Шолохов, Набоков, Умберто Эко и я -3-

Вот она - обыкновенная гениальность! http://stihi.ru/2022/11/09/552
«Посеешь ветер, пожнешь бурю!» http://stihi.ru/2022/11/06/2139

Рецензия на «Вот она - обыкновенная гениальность!» (Сан-Торас)

_________Прочитала с огромным интересом.
 Это же просто энциклопедия, Санто!

Лина Чирко   09.11.2022 08:20 

 •


__________Угу, симметрично солидарен!

Из нашего двухдневного эпистоляра получилась
 ТРИЛОГИЯ.
ТРИ ЭССЕ:

1."Вот она - обыкновенная гениальность!"
2."Посеешь ветер, пожнешь бурю!"
3."Шолохов, Набоков, УМБЕРТО ЭКО и я"

В продолжение литературной темы, Линочка, снову цитатну Вас:
 
"Мы же в наше небогатое время стояли в очередях за книгами!
 Читали их запоем!"

А я все о том, что  чтение-чтению рознь.
Вы много лет преподаете литературу,  мы все читали школьную программу,
 например  Шолохова «Тихий Дон» - кто не знает?
 Да, уж наше поколение -  все.
 ГГ:)) - ПОЛУЧИЛОСЬ по Фрейду - "ВСЕ НЕ ЗНАЮТ"
 
Но,  в школьные годы я был в культурном шоке от этого романа.
 И не война меня там взволновала, и совсем не то,
 что все обсуждали, о чем писали сочинения.
Хотя, произведение школьно-программное,
  но те вещи в романе, что меня потрясли обсудить было не с кем.

Вот, например, чтоб не быть голословным и долго
не объяснять приведу просто страницы из  «Тихого Дона»

«За год до выдачи осенью пахала она в степи, верст за восемь от хутора.
 Ночью отец ее, пятидесятилетний старик, связал ей треногой руки и изнасиловал.
— Убью, ежели пикнешь слово, а будешь помалкивать — справлю плюшевую кофту
 и гетры с калошами.
Так и помни: убью, ежели что... — пообещал он ей.
Ночью, в одной изорванной исподнице, прибежала Аксинья в хутор.
 Валяясь в ногах у матери, давясь рыданиями, рассказывала...
 Мать и старший брат, атаманец, только что вернувшийся со службы,
запрягли в бричку лошадей, посадили с собой Аксинью и поехали туда, к отцу.
 За восемь верст брат чуть не запалил лошадей.
 Отца нашли возле стана.
 Пьяный, спал он на разостланном зипуне, около валялась порожняя
бутылка из-под водки.
На глазах у Аксиньи брат отцепил от брички барок,
 ногами поднял спящего отца, что-то коротко спросил у него
и ударил окованным барком старика в переносицу.
 Вдвоем с матерью били его часа полтора.
Всегда смирная, престарелая мать исступленно дергала
на обеспамятевшем муже волосы, брат старался ногами.
 Аксинья лежала под бричкой, укутав голову, молча тряслась...
Перед светом привезли старика домой.
Он жалобно мычал, шарил по горнице глазами, отыскивая спрятавшуюся Аксинья.
 Из оторванного уха его катилась на подушку кровь и белеть.
 Ввечеру он помер.
Людям сказали, что пьяный упал с арбы и убился».
«В этот же день в амбаре Степан обдуманно и страшно избил молодую жену.
 Бил в живот, в груди, в спину; бил с таким расчетом,
 чтобы не видно было людям.
 С той поры стал он прихватывать на стороне, путался с гулящими жалмерками, уходил чуть не каждую ночь, замкнув Аксинью в амбаре или горенке.
 Года полтора не прощал ей обиду: пока не родился ребенок.
 После этого притих, но на ласку был скуп и по-прежнему редко ночевал дома».

Сейчас этот текст обсуждать не стану, но я уже тогда  думал:
 - либо из всего школьного окружения «Тихий Дон»
читал только я,  либо кругом тефлоновые души.
*
Или, допустим, Набоков – тут уж без программы -  все читали «Лолиту»,
 хотя мало кто,  что-то в ней понял.
Автора обвиняли в педофилийных вкусах, в любви к нимфеткам,( кстати,
это его слово-сочиненное)
 а ведь Набоков устроил сплошную ШЕКСПИРОВЩИНУ в «Лолите».
Он завалил роман трупами - казнил  ВСЕХ, так или иначе,
 причастных к этой преступной любви.
Никому он не дал права жить – все действующие лица,
 втянутые в атмосферу греховной страсти - УМЕРЛИ.
Он убил мать Лолиты – ту, что ее породила, и саму Лолиту, и ее ребенка,
как не имеющего право на продолжение рода.
Он отправил в сумасшедший дом и заставил застрелиться,
любившего ее Гумберга.
Он убил даже  развратного драматурга, который обманом затаскивал
Лолиту на оргии.
НАБОКОВ рассчитался  со всеми, ОСУДИВ ИХ высшей мерой,
то есть смертным приговором.

