Эссе Библия. Пророк Самуил
ПРИМЕЧАНИЕ. 1-ая книга Самуила соответствует в других переводах Библии 1-ой книге Царств.
САМУИЛ вглядывался в лица людей. Весь народ собрался в городе Галгал по указанию этого верного Богу человека, не одно десятилетие прослужившего пророком и судьёй. Стоял май или июнь по современному календарю. Уже начался сезон засухи. На полях колосилась золотая пшеница, готовая к жатве. Собравшиеся люди молчали. Как же Самуилу достучаться до их сердец?
Израильтяне не осознавали всю серьёзность своего положения. Они требовали дать им царя из людей, не понимая, что тем самым проявляют вопиющее неуважение к своему Богу и к его пророку. По сути, они отвергли Бога как своего Царя! Как же Самуилу побудить их к раскаянию?
Пророк сказал народу: «Я состарился и поседел». Седина придавала ещё больший вес его словам. Он продолжил: «Я ходил перед вами с юных лет до этого дня» (1 Сам. 11:14, 15; 12:2). Самуил был стар, но он не забыл своей юности. Воспоминания о тех днях были по-прежнему живы в его памяти. Благодаря решениям, которые Самуил принял ещё в юном возрасте, он шёл по пути верного и преданного служения Богу.
Пророк непрестанно созидал и укреплял свою веру, несмотря на вероломство и неверие окружавших его людей. В сегодняшнем развращённом, полном неверия мире созидать веру тоже трудно. (Прочитайте Луки 18:8.) Давайте рассмотрим
жизнь Самуила начиная с того времени, когда он был маленьким мальчиком, и узнаем, чему мы можем научиться у него.
«ЮНЫЙ САМУИЛ СЛУЖИЛ ГОСПОДУ БОГУ».
У Самуила было необычное детство. Вскоре после того, как он был отнят от груди,— возможно, в возрасте трёх лет или чуть больше,— он начал служить при священном шатре Бога в Силоме, примерно в 30 километрах от своего родного города Рамы. Елкана и Анна, родители Самуила, посвятили его Богу, отдав для особого служения: он стал назореем на всю жизнь. Может быть, они не любили Самуила и поэтому оставили его при шатре? Вовсе нет! Они знали, что в Силоме об их сыне будут заботиться. Несомненно, за ним присматривал первосвященник Илий, при котором служил Самуил, а также женщины, выполнявшие какую-то работу при шатре (Исх. 38:8; Суд. 11:34—40).
Более того, Анна и Елкана никогда не забывали о своём горячо любимом первенце, само рождение которого было ответом на их молитву. Анна просила Бога о сыне и пообещала отдать его на священное служение. Каждый год Анна приходила в святилище и приносила Самуилу новое безрукавное платье для служения при шатре. Несомненно, мальчик очень дорожил этими встречами. Как же укрепляли его поддержка и наставление любящих родителей, а также их слова о том, какая это честь служить Богу в таком особом месте!
В наше время родители могут многому научиться у Анны и Елканы. Часто родители сосредоточиваются на заботе о физических потребностях своих детей, забывая о духовных. Родители же Самуила ценили духовное превыше всего, и это сильно повлияло на то, каким человеком вырос их сын. (Прочитайте Притчи 22:6.)
Представьте себе чувства подрастающего Самуила, когда он обследовал холмы вокруг Силома, разглядывал сверху город и раскинувшуюся рядом долину. А как, должно быть, замирало его сердце от счастья и гордости при одном только взгляде на священный шатёр Бога! Этот шатёр был поистине священным местом. Сооружённый под руководством Моисея примерно за 400 лет до описываемых событий, он был единственным на всей земле центром чистого поклонения Богу.
