Конкурс - Метаморфозы жанра. Ноябрь 2022
Осень всегда навевает грусть. А эта осень навевает грусть и уныние вдвойне, что для поэта не всегда плохо, так как именно под впечатлением таких настроений пишутся лирические произведения особенно проникновенно и глубоко. Но на этот раз предполагается обрести гармонию, которая крайне необходима всем нам. И поможет нам в этом несправедливо забытый и, как считается, не прижившийся в русской поэзии жанр. Но так ли это? Давайте посмотрим...
Итак, НОЯБРЬ -2022 объявляется месяцем жанра:
СИЦИЛИАНА
Отнесение к жанровой принадлежности возможно по разным видовым признакам. Ранее мы больше внимания обращали на тематическую принадлежность. Настала очередь и для отличительной черты - твёрдая классическая форма, которая тоже может располагать к некоторому настроению и состоянию лирического героя.
Прежде, чем приступить к изучению ниже приведённого материала по определению настоятельно рекомендуется прослушать любое музыкальное исполнение музыки И.С.Баха "Сицилиана". Дело в том, что в музыке тоже есть такой жанр. Музыка Баха поможет правильно настроиться и уловить суть этого старинного изысканного жанра, незаслуженно забытого в нашей практике.
СИЦИЛИА'НА (итал. siciliana, букв. — сицилийская) — староитальянская форма восьмистрочной строфы; родоначальница октавы; от октавы отличается тем, что вся строфа имеет лишь две, перекрестные рифмы, т. е. abababab (система рифм в октаве abababcc - на 3 рифмы).
Сицилиана (или сицилийская октава) с твёрдой схемой рифмовки «a b a b a b a b» возникла в XIII веке в Италии, а затем была освоена европейской поэзией.
Размер — одиннадцати- или тринадцатисложник; в тонико-силлабическом стихосложении он передается 5-стопным (resp. — 6-стопным) ямбом.
«О, мать-земля, кормящая растенья,
1 ж a
Ветвистый лес в тебе укоренен,
2 м b
Душистый храм весеннего цветенья,
1 ж a
Когда весь мир и юн и опьянен.
2 м b
Как нам милы хлебов твоих волненья,
1 ж a
Колосья ржи и шелковистый лен,
2 м b
Плоды дерев... покров самозабвенья,
1 ж a
Когда овраг пургой осеребрен» (В. Гарднер).
2 м b
Своеобразие СИЦИЛИАНЫ сглаживается тем, что по своей структуре она сводится к двум четверостишиям с одинаковой, перекрестной рифмовкой. В настоящее время СИЦИЛИАНА употребляется чрезвычайно редко. Надеемся, что это поправимо...
Немного уделим внимание Сицилийской поэтической школе, чтобы уловить тематическую направленность жанровой принадлежности:
Сицилийская школа поэзии (итал. La Scuola Siciliana) — условное название группы поэтов, писавших стихи на народном языке (volgare) при дворе римско-германского императора и сицилийского короля Фридриха;II, примерно с начала 1230-х по 1250-е годы. Сицилийские поэты одними из первых в Италии начали писать стихи не на латыни, а на вольгаре, положив тем самым начало итальянской национальной поэзии.
Термин «сицилийская школа» возник в работах ученых романтического направления, для которых понятие школа имело отрицательный смысл, будучи синонимом искусственности, недостатка свежести и приверженности средневековых поэтов застывшим формам. Этот термин не означает наличия какого-то общего литературного учения, но показывает лишь принадлежность к одной литературной традиции. Сицилийцами же создателей ранней итальянской лирики называл еще Данте, писавший, что "сицилийская народная речь явно притязает на преимущественную перед другими честь, потому что всякое стихотворение, сочиняемое итальянцами, именуется «сицилийским», и потому что мы знаем, что многие досточтимые уроженцы Сицилии умели петь в высоком стиле, как, например, в их канцонах «Anchor che l’aigua per lo focho lassi» и «Amor, che lungiamente m';i menato»
— Данте. О;народном;красноречии. I. XII.
В Италии авторитет латыни был сильнее, чем где-либо в Европе, поэтому литература на местном наречии появилась позднее, чем во Франции или Германии. Сказывалось также отсутствие признанного политического и культурного центра. И хотя отдельные попытки писать по-итальянски предпринимались и раньше, например, «Гимн брату Солнцу» Франциска;Ассизского, но только с началом деятельности поэтов-сицилийцев этот язык становится языком поэзии.
