0. 2 Семь дней Творения
Итак, фундаментом Божьего дома являются семь столбов, вытесанных Премудростью. Семь столбов – это семь дней Творения, а семь дней Творения – это план Божьего домостроительства. Таким образом, план Божьего домостроительства является фундаментом вечного Божьего дома.
=============
"…Фундамент – важная составляющая большинства строений. От него будет зависеть срок службы и надежность дома или надворной постройки. Существует несколько вариаций фундаментов – от простого ленточного до крепкого свайного… Главными элементами фундамента свайного типа являются специальные крепкие стержни, которые углубляются непосредственно в грунт. Именно эти детали и зовутся сваями. Они призваны равномерно распределять все оказываемые нагрузки на землю…"
("Свайный фундамент, особенности…"; https://stroy-podskazka.ru)
=============
Фундамент Божьего дома был заложен в Ветхом Завете. В то время Божьим домом считался Иерусалимский храм:
"в храме продавали волов, овец и голубей… [Иисус] сказал продающим… дома Отца Моего не делайте домом торговли" (Ин.2:14-16).
Но Иерусалимский храм был только тенью (ветхозаветным образом) храма истинного:
"Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей" (Евр.10:1);
"Всевышний не в рукотворенных храмах живет" (Деян.7:48);
"Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его" (Ин.2:19).
Сегодня Божьим храмом является Церковь, которая есть Тело Христа:
"Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?" (1Кор.3:16).
Строится Церковь (вечный Божий дом) в Новом Завете, который органически "вырастает" из Ветхого:
"Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет" (Иер.31:31);
"как живые камни, устрояйте из себя дом духовный" (1Пет.2:5);
"глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви" (Еф.4:15,16).
=============
«…В Новом Завете мы все время находим ссылки на Ветхий Завет. Иначе быть не может. Это, во-первых, тот язык, без которого ничего о Боге нельзя было бы сказать. Невозможно же говорить о Боге, скажем, на языке передовиц "Правды" или на языке, допустим, какой-нибудь высшей математики. Но, кроме того, что Ветхий Завет в Новом Завете – это язык, это еще и тот фундамент, те сваи, на которых строится здание Нового Завета. Стоя на этом фундаменте, можно идти дальше. Как говорил Христос, Он пришел не нарушить этот ветхозаветный закон, а исполнить, в том смысле, что дополнить, в том смысле, что наполнить или восполнить, во всяком случае, как бы достроить это недостроенное здание Ветхого Завета. Но это значит, что его фундамент уже заложен…»
(Борис Балтер, "Тора"; Предание.ру)
=============
***
Слово столб встречается в 84 стихах Ветхого Завета, но особое значение имеет первое упоминание этого слова в Библии.
=============
"Принцип первого упоминания – аксиома изучения Библии, которая была неоднократно подтверждена. Несмотря на разнообразие, Библия отличается чудесным единством, при котором каждая часть прекрасно сочетается с любой другой частью. Таким образом, когда какое-либо значимое слово упоминается в Библии впервые, обстоятельства и характер этого первого употребления слова предопределяют его дальнейшее использование во всем Священном Писании".
(Генри Моррис, "Начало мира")
=============
Впервые слово столб (амуд) упоминается в 13 главе Книги Исход:
"Господь же шел пред ними днем в столпе (амуд) облачном, показывая им путь, а ночью в столпе (амуд) огненном" (Исх.13:21).
Эти два столпа вели евреев через пустыню. Когда в их душах был день и они видели на небе солнце, их вел Христос как Дух благодати, которую символизирует облако:
"сказал Господь Моисею: вот, Я приду к тебе в густом облаке" (Исх.19:9);
"совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа" (1Пет.1:13).
Когда же для евреев наступала ночь, их вел Христос как Слово Божье:
"Слово Твое - светильник ноге моей и свет стезе моей" (Пс.118:105).
Таким образом, столбы (амудим), которые вытесала Премудрость, обозначают работу Христа на разных этапах Божьего домостроительства.
В третьем стихе Библии мы читаем:
«И СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ: "ДА БУДЕТ СВЕТ"; И СТАЛ СВЕТ» (БЫТ.1:3).