Любовь юного Самуила к священному шатру крепла с каждым днём. В сообщении, которое он позднее записал, мы читаем: «Юный Самуил служил Богу и ходил в подпоясанном льняном ефоде» (1 Сам. 2:18). Очевидно, эта простая безрукавная одежда была знаком того, что Самуил помогал священникам при шатре. Хотя он не принадлежал к числу священников, ему поручали определённые обязанности, например открывать двери во двор шатра по утрам и прислуживать престарелому Илию. Самуилу очень нравились его почётные задания, но со временем в его доверчивом сердце поселилась тревога. Что-то в доме Бога было явно не так.
ОСТАЛСЯ ЧИСТЫМ, СТОЛКНУВШИСЬ С ПОРОЧНОСТЬЮ.
Ещё в юном возрасте Самуил столкнулся с нечестием и порочностью. У Илия было два сына, Офни и Финеес. В Библии говорится: «Сыновья Илия были негодными людьми, они не признавали Бога» (1 Сам. 2:12). В этом стихе переплетаются две мысли. Офни и Финеес были «негодными людьми» — буквально «сыновьями никчёмности», потому что они не уважали Бога и совершенно не думали о его праведных нормах и требованиях. В этом коренилась причина их грехов.
В Божьем Законе конкретно оговаривались обязанности священников и то, как им следовало приносить жертвы в священном шатре. И для этого были веские причины! Ведь жертвы представляли всё то, что Бог предусмотрел для прощения грехов. Поэтому, принося их, народ мог быть чистым в глазах Бога, достойным его благословений и руководства. Но, глядя на Офни и Финееса, другие священники тоже стали относиться к приношениям крайне неуважительно.
Представьте, как юный Самуил смотрел на всё это и видел, что такие серьёзные грехи остаются безнаказанными. Сколько раз ему приходилось наблюдать, как бедные, смиренные, подавленные люди приходили к священному шатру в надежде обрести духовное утешение и силы, но их ждало разочарование, обида и унижение! А что он почувствовал, когда узнал, что Офни и Финеес нарушали ещё и законы Бога о половой морали, вступая в интимные отношения с женщинами, которые служили при священном шатре? (1 Сам. 2:22). Возможно, он надеялся, что Илий что-нибудь предпримет.
Илий, как никто другой, мог исправить положение. Будучи первосвященником, он отвечал за то, что происходит в священном шатре. Как отец, он был обязан исправлять своих сыновей, ведь они вредили не только себе, но и многим другим людям, жившим в той земле. Но Илий оказался плохим отцом и плохим первосвященником. Он лишь слегка укорял сыновей. (Прочитайте 1 Самуила 2:23—25.) А они нуждались в серьёзном порицании, так как совершали грехи, достойные смерти!
Дело дошло до того, что Бог послал к Илию «Божьего человека» — пророка, чьё имя Библия не называет,— передать ему грозную судебную весть. Бог сказал Илию: «Ты чтишь своих сыновей больше, чем меня». Бог предсказал, что нечестивые сыновья Илия умрут в один день, что семью Илия постигнет много бед и что она даже лишится своего почётного места среди священства. Изменилось ли что-нибудь в семье Илия после этого сурового предупреждения? Судя по библейскому сообщению, оно не затронуло сердце его домашних (1 Сам. 2:27—3:1).
Как царившая вокруг порочность повлияла на юного Самуила? Время от времени в этом мрачном описании светлым лучиком проскальзывают строки о том, что Самуил рос и делал успехи. Вспомним, что в 1 Самуила 2:18 мы читали, как верно «юный Самуил служил Богу». Даже будучи ребёнком, Самуил сосредоточивал свою жизнь на служении Богу. В стихе 21 той же главы записаны ещё более тёплые слова: «Юный Самуил подрастал у Бога». Мальчик взрослел, и его дружба с небесным Отцом крепла. Такие близкие личные отношения с Богом — самая надёжная защита от любой порочности.
