Эссе Библия. Ионафан

ИОНАФАН.

Примечание. 1-ая книга Самуила соответствует 1-ой книге Царств в других переводах Библии.

Со сторожевой заставы филистимлян хорошо просматривается перевал у Михмаса. Вокруг лишь скалы и пустыня. Вдруг среди этого унылого пейзажа филистимские воины замечают нечто необычное: на другой стороне ущелья в полный рост стоят двое израильтян! Для филистимлян это повод позабавиться, ведь им ничего не стоит справиться с этими безумцами. Вот уже много лет филистимский народ притесняет израильтян, которые во всём зависят от своих врагов. Без помощи филистимлян они не могут даже заточить свои мотыги и топоры. Поэтому израильские воины очень плохо вооружены. Но даже если у этих двоих есть оружие, что могут сделать всего два человека?

Едва удерживаясь от смеха, филистимляне кричат: «Поднимайтесь к нам, и мы вам покажем!» (1 Самуила 13:19—23; 14:11, 12). Если бы филистимляне знали, кто кому «покажет», они вряд ли стали бы с ними связываться! Недолго думая, двое израильтян проворно спускаются со склона, пересекают ущелье и начинают быстро взбираться наверх. Подъём очень крутой, и израильтянам приходится цепляться руками и ногами, но они уверенно поднимаются к сторожевой заставе (1 Самуила 14:13). Теперь филистимляне видят, что предводитель этого маленького отряда вооружён. Но как он мог пойти на целый гарнизон с одним лишь оруженосцем? Он что, сумасшедший?

Нет, этот человек не сумасшедший. У него сильная вера. Зовут его Ионафан. Жизнь этого служителя Бога может многому научить христиан сегодня. Хотя мы не участвуем в буквальных сражениях, пример Ионафана учит нас быть мужественными, преданными и самоотверженными, что помогает развить подлинную веру (Исаия 2:4; Матфея 26:51, 52).

ПРЕДАННЫЙ СЫН И СМЕЛЫЙ ВОИН.

Чтобы лучше понять, почему Ионафан выступил против того сторожевого отряда, нужно познакомиться с его семьей. Ионафан был старшим сыном Саула, первого царя Израиля. Когда Саул стал царём, Ионафану было около двадцати лет или даже чуть больше. Судя по всему, Саула и Ионафана связывали крепкие узы, и отец во всём мог положиться на своего сына. В те дни для Ионафана отец был не только высоким, красивым человеком и смелым воином, но и, что важнее всего, примером смирения и крепкой веры. Возможно, Ионафан понимал, почему Бог назначил царём именно Саула. Даже пророк Самуил сказал, что «во всём народе нет такого, как он» (1 Самуила 9:1, 2, 21; 10:20—24; 20:2).

Ионафан, скорее всего, гордился тем, что сражается с врагами Бога под началом своего отца. Те войны не были похожи на современные межнациональные конфликты. В то время Бог выбрал израильтян как своих представителей, и им приходилось постоянно отбивать нападения народов, служивших ложным богам. Филистимляне, которые поклонялись таким богам, как Дагон, часто притесняли народ Бога и даже пытались стереть его с лица земли.

Поэтому для Ионафана участие в войнах было вопросом преданности Богу. И Бог помогал Ионафану. Став царём, Саул назначил своего сына главой над отрядом из тысячи воинов, и спустя какое-то время Ионафан со своими людьми напал на филистимский гарнизон в Геве. Хотя Ионафан и его люди были плохо вооружены, с ними был Бог, и они смогли разгромить врага. В ответ на это филистимляне собрали огромное войско. Многие воины Саула не на шутку испугались. Некоторые убежали и спрятались. Были даже те, кто перешёл на сторону противника! Но Ионафан не потерял мужества (1 Самуила 13:2—7; 14:21).

В день, о котором говорилось в начале, Ионафан незаметно ушёл из лагеря вместе со своим оруженосцем. Они направились в Михмас, где располагался сторожевой отряд филистимлян, и по пути Ионафан открыл оруженосцу свой план. Они встанут так, чтобы филистимские воины сразу их заметили. Если те скажут подняться к ним, это будет знаком, что Бог поможет своим служителям. Оруженосец охотно согласился. Возможно, смелости ему придали слова Ионафана: «Ничто не помешает Господу спасти через многих или немногих» (1 Самуила 14:6—10). Что он имел в виду?