Сотворение света в этом стихе обозначает пришествие в мир Спасителя грешников Иисуса Христа:
"Тогда Я сказал: вот, иду, [как] в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже" (Евр.10:7);
"Я свет пришел в мир" (Ин.12:46);
"Господь - свет мой" (Пс.26:1);
"Сын Божий пришел и дал нам свет" (1Ин.5:20);
"Не будет уже солнце служить тебе светом дневным, и сияние луны - светить тебе; но Господь будет тебе вечным светом" (Ис.60:19).
Главная цель пришествия Мессии на землю – построить Церковь, которая будет вечным Божьим домом:
"Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее" (Еф.5:25);
"вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить [в них]; и буду их Богом, и они будут Моим народом" (2Кор.6:16).
В первой главе Бытия в ст.27 Церковь показана как совокупный нетленный человек, которого Бог создаст во Христе Иисусе "по образу Своему, по образу Божию":
"И СОТВОРИЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕКА ПО ОБРАЗУ СВОЕМУ, ПО ОБРАЗУ ВСЕСИЛЬНОГО СОТВОРИЛ ЕГО, МУЖЧИНУ И ЖЕНЩИНУ СОТВОРИЛ ИХ" (Быт.1:27).
(?) Что значит для человека быть образом Божьим?
Верующим, чтобы отображать собой Христа, надо пребывать в Нем, питаться Им и поступать по духу:
"Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни" (Ин.6:53);
"Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа" (2Кор.3:18);
"А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос. Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего [облекитесь] в любовь, которая есть совокупность совершенства" (Кол.3:8-15).
Быть образом Божьим значит быть светом мира:
"Вы - свет мира… да светит свет ваш пред людьми, чтобы они… прославляли Отца вашего Небесного" (Мф.5:14-16).
=============
"Загадка дальнего предела
Теперь уж явственна навек:
Свет, облекающийся в тело, –
Вот что такое человек".
(Валентин Сидоров, "Свиток")
=============
Согласно Библии, образом Бога является Божий Сын Иисус Христос:
"[Христос] есть образ Бога невидимого" (Кол.1:15).
А человек становится образом Божьим в Нем – во Христе:
"От Него и вы во Христе Иисусе" (1Кор.1:30);
"кто во Христе, [тот] новая тварь" (2Кор.5:17);
"муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия" (1Кор.11:7).
***
В Библии следует отличать нового человека от ветхого, Адама небесного, который был сотворен в первой главе Бытия по образу Божьему, от Адама перстного, которого Господь Бог создал во второй главе Бытия по подобию Божьему.
О перстном Адаме в Библии написано:
"создал Господь Бог человека из праха земного" (Быт.2:7);
"сотворил человека, по подобию Божию" (Быт.5:1).
Впоследствии, глядя на потомков Адама, Бог сказал:
"Я раскаялся, что создал их" (Быт.6:7).
Главная проблема потомков Адама не в том, что они делают не те дела, а в том, что они рождены не от того отца:
"Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух" (Ин.3:6);
"не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя" (Рим.9:8).
Ветхий человек является грешником не по делам, а по рождению:
"Кто родится чистым от нечистого? Ни один" (Иов.14:4).
Так как грешники не живут по воле Бога, они являются мертвыми для Него:
"Бог не есть Бог мертвых, но живых" (Мф.22:32);
"грешников Бог не слушает" (Ин.9:31);
"И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови" (Ис.1:15).
Чтобы Бог начал общаться с грешником, тот должен воскреснуть из мертвых. Для этого ему надо услышать Евангелие, поверить в него, смириться и покаяться. Слово покаяние (греч. – метанойя) означает перемену ума (переосмысление сути вещей):
"Итак, покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши" (Деян.3:19).
=============
"Первым признаком начинающегося здравия души является видение грехов своих, бесчисленных, как песок морской".
(Петр Дамаскин)
=============
Для духовного оживления и примирения с Богом грешнику надо покаяться и принять Иисуса Христа как своего Спасителя:
"Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа" (Деян.2:38);
"оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом" (Рим.5:1);
"и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом" (Еф.2:5).
После духовного возрождения верующие своим открывшимся духовным зрением могут видеть Божье Царство, то есть могут более-менее адекватно понимать тексты Священного Писания. Кроме того, они могут общаться со своим Творцом, Который является Автором Библии:
"кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия" (Ин.3:3);
"Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу" (1Ин.3:21);
"воззови ко Мне - и Я отвечу тебе, покажу тебе великое и недоступное, чего ты не знаешь" (Иер.33:3);
"Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего, ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя; свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху. Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: "исповедаю Господу преступления мои", и Ты снял с меня вину греха моего"
(Пс.31:3-5);
"Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом" (Еф.6:18).
