Мост над городом

                О времени и о себе

                свои лучшие дни я провела в воображении
                правда это было в основном ночью


Мост над городом
                С. П.

Построить над городом мост,
Ходить по мосту босиком.
И чтоб высота – десять верст.
И чтоб суета – под мостом.

А рядом плывут облака,
И всей суеты – иногда
Проносится местный Икар
Да прыгает в речку звезда.

А речка о двух берегах,
Гудит на реке пароход.
А там высоко в облаках
Сверкает пятой пешеход.


Ковчег
                М. П.

Луна-отшельница окно
Заденет на минуту.
И снова прячется на дно
В небесную каюту.

Соорудил Господь ковчег!
Бледней, чем голубь древний,
Кричу луне: «Спасаем всех!
Не дрейфь, я вижу Землю».


Пустыня внемлет…

Она давно ему не внемлет
И ничему внимать не может,
Так непохожая на землю
Пустыня с выбеленной кожей.

Здесь по ночам гуляет ветер,
Один лишь ветер прилетает,
И больше ничего на свете
Былых следов не оставляет.

Где лебедя ласкала Леда,
Теперь хранит в шкатулке гроба
Свои штандарты и победы
Полубезумная Европа.

И ветер пишет что захочет
Во все приемлющей тетради
И, улетающий, хохочет
Над голым телом старой бляdи.


Привидение

Осень в рубище Иова
На ветру похолодела,
Примерявшая обновы
Задрожала вдруг всем телом.

Я б сказала в утешенье…
Я бы что-то ей сказала…
Не она, а привиденье
Предо мной сейчас стояло.


Розы
                В. Щ.

А розы все еще цветут,
Еще на солнце багровеют,
И на минуту даже тут
Ноябрь кажется живее.

Но это все подлог, обман,
Они мертвы на стеблях мертвых.
Последний всплеск их силе дан,
Что будет большей силой стерта.


Попутчики

Все за руку беру его –
Все сквозь ладонь ладонь проходит.
Воспоминаний вещество
В несуществующей природе.

А мы идем, идем, идем
Сто раз исхоженным путем
И день за днем, и ночь за ночью…

Но может быть, наоборот,
Воспоминание, как строчку,
Меня по памяти ведет,

И у обрыва обрывает,
И оставляет на краю –
А я и будущей не знаю,
И прошлую не узнаю.


Вечный гой
                …И более ни для чего.
                Э. Чоран

Черный крап на золотом,
Вороны и листья.
Этот парк похож на дом,
Можно поселиться.

Он пустует, он привык
Мстить тоской надежде.
Ты поймешь его, старик,
В красоте безбрежной –

В общем, в эдакой глуши –
Рождены к познанью:
Листья сбрасывать с души
Станешь вычитаньем,

Дуя пеплом на огонь,
Сея мрак вороний.
Сколько Богу на ладонь
Ни дыши – обронит.

Дом не греет и не ждет,
Только звезды светят.
Только ворон запоет.
Только ветер встретит.


Гитаны
                Т. Т.

Крик повис вороньей тучей.
Что ей делать над поляной? –
Птице надо быть летучей,
Не висеть над телом пьяным.

Тело, может быть, устало.
И погибло (и погибнет).
Крылья черная гитана
На глаза его накинет.

Чтобы солнце не плескалось
В немоте зрачка-колодца.
Больше мертвая усталость
Из глазницы не прольется.

Чтобы бездна не смотрелась
В отражение земное
И не спрашивало тело
Птичье небо бездной-тьмою.

Провожая души к Богу
И не требуя монету,
Не гадают на дорогу
Мясу, ставшему обедом.


А там голоса…

А там – голоса, голоса…
У камня, за деревом, рядом.
И только не видят глаза,
Им видеть нельзя и не надо.

Нельзя потревожить того,
Кто прячется за поворотом,
У дома почти моего,
Забытый почти и бесплотный.

Ну как ты расскажешь ему,
Что кончится все листопадом? –
Уже погруженный во тьму,
Еще обжигающий взглядом.


Незабудка

Я там собирала цветы.
Ты был еще бледной луной.
Венок из ромашек простых
Украсил цветок голубой.

По полю гулял ветерок,
И не было слышно луне –
Про самый красивый цветок
Нашептывал на ухо мне.

Ромашки клялись: «Никогда
Его не коснешься рукой»,
И ветер к губам припадал:
«Останься, останься со мной».

Ты был незабудкой-цветком.
По небу луна проплыла.
Звенел ее крик серебром,
Когда я тебя сорвала.