Ионафан хорошо знал своего Бога. Без сомнения, он помнил, что в прошлом Бог помогал своему народу побеждать врагов, которые имели значительное численное преимущество. Бог мог воспользоваться всего одним человеком, чтобы принести победу всему народу (Судей 3:31; 4:1—23; 16:23—30). Поэтому Ионафан понимал, что победа служителей Бога зависит не от количества воинов, не от их силы и не от того, насколько они вооружены, но от их веры. Именно вера побудила Ионафана отдать всё в руки Бога. Он хотел, чтобы Бог сам решил, стоит ли ему и его оруженосцу нападать на сторожевой отряд. Ионафан выбрал знак, с помощью которого Бог смог бы дать им понять, что он будет с ними. Получив заверение в поддержке Бога, Ионафан бесстрашно ринулся навстречу врагу.

В чём проявилась вера Ионафана? Во-первых, он испытывал глубокое почтение к своему Богу. Он знал, что Всемогущему не требуется помощь людей, чтобы исполнить то, что он замыслил, но при этом ему нравится проявлять свою силу на благо тех, кто ему преданно служит (2 Летопись 16:9). Во-вторых, Ионафан хотел заручиться поддержкой Бога, прежде чем что-то предпринять.

Сегодня мы не ищем знаков свыше, чтобы заручиться поддержкой Бога. У нас есть вдохновлённое им Слово, Библия; именно она помогает нам понять, в чём состоит воля Бога (2 Тимофею 3:16, 17). Обращаемся ли мы к этой книге, когда нам нужно принять важные решения? Если да, то мы, как Ионафан, показываем, что исполнение воли Бога для нас важнее исполнения собственных желаний.

Итак, двое — храбрый воин и его оруженосец — начали быстро взбираться по крутому склону к сторожевой заставе. Филистимляне наконец поняли, что их атакуют, и отправили людей, чтобы отразить нападение. У филистимлян было не только численное преимущество, но и стратегически более выгодное положение, поэтому им казалось, что они без труда одолеют противника. Но Ионафан начал поражать филистимлян одного за другим. А оруженосец, который шёл следом, добивал их. На маленьком клочке земли эти двое расправились с двадцатью вражескими воинами! Но Бог сделал ещё кое-что. Мы читаем: «Тех, кто был в лагере на поле, и всех людей из сторожевого отряда охватил ужас; и даже те, кто совершал набеги, задрожали от страха. Земля затряслась, и всех охватил ужас от Бога» (1 Самуила 14:15).

Издалека Саул и его люди наблюдали за тем, как во вражеском лагере началась паника и как враги, обезумев, стали убивать друг друга (1 Самуила 14:16, 20). Израильтяне, осмелев, бросились в атаку, вероятно, подбирая оружие убитых филистимлян. В тот день Бог подарил своему народу великую победу. С тех пор наш Бог не изменился. Если мы сегодня полагаемся на него, так же как Ионафан и его храбрый оруженосец, имени которого мы не знаем, мы никогда не разочаруемся (Малахия 3:6; Римлянам 10:11).

«ОН ДЕЙСТВОВАЛ С БОГОМ».

Для Саула же, в отличие от Ионафана, эта победа не была такой славной. Он допустил несколько серьёзных ошибок. Он не выполнил указания Самуила, Божьего пророка, который также был левитом. Саул не дождался Самуила и сам принёс всесожжение, хотя не имел на это права. Когда Самуил пришёл, он сказал Саулу, что из-за неповиновения его царство не устоит. Кроме того, когда Саул послал своих воинов в сражение, он связал их опрометчивой клятвой, сказав: «Проклят тот, кто поест хлеба до наступления вечера, пока я не отомщу своим врагам!» (1 Самуила 13:10—14; 14:24).

Из слов Саула видно, что он сильно изменился, причём не в лучшую сторону. Неужели этот скромный, духовно зрелый человек стал амбициозным эгоистом? Это было чистой воды самоуправство, ведь Бог не давал такого жестокого указания этим храбрым, усердным воинам. А взять слова Саула «Пока я не отомщу своим врагам». Уж не думал ли он, будто это его война? Может, он забыл, что нужно отстаивать справедливость Бога, а не утолять свою жажду мести, славы и завоеваний?

