Бегство Клелии... Франс Вутерс
Иеротопическая методология, разработанная А. М. Лидовым, рассматривает процессы сакрализации мест и пространств как осознанную творческую деятельность. Реформация отменила традиционную сакральность
церквей и святилищ, но открыла дорогу протестантской иеротопии сакрализации материального мира в целом,
как Божьего творения.
Иеротопическая методология, разработанная первоначально в контексте византийских сакральных пространств, применена в исследовании протестантской сакрализации материального мира. Барочный, «восторженный» натурализм голландской живописи Золотого века интерпретирован как иконография этой новой сакральности. В свете протестантской иеротопии, букеты, натюрморты и пейзажи становятся иконами Божьего Творения, а домашние интерьеры предстаютв образе храмов освященного домашнего уюта. Обсуждается влияние естественного богословия XVII века, кальвинистских доктрин, неостоицизма, спинозизма и бэконианства на формирование в протестантской культуре обостренного внимания к видимому миру и иконизации Творения, имевшей выраженный пантеистический оттенок.
Картина «Клелия и ее подруги спасаются от этрусков», Франс Вутерс.*
Клелия, лат. — легендарная героиня первых лет римской республики.
Римские летописцы говорят о ней как о реально существующей личности; но вряд ли мы совершим большую ошибку, уделив ей место среди героев легенд и мифов. Во время войны между римлянами и этрусским царем Порсенной попала в лагерь этрусков в качестве заложницы (якобы в 507 г. до н.э.). Ночью, обманув стражу, она переплыла Тибр вместе с другими римскими девушками и вернулась в родной город.
Порсенна потребовал от римлян выдачи Клелии вместе с остальными беглянками. Когда римляне решили, что требование Порсенны справедливо, и удовлетворили его, этрусский царь, восхищенный поступком Клелии, вернул ей свободу и позволил взять с собой несколько человек из числа пленных римлян.
Клелия выбрала не взрослых мужчин, а несовершеннолетних, чтобы избавить их от тягот плена. Как пишет Ливий, впоследствии римляне воздвигли конную статую своей бесстрашной и благородной соотечественницы у Святой дороги на Римском форуме. Похожий рассказ есть у Плутарха, но о другой девушке – Валерии, дочери Валерия Попликолы.
Кстати: Ларс Порсенна (лат. Larth Porsenna) — этрусский царь и полководец, правитель города Клузий. В 508—507 годах до н. э. по просьбе Тарквиния Гордого воевал против Рима. По преданию, Порсенна заключил мир с Римом после того, как Муций Сцевола, который должен был убить Порсенну, доказал свою силу воли и преданность Риму, обуглив свою руку над огнём.
Франс Вутерс (нидерл. Frans Wouters, 1612—1659) — фламандский художник эпохи барокко, ученик Питера Пауля Рубенса, торговец произведениями искусства.
Родился в Лире в сентябре 1612 года, крещён 2 октября. В возрасте 17 лет поступил учеником в мастерскую антверпенского художника Питера ван Авонта. В 1634 году перешёл в мастерскую Питера Пауля Рубенса, в следующем году был принят в гильдию Святого Луки в Антверпене и зачислен придворным живописцем штатгальтера Испанских Нидерландов кардинала Фердинанда Австрийского. В 1637 году штатгальтер командировал его в составе дипломатической миссии в Англию, где стал художником будущего английского короля Карла II.
В 1641 году Вутерс вернулся в Антверпен и был приглашён в качестве эксперта-оценщика для описания оставшихся в мастерской работ недавно умершего Рубенса. Он закончил несколько незавершённых Рубенсом картин. Так же он возобновил сотрудничество с Питером ван Авонтом и занялся торговлей произведениями искусства. В 1644 году женился на дочери городского казначея Антверпена Марии Донкер, которая принесла ему значительное состояние. В 1648 году избран деканом антверпенской гильдии Святого Луки. В этом же году он был вовлечён в продажу одной из крупнейших коллекций произведений искусства, принадлежавшей Джорджу Вильерсу, герцогу Букингемскому. До самой смерти Вутерс продолжал поддерживать отношения с английским королём Карлом II и в 1658 году даже значился его камергером.
Скончался в Антверпене в 1659 году.
В живописи Вутерс специализировался в основном в аллегорических картинах и пейзаже со стаффажными фигурами, иллюстрирующими какой-либо религиозный или мифологический сюжет. Работы Вутерса есть во многих ведущих музеях мира: в Уффици, Пушкинском музее, Венском музее истории искусств, Лондонской национальной галерее и других. Ярким образцом его творчества является картина из собрания Эрмитажа «Пейзаж с Кимоном и Ифигенией», которую он заканчивал после Рубенса.
@
Свидетельство о публикации №122110301853