Самуил мог бы легко прийти к выводу, что раз грешит сам первосвященник и его сыновья, то и ему не возбраняется вести себя как угодно. Однако порочность других, даже тех, кто занимает высокое положение, не оправдывает греха. Сегодня многие юные христиане следуют примеру Самуила и «подраста[ют] у Бога», сохраняя дружбу с ним, даже когда окружающие подают им отнюдь не безупречный пример.
Какую пользу приносило Самуилу то, что он стремился сохранять непорочность? Мы читаем: «Между тем юный Самуил подрастал и всё больше нравился Богу и людям» (1 Сам. 2:26). Да, Самуила любили. По крайней мере, его любили те, чьё мнение было для него важным. Сам Бог ценил этого мальчика за его верность. И конечно же, Самуил знал, что Бог покончит со всем злом, творившимся в Силоме. Но возможно, он задавался вопросом — когда? И однажды ночью Самуил получил ответы на свои вопросы.
«ГОВОРИ, ТВОЙ СЛУГА СЛУШАЕТ».
Приближалось утро, но ещё не рассвело, и в священном шатре мерцал свет большого светильника. В тишине Самуил услышал, как кто-то зовёт его по имени. Он подумал, что это был престарелый и уже почти слепой Илий. Самуил встал и побежал к нему. Представьте, как мальчик босиком спешит к Илию, желая узнать, зачем тот звал его. Такое уважительное и доброе отношение Самуила к Илию поистине трогательно. Несмотря на все свои грехи, Илий по-прежнему был первосвященником Бога (1 Сам. 3:2—5).
Самуил разбудил Илия, сказав: «Я здесь. Ты меня звал?» Но Илий ответил, что не звал его, и отослал обратно. То же самое повторилось во второй и третий раз. Наконец Илий понял, что; происходит. В те дни Бог редко посылал своему народу видения или пророческие вести, и нетрудно понять почему. Тем не менее Илий догадался, что к этому мальчику обращался сам Бог. Илий велел Самуилу снова лечь и научил его, как правильно отвечать Богу. Самуил послушался Илия. Вскоре он услышал голос: «Самуил, Самуил!» Мальчик ответил: «Говори, твой слуга слушает» (1 Сам. 3:1, 5—10).
Наконец у Бога появился в Силоме служитель, который его слушал. Самуил поступал так всю свою жизнь. А вы? Не нужно ждать, что мы услышим ночью голос свыше. Сегодня голос Бога, образно говоря, звучит для нас всегда. Он раздаётся со страниц Божьего Слова, Библии. Чем чаще мы слушаем Бога и откликаемся на его призыв, тем крепче становится наша вера. Так было и с Самуилом.
События, произошедшие той ночью в Силоме, стали важной вехой в жизни Самуила. Ведь именно тогда он обрёл особые отношения с Богом, став его пророком и представителем. Сначала мальчику было страшно сообщить слова Бога Илию, ведь это была грозная весть о том, что пророчество, высказанное против его семьи, скоро исполнится. Но Самуил набрался храбрости и всё рассказал ему, а тот смиренно согласился с Божьим приговором. Прошло немного времени, и сказанное
Богом полностью исполнилось. Израильтяне вступили в сражение с филистимлянами, и Офни с Финеесом погибли в один день. А Илий умер, когда узнал, что священный ковчег Бога был захвачен (1 Сам. 3:10—18; 4:1—18).
Слава Самуила как верного пророка росла. В Библии говорится, что «Бог был с ним», и добавляется, что Бог не оставлял неисполнившимся ни одно из пророчеств Самуила. (Прочитайте 1 Самуила 3:19.)
«САМУИЛ ПРИЗВАЛ БОГА».
Но следовали ли израильтяне руководству Самуила и стали ли они духовно настроенным, верным Богу народом? Нет. Со временем они решили, что не хотят, чтобы их судил просто пророк. Они пожелали, чтобы у них, как и у других народов, был царь. По указанию Бога Самуил выполнил их просьбу. Но ему нужно было помочь израильтянам осознать всю тяжесть их греха. Они отвергли не человека, а самого Бога! Вот почему Самуил созвал народ в Галгал.