Но в школьную программу я бы внес не  роман его, конечно,
 а, его стихи, те что  написал истинный англофил.
Он и «Лолиту»  писал на английском,  потом сам перевел на русский.
При этом стихи его « К России»  потрясают мощью тоски,
 силой искренности, любовью, которая сильнее нас:
 ***
Отвяжись, я тебя умоляю!
Вечер страшен, гул жизни затих.
Я беспомощен. Я умираю
от слепых наплываний твоих.

Тот, кто вольно отчизну покинул,
волен выть на вершинах о ней,
но теперь я спустился в долину,
и теперь приближаться не смей.

Навсегда я готов затаиться
и без имени жить. Я готов,
чтоб с тобой и во снах не сходиться,
отказаться от всяческих снов;

обескровить себя, искалечить,
не касаться любимейших книг,
променять на любое наречье
все, что есть у меня, — мой язык.

Но зато, о Россия, сквозь слезы,
сквозь траву двух несмежных могил,
сквозь дрожащие пятна березы,
сквозь все то, чем я смолоду жил,

дорогими слепыми глазами
не смотри на меня, пожалей,
не ищи в этой угольной яме,
не нащупывай жизни моей!

Ибо годы прошли и столетья,
и за горе, за муку, за стыд, —
поздно, поздно! — никто не ответит,
и душа никому не простит.
1939 г.

А для Вас, как для филолога такая фишка:
НАБОКОВ на ЛЕКЦИЯХ о Дон Кихоте говорил -
МОГУЩЕСТВО ДЬЯВОЛА,  отмечено тайным ИЗЪЯНОМ -
ГЛУПОСТЬЮ.
СОГЛАСИТЬСЯ нельзя возразить.
 – Где поставить ЗАПЯТУЮ?

Хоть Вы и недовольны, когда я говорю -  ПОЛОЗРЕЛЫЕ ШКОЛЯРЫ,
но мне Ваши школяры  больше интересны, чем мои студенты!

- ПОЧЕМУ?
 - потому что они и есть то БУДУЩЕЕ,
которое БУДЕТ ЗАСЕЛЕНО ИМИ - именно, ЭТИМИ ЛЮДЬМИ.
Это важно в свете развития личности.
Иначе кругом  будут ходить ОРГАНИЗМЫ, с разговорами про секс и КОТЛЕТЫ.
Ну, да они ловко щелкают гаджитами, но эти технологии
воруют их память.
Кстати, техника  - это уже культура, или еще нет?

Приведу ИЗВЕСТНОЕ ПИСЬМО УМБЕРТО ЭКО ВНУКУ:

«Прекрасно что есть Интернет и ты можешь в любой момент
посмотреть куда шли каравеллы Колумба, но хорошо бы тебе это запомнить,
чтоб всякий раз НЕ СМОТРЕТЬ!»

Звучит красиво, но с другой стороны  - ЗАЧЕМ ПОМНИТЬ?
Что мы  знаем о памяти?
Ведь в голове не чулан, не библиотека,а сокральность ЗНАНИЙ,
 ибн память ассоциативна,
ее НЕЙРОННАЯ СЕТЬ ДИНАМИЧНА, поэтому
ВЕЩИ не лежат там, где мы их ЗАПОМНИЛИ.
 Инфа это НЕ ЗНАНИЯ – знания это образы и контексты.
У НАС ЕСТЬ АВТОРИТЕТЫ  и нам важно что они скажут.
Я люблю Платона, а Платон не любил  Диогена, и я не люблю Диогена
 воты СЛОЖИЛАСЬ картина мира.
Потому что ЗНАНИЯ поддерживают ОБЩИЙ КОД.
А когда их НЕТ - ОБЩИЙ КОД  исчезает:

«Мой дядя самых честных правил» -  говорит дедушка,
а внук:
Какой дядя? каких правил? О ЧЕМ РЕЧЬ!
Внук доказывает что  он НЕ ЗНАЕТ, потому что ЭТО ЕМУ НЕ НУЖНО!,
Он просто НЕ ХОЧЕТ ЧИТАТЬ про дядю какого-то Онегина.