Ноябрь

весь старый мир под ногами
оказывается он был золотым


Светлый праздник Тыквы

вот и елку пытались отрубить
потом надели на нее красную звезду
и стало все в порядке

чтобы не уподобляться оппонентам
у которых с отменой тоже ничего не вышло
лучше возглавить какое-нибудь святое дело
например вынос всех святых мертвецов из горящей тыквы
св. Джозефа св. Нэнси св. соломенного Страшилы…
плохо что уже не вспомнишь фамилию
так бы тоже было все в порядке


Ловля мышки
                М. П.

все-таки мир оказался обычным яйцом
плачет дед
плачет баба
кто-то обещает снести золотое
должно быть религия
остальные оптимисты в мокром и липком


Рядовое

Там на окне мое лицо,
Оно за мною наблюдает.
Я выхожу в конце концов!
Оно осталось и не тает.

И как такое может быть?
Никак не может быть, понятно.
Еще штаны надеть забыть,
Но чтоб лицо – невероятно!

Пора внимательней смотреть
За всем, что происходит в мире.
Спасти лицо и протереть!
И даже вымочить в кефире.


Пароль
                В. Шт.

Я приду к Тебе с вопросом,
Не ходить же просто так.
Скажем: «Нету папиросы?»
Папироса – это знак,

Данный дочери и сыну.
Если ангельский дозор
На пароль: «Герцеговина!»
Отвечает: «Беломор!» –

Значит, будет все в порядке.
Пусть не сразу и не здесь.
Но чертям щекочет пятки
Предложение присесть.


Надежда
                Т. Волковской

Войди, останься и забудь
Чужую шкуру за дверями,
Все составляющее суть
В землей написанной программе.

Вот так-то, бедная душа.
Ты мерзнешь в заведенье этом!
Давай-ка выпьем не спеша
Что боги подают поэтам.

Повеселее кровь бежит,
Стальною сделалась закалка.
Тут сотворение души
Проходит в лихорадке жаркой.

Так отчего ты не пьяна,
Косишься на пустые двери?
Не забредет сюда она,
Здесь уступают только вере.


Кубок

Мы были знакомы, когда же? Не помню.
Луны ускользает холодный обмылок,
Лучом задевая уснувшие кровли,
Хоть сон их бескраен и время застыло.

Там все уже было, там все еще будет,
А нас прикололи иглой на картину,
И мы бы бежали, но бледные люди
Сплели наши крылья огнем воедино.

Прилипла рубаха горящая к коже.
Прощайте, мой друг, еретик и задира!
Ни этот святоша, ни этот безбожник
Ни пили из кубка грядущего мира.

Мы встретимся. Где-нибудь. Спинами свяжет
Одно из укрытых в утробе столетий.
Я вижу костер, освещающий даже
Улыбку, которую им не заметить.


Рецензии
Здравствуйте, Наталья. На Вашей странице всё будто застыло. Но я понимаю: в своих циклах Вы уже сказали так много, что добавить что-либо ещё - трудно. Есть люди, кому близко то, что Вы извлекли из души и запечатлели в замечательных стихах. И эти люди могут приходить на Вашу страницу снова и снова - кто им мешает? Я - одна из них. Вы редко отвечаете на мои рецензии, но мне кажется, что вряд ли они Вам неприятны. И мне легко просто говорить с Вами, а Вы можете молчать в ответ. Я вообще-то тоже молчунья.

Как-то раньше я уже прочла Ваш цикл «Разум бедный». Редкостные по глубине и поэтичности стихи. С комментированием пока отложила - нужно больше времени. И там есть такие вот строки:
"Из безыменной глубины
Все в то же море безымянных.
Одно движение волны.
Одно дыханье океана".
Только одно это четверостишие уже бесценно. Такая задумчивая и искренняя интонация. Такое слышится в нём человеческое горе. И такой покой с привкусом горечи пришёл этому горю на смену. "Моя волна, моё счастье поднялось на краткий миг волной - и быстро поглотилось другими волнами человеческих жизней". Тут ещё скрыта и мысль о творчестве: "Вот вам моё творчество, я вложилась в него вся. А изменило ли оно хоть что-нибудь к лучшему в этом огромном мировом океане? Волн - бесчисленное множество, в них теряются те, к кому следовало бы прислушаться больше, чем к другим. Самые ценные взлёты человеческого духа, самые глубокие таланты не оставляют за собой следа, теряются среди иных волн". И если автор осознаёт это, ему, конечно же, хочется замолчать. Вот так я понимаю Ваше теперешнее молчание, Наталья. И я могу говорить с ним, с этим молчанием, веря, что Вы прочли. А все те подтексты, что я увидела в той строфе, - они пронизывают и данный цикл.

Вот особенно понравившиеся мне стихи:
«Мост над городом»,
«Попутчики»,
«Кубок».
И ещё вот эти:
«Пустыня внемлет…»,
«Привидение».