Давайте вернёмся к тому напряжённому моменту, когда Самуил обращался к Израилю в Галгале. Пожилой пророк напомнил израильтянам, что он всю жизнь хранил непорочность, а затем, как мы читаем, «Самуил призвал Бога». Он попросил Бога послать грозу (1 Сам. 12:17, 18).
Гроза в сезон засухи? Это неслыханно! Но если кто-то из народа усомнился или усмехнулся, то ненадолго. Внезапно небо заволокло тёмными тучами. Подул сильный ветер, пригибая к земле пшеницу на полях. Раздались грозные раскаты грома, и полил дождь. Какой была реакция людей? «На весь народ напал сильный страх перед Богом и Самуилом». Наконец они поняли, как сильно согрешили (1 Сам. 12:18, 19).
Не Самуил, а его Бог достучался до их мятежных сердец. С юных лет и до старости Самуил проявлял веру в Бога. Поэтому Бог вознаградил его. С тех пор Бог не изменился: он всё так же поддерживает тех, кто подражает вере Самуила.
РАЗОЧАРОВАНИЯ НЕ СЛОМИЛИ ЕГО ВЕРУ.
САМУИЛ видел, как Силом охватила скорбь. Казалось, плакал весь город. Отовсюду доносились рыдания женщин и плач детей. Сколько семей обошла мрачная весть о том, что отцы, мужья, сыновья и братья уже никогда не вернутся домой? Известно лишь, что в кровопролитном сражении с филистимлянами было убито 30 000 израильских воинов, а незадолго до этого в другом сражении погибло 4 000 израильтян (1 Сам. 4:1, 2, 10).
Но это были ещё не все несчастья, постигшие Израиль. Офни и Финеес, негодные сыновья первосвященника Илия, взяли с собой из Силома священный ковчег соглашения. Он представлял собой ящик, сделанный из драгоценных материалов, который обычно находился в отделении священного шатра, называемом Святое святых. Ковчег соглашения символизировал присутствие Бога. Израильтяне же взяли ковчег в сражение, бездумно полагая, что он, словно талисман, принесёт им победу. Однако филистимляне захватили ковчег, а Офни и Финееса убили (1 Сам. 4:3—11).
Священный шатёр и ковчег находились в Силоме не одно столетие. Теперь же ковчег был утрачен. Услышав об этом, 98-летний Илий упал навзничь со скамьи и умер. Его невестка, овдовевшая в тот день, умерла во время родов. Перед смертью она сказала: «Слава ушла от Израиля в изгнание». Те события навсегда изменили Силом (1 Сам. 4:12—22).
Как Самуил переживёт все эти тяжелые потрясения? Окажется ли его вера достаточно крепкой, чтобы помогать народу, утратившему Божье одобрение и защиту? Все мы время от времени сталкиваемся с трудностями и переживаем разочарования, которые испытывают нашу веру. Поэтому давайте узнаем, чему пример Самуила может научить нас.
ОН УТВЕРЖДАЛ ПРАВЕДНОСТЬ.
На этом библейское повествование о Самуиле прерывается, чтобы рассказать нам о том, что произошло с ковчегом соглашения. Захватив его, филистимляне терпели одно бедствие за другим и в конце концов были вынуждены вернуть его обратно. Когда повествование вновь возвращается к Самуилу, минуло уже 20 лет (1 Сам. 7:2). Чем он был занят все эти годы? Нам не нужно теряться в догадках.
Из Библии мы узнаём, что, до того как началась война, «Самуил передавал слова Бога всему Израилю» (1 Сам. 4:1). Далее, описывая последующий период жизни Самуила, Священное Писание говорит, что у него был обычай раз в год посещать три израильских города, чтобы судить народ и улаживать разногласия, после чего он возвращался в свой родной город, Раму (1 Сам. 7:15—17). Очевидно, что в течение этих 20 лет у Самуила было очень много дел.