Но почему же я хочу читать шумерскую ПОЭЗУ?
 Зачем мне?  Ведь этот код утрачен.
Но я читаю, потому что  хочу знать что за люди были,
и как они жили, и что чувствовали ?
И не на поверхностном уровне,  хочу это знать, а на глубоком.
Да – это исчезнувшая цивилизация, но это  не значит что
она не нужна.
 
*
Наше поколение, Линочка, мало что видело, кроме быта и работы,
нам все мало, все интересно - жажда впечатлений,
чувств эмоций.
А новые люди…  рождаются уже какими-то уставшими.
Им ничего особо, кагбэ не нужно, только отстаньте от них!

-  но ведь "Ребенок -  не сосуд, который нужно наполнить,
 он скорее факел, который нужно зажечь".

 там где нет хороших стариков, нет хорошей молодежи,
а наши старики ХОРОШИ, даже оч!

И старик, писатель, автор бесцеллеров, 84 летний философ Умберто Эко
 на письме говорил своему внуку, а через него всему его поколению:

Упражняй и обогащай свою память, находи ответы на вопросы,
 читай побольше книг.
Наступит день,  ты состаришься, но ты будешь чувствовать,
 что прожил тысячу жизней, как если бы ты участвовал в битве при Ватерлоо, присутствовал при убийстве Юлия Цезаря,
 побывал в том месте, где Бертольд Шварц,
 смешивая в ступке различные вещества в попытке получить золото,
 случайно изобрел порох и взлетел на воздух (и так ему и надо!).
 А другие твои друзья, не стремящиеся обогатить свою память,
 проживут только одну собственную жизнь, монотонную и лишенную больших эмоций.»

Вот оно будущее!  То, ради чего...
Сидит за партой, вертится беспечно.
Ах, будь счастливым, только и всего,
Младенческое племя человечье!
С-Т.

Ведь мир не состоит только из утилитарных предметов,
люди единственные существа у которых семиосфера не только из ПЛОТИ И КРОВИ,
 но есть и тот мир, что мы ТВОРИМ!
МЫ МОЖЕМ СЕБЕ ПРИДУМАТЬ ЛЮБОЙ МИР!
Вот 88 полов,  придумали, ВМЕСТО ДАННЫХ БОГОМ
 двух – МУЖСКОГО И ЖЕНСКОГО.

Так-скать РАЗДВИНУЛИ вселенную возможностей.

Мужик может прийти к АЙБОЛИТУ:

- ХОЧУ БЫТЬ ДЕВУШКОЙ! И чтобы  один глаз -  розовый, другой зеленый,
талия – рюмка, а в голове АЙКЬЮ, как у Энштейна.
А ЧО? – обыкновенный заказ из будущего.

Они же НЕ говорят ЭТО любовь с первого взгляда!
 – они говорят:
ВОЗНИКЛА ХИМИЯ!
Изменился химический состав, будто человек - это стакан с гормональным
коктейлем.
 И вот  ХИМИЯ ПЛЕСНУЛА в мозг! Поднялся дофомин, серотонин
и ЛИБИДОТОНИН - то есть   либИдо, победило мортИдо!

Они ПРО ТО ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ЛЮБОВЬ, им интересно
 СКОЛЬКО ГРАММОВ ЭТОГО И ТОГО?
А МЫ ПРО стихи, про ВЕЛИКИЕ ВЕЩИ.

Душа  ЗАПЕРТА ВНУТРИ НАШИХ КОГНЕТИВНЫХ СХЕМ,
но
 когда звучит ПОЭЗА или МУЗЫКА душу сотрясают мурашки
и разбегаются по телу.
КОГДА Пушкин  рисует «Зимнее утро»,
 помните?
 
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.

«ТРЕЩИТ- ТРЕСКОМ?!»
ШТО ЭТ ЗА КРАСОТА-КРАСИВАЯ?
Спрашу я Вас, как филолога?...

Но эта хрустальная ПРОЗРАЧНОСТЬ, так легка, так притягательна
и звучит точно музыка Моцарта!
гениальность – ЭТО СВОБОДА ВОЛИ!

Не нужно мне твоих шатров,
Ни скучных песен, ни пиров –
Не стану есть, не буду слушать
 Умру среди твоих садов!"
Подумала - и стала кушать.

.ВОТ ТАК ВОТ - СВОБОДА ВОЛИ!  - ХОЗЯИН БАРИН!