Поскольку никакого подготовительного периода в становлении сицилийского поэтического языка выявлено не было, существует прямое предположение, что лирика сицилийцев возникла не по собственной инициативе её авторов, а по личному указанию императора, широко образованного человека, который и сам писал стихи. За образец была взята провансальская поэзия и разработанная трубадурами концепция куртуазной любви.
Возникновение сицилийской школы относится к началу 1230-х годов, периоду, когда Фридрих в достаточной степени укрепил свою власть в королевстве и смог приступить к выполнению культурной программы, призванной прославить его правление. Уроженцами Сицилии были всего десять поэтов и все эти люди были либо придворными, либо в то или иное время находились в окружении императора.
После смерти в 1250 Фридриха II и начала политической борьбы в королевстве многие поэты покинули Сицилию. Часть перебралась в Тоскану, оказав влияние на формирование местной поэтической;школы, в частности, на Гвиттоне;д’Ареццо. Отдельные поэты продолжали писать при дворе короля Манфреда, иногда их даже называют вторым поколением сицилийских поэтов.
Литературные особенности
В отличие от трубадуров, поэты сицилийской школы сочиняли исключительно лирику, воздерживаясь от написания политических стихов, очевидно, потому, что император им таковых не заказывал.
Выяснение языковых особенностей затруднено тем, что произведения сицилийской школы дошли до нас в рукописях, созданных в Тоскане, и при этом местные переписчики постарались всюду, где было возможно, заменить сицилийский диалект тосканским. Предполагают, что и Данте познакомился с произведениями сицилийцев уже в переработанном виде.
Сам великий флорентиец, хотя и был человеком суровым и злоязычным, тем не менее, признавал за сицилийскими поэтами некоторые достоинства, заметив, что «многие тамошние мастера пели возвышенно» и были славой тринакрийской земли.
При том, что поэзия сицилийцев в целом была всего лишь подражанием провансальской, и безнадёжно уступала последней в богатстве форм, образности и количестве жанров, следует отметить несколько достижений, благодаря которым она приобретает самостоятельное значение.
Первое: использование народного языка, который постарались очистить от вульгаризмов, облагородить провансальскими и латинскими заимствованиями, создав своего рода койне (siciliano illustre), и приблизив его к тому, что позднее назовут литературным языком.
Второе: окончательное отделение поэзии от музыки: если трубадуры, труверы и миннезингеры сочиняли песни, и многие дошли до нас вместе с нотной записью, то стихи сицилийцев изначально были рассчитаны не на пение, а на декламацию. Это привело к изменению в структуре канцоны и появлению одиннадцатисложника, ставшего позднее основным размером итальянской поэзии.
Третье и главное: отказ от музыки вызвал необходимость поиска новых выразительных средств в самом стихе. К тому же поэзию стесняла жанровая заданность канцоны. В результате поэтических экспериментов сицилийцами (по-видимому, Якопо да Лентини) был создан сонет — первая твёрдая;форма в западной поэзии.
В отличие от поэзии трубадуров, замечательной именно обилием формальных приемов, изысканной игрой словами и замысловатой версификацией, но при этом использующей стандартный набор смысловых клише, в том числе и при описании любовного чувства, сицилийская поэзия, в лучших своих образцах (особенно в сонетах Якопо да Лентини) не довольствуется «обобщённо-безличной концепцией куртуазной любви, (…) выдвигая на первый план индивидуальное, личное восприятие любви». От этого, разумеется, ещё очень далеко до настоящего психологизма, но именно сицилийская лирика положила начало тому пути, который найдет завершение в поэзии Петрарки.
Современные исследователи пересматривают идею якобы окончательного «отделения поэзии от музыки» (divorzio tra musica e poesia), которой долгое время держались как основной, рассматривая создание и рецепцию средневековой итальянской лирики. София;Ланнутти показывает на примерах лирики трубадуров (которая служила моделью для Сицилийской школы), что письменная фиксация музыки — в отличие от фиксации стихов — была совершенно необязательной (puramente opzionale). Дело в том, что один и тот же поэтический текст, как доказывают примеры в различных рукописях (тех традиций, которые хорошо сохранились), поэты могли распевать на совершенно разные мелодии. Таким образом, стихи итальянского (и иберийского) происхождения точно так же распевались, как и (сохранившиеся с музыкальной нотацией) французские, хотя и не факт, что сочинителями мелодий были те же люди, которые сочиняли стихи. Ей вторит исследовательница старинной итальянской музыки и литературы Алессандра Фьори, которая полагает, что настаивать на «разводе» (divorzio) музыки и поэзии у сицилийцев, по меньшей мере, странно, учитывая, что сами термины «канцона» и «сонет» — очевидно музыкального происхождения.