Распущенность сыновей Илия подорвала веру израильтян. По всей видимости, многие из них обратились к идолам. Даже спустя два десятилетия ревностного служения Самуил призывал народ: «Если вы обращаетесь к Богу всем сердцем, тогда удалите от себя Астарт и других чужеземных богов, без колебаний обратите своё сердце к Богу и служите только ему, и он избавит вас от рук филистимлян» (1 Сам. 7:3).
Рука филистимлян тяготела над Израилем. Полностью разбив израильскую армию, филистимляне поняли, что теперь могут безнаказанно притеснять народ Бога. Однако Самуил заверил израильтян, что всё изменится, если они вернутся к Богу. Как они откликнулись на слова пророка? К радости Самуила, они избавились от идолов и «стали служить только Богу». Самуил созвал собрание в Массифе — городе в гористой местности к северу от Иерусалима. Придя туда, народ постился, раскаиваясь в том, что поклонялся идолам. (Прочитайте 1 Самуила 7:4—6.)
Филистимляне, узнав об этом собрании, решили воспользоваться случаем. Они отправили в Массифу войско, чтобы уничтожить служителей Бога. Израильтяне услышали о надвигающейся опасности. Испугавшись, они попросили Самуила помолиться за них. Он помолился и принёс Богу жертву. В тот момент к Массифе подступили филистимские полчища. Тогда Бог ответил на молитву своего пророка и «прогремел громом на филистимлян», выразив своё негодование (1 Сам. 7:7—10).
Трудно представить, чтобы филистимляне испугались обычного грома и повели себя как дети, которые, едва заслышав раскатистое эхо, в страхе прячутся за мамой. Это были сильные, закалённые в битвах воины. Однако гром, по всей видимости, был необычным. Может, он прогремел среди ясного неба или же эхом отразился от холмов, приведя вражескую армию в полное смятение? Как бы то ни было, произошедшее повергло филистимлян в ужас. В один миг из нападавших они превратились в преследуемых. Тогда израильтяне, выступив из Массифы, поразили их и преследовали многие километры до Вефхора, что юго-западнее Иерусалима (1 Сам. 7:11).
Эта битва стала переломным моментом в жизни израильского народа. Во все дни, пока Самуил был судьёй, израильтяне оттесняли филистимлян. Города один за другим возвращались во владение Божьего народа (1 Сам. 7:13, 14).
Много столетий спустя апостол Павел упомянул Самуила среди верных пророков и судей, которые «утверждали праведность» (Евр. 11:32, 33). Самуил на самом деле сделал очень много для того, чтобы израильтяне поступали правильно с точки зрения Бога. Его служение было плодотворным, потому что он терпеливо ждал Бога и верно выполнял порученное ему задание, несмотря на разочарования. Кроме того, он был благодарным человеком. После победы в Массифе Самуил поставил памятник, который напоминал всем о дарованном Богом спасении (1 Сам. 7:12).
Хотите ли вы утверждать праведность? Если да, то подражайте Самуилу в проявлении терпения, смирения и признательности. (Прочитайте 1 Петра 5:6.) Всем нам необходимо развивать эти качества. Благодаря тому что Самуил приобрёл и проявлял их, когда был молод, он смог справиться с более глубокими разочарованиями в преклонные годы.
«ТВОИ СЫНОВЬЯ НЕ ХОДЯТ ТВОИМИ ПУТЯМИ».
Библия вновь упоминает о Самуиле, когда он уже состарился. У него было двое сыновей, Иоиль и Авия, которым он поручил обязанность помогать ему судить народ. К сожалению, они не оправдали его доверия. В противоположность своему отцу, честному и справедливому человеку, Иоиль и Авия пользовались своим положением в корыстных целях. Они извращали правосудие и брали взятки (1 Сам. 8:1—3).
