклонности или что в их отношениях была хоть какая-то сексуальная составляющая. Заявлять обратное — значит усматривать в рассказе о них то, чего там нет.
Свидетельство о публикации №122111004698