Оценка той или иной литературной школы во многом зависит от господствующих политических взглядов и художественных вкусов эпохи. Высокомерный XIX век вынес сицилийцам суровый приговор. Один из первых исследователей, А. Гаспари, писал: «Поэтическое достоинство старейшей итальянской лирики при отсутствии оригинальности не могло быть значительным». Сходного мнения придерживался Дж.;Кардуччи, а автор популярной (до сих пор) «Истории итальянской литературы» Ф.;де;Санктис, видный деятель Рисорджименто, ещё и упрекал создателей рыцарской лирики в элитарности и том, что слишком далеки они были от народа.
Изменившееся время по иному расставило акценты и к концу XX века литературоведение, не столь озабоченное мелочным национализмом и классовой борьбой, даёт более взвешенную оценку, не считая рафинированность и тонкий аристократизм сицилийской школы недостатком.
__________
Но вернёмся к конкретной твёрдой классической форме жанру старо-итальянской поэтической школы - СИЦИЛИАНА.
Среди русских поэтов, писавших в жанре сицилианы, были Фёдор Тютчев, Александр Блок, Игорь Северянин и др. Но что происходит в ниже приведённых примерах? Русские поэты не ограничиваются ямбом и форма включает в себя хорей. Смотрите как звучат эти стихи, именно ЗВУЧАТ:
Вечер мглистый и ненастный…
Чу, не жаворонка ль глас?…
Ты ли, утра гость прекрасный,
В этот поздний, мёртвый час?…
Гибкий, резвый, звучно-ясный,
В этот мёртвый, поздний час,
Как безумья смех ужасный,
Он всю душу мне потряс!…
/Фёдор Тютчев. «Вечер мглистый и ненастный…»/
*
Май жестокий с белыми ночами!
Вечный стук в ворота: выходи!
Голубая дымка за плечами,
Неизвестность, гибель впереди!
Женщины с безумными очами,
С вечно смятой розой на груди! —
Пробудись! Пронзи меня мечами,
От страстей моих освободи!
* / Александр Блок. «Май жестокий с белыми ночами!..»
Да, фейерверком из Пуччини
Был начат праздник. Весь Милан
Тонул в восторженной пучине
Веселья. Выполняя план
Забав, когда, забыв о чине,
И безголосый стал горлан…
Однако по какой причине
Над городом аэроплан?
* /Игорь Северянин. Кара Дон-Жуана. Рассказ в сицилианах/
Вероятно, вследствие однообразной рифмовки СИЦИЛИАНЫ не привилась в русской поэзии. Некоторые поэты 20-гг века начинают вводить в СИЦИЛИАНЫ систему охватных (или опоясанных) рифм abbabaab; например:
Да, в Ленинграде падают снаряды,
Зарею, в полдень, на исходе дня,
Его гранит осколками граня
И осыпаясь дымной колоннадой.
Но что столбы визжащего огня,
Развалин наших тихие громады,
Когда над теплым пеплом Сталинграда
Летит победа, крыльями звеня!
* (Н. Тихонов)
Считается, что строфа Сицилиана живого значения сегодня не имеет. Восемь стихов, как и в октаве, только две рифмы с попарным чередованием (abababab; babababa; aaaaaaaa bbbbbbbb). Форма не очень изящная, сбивающаяся на два одинаковых по рифмам перекрестных четверостишия. Но заметьте, в последних схемах есть варианты! А мы часто ищем свою форму, подчёркивая именно ею вложенный в строфу смысл, раскрывая его по-особому. И это может придать форме новое дыхание! Но, обратите внимание, всегда при переходе в новую строфу рифмы на стыке быть разными м-ж или ж-м.
Итак, отметим, какие варианты возможны на 2 рифмы восьмистрочной строфы, включая вариант 2 рифмы на 2 строфы:
1) abababab ...
2) babababa ...
3) abbabaab ...
4) aaaaaaaa bbbbbbbb ...
Если есть желание придумать другие варианты, пожалуйста, но при начале новой строфы, помните, должна произойти смена вида рифм - с мужской на женскую и наоборот! Длина стиха/строки 5 или 6 стоп, без усечения. Ямб или хорей.
Давайте попробуем оживить эту форму старо-итальянского жанра и продолжим начатое русскими поэтами в 19 и 20-ых веках!