Однажды к пожилому пророку пришли старейшины Израиля и стали жаловаться: «Твои сыновья не ходят твоими путями» (1 Сам. 8:4, 5). Знал ли Самуил о плохих поступках своих сыновей? В Библии об этом не говорится. Но, в отличие от Илия, Самуила как отца упрекнуть было не в чем. Бог осудил и наказал Илия за то, что тот не исправлял своих нечестивых сыновей и чтил их больше, чем Его (1 Сам. 2:27—29). Однако о Самуиле Бог не сказал ничего подобного.
В Библии не упоминается, какие переживания, стыд и разочарование испытал Самуил, узнав о непристойном поведении своих сыновей. Как ни печально, но многим родителям подобные чувства хорошо знакомы. В наше сложное время молодые всё чаще восстают против авторитета родителей и пренебрегают их наставлениями. (Прочитайте 2 Тимофею 3:1—5.) Размышляя над примером Самуила, родители, которые испытывают такую боль, могут найти утешение и руководство. Самуил не позволил неправедному поведению сыновей хотя бы немного пошатнуть свою решимость оставаться верным Богу. Помните: даже если слова и наставления не достигают очерствевших сердец детей, пример родителей всё равно оказывает на них сильное влияние. Более того, родители всегда могут радовать своего небесного Отца Бога, как это делал Самуил.
«ПОСТАВЬ... НАД НАМИ ЦАРЯ».
Сыновья Самуила не могли и представить, к каким последствиям приведут их алчность и себялюбие. Старейшины Израиля сказали пророку: «Поставь же над нами царя, чтобы он судил нас, как это принято у всех других народов». Почувствовал ли Самуил, что его отвергли? Ведь он не одно десятилетие судил этот народ перед Богом. Но теперь израильтяне хотели, чтобы их судил не простой пророк, как Самуил, а царь. У соседних народов были цари, и израильтяне тоже захотели себе царя. Что об этом думал пророк? Мы читаем, что это «Самуилу не понравилось» (1 Сам. 8:5, 6).
Обратите внимание на то, что Бог ответил Самуилу, когда пророк открыл ему свои чувства в молитве: «Послушайся голоса народа и сделай всё, что они тебе говорят, потому что не тебя они отвергли, а меня, чтобы я не был над ними царем». Несомненно, эти слова утешили Самуила, но как просьба израильтян, должно быть, оскорбила Всемогущего Бога! Бог повелел пророку предупредить израильтян, чем для них обернётся желание иметь царя. Самуил передал им слова Бога, но они упрямо настаивали: «Нет! Пусть у нас будет царь». Неизменно послушный Богу, Самуил пошёл и помазал избранного Богом царя (1 Сам. 8:7—19).
Как Самуил исполнил поручение Бога? Небрежно и с недовольством? Позволил ли он обиде и разочарованию укорениться в своём сердце? Нет, Самуил никогда бы так не поступил. Он помазал Саула и признал, что тот был выбран Богом. Самуил поцеловал Саула, таким образом поприветствовав нового царя и выразив ему свою преданность. Самуил сказал народу: «Видите, кого избрал Бог? Во всём народе нет такого, как он» (1 Сам. 10:1, 24).
Самуил не сосредоточивался на недостатках избранника Бога, а обращал внимания на его достоинства. Что же до самого Самуила, то его волновало не мнение непостоянных людей, а его репутация перед Богом (1 Сам. 12:1—4). Он верно выполнил порученное Богом задание, предупредив израильтян о духовных опасностях и побудив их сохранять преданность Богу. Предостережение Самуила достигло сердец людей, и они попросили его помолиться за них. Вот какие трогательные слова произнёс он в ответ: «Для меня же немыслимо согрешить перед Богом, перестав молиться о вас, но буду наставлять вас на хороший и правильный путь» (1 Сам. 12:21—24).
Испытывали ли вы разочарование, когда определённое задание или почётную обязанность поручили не вам, а кому-то другому? Пример Самуила напоминает нам о том, что мы не должны позволять обиде и зависти укорениться в нашем сердце. (Прочитайте Притчи 14:30.) Ведь у Бога найдётся вознаграждающее и удовлетворяющее задание для каждого верного служителя.
