Беседа об опере и вокальных школах
Здесь, в частности, пела и Галина Вишневская в партии Татьяны из оперы Чайковского "Евгений Онегин". О ней ниже.
Рецензия на «Мой комментарий к сравнению оперного вокала» (Зера Черкесова 2)
Здравствуйте, Зера!
Случайно наткнулся на ваши комментарии к материалу одной прозоровской дамы, где вы энергично защищаете Александра Сергеевича Пушкина и был восхищён вашей искренностью, принципиальностью и глубоким знанием темы. Разговоры – устарел; попытки принизить значение Пушкина начались ещё в 19 веке…
«Гоним карающим Зевесом,
Двойную смерть он испытал:
Явился Писарев Дантесом
И вновь поэта расстрелял».
Конечно, я не мог не зайти к вам на страничку и не познакомится с вашей, как оказалось, - такой разнообразной по тематике публицистикой.
Эта статья соединена по смыслу с вашим «пушкинским» комментарием: некомпетентность. Человек пишет то, в чём почти не разбирается. Эта всегда беда. И я согласен с вами по всем пунктам… Не соглашусь только в одном маленьком, чисто профессиональном, нюансе, где вы говорите, что у Атлантова слишком открытый звук. Может, это просто особенность русской вокальной школы? Надо сказать, к последней в Европе зачастую относятся несколько пренебрежительно. Давно я смотрел одну передачу Андрея Караулова, где Паваротти с ироничной улыбкой заявлял, что, возможно, мы преувеличиваем значение и вклад наших великих отечественных певцов в мировое исполнительское искусство? С другой стороны, я знал молодого певца, тогда ещё студента, сейчас он ведущий солист в одном из оперных театров России… Вот не нравилась ему отечественная школа. Постоянно ездил в Италию и брал уроки у одного в прошлом профессионального музыканта, теперь преподавателя по вокалу. Тот спросил однажды: « Почему ты ездишь к нам? Да, у вас несколько иначе учат, иначе поют, но при этом русская школа имеет полное право на существование, как итальянская, как любая другая»… Редкость услышать подобное от европейца по отношению к России.
По ссылке попал на Галину Вишневскую. Отношение у меня к ней как к человеку сложное, но певица, конечно... В советское время имя Вишневкой и Ростроповича было под запретом, впервые услышал её ещё подростком в «Мефистофеле» Бойто на старенькой-старенькой пластинке. Очень понравилось. Ну а после уж переслушал многое… Где-то был восхищён, где-то – разочарован. Мне говорили, например, что она потрясающе исполняет цикл Мусоргского «Песни и пляски смерти»… Не знаю, как вам, но, по-моему, лучше Евгения Нестеренко этот цикл не поёт никто. И это при том, что чисто природные голосовые данные у него были достаточно ограниченными….
Ну вот как-то так…:) Ещё почитаю вас.
С уважением, Андрей Харламов.
Редко приглашаю авторов к себе, но если вам интересно – мой давний небольшой очерк о Пушкине http://proza.ru/2016/07/18/1021
Андрей Харламов 03.11.2022 18:19 • Заявить о нарушении / Удалить
+ добавить замечания
Здравствуйте, Андрей!
Спасибо за интересную рецензию.
За Пушкина благодарю, приятно.
По оперной части давайте я Вам отвечу по тезисам, так как Вы осветили их целую охапку.
1) Ваш тезис:
"Не соглашусь только в одном маленьком, чисто профессиональном, нюансе, где вы говорите, что у Атлантова слишком открытый звук. Может, это просто особенность русской вокальной школы? Надо сказать, к последней в Европе зачастую относятся несколько пренебрежительно. Давно я смотрел одну передачу Андрея Караулова, где Паваротти с ироничной улыбкой заявлял, что, возможно, мы преувеличиваем значение и вклад наших великих отечественных певцов в мировое исполнительское искусство?"
Мой ответ:
И да, и нет.
Я училась многие годы академическому вокалу параллельно всему прочему, и училась очень активно и многообразно. Не только распевая гаммы в классе и дома, но и усердно штудируя всю доступную литературу. И сейчас я не осавляю желания сделать свой вокальный блог, проявив себя и в амплуа вокалистки, а также вокального педагога. Меня вконтакте очень много спрашивали вокалисты, я давала им развернутые комментарии. Поэтому и комментарий этот, под которым Ваша рецензия, об этом же:о вокальной педагогике.