"Построить над городом мост,
Ходить по мосту босиком.
И чтоб высота - десять верст.
И чтоб суета - под мостом.
А рядом плывут облака,
И всей суеты - иногда
Проносится местный Икар
Да прыгает в речку звезда". -
Как и эпиграф «О времени и о себе», это состояние понятно интровертам...
(Впрочем, есть в цикле и насмешка над собой:
"Пора внимательней смотреть / За всем, что происходит в мире". -
«Рядовое».)

Далее. «Пустыня внемлет…»:
"Выхожу один я на дорогу; / Сквозь туман кремнистый путь блестит; / Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу, / И звезда с звездою говорит" (М.Ю. Лермонтов). -
Здесь сквозь разочарование и боль всё-таки светится надежда. Тишина в душе.
"Она давно ему не внемлет / И ничему внимать не может, / Так непохожая на землю / Пустыня с выбеленной кожей". -
А здесь ни малейшей надежды уже нет. Это картина апокалипсиса, голос Кассандры. Вот к чему мы идём. Человеческая природа заведёт (в недалёком будущем) весь мир в тупик. Немудрено, что хочется держаться в стороне от людского сборища, на высоте в десять вёрст.

Но в «Привидении» Кассандра будто уговаривает себя: "Ну-ну, не надо так мрачно. Это просто моя утрата, моя боль, а в картине осени всё не так трагично, как ты увидела".
И в «Ноябре» - продолжение уговаривания себя:
"весь старый мир - под ногами. / оказывается, он был золотым".
"Я б сказала в утешенье… / Я бы что-то ей сказала…" - какая изюминка!

"Все зА руку беру его -
Все сквозь ладонь ладонь проходит.
Воспоминаний вещество
В несуществующей природе.
А мы идем, идем, идем
Сто раз исхоженным путем
И день за днем, и ночь за ночью…
Но может быть, наоборот,
Воспоминание, как строчку,
Меня по памяти ведет,
И у обрыва обрывает,
И оставляет на краю -
А я и будущей не знаю,
И прошлую не узнаю".
Чудесная лирика. Тёплая и грустная - любовная. С важным подтекстом - философская. «И лодочка плывёт...» - близкое к этому стихотворение. Словно две песни.

"Ты был незабудкой-цветком.
По небу луна проплыла.
Звенел ее крик серебром,
Когда я тебя сорвала".

"Нельзя потревожить того,
Кто прячется за поворотом,
У дома почти моего,
Забытый почти и бесплотный...
Уже погруженный во тьму,
Еще обжигающий взглядом".

"Там все уже было, там все еще будет,
А нас прикололи иглой на картину,
И мы бы бежали, но бледные люди
Сплели наши крылья огнем воедино...
Мы встретимся. Где-нибудь. Спинами свяжет
Одно из укрытых в утробе столетий.
Я вижу костер, освещающий даже
Улыбку, которую им не заметить". -
Звучит как клятва. «Кубок» и весь цикл в целом вызвали у меня в памяти:

Константин Бальмонт

* * *
Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.

И чем выше я шел, тем ясней рисовались,
Тем ясней рисовались очертанья вдали,
И какие-то звуки вокруг раздавались,
Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.

Чем я выше всходил, тем светлее сверкали,
Тем светлее сверкали выси дремлющих гор,
И сияньем прощальным как будто ласкали,
Словно нежно ласкали отуманенный взор.

И внизу подо мною уже ночь наступила,
Уже ночь наступила для уснувшей Земли,-
Для меня же блистало дневное светило,
Огневое светило догорало вдали.

Я узнал, как ловить уходящие тени,
Уходящие тени потускневшего дня,
И все выше я шел, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.

Марина Андреева 10   08.06.2024 02:45     Заявить о нарушении
Наталья, спасибо Вам за ответ! Правда, я могу обойтись и без слов. "...просто присутствие рядом" - вот именно. Я тоже из тех, кто интуитивно чувствует "присутствие" другого. Поэтому не переживайте, если не получается написать ответ под моими рецками.
Наталья, да, пишите новые стихи ещё, пожалуйста, и публикуйте, не надо заниматься самоедством. Вы создали много очень ценного. Держать такую же высоту всегда - разве это возможно? В любом из Ваших стихов что-то да есть: Ваше остроумие и выдумка, по меньшей мере, - они неистощимы. И Ваша мудрая душа. Которая изведала настоящую Любовь.
Извините, что написала не в личку, как Вы, а здесь. Там требуется вводить код, это препятствие для незрячих. Я обязательно прокомментирую Вас ещё, и не раз. До встречи!

Марина Андреева 10   08.06.2024 23:44   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.