Ионафан ничего не знал об отцовской клятве. Измотанный после жаркой битвы, он увидел в лесу медовые соты и обмакнул в них конец палки, которую держал в руке. Съев немного мёда, он сразу же почувствовал прилив сил. И тут один из воинов сообщил ему о запрете отца. На это Ионафан сказал: «Мой отец навлёк беду на эту землю. Посмотрите, как просветлели мои глаза, когда я поел немного мёда. Насколько было бы лучше, если бы сегодня народ поел что-нибудь из добычи, которую захватил у врагов! А теперь поражение филистимлян не полное» (1 Самуила 14:25—30). Это была чистая правда. Ионафан был преданным сыном, но его преданность не была слепой. Не было такого, что он бездумно соглашался со всем, что говорил и делал отец. Своим благоразумием и рассудительностью Ионафан завоевал всеобщее уважение.

Когда Саул узнал, что Ионафан съел мёд, он всё равно отказался признать, что его запрет был абсурдным. Вместо этого он решил, что его сын должен умереть! Ионафан не стал спорить с отцом и умолять о пощаде. Он был готов ответить за свой поступок и смело сказал: «Теперь я должен умереть». Но за него вступились израильтяне: «Ионафану ли умирать — тому, кто принёс Израилю это великое спасение? Не бывать этому! Жив Бог, ни один волос с его головы не упадёт на землю, потому что сегодня он действовал с Богом». Благодаря этому Саул внял голосу разума. В Библии говорится: «Так народ спас Ионафана, и он не умер» (1 Самуила 14:43—45).

Ионафан заслужил репутацию мужественного, целеустремлённого и самоотверженного человека. Когда ему угрожала опасность, его доброе имя сослужило ему хорошую службу. Было бы неплохо подумать над тем, какую репутацию каждый из нас зарабатывает себе день за днём. В Библии говорится, что доброе имя высоко ценится (Экклезиаст 7:1). Если мы, как Ионафан, будем создавать себе доброе имя у Бога, окружающие тоже будут нас уважать.

ТЬМА СГУЩАЕТСЯ.

Многие годы Ионафан преданно сражался на стороне отца, хотя тот не раз принимал неверные решения. Только представьте, что чувствовал Ионафан, видя, как отец становится гордым и непокорным! Саул всё больше погружался в духовную тьму, и Ионафан ничего не мог с этим поделать.

Неповиновение Саула проявилось особенно ярко, когда Бог поручил ему истребить амаликитян. Этот народ был настолько развращённым, что ещё в дни Моисея Бог предсказал его полное истребление (Исход 17:14). Саулу было велено уничтожить весь их скот и убить их царя, Агага. Саул выиграл сражение, в котором, без сомнения, участвовал и его храбрый сын Ионафан. Но Саул пошёл наперекор Богу: он пощадил Агага и сохранил ценное имущество и лучший скот. Пророк Самуил объявил Саулу суровый приговор Бога: «Так как ты отверг слово Бога, то и он отвергает тебя, чтобы ты не был царём» (1 Самуила 15:2, 3, 9, 10, 23).

Вскоре Бог перестал давать Саулу свой святой дух. Лишившись поддержки Бога, он стал крайне раздражительным, часто впадал в ярость и был переполнен страхами. Бог допустил, чтобы Саулом овладел злой дух, или настрой (1 Самуила 16:14; 18:10—12). Насколько же, должно быть, горько было Ионафану видеть, как низко пал его отец! Несмотря на это, Ионафан не перестал служить Богу. Он старался оказывать всяческую поддержку своему отцу — иногда даже говорил с ним очень прямо и откровенно. Но главным для него было мнение небесного Отца, который никогда не изменяется (1 Самуила 19:4, 5).

Было ли в вашей жизни, что человек, которого вы любили, возможно, ваш близкий родственник, изменился до неузнаваемости? Наблюдать такое очень больно. Пример Ионафана напоминает слова псалмопевца, который позднее писал: «Если бы оставили меня отец и мать, Господь принял бы меня» (Псалом 27:10). Бог — преданный Отец. Он примет и вас и будет вам самым лучшим Отцом, как бы сильно ни разочаровали вас люди.

Ионафан, очевидно, знал, что Бог решил забрать царскую власть у его отца. Как он это воспринял? Думал ли он когда-нибудь о том, каким правителем был бы он сам? Мечтал ли он о том, чтобы исправить какие-то ошибки своего отца? Хотелось бы ему стать преданным, послушным Богу царём? Мы не можем знать точно. Но даже если Ионафан и строил такие планы, им не суждено было сбыться. Значит ли это, что Бог оставил своего верного служителя? Вовсе нет. Более того, на примере Ионафана Бог объяснил, что значит быть преданным другом. Рассказ об Ионафане и Давиде — одна из самых ярких библейских историй о дружбе! Но об этом речь пойдет в следующий раз.


Рецензии