НОРМА - это то, что мы договорились!
 – А гений не норма.
Но гении создают ЦИВИЛИЗАЦИИ КУЛЬТУР
И КУЛЬТУРУ МЫСЛИ;
Вот это сочетание у Пушкина и Моцарта духовных ВЕРШИН
И ЛЕГЧАЙШИХ  вещей, есть ПРИЗНАК ГЕНИАЛЬНОСТИ, которую
я бы оксюмороново окрестил: МУЧИТЕЛЬНАЯ   ЛУЧЕЗАРНОСТЬ!

Это то, что особенно трогает душу:
«Дар поэта ласкать и карябать»

Вы то знаете, что оксИморон (или оксЮ) —  эт  сочетание
противоположных по значению слов, но  примерчик
дам эффектнейший:

 «Люблю я пышное природы увяданье...»

Эт же прелесть - пышное увяданье!
Лада говорит: "всем бы такую старость!"

Но, как по мне,  Пушкин в поэзе – это
  Моцарт в музыке.
 И оба масоны и обоих ИЗВЕЛИ в 37 лет.

Кстати, знаете что в Италии,  где-то в 90 годы
провели судебный процесс по оправданию Сальери.
И доказали, что он не травил Моцарта!

Когда людей волнуют такие вещи – возникает надежда
что мы НЕ БЕЗ НАДЕЖНЫ.
надежда что  НЕ БЕЗ НАДЕЖНЫ, - это  Пушкинское:
 «ТРЕЩАТЬ- ТРЕСКОМ?!»

Я просто тащусь, ведь судебный процесс «МОЦАРТ и САЛЬЕРИ»
был во ИМЯ справедливости.
А во время КАВИДА, когда МИР СИДЕЛ под замком  БЕЗВЫХОДНО,
  один из оркестров устроил концерт.
Но только для РАСТЕНИЙ.
В зале были одни растения.
Они слушали Моцарта, а потом их раздали в больницы и детские дома.

Животные братья наши меньшие, а
РАСТЕНИЯ меньше МЕНЬШИХ братьев, но они
 ПЕРВЫЕ ПОНЯЛИ КАК ПИТАТЬСЯ СОЛНЕЧНЫМ СВЕТОМ,
как поглощать свет, как его есть.
То есть РАСТЕНИЯ ЗНАЮТ БОЛЬШЕ, ЧЕМ МЫ!
Нам бы  ПОНЯТЬ как они это делают
 и тогда атомные электростанции станет хламом!

Тема растений и в Библии  хороша - "РАЙСКИЕ КУЩИ"
По отношению человека к растениям его можно
разместить по шкале "ПЛОХОЙ ХОРОШИЙ"

Вот я думаю, Линочка,
С ОДНОЙ стороны несколько вялые дети – уткнутые носом в гаджеты,
 на зов:  ИДИ СЮДА!
-  завернутые наверх глазах с  одной темой:
ОТСТАНЬТЕ ОТ МЕНЯ!!! –  им бы ГРЫзТЬ ЧИПСЫ ВОЗЛЕ КОМПА, лишь бы
не идти куда-то, даже поесть.
А с другой стороны -  БЕШЕНО развивающийся век ТЕХНИК И ТЕХНОЛОГИЙ.
ВСЕ НАДО БЫСТРЕЙ И БЫСТРЕЙ.
Магеллан обошел мир за три года, причем вся экспедиция погибла,
и сам он в ней погиб.
 В сейчас можно облететь весь мир за двое суток!
 И ТВИТЕРЫ, ЧТОБЫ БЫСТРЕЙ И КЛИПЫ, ЧТОБЫ
БЫСТРО, И СМАЙЛИКИ ВМЕСТО СЛОВ.
НО вот вопрос:
 СКОЛЬКО, блинн, МОЖНО УСКОРЯТЬСЯ?
 – Ну ездили на осле, потом карета, потом
ракета сколько можно НЕСТИСЬ, КАК УГОРЕЛЫЕ?
- ЗАЧЕМ? - спрашивается -  КУДА НЕСЕМСЯ?

УСПЕХ – это УСПЕТЬ.( МЦ)
Но, МЖТ БЫТЬ, тише едешь дальше будешь?