«СКОЛЬКО ЕЩЁ ТЫ БУДЕШЬ СКОРБЕТЬ О САУЛЕ?»
Самуил не ошибся, когда обратил внимание на положительные качества Саула. Это был незаурядный человек: высокий, привлекательный, мужественный, находчивый и к тому же скромный и смиренный (1 Сам. 10:22, 23, 27). Помимо этого Саул обладал ещё одним ценным даром — свободой воли, или возможностью самому выбирать жизненный путь и принимать решения (Втор. 30:19). Как он им воспользовался?
К сожалению, довольно часто, когда человек обретает власть, первое, что он теряет,— это скромность. Очень скоро Саул стал высокомерным. Он не исполнял повелений Бога, которые ему передавал Самуил. Однажды Саул, потеряв терпение, принёс жертву, хотя знал, что это должен был сделать Самуил. Пророк строго осудил Саула и предсказал, что царская власть будет отнята у его семьи. Но Саул не исправился, а наоборот, стал проявлять непослушание ещё в большей мере (1 Сам. 13:8, 9, 13, 14).
Через Самуила Бог повелел Саулу пойти войной на амаликитян, а также убить их нечестивого царя, Агага. Однако Саул пощадил Агага и лучшее из добычи, подлежавшей уничтожению. Когда Самуил пришёл, чтобы обличить Саула в грехе, стало очевидно, как сильно тот изменился. Вместо того чтобы смиренно принять порицание, Саул начал оправдываться, попытался перевести разговор на другую тему и переложить вину на народ. Стремясь избежать наказания, Саул заявил, что часть добычи хотели принести в жертву Богу. В ответ Самуил произнёс известные слова: «Послушание лучше жертвы». Он бесстрашно осудил царя и объявил ему решение Бога: царская власть над Израилем будет вырвана из рук Саула и дана другому человеку, который лучше его (1 Сам. 15:1—33).
Самуил глубоко опечалился из-за неверности Саула. Всю ночь он изливал Богу в молитве свои переживания. Он даже скорбел о Сауле. Самуил возлагал на него большие надежды, но они не сбылись. Саул был уже не тем человеком: он утратил свои лучшие качества и пошёл против Бога. Поэтому Самуил больше не хотел видеть царя. Спустя какое-то время Бог мягко исправил своего пророка: «Сколько ещё ты будешь скорбеть о Сауле? Ведь я отверг его, чтобы он не был царём над Израилем. Наполни рог маслом и иди. Я посылаю тебя к вифлеемлянину Иессею, потому что из его сыновей я выбрал себе царя» (1 Сам. 15:34, 35; 16:1).
Исполнение Божьего замысла не зависит от несовершенных людей, которые могут поступиться преданностью Богу. Если кто-то становится неверным, Бог найдёт другого, кто будет исполнять его волю. Пожилой пророк перестал печалиться о Сауле. По указанию Бога Самуил отправился в Вифлеем к Иессею, у которого было несколько красивых сыновей. Однако Бог предостерёг Самуила от того, чтобы судить по внешности. (Прочитайте 1 Самуила 16:7.) В конце концов перед Самуилом предстал младший сын, Давид,— он-то и оказался избранником Бога.
В последние годы жизни Самуил ещё лучше понял, насколько верным было решение Бога заменить Саула Давидом. Саул опустился до злобной зависти и отступничества. А Давид проявлял прекрасные качества: смелость, праведность, веру и преданность. С годами вера Самуила только укреплялась. Он убедился, что нет такого разочарования, которое Бог не смог бы устранить и обратить в благословение. Самуил прожил замечательную жизнь, продолжавшуюся почти столетие. Неудивительно, что смерть этого верного пророка оплакивал весь Израиль.
Свидетельство о публикации №122110304064