***
После крещения Святой Дух ведет верующих в пустыню, где испытывается их вера, а также проверяется их отречение от мира. Ибо выходить из земли Египетской надо не только внешне (телом), но и внутренне (душой):
"Мы помним рыбу, которую в Египте мы ели даром, огурцы и дыни, и лук, и репчатый лук и чеснок" (Чис.11:5);
"Жена же [Лотова] оглянулась позади его, и стала соляным столпом" (Быт.19:26).
Дружбу с миром Библия называет духовным прелюбодеянием и враждой против Бога:
«Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу. Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: "до ревности любит дух, живущий в нас"?» (Иак.4:4,5).
=============
«…Прелюбодействует всякий, кто забывает свою жену и идет вслед чужой; но прелюбодействует и всякий, кто забывает Бога живаго и начинает поклоняться сотворенному миру. Кто оставляет веру в Господа и верует в людей, кто оставляет любовь к Богу и переносит ее на людей или вещи, тот совершает прелюбодейство. Короче говоря, все грехи, из-за которых твоя душа удаляется от Бога и сочетается с кем-либо или чем-либо вне Бога, могут быть названы одним общим именем – прелюбодеяние, ибо все они имеют особенности супружеской измены. Итак, кто постыдится Господа Иисуса Христа, Жениха души человеческой, пред таковым прелюбодейным родом, воистину, подобен невесте, постыдившейся своего жениха пред распутными людьми…»
(Святитель Николай Сербский\Велимирович\, Беседы; https://www.rulit.me/books/besedy-read-227287-226.html)
=============
А кто умер для мира, тот должен признать себя мертвым и для закона, потому что, не умерев для закона, не получится умереть для греха, который обольщает и умерщвляет подзаконных, беря повод от заповеди.
Согласно Библии, Божий закон – это сила греха, меч Голиафа, а сам Голиаф является прообразом греха. Грех же имеет власть над человеком, пока он состоит под законом:
"закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом" (Рим.3:19);
"Жало же смерти - грех; а сила греха - закон" (1Кор.15:56).
Верующие побеждают Голиафа не делами закона, а верой в Иисуса Христа:
"сия есть победа, победившая мир, вера наша" (1Ин.5:4);
"если Христос в вас, то тело мертво для греха" (Рим.8:10);
"вы… умерли для закона телом Христовым" (Рим.7:4).
Чтобы быть мертвым для закона, надо верить в Евангелие:
"без закона грех мертв" (Рим.7:8);
"ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху" (Рим.6:6);
"А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает" (Евр.11:6).
Если мы умерли со Христом, значит Божье правосудие над нами уже совершилось! Зная это, христиане почитают себя мертвыми не только для мира, но также для закона и для греха:
"со Христом умерли для стихий мира" (Кол.2:20);
"умерши для закона… мы освободились от него" (Рим.7:6);
"почитайте себя мертвыми для греха" (Рим.6:11).
***
Решение о следовании за Христом каждый человек принимает самостоятельно и добровольно:
=============
"Христос возвестил всыновление, то есть Он объявил прием в сыновья и дочери Божии для всех, кто этого хочет. Не принуждает. Не насилует. Принуждение и насилие – особенность гималайских и олимпийских бесов, а не Отца света и не Христа, Сына Божия, Феодула, слуги; Отца Небесного, Мессии".
(Николай Сербский, "Феодул или Раб Божий")
=============
Бог не спасает людей без их ведома или вопреки их воле, иначе у Бога с этими спасенными вопреки их воле людьми в будущем неизбежно возникнут большие, если не сказать неразрешимые проблемы…
=============
«…– Что-то вы меня, папаша, больно утесняете, – вдруг плаксиво выговорил человек.
Филипп Филиппович покраснел, очки сверкнули.
– Кто это тут вам папаша? Что это за фамильярности? Чтобы я больше не слышал этого слова! Называть меня по имени и отчеству!
Дерзкое выражение загорелось в человеке.