Давайте отвечу вам дальше в своей манере ответов, квантованно, добавляя через паузы.
"Русская вокальная школа", конечно, понятие достаточно условное.
Даже если взять вокальную школу Михаила Глинки, так он долгое время жил в Италии и из Италии привез и развил систему Глинки, которая получила определенную известность и за пределами России. До Глинки в России опера была, вопреки искусствоведческому и идеологическому мифу о том, что русская акаемическая музыка берет начало с Глинки.
На самом деле, 18 век это Русское Барокко. И уже были и Бортнянский, и Евстигней Зимин, и Галуппи и Джузеппе Сарти(итальянцы при русском Дворе), и наши Бортнянский и др. возвращались из итальянской стажировки. И не только композиторы, но и певцы, и художники, и архитекторы. И ученые.
Так что синьор Лючано Паваротти, к сожалению, просто не был в курсе развитости русской цивилизации и в том числе специальной, академически-музыкальной, и был в плену мифов о варварской России, когда делал подобные утверждения.
Я вас советую послушать восстановленную орисом Покровским оперу Дмитрия Бортнянского "Сокол", есть запись на пластинке. выложено. И например оперные увертюры Е.Зимина, Дж. Сарти - чтобы получить представление о том, какую музыку слушала просвещенная Россия задолго до Глинки.
Я бы сказала, что глинкинские оперы и романсы и выросли на этом материале, но в чем-то и утратили рафинированность барочной культуры. Не случайно же, растиражировано в литературе, что Царь прослушав "Ивана Сусанина", воскликнул:"В опере появился мужик!", не-опера, кабак.
Ну это он конечно по невежеству, будем считать.
Вообще, любая культурная традиция зарождается и проходя через фазисы развития. цвтения, пика, ппостепенно сходит на нет, вперед как бы опрощаясь, деградируя.
В этом плане я считаю, что 18 век выше в культуре, в том числе музыке, привычного нам 19 века. за исключением нескольких имен. Например, Чайковский. Кто изучил барочные реминисценции в его операх? В "Пиковой даме" и не только.
Теперь по русской вокальной школе.
Традиция идущая от знаменитых певцов, чьи имена ныне забыты, и осталось лишь имя Пелагеи Ковалевой-Жемчуговой и до Шаляпина - "преувеличением" и нациоанльным мифом великороссов быть не может.
2.
Открытый звук в опере это не русская вокальная школа. Выше я уже кратко напомнила чем была русская музыка параллельно той же итальянской, синхронно. 18 век был космополитичен и взаимосвязан.
Открытым звуком в опере петь нельзя, это эстрадный звук, даже в народной вокальной культуре традиция пения полу-открытым звуком. Например, как ни прекрасен голос Людмилы Зыкиной. как ни раскатист, и звучен, это народное пение, не оперное.
Если петь открытым звуком, то с оперной партией не справиться, нет оперного диапазона, без огругленности и прикрытости фонем звучность не раскроется, потонет в оркестре. Если о мужском вокале, то кажущийся объемным и сочным в комнате или маленькой студии голос, в условиях театра и зала окажется неполётным. и т.д.
Да и о ровности звучания тоже не придется тогда..
Но русская вокальная школа есть, у нее есть свои сильные стороны, недостижимые даже для Паваротти, и свои слабые стороны.
Русская школа это прежде всего шаляпинская традиция. Все русские певцы мужчины особенно признаются. что учились по пластинкам Шаляпина.
Это драматизм, актерское начало наравне с вокальным или даже впереди него. Тогда как итальянская и вообще европейская школа это сплошное бельканто, инструментальность звучания, при минимуме или отсутсвии драматического начала, пения содержания, а не звуков и слогов.
Если русские плохо поют, по мнению Паваротти и пропагандировавшего такие оценки в эфире "знатока оперы" А.Караулова. то чем объясняется "русское нашествие" в западные театры в 90-е гг 20в. после открытия Железного Занавеса? И спрос остается остается очень высоким!
Разница есть и в физических свойствах голосов и в технике постановки, опять же + и - и там, и там. я напишу об этом отдельно, хорошо?
3. Нет национальных школ вокала. Есть разные традиции в театральном смысле. Но в технике вокала, елси иметь в виду оперу, есть одна-школа:правильная.