ИТАК, ПОДЫТОЖИМ, некоторые выявленные особенности ЖАНРА СИЦИЛИАНА:
• Поиск гармонии и умиротворения литературного героя
• Размеренность и напевность с некоторыми элементами эмоциональности
• Лирика, описание ведётся от первого лица.
• Восьмистишие - строфа на две рифмы (допускается исключение - 2 рифмы на 2 строфы)
• Между строф происходит смена рифмовки с мужской на женскую или наоборот
• 5-ти или 6-сти стопный ямб. Возможен и хорей. Но что-нибудь одно в одном поэтическом произведении. Силлабо-тоническая система стихосложения
• Изысканный, стремящийся к возвышенному, слог
• Отсутствие вульгаризмов, штампов и речевых клише
• Несмотря на то, что не относится к песенному жанру, текст написан так, что можно читать под спокойную красивую музыку, ближе к классике.
• Отстранённость от политики, но возможны косвенные нюансы, отражающие ситуацию в мире, а значит, связанные с ней переживания, что является в то же время источником волнения и, разумеется, вдохновением для поэта
• Улавливаются романтические настроения, не важно о чём при этом идёт речь
• Написанное не отягощено смысловыми нагромождениями разночтения и понятно простым людям, но обязательно по стилю относится именно к литературному языку, а не к просторечью
Удачи и вдохновения!
Количество восьмистишных строф может быть любым!
******************************************************
Итак, на этот конкурс будут приниматься стихи, ОПУБЛИКОВАННЫЕ в НОЯБРЕ 2022-го года на сайте Стихи.ру, относящиеся к ЛЮБОМУ РАЗДЕЛУ "ЛИРИКИ"!
Другие стихи приниматься не будут. Объём произведения - без ограничений!
Наш конкурс, по определению, лучшего стихотворения, написанного в ЖАНРЕ СИЦИЛИАНА, ОПУБЛИКОВАННЫЕ В НОЯБРЕ, и не в каком другом месяце ранее! Будем внимательны и проявим уважение к другим участникам. Все в равных условиях.
Автор может предложить только ОДНО своё лучшее произведение в этом жанре опубликованное в НОЯБРЕ 2022 года. Будем внимательны! Принимаются стихи НОЯБРЯ, написанные до начала открытия статьи конкурса, если автор уверен в соответствии требуемому жанру.
Внеконкурсная ветка стихов не предусматривается.
Ненормативная и бранная лексика запрещена. Чёрный юмор - не наш стиль. Стихи призывающие к разжиганию межнациональной и религиозной розни, а также откровенной злобной критики политического содержания будут отклонены. Соблюдайте тактичность в рамках жанра! Не забываем, что наш проект Метаморфозы жанра, поэтому возможны новые открытия и неожиданные ракурсы! Дерзайте, поэты! Время позволяет! Ведущая при приёме работ тактично подскажет по какому пункту признаков жанра нет соответствия, но не будет настаивать в виду уникальности нашего проекта, отражённом в названии МЕТАМОРФОЗЫ! По просьбе участника ведущая может обсудить соответствие жанру, выявив лучшие и слабые стороны в этом отношении.
Порядок заявки строго по образцу:
Имя автора - название стихотворения - ссылка.
Это необходимый минимум. Желательно в одну строку.
Приём стихов будет осуществляться до конца НОЯБРЯ. Затем 1 ДЕКАБРЯ 2022 года будет объявлено голосование. Авторы, которые уклонятся от участия в голосовании, к следующему конкурсу не будут допущены.
Премиальный фонд конкурса:
1-е место - 500 баллов,
2-е место - 400 баллов,
3-е место - 300 баллов,
4-е место - 200 баллов,
5-е место - 100 баллов.
(количество призовых мест будет определено в зависимости от количества участников. Если меньше 15 участников, распределяются 3 призовых места!)
Желаем всем успеха И ВДОХНОВЕНИЯ для самовыражения и особого раскрытия своего поэтического дарования!
БЛАГОДАРИМ наших спонсоров! Благодаря их щедрости мы имеем возможность осуществлять наши проекты.
**
Если ведущая не сразу отвечает по вопросу приёма произведения, это не означает, что с произведением что-нибудь не так. Значит, компьютер со всеми документами не рядом. Подождите, пожалуйста, в течении 2-х суток Вам обязательно ответят! Не стоит удалять заявку!
Иллюстрация: Итальянский художник Эжен де Блаас, 1910 г.
Ведущая и автор проекта Татьяна Игнатова
Свидетельство о публикации №122111000133