– Да что вы все… То не плевать. То не кури. Туда не ходи… Что уж это на самом деле? Чисто как в трамвае. Что вы мне жить не даете?! И насчет "папаши" – это вы напрасно. Разве я просил мне операцию делать? – Человек возмущенно лаял – хорошенькое дело! Ухватили животную, исполосовали ножиком голову, а теперь гнушаются. Я, может, своего разрешения на операцию не давал. А равно (человек завел глаза к потолку, как бы вспоминая некую формулу), а равно и мои родные. Я иск, может, имею право предьявить…»
(Михаил Булгаков, "Собачье сердце")
=============
Бог не принуждает людей к святой жизни, если их душа к тому не лежит:
"кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: этот человек начал строить и не мог окончить? Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами? Иначе, пока тот еще далеко, он пошлет к нему посольство просить о мире. Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником" (Лук.14:28-33).
Но если человек принял решение вступить с Богом в Завет через крещение, ему следует считаться с волей Творца, иначе крещение будет ему в осуждение:
"подобное сему образу [образу спасения от воды во времена Ноя] крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа" (1Пет.3:21);
"Если дашь обет Господу Богу твоему, немедленно исполни его, ибо Господь Бог твой взыщет его с тебя, и на тебе будет грех; если же ты не дал обета, то не будет на тебе греха" (Втор.23:21,22);
"всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою" (Откр.21:8).
Христос считает, что человеку лучше оставаться холодным язычником, чем быть теплым христианином:
"ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч!" (Откр.3:15)…
***
Во второй главе Бытия написано:
"ОБРАЗОВАЛ БОГ ВСЕСИЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕКА… ВДУНУЛ В НОЗДРИ ЕГО ДЫХАНИЕ ЖИЗНИ, И СТАЛ ЧЕЛОВЕК СУЩЕСТВОМ ЖИВЫМ" (БЫТ.2:7).
(?) Возникает вопрос: почему при сотворении человека дыхание жизни вдувалось ему в ноздри? И если таким способом оживлялось тело человека, тогда почему таким же способом не оживлялись тела животных, которые имеют дыхательную систему, подобную человеческой?..
Ну, во-первых, все библейские животные обозначают людей:
"вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира" (Ин.1:29);
"лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, [и может] раскрыть сию книгу" (Откр.5:5);
"вы - овцы Мои, овцы паствы Моей; вы - человеки, [а] Я Бог ваш, говорит Господь Бог" (Иез.34:31);
"Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями" (Мф.7:6);
"когда я боролся со зверями в Ефесе, какая мне польза, если мертвые не воскресают?" (1Кор.15:32);
"нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам" (Мф.15:26);
"Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?" (Мф.23:33);
"Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания" (Фил.3:2);
"в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог?" (1Кор.9:9).
А то дыхание жизни, посредством которого Господь Бог во второй главе Бытия оживил Адама, символически обозначает проповедь Евангелия:
"И сказал им [Христос]: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари" (Мар.16:15).
Только проповедь Евангелия (Благой Вести о Христе) может оживить души погибающих грешников:
"Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь [зоэ]" (Ин.6:63).
(?) Но разве не естественней вдувать слова в уши людей, чтобы слышание этих слов производило в них веру?
"вера от слышания, а слышание от слова Божия" (Рим.10:17).
Конечно, слушать Бога надо ушами, но эти уши должны быть духовные. Также, чтобы видеть Бога, нужны глаза, но и они должны быть духовные. И чтобы разговаривать с Богом, одного только движения воздуха, производимого языком, недостаточно – говорить с Богом должно прежде всего сердце:
"от избытка сердца говорят уста" (Мф.12:34);
"сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже" (Пс.50:19).
Ноздри человека являются образом человеческого духа – того таинственного органа, которым человек общается с Богом и соприкасается с Ним:
"Пророческое слово Господа об Израиле. Господь, распростерший небо, основавший землю и образовавший дух человека внутри него, говорит" (Зах.12:1);
"Так говорит Господь Бог, сотворивший небеса… распростерший землю… дающий дыхание народу на ней и дух ходящим по ней" (Ис.42:5);
"изнеможет предо Мною дух и всякое дыхание, Мною сотворенное" (Ис.57:16);
"И ВДУНУЛ В НОЗДРИ ЕГО ДЫХАНИЕ ЖИЗНИ" (Быт.2:17);
"соединяющийся с Господом есть один дух с Господом" (1Кор.6:17).