Впереди в этом долго время были итальянцы. Но назовите хоть одного выдающегося певца/певицу, так или иначе не прошедшего через итальянскую школу бельканто, будь-то непостредственно, как класс Мазетти для Неждановой. Обуховой, Н.Фигнера. Будь-то опосредованно, как та же Гаина Вишневская, к котрой я теперь перейду.
Напомню, что в опере до недавнего времени микрофоны были невозможны, а с эстарды поют только под микрофон. Почему таая разница? Потому что открытый эстрадный звук не долетит без микрофона даже до первых рядов.
Чтобы петь в большом зале на тысячу мест слушателей и свободно исполняя голосм, который пролетает через оркестр в яме на сто инструментов и при этом исторгать из слушателей катарсические состояния восторга и очищения души - нужна колоссальная работа! Оперный артист это очень трудная и многогранная профессия. перед которой нельзя не снять шляпу уважения. И мелочей в этом деле нет.
О Вишневской. Она как раз образец такого труда.
Итак, что же Галина Вишневская?
4. Из Вашего:
"По ссылке попал на Галину Вишневскую. Отношение у меня к ней как к человеку сложное, но певица, конечно... В советское время имя Вишневкой и Ростроповича было под запретом, впервые услышал её ещё подростком в «Мефистофеле» Бойто на старенькой-старенькой пластинке. Очень понравилось. Ну а после уж переслушал многое… Где-то был восхищён, где-то – разочарован. Мне говорили, например, что она потрясающе исполняет цикл Мусоргского «Песни и пляски смерти»… Не знаю, как вам, но, по-моему, лучше Евгения Нестеренко этот цикл не поёт никто. И это при том, что чисто природные голосовые данные у него были достаточно ограниченными…."
Мой ответ:
С Вишневской сложно:приходится разделять к ней отношение "как к человеку" и как "к певице".
Чтобы сейчас не уйти в политические хитросплетения, в коих и ныне хотят того или нет вынужденно быть задействовоаны и ведущие артисты, и прямо сейчас такой острый момент, когда каждый сколько-то "медийная персона" делает свой моральный выбор:с ке кем он/она, с Родиной или?...
Обсудим пока Вишневскую-вокалистку.
Я тоже слушала арию из "Мефистофеля" Ариго Бойто, думаю, на той самой пластиночке фирмы "Мелодия", так как переслушала в первые годы своих занятий всё что могла предложить фонотека крупной областной библиотеки.
Даже помню синий цвет наклейки в круге грампластинки.
Еще на тех пластинках она пела из "Гугентов" Мейербера. Конечно. Татьяну с дуэте с Геогром Отсом-Онегиным и т.д.
Цикл М.Мусоргского "Песни и пляски смерти" Галина Павловна записала в Париже, точнее это была любительская запись 70-х гг, кто-то, имея камеру, сделал запись и спустя годы она попала к Вишневской. В интервью она сокрушалась тому, как мало осталось телевизионных записей если не считать пластинок. Действительно, я не знаю ни одной оперы, полностью записанной с молодой Вишневской, так, какие-то отрывки. И те малочислены.
А концерт тот парижский - мы смотрели с моей мамой по каналу Культура. где он был показан с предварительным интервью с Вишневской, вот год запамятовала.
Я помню сильное впечатление.
Мусоргский "показан" органике Вишневской и голосом, и её актерским амплуа, не случайно же она прославилась еще в партии Катерины в опере Шостаковича "Леди Макбет". Она Скорпион по знаку.
И не менее яркое впечатление:концерт романсов Чайковского и Рахманинова с Ростроповичем -концертмейстером, тоже арх запись -выложено на ю тьюб, чатсо переслушиваю.
По-моему, никто из исполнивших романсы Чайковского особенно - не нашел такого рисунка исполнения, как Вишневская. Это мое мнение. Вокалистка она была думающая, и ее вокал может нравится или нет, у нее была трудная молодость и это не могло не сказаться на ее голосе, но чего ей не занимать, это харизмы и прочтения запетого. Каждый романс как маленькая опера.
Еще послушайте программы "Романсы Глинки в исп Вишневской с Ростроповичем-акк." - не знаю даже кто из мужчин спел например "Сомнение"Глинки, как спела Вишневская.
и т.д.
Её Татьяна в фильме-опере(закадровый вокал) - это тоже вокал экстра.
А в исп Евгения Нестеренко я не знаю -спасибо, послушаю цикл Мусоргского.
По-моему, ответила хоть сколько-то на Ваши вопросы и замечания. Да, загляну к Вам. Спасибо за визит.