А то жизнь наша мчится как старый поезд из окон
которого выкидают то, что устарело,
например, серебряные ПОДСТАКАННИКИ, сменили пластиковые
емкости.
А Я НЕ ЛЮ пить чай из  бумажного кулька!
Для чего мы несемся?
Вот лежу в реанимации и чувствую, как Земля крутиться,
 осторожно, не спеша… и лампа и потолок …
А за окном  МАШИНЫ, шур-шур-шур, как угорелые – КУДА ГОНИМСЯ,
КОГО ХОТИМ ОБОГНАТЬ?
Ну, разве что СВОИМИ  ядерными РАКЕТАМИ  перегнать
вражеские, чтобы ПЕРВЫМИ ДОЛЕТЕТЬ И УНИЧТОЖИТЬ ТЕХ,
КТО ХОЧЕТ УНИЧТОЖИТЬ НАС.
Но ГДЕ ПРЕДЕЛ СКОРОСТИ? и ЕСТЬ ЛИ ОН?
 – ОТ ЗАПРЕДЕЛЬНЫХ скоростей ЖИЗНЬ совсем нафиг ИСЧЕЗАЕТ. 
жизнь ОТ СКОРОСТИ СТИРАЕТСЯ ВСКОРОСТИ – ЭТ меня Пушкин  научил,
потому что ОТ СКОРОСТИ ВСКОРОСТИ - это КРАСОТА-КРАСИВАЯ!

Но с этими скоростями кое-как разобрались, НАША РАКЕТА
30 махов - просто РАКЕТИСТЕЙ ИХ!
 Они  Щелкают клювом, а зуб неймет!
 НО вот  почему идея ПОМЕНЯТЬ
то, что уже ЕСТЬ на что-то другое - считается ХОРОШЕЙ?

Не ну - ЗАЧЕМ БАБУШКИН  вечный КОМОД менять на
шаткие полки, СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ, ОКЕИ?
Ведь ЛУЧШЕЕ - ВРАГ ХОРОШЕГО!
ПОЧЕМУ НУЖНО  даже то, что крепкое менять на то что шатко валко?
Ведь САМ человек  ПО-СУТИ НЕ МЕНЯЕТСЯ.
 Он носит другие ИМЕНА, другие одежды,
Но
 в нем живет та же зависть, та же  ревность и
ГЕРОИЗМ, и любовь, и жертвенность…
 люди реагируют на вещи по-разному, но в них бурлит
 тот же гнев и та же радость.
 Дык спросите Вы у своих школяров: КУДА МЫ ГОНИМСЯ?!
ИБН мои аспиранты, прибитые ГИРЯМИ НАУК, –  уже слишком
БАНАЛЬНЫ, чтобы мыслить свежо.
ЗНЧТ свежее слово за Вашими питомцами!

А ПРАВДА у КАЖДОГО своя.

Есть правдолюбы и ведут рассказ,
И шпарят правду - не подкупишь златом!
По-существу вещают  без прекрас,
Без шельмовства - за подписью и датой.

В пылу полемик, думаю - что в том? -
Не высветишь глубин, не вскроешь истин!
Не донесешь косноязычным ртом
Ни духа высоту, ни светоч мысли.

Для правды нужен сокровенный дар,
Такая чуткость нервных окончаний,
Чтоб слово стало хлеще, чем удар,
Чем блеск алмаза в преломленье граней!

Здесь нужен ветер, солнца апогей
Взгляд в сердцевину, в многотомье книжек,
Чтоб сам художник  формулой своей
Калёным словом эту правду выжег.

Орел двуглавый облетит поля,
Мой край, что ранит и влюбляет души.
О, щедрость русская! О, русская земля!
Родит талант, а после насмерть душит.

А на столе моем - открытая тетрадь
С Пизанской башней торопливых строчек,
И чистые листы зовут писать,
И приговор безвременно отсрочен.
               
.
"Здесь нужен ветер, солнца апогей"
Апогей - Высшая ступень, наивысший расцвет. В апогее славы. ...
Текст  узкой лентой размотался, потому что с айфона пишу.
Напортачил, поди мимобукаф, да ладно уж:))
С добром, Санто.


Рецензии
ПОТРЯСАЮЩЕ,САНТО!!!
...
ОТОРВАТЬСЯ-ННЕТ СИЛ,ИНТЕРЕСНО!!!
СНОГСШИБАТЕЛЬНО!!!
АПОГЕЙНО!!!
ВЫСШЕСТУПЕНЧАТОЕ ЭССЕ!!!
ВСЁ ОООООООЧЕНЬ!!!...
...
Знаете,Санто...чтобы не терялся этот разговор в 5 тысячах и более написанного...я уже...копирую...Вас!!!
...и иду спать!!!
Вы-ПОТРЯСАЮЩИЙ!!!
Кстати,после такой мыследеятельности,как Вы поправляете
здоровье?...а вель НАДО!!!
БЕРЕГИТЕ СЕБЯ!!!
С обожанием и нежно в щёчку,Т.

Татьяна Звёздочкина   10.11.2022 01:34     Заявить о нарушении