До пришествия веры дух в человеке был мертв. Поэтому людей, не имеющих веры в Бога, Библия называет мертвыми или "душевными, не имеющими духа":
"Это люди… душевные, не имеющие духа" (Иуд.1:19);
"и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом" (Еф.2:5).
Человеческий дух начнет функционировать тогда, когда у источника воды душа человека (Ревекка) встретится со Святым Духом (в Библии Его изображает раб Авраама Елиезер). Во время этой встречи душа получает от Елиезера дар Святого Духа – золотое кольцо весом в полсикля:
«КОГДА ВЕРБЛЮДЫ ЗАКОНЧИЛИ ПИТЬ, ВЗЯЛ ЧЕЛОВЕК ТОТ КОЛЬЦО ЗОЛОТОЕ В ПОЛШЕКЕЛЯ ВЕСОМ И ДВА БРАСЛЕТА НА РУКИ ЕЙ, ВЕСОМ В ДЕСЯТЬ ЗОЛОТЫХ. И СКАЗАЛ: "ЧЬЯ ТЫ ДОЧЬ? СКАЖИ МНЕ, ЕСТЬ ЛИ В ДОМЕ ОТЦА ТВОЕГО МЕСТО ДЛЯ НАС, ЧТОБЫ ПЕРЕНОЧЕВАТЬ?"» (БЫТ.24:22,23);
"Я [ЕЛИЕЗЕР] ВДЕЛ КОЛЬЦО В НОЗДРИ ЕЕ" (БЫТ.24:47);
"Жаждущие! идите все к водам" (Ис.55:1);
"Блаженны алчущие и жаждущие правды" (Мф.5:6);
"в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! И будет он как дерево, посаженное при потоках вод" (Пс.1:2,3).
Золотое кольцо в ноздрях верующего свидетельствует о его духовном возрождении. Человек, имеющий это кольцо, своим возрожденным духом может общаться с Творцом и видеть невидимое Божье Царство:
"кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия" (Ин.3:3).
(?) Что же видит человек в Божьем Царстве?
Во-первых, он видит Христа как истинный Свет:
"Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме" (Ин.12:46).
При этом свете у людей должна появиться более адекватная самооценка. Если такая перемена мышления (метанойя) в человеке произойдет, он получит от Бога будущность и надежду:
"Ибо [только] Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду" (Иер.29:11).
=============
«…Как верили, что главное придет,
Себя считали кем-то из немногих
И думали: "вот-вот произойдет
Счастливый поворот в твоей дороге.
Судьбы твоей счастливый поворот…"
Но век уже как-будто на исходе
И скоро, без сомнения, пройдет,
А с нами ничего не происходит,
И вряд ли что-нибудь произойдет.
И вряд ли что-нибудь произойдет».
(А. Макаревич)
=============
***
Сегодня люди спасаются верой в Иисуса Христа:
"Кто будет веровать и креститься, спасен будет" (Мар.16:16);
"вера от слышания, а слышание от слова Божия" (Рим.10:17).
Но как можно, слушая, например, правильные слова проповедника, распознать: говорит через него Бог или он, подобно Надаву и Авиуду, водим своим человеческим духом и несет чуждый огонь? Ведь правильные слова умеют говорить и слуги дьявола:
"одна служанка, одержимая духом прорицательным… Идя за Павлом… кричала, говоря: сии человеки - рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения. Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И [дух] вышел в тот же час" (Деян.16:16-18);
"Я писал церкви; но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас" (3Ин.1:9);
"в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога" (2Фесс.2:4).
(?) Как может верующий безошибочно идентифицировать личность человека, который с ним разговаривает?
Он делает это по голосу:
"[овцы идут за своим пастырем] потому что знают голос его. За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса" (Ин.10:4,5).
Идентификацию говорящих с ними людей овцы Христовы осуществляют по голосу, но не с помощью слуха, а с помощью … обоняния. Своим возрожденным духом они распознают благоухание слышимых ими слов и таким образом делают вывод о личности говорящего. Голоса истинных служителей Божьих наполнены особым и неповторимым благоуханием богопознания, которое является для верующих запахом живительным на жизнь:
"благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте. Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих: для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь" (2Кор.2:14-16).