19ч28-20ч.38 = 1ч10м.
я теперь веду хронометраж времени, чтобы не в пустоту утекали минуты. Этот час потратила плодотворно.
Да, и о Татьяне, главной оперной партии Вишневской, в которой она вышло более ста раз.
В фильме-опере "Евгений Онегин" 50-х закадровый вокал- молодая Вишневская. голос еще ее очень чист и свеж, и что отвечу:звук прикрыт, сомбрирован. Сколько потом не слушала Татьян - все поют очень светлыми и не очень хорошо прикрытыми сопрано. Сравните.
Вишневская прошла иделаьную школу у частного педагога. как и Шаляпин.
Недостаки в физике голоса были и у Шаляпина, и у Вишневской, но Школа - у обоих со знаком качества! Почему, объясню в др раз, может бтыь статьей.
Вчера думала переслушать "Евгения Онегина" с Вишневской, фильм-опера, скачать заново.
Отойти от тяжести текущего периода, для всего мира и каждого. Давайте послушаем.
А по др. вопросу см у меня потом сттаью "Ошибка Галины Вишневской", на которую с года написания( 2014) до сих пор ходят читатели.
Подзаголовок я тогда дала статье:
"Не переходите Рубикон Родины".
Как в воду глядела. сейчас-то что творится.
Еще раз с уважением,
Зера Черкесова 2 03.11.2022 20:52 Заявить о нарушении / Удалить
---------------------------------
Зера, спасибо за столь развёрнутые комментарии к моему отзыву.
Я не музыкант, просто вырос в музыкальной семье, родители были певцами, среди дальних родственников актёры, музыканты...
"Сомнение" Глинки мне больше всего нравится в исполнении Рейзена. Послушаю обязательно Вишневскую, возможно, мнение изменю:)
Если будете слушать Нестеренко, мне лично больше нравится как он поёт не с оркестром, а с пианистом Владимиром Крайневым.
А ваш материал о Галине Вишневской тоже прочитаю.
Андрей Харламов 03.11.2022 21:09 Заявить о нарушении / Удалить
------------------
Спасибо!
Для меломана вы весьма подкованы в нюансах.
Впрочем, я тоже ныне скорее меломан, так как профессиональной карьеры в музыке не сделала, но может быть еще успеем с вами что-то сказать своего миру и в этой сфере.
Я работаю над несколькими темами:Музыка и искусство вообще Русского Барокко.
Музыкотерапия(см папку)и вокальная педагогика, надеясь кому-то передать свои знания(не "передача моих ощущений", если вы сын певцов. то сарказм поёмете).
поймёте, то есть.
Всего Вам доброго. Загляну.
Кстати, Вишневская постоянно в интервью рассказывавшая и в мемуарах подробно описавшая свои уроки у Веры Николаевны Гариной, ленинградской своей учительницы. исправившей ей голос, и поставившей академический вокал, и за год подготовившей аж до уровня прослушивания в Большой театр, - так вот Вишневская скрыла имя своего главного педагога, кому она обязана, постоянно выпирая Гарину.
Дело в том, что я училась у того же педагога(но по его рукописному наследию), у кого в юности училась Вишневская и чьего имени она ни разу нигде не назвала. Потом мне не раз говорили что мой голос им напоминает Вишневскую, ну правда и то, что Вишневское долгое время была слишком "медийна" и других певцов они просто не знали, но вот так.
Многое сокрыто, чего нет в официальных биографиях.
Зера Черкесова 2 03.11.2022 21:21 Заявить о нарушении / Удалить
А По Пушкину, и по Паваротти ...
Вы же понимаете политику русофобии причем по всем фронтам сразу бьют. Не заметили новая компания пошла:"Ломоносов никакой не гений, русские преувеличивают(опять преувеличивают! как и Пушкина, и русскую оперу и т.д.).
Зера Черкесова 2 03.11.2022 21:28 Заявить о нарушении / Удалить
Так что начали с Пушкина и русофобии и к ней вернулись, замкнув рондо. Извините за пространность, короче не получается когда задают вопросы увлеченным людям, а я очень любила и люблю музыку и русскую музыку особенно.
Зера Черкесова 2 03.11.2022 21:30 Заявить о нарушении / Удалить
+ добавить замечания
04.11.2022 00:05
https://zera-cherkesov.livejournal.com/336046.html
Свидетельство о публикации №122110400053