Способность чувствовать Христово благоухание – это дар Святого Духа:
"И Я СПРОСИЛ ЕЕ, И СКАЗАЛ: ЧЬЯ ТЫ ДОЧЬ? ОНА СКАЗАЛА: ДОЧЬ БЕТУЭЛЯ, СЫНА НАХОРА, КОТОРОГО РОДИЛА ЕМУ МИЛЬКА; И Я ВДЕЛ КОЛЬЦО В НОЗДРИ ЕЕ, И БРАСЛЕТЫ НАДЕЛ НА РУКИ ЕЕ" (БЫТ.24:47).
Браслеты на руках нужны христианам, чтобы совершать дела веры (1Фес.1:3), а кольцо в ноздрях – чтобы, слушая голоса Божьих служителей, чувствовать приятное благоухание духовного мира.
=============
СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ
В своих воспоминаниях о вскрытии богоборцами святых мощей Сергия Радонежского в 1919 г. П.А. Флоренский пишет:
"Я вошел в Троицкий собор уже позднею ночью, значительно позже, после того, как было произведено вскрытие. В соборе стоял едкий дым от магниевых вспышек, при которых производилась фотографическая съемка. Но, несмотря на этот сильно пахнущий воздух, порою какими-то дуновениями приносило от раки на несколько саженей расстояния волны неизъяснимо приятного благоухания, которое перебивало все прочие запахи.
Это благоухание охватывало величественной радостью, в которой невозможно было провести границу между собственно духовным удовлетворением и чувством приятного. Прикладываясь к мощам, я убедился, что благоухание исходило именно из раки, и было тут несравненно сильнее, чем в стороне.
С чем сравнить его затрудняюсь, так оно тонко и своеобразно. Могу только сказать, что в нем совершенно отсутствовали элементы слащавости или липкости, более или менее свойственные всякому запаху земного происхождения".
АМВРОСИЙ ОПТИНСКИЙ
Из воспоминаний П.А. Флоренского:
"Другой рассказ слышал я в августе 1905 года в Оптиной пустыни. Он касался кончины старца Амвросия (1812 – 1891).
Как известно, вопреки ожиданиям его почитателей, тело Амвросия обнаружило следы разложения и когда один из монахов, желая освятить прикосновением к почившему старцу чистый платок, отнял его от тела, то, к своему смущению, увидел его запачканным гноем. Тогда он сунул его в карман и перестал о нем думать.
Но прошло некоторое время, и в келье его стало распространяться явное благоухание. Когда были произведены розыски его источника, то оказалось, что благоухает один из подрясников, и именно тот, который одевался на погребение старца, и что первоисточник благоухания – лежащий в кармане его платок. Запах продолжал сохраняться на платке и год спустя".
СЕРАФИМ САРОВСКИЙ
Из воспоминаний П.А. Флоренского:
"Когда мощи преподобного Серафима Саровского (1754 – 1833) были вынуты из гроба (17 декабря 1920), то их разложили сперва на листы белой бумаги; благоухание было так сильно, что эта бумага в самое короткое время сильно пропахла и продолжала пахнуть год спустя после прославления преподобного.
Один такой кусок имелся в семье протоиерея Звездинского, участвовавшего в открытии мощей и взявшего себе часть этой бумаги; как мне рассказывал лет через шесть после прославления сын его, ныне епископ Серафим, а тогда мой младший товарищ по Академии, бумага продолжала благоухать".
(Александр Захваткин, "Духовные запахи"; https://proza.ru/2015/10/06/1650)
*** *** ***
"Научи меня, мой Господь, во всём
Волю исполнять лишь Твою.
Чтобы мне по слову Твоему доказать,
Как Тебя я, Спаситель, люблю.
Научи меня среди тысячи
Голос слышать лишь Твой,
Научи меня за Тобой идти
В край желанный, дорогой.
Научи меня в грешном мире жить,
Чтобы свет Твой сиял во мне,
Где не может скрыться город большой,
Стоя на высокой горе.
Научи меня жизнь свою прожить,
Чтоб в конце услышать её:
Добрый верный раб скорее войди,
В радость Господина своего.
Научи меня среди тысячи
Голос слышать лишь Твой,
Научи меня за Тобой идти
В край желанный, дорогой".
(Песнь Возрождения, № 1822; https://ya.ru/video/preview/9579484813583999705)
=============
Свидетельство о